Главная страница


Протокол № от 20 г. Руководитель мо д. Р. Галина «Согласовано»



Скачать 495.69 Kb.
НазваниеПротокол № от 20 г. Руководитель мо д. Р. Галина «Согласовано»
страница1/3
Дата14.04.2016
Размер495.69 Kb.
ТипПротокол
  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 с. Инзер

муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

На заседании МО

Протокол №_____от «____»____________20 г.

Руководитель МО __________ Д.Р. Галина

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Ф.Х. Киньябаева

«____»____________20 г.


«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ №2 с.Инзер

__________ Р.Н. Идрисов

Приказ №__от «___»________20 г.

Рабочая программа

по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение»
Уровень обучения: начальное общее образование, 1 а класс
Составила учитель первой квалификационной категории

Султанова Разиля Идрисовна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение» составлена для 1 класса общеобразовательных организаций с родным (нерусским) языком обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основании образовательной программы русскому языку и литературному чтению для начальных классов общеобразовательных организаций Республики Башкортостан с родным языком обучения авторов Р.Г. Давлетбаевой, З.Г. Сахиповой, Ф.Ф. Азнабаевой, Л.Г Гималовой.
Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению составлена на основе документов


  • федерального уровня:

1) Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013);

2) ФГОС НОО Пр. МОиН РФ от 06.10.2009г. №373, Пр. МОиН РФ от 06.09.2011г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО»

3) Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253;


  • регионального уровня:

1) Закон Республики Башкортостан «Об образовании» от 1.07.2013г. №696-з;

2) Региональный базисный учебный план Республики Башкортостан. (приказ № 824 от 06.05.2014 года Министерства образования РБ).

3) Образовательной программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов башкирской школы. – Уфа: Китап, 2014. – 112с. Авт. Давлетбаева Р.Г., Сахипова З.Г., Азнабаева Ф.Ф., Гималова Л.Г.

4) Учебник «Русский язык». Авторы: Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф., Сахипова З.Г. – Уфа: Китап, 2012.- 152с.

5) Учебник «Литературное чтение». Авторы: Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф., Сахипова З.Г., Гималова Л.Г. – Уфа: Китап, 2013.- 88с.;


  • школьного уровня:

1)Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ №2 с. Инзер МР Белорецкий район Республики Башкортостан;

2) Учебный план МОБУ СОШ №2 с. Инзер на 2015-2016 учебный год.
Многолетние исследования башкирских учёных (Ф. Ф. Азнабаевой, 3. Г. Сахиповой, А. Б. Ишемгуловой, Р. А. Абуталиповой, М. С. Давлетшиной, X. А. Тулумбаева, Р. Г. Давлетбаевой и др.) по проблемам изучения русского языка говорят о том, что обучение неродному (русскому) языку с опорой на родной даёт положительные результаты. В настоящее время, когда осуществляется более ранний переход на изучение русского языка, следует больше внимания уделять взаимоопоре языков при обучении. Не только родной язык помогает усвоению русского языка, но и русский, в свою очередь, помогает лучше и глубже понять родную речь, по-новому оценить многие лингвистические факты.

Многолетний опыт работы учёных и практиков республики по обучению русскому языку детей башкир, татар, марийцев, чувашей и т. п. убедил нас в том, что для успешного усвоения учащимися второго языка в период обучения грамоте необходим тщательный учёт лингвистического своеобразия и общих закономерностей русского и родного языков.

Обучение русскому языку детей, говоривших до поступления в школу только на родном языке, — трудоёмкий, длительный процесс. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что 50—70% детей республики, где обучение ведётся на родном языке, при поступлении в школу не владеют русским языком. Поэтому при обучении второму языку — русскому — определяющим направлением языкового образования является коммуникативность.

Коммуникативная направленность программы требует особого подхода и значительных усилий при обучении первоклассника устной (разговорной) речи. Поэтому пристальное внимание уделено материалам программы по овладению определённым запасом активного словаря, а также одновременной активизации пассивного (запасы слов внутренней речи) запаса ребёнка. На основе освоенного словаря младший школьник постепенно учится использовать языковые средства в общении, осознавать их соответствие языковым нормам, различным ситуациям речевого общения, т. е. закладываются предпосылки для формирования общей культуры человека.

Цель курса:

  • ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково–символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного и безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

  • обучение первоначальному чтению на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

  • Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).

Задачи курса:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способности к творческой деятельности.

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; Воспитание интереса к чтению и книге.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отряженной в художественной литературе.

  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

  • Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Основные принципы:

психологический - формирование высоконравственной личности;

принцип преобладания устной речи, опирающийся не столько на теорию, сколько на речевые образцы;

принцип опоры на родной язык;

культурологический принцип обучения русскому языку – воспитание уважительного отношения ко второму языку, приобщение к культуре и литературе русского народа.

Общая характеристика учебного предмета

В 1 класс образовательной организации с родным (нерусским) языком обучения поступают дети, которые в подавляющем большинстве не владеют русским языком, так как живут в населённых пунктах, где компактно проживают в основном люди одной национальности (башкиры или татары, чуваши или марийцы и т. д.). В данных условиях дети не имеют практического общения на русском языке, и в школе они впервые приступают к изучению государственного языка, языка межнационального общения своей Родины — России. Необходимо отметить, что современные телекоммуникации (телевидение, радио, компьютер и т. п.) оказывают определённое влияние на развитие внутренней речи ребёнка, способствуют формированию словарного запаса, но из-за отсутствия живого общения на русском языке ребёнок не может овладеть разговорной речью. Поэтому особое внимание в курсе обучения грамоте уделяется развитию устной (разговорной) речи первоклассника.

При построении содержания обучения, т. е. разработке программного учебного материала, и в процессе организации обучения грамоте необходимо принимать во внимание следующие положения.

1. Русский язык является государственным языком нашего государства — Российской Федерации, в том числе Республики Башкортостан, языком межнационального общения, а также вторым языком обучения в национальных школах; этот язык должен быть изучен на достаточно высоком уровне, поэтому необходимо сформировать предпосылки для того, чтобы дети выпускного класса начальной школы научились свободно говорить на русском языке.

2. Обучение русской грамоте с опорой на знания, полученные на уроках обучения родной грамоте, — ведущий принцип программного курса. Опираясь на то, что некоторые явления, законы языка, а также многие буквы алфавитов родного и русского языков совпадают, а также учитывая то, что учебный материал осознанно, лучше усваивается на своём родном языке, необходимо изучить возможную часть программного материала изначально на уроках родного языка, а затем на уроках обучения русской грамоте. При такой организации обучения усвоение языкового материала будет происходить на более осознанном уровне. Также учащиеся в опережающем плане овладевают многими умениями и навыками, связанными со способами и приёмами учебной деятельности, которые могут быть успешно использованы на уроках обучения русской грамоте.

Процесс развития двуязычия в сознании нерусского ребёнка происходит при взаимодействии двух языков. О большой роли родного языка в усвоении русского положительно высказываются современные учёные, занимающиеся проблемами формирования и развития национально-русского и русско-национального двуязычия. Учёные (В. А. Артёмов, Б. В. Беляев, Е. М. Верещагин, Н. И. Жинкин, Л. В. Щерба и др.) в своих исследованиях отмечают, что при усвоении второго языка неизбежен процесс взаимодействия двух языковых систем.

Структуру программы составляют темы, в которых обозначены основные содержательные линии формирование речевой деятельности. Программа курса обучения грамоте даёт знания о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности (аудирование, слушание, чтение, письмо). Происходит знакомство с содержательными сторонами речи и её формальными средствами выражения (грамматикой, графически-знаковыми моделями). С самого начала учебной деятельности слово становится основным объектом изучения, далее переплетается с понятиями предложения и сочетания слов, словосочетания и т. д.

Материалы, с которыми учащийся, оперируя, преобразовывая, выходит на понятия, предусмотренные учебной программой, помогают ему осознанно ориентироваться в звуковой системе языка, понять общий принцип образования слогов и целых слов, сочетаний слов, предложений; освоить механизм слушания, говорения, чтения и письма.

I. Обучение слушанию. Восприятие речи, звуков речи на слух является одним из главных факторов, обусловливающих успех овладения языком как средством общения. Слуховое восприятие важно не только для обмена информацией, но и как необходимое условие для формирования навыком звукового анализа. К моменту поступления в школу ребёнок не готов к восприятию слова как объекта изучения, учебного исследования, а также слуховому восприятию звуков речи для воспроизведения последовательности звуков, его качественных характеристик, что имеет огромное значение в обучении чтению и письму. Для того чтобы звук был воспринят, необходимо совершить предметное действие артикуляционно-двигательного характера, где чрезвычайно велика роль зрительного ощущения и слухового восприятия.

Ребёнок учится слушать и слышать звуки речи. В процессе исследования учебного объекта, т. е. слова, он учится слушать интонирование звуков в исполнении учителя, сверстников и слушать себя. Чёткая организация анализа звуковой структуры слова на материале программы создаёт благоприятные условия для развития умения слушать и слышать.

При обучении русской грамоте необходимо учитывать, что слуховое восприятие речи на неродном языке у младших школьников протекает более замедленно, чем на родном. Это объясняется тем, что на начальном этапе обучения благодаря устойчивости влияния родного языка восприятие речи сопровождается мысленным переводом слышимого на родной язык. Этим объясняется затруднение понимания целостного содержания речи. Поэтому важное значение имеет правильное определение объёма материалов устного курса программы и чёткое распределение его поурочно для эффективного овладения устной разговорной речью.

II. Обучение говорению. Говорение как активный вид устной речи является ведущим фактором овладения речевой деятельностью.

В обучении особая роль отводится созданию мотива для говорения (высказывания) в процессе изучения учебного объекта (интересного факта, явления и т. д.), что способствует возникновению потребности что-то сказать. Организация учителем диалога должна строиться так, чтобы у ребёнка появилось желание продолжить разговор, необходимо создание комфортной эмоциональной языковой атмосферы для непринуждённого разговора с собеседником.

Программа составлена на основе тематического принципа. Подача материала для разговорной речи осуществляется с целью обучения учащихся правильной артикуляции звуков, слов, сочетаний слов и т. п., грамотному языковому оформлению предложений, устных высказываний с точки зрения правильного словоупотребления, соблюдения произносительных и грамматических норм русского языка, употребления языкового материала в соответствии с задачей и содержанием говорения как акта общения.

III. Обучение чтению. Чтение является одним из важнейших компонентов речевой деятельности и средством развития личности младшего школьника.

В добуквенном периоде объектом изучения ребёнка выступает звучащее слово. Озвучивание слова, его слушание и графическая фиксация его звуков с помощью специальных условных обозначений в виде звуковой, а позднее в виде звуко-буквенной модели позволяют ребёнку в широком формате представить и ощутить поэтапный переход к процессу чтения. Материальное отражение слова в форме графической схемы даёт возможность ребёнку освоить технику чтения уже в добуквенном периоде. Ученик со дня изучения самой первой буквы Аа «Русского языка », опираясь на предметные рисунки учебника, угадывает слово, вставляет пройденную букву (разрезную букву алфавита) в соответствующую (пустую) клетку графической схемы слова и читает его. Учебный материал буквенного периода с самых первых уроков позволяет ребенку самостоятельно учиться соотносить буквы и клеточки графической буквенной модели слова и читать его. Системная работа в данном направлении развивает интерес к чтению; развивает слух, логическое мышление, произвольное внимание, зрительную память ребёнка и т. д. Со дня изучения двух-трёх согласных букв алфавита учащимся представляется возможность производить различные преобразования слова и соответственно его графической модели. Ребёнок, обучаясь самостоятельно читать, глубже осознаёт смыслоразличительную функцию букв (звуков) в слове.

Программный материал второй половины буквенного периода, который представлен в виде текстов разных литературных жанров, даёт возможность ребёнку отрабатывать навык чтения и осознанного восприятия текста.

IV. Обучение письму. Использование метода поэлементно-целостного письма требует учёта психофизиологических механизмов, что предполагает освоение графики, связанной с развитием пространственных представлений, совершенствованием мелкой моторики, отработкой ритмичности и плавности движений руки, а также развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Основные задачи обучения письму — отработка гигиенических и технических правил, развитие мелкой мускулатуры пальцев, кисти и предплечья, правильная посадка во время письма, умение держать ручку, располагать тетрадь на парте, писать правильно все буквы алфавита (строчные и прописные), воспроизводить буквы и их соединения в процессе письма слов, написание которых не расходится с произношением, писать под диктовку учителя, правильно списывать с учебника, с доски слова и предложения, небольшие связные тексты.

В начальных классах на уровне литературного чтения основное внимание уделяется технике чтения, а по мере ее совершенствования – работе с текстом, формированию приемов осознанного восприятия прочитанного.

В первом классе формируется умение читать сочетание букв в составе слогов, которое постепенно переходит в умение читать целыми словами с выделением слога, сознательное, правильное, плавное чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. В процессе обучения грамоте, к которому приступают дети после приобретения элементарной лексико-грамматической и речевой базы по учебнику « Русский язык. Устный курс», продолжается работа по развитию фонематического слуха детей и приобретению навыков произношения слов в соответствии с русской языковой действительностью, обогащению словарного запаса учащихся и развитию речи. Дети учатся проводить аналитико-синтетический анализ слов, делить предложения на слова, слова на слоги, определить ударный слог в слове, устанавливать последовательность звуков в слове, обозначать звуки на письме, и готовятся к овладению процессом сознательного, правильного слогового чтения отдельных предложений и коротеньких связных текстов. Темп чтения вслух в конце учебного года 25-30 слов. Объем текстов как для классного, так и для самостоятельного чтения не должен превышать 0,5 страницы.

Изучение литературного чтения в первом классе интегрируется с обучением письму: правильно писать строчные и заглавные буквы, слоги, соединения, списывать предложения с печатного и рукописного текста, грамотно писать под диктовку короткие предложения (3-5 слов) и слова, написание которых не расходится с произношением, писать большую букву в начале предложения, в именах и кличках животных и др., ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятые при перечислении.

Рассматриваемый курс обучения русскому языку предлагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильной читательской деятельности и технология оценивания достижений, ИКТ, игровые и здоровьесберегающие технологии, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

Обучение русскому языку тесно связано с предметами «Башкирский язык» и «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в 1 классе 132 часа.

1-й этап: курс обучения русской грамоте составляет 80 часов (4 часа в неделю).

2-й этап: курс «Русский язык» - 24 часа (2 часа в неделю).

3-й этап: курс « Литературное чтение» - 23 часа (2 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- осознание необходимости изучения русского языка;

- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;

- уважительное отношение к одноклассникам и учителям, установка на совместную учебную работу в паре, группе.

Метапредметные:

— умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;

— умение задавать вопросы для получения недостающей информации;

— умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.

Предметные:

умение различать гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

— умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;

— умение делить слова на слоги, определять ударный слог;

— умение различать звуки и буквы;

— умение правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения;

— овладение способами обозначения на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, звука [й'], гласных после шипящих и ц (жи, ши, ча, ща, чу, щу, ци, цы)\

— овладение обобщённым понятием об орфограмме (место в буквенной записи, которое не может быть точно определено по произношению);

— умение правильно применять правила переноса слов по слогам;

— умение писать прописную букву в именах собственных;

— умение определять границы предложений на письме (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

— умение различать слова-названия (предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);

— умение записывать под диктовку и списывать по правилам отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;

— умение устно составлять 3—5 предложений на определённую тему.
Содержание учебного предмета «Русский язык» и «Литературное чтение»

1-й раздел. Обучение русской грамоте и развитие речи в национальной школе с родным языком обучения (80 ч)

Обучение грамоте — в неделю 4 часа, 80 часов.

Добуквенный период — 46 часов.

Буквенный период — 34 часа.

Добуквенный период (46 часов). Формирование первоначальных умений и навыков устной речи. Освоение определённого объёма активного словаря, активизация сформированного до поступления в школу пассивного запаса лексикона. Развитие связной речи. Составление сочетаний слов, предложений, текстов; участие в учебном диалоге, умение поддержать диалог по предложенной в программе тематике: «Я и мой мир» (13 часов), «Я и природа» (20 часов), «Человек и Земля»(8 часов), «Я - человек» (5 часов). Учить ребёнка высказываться в соответствии с ситуацией или заданной темой. Учить организации речи как связного целого: логически последовательному развитию мыслей, способам связи между отдельными частями высказывания, правильному русскому произношению и употреблению грамматических форм.

Номинативная функция слова. Слова, которые обозначают предмет, действие, признак предмета. Различение слов с помощью вопросов. Служебные слова. Сочетания слов: слово, обозначающее предмет и действие данного предмета; слово, обозначающее действие и признак данного действия. Роль слова в речи. Графические схемы слов, обозначающие предмет, его действие и признак.

Звук. Звук и слово. Гласные звуки. Согласные звуки. Парные и непарные согласные звуки по мягкости-твёрдости. Парные и непарные согласные звуки по звонкости-глухости. Ударение. Слог. Деление слов на слоги. Ударный слог. Звуковая модель слова.

Предложение. Связь слов в предложении. Изменение слов для связи с другими словами (сочетания слов). Связь слов в сочетании и в предложении с помощью служебных слов (предлогов). Графическая схема предложения.

Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Особенности их интонирования. Интонационное различие повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. Знаки препинания в конце предложений.

Самостоятельный чертёж графических схем слов, сочетаний слов, словосочетаний, предложений, составление звуковых моделей слов.

Первоначальное устное усвоение доступных для первоклассника синтаксических конструкций (сочетаний слов, небольших предложений), выбор языкового материала и правильное оформление речи в соответствии с типовыми конструкциями русского языка.

Практическое усвоение типовых синтаксических конструкций:

— «существительное + глагол»: ученик пишет, кот пьёт, мама стирает;

— «существительное + прилагательное (определение)», «прилагательное + существительное»: класс уютный, кукла красивая, первый класс, красная роза;

— «существительное + существительное (подлежащее)»: Кукла — игрушка. Волк — животное. Мальчик — ученик. Девочка — ученица. Первоклассники — ученики;

— «существительное + существительное (определение)»: страница учебника, учитель музыки, мама девочки, мебель класса;

— «существительное + существительное (обстоятельство места)» с предлогами в, на, с, из, над, под, около, возле: пенал в сумке, ручка в парте, тетрадь на парте, еду с горки, выхожу из класса, кот под столом, самолёт над селом, конь возле сарая, клумба около школы;

— «глагол + существительное (обстоятельство)» с предлогами с (со): иду с папой, пою с подругой, искали с соседом;

— «существительное + притяжательные местоимения в роли согласованных определений к существительным (мой, моя, моё, мои; наш, наша, наше, наши)»: мой мяч, моя парта, моё ведро, мои книги; наш, дом, наша комната, наше село, наши реки;

— «глагол + существительное (дополнение)»: пишу письмо, читаю сказку, люблю маму, пою песню, строю дом;

— «глагол + существительное (дополнение)» с предлогами на, к, о: катаюсь(-ешься, -ется, -ются) на роликах, подъеду (-ешь, -ет) к лесу, подойдём(-ёте, -ут) к дому; читаю(-ешъ, -ет) о природе, говорим(-ите, -ят) о лесе;

— «существительное + существительное (дополнение)» с предлогом у: у утки утята, у овцы ягнята, у дома гусята;

— «глагол + наречие (обстоятельство)»: встаю(-ёшь, -ёт) утром, готовим(-ите, -ят) вечером, скажу(-ешь, -ут) сейчас, сделаем(-ете, -ют) потом;

— «местоимение + глагол (сказуемое) настоящего времени единственного и множественного числа в 1, 2, 3 лицах»: я рисую, ты рисуешь, он рисует; мы рисуем, вы рисуете, они рисуют;

— «личное местоимение + глагол (сказуемое) несовершенного вида прошедшего времени в 3 лице единственного и множественного числа»: он играл (мальчик играл), она играла (девочка играла), оно играло (солнце «играло»), они играли (дети играли);

— «местоимение + глагол (сказуемое) совершенного вида прошедшего времени мужского и женского рода единственного и множественного числа»: я написал(-а), ты закрыл(-а), он (она) прочитал(-а), мы спели, вы станцевали, они нарисовали;

— «наречие + глагол»: быстро шагаю, красиво пишу, тихо говорю, громко плачу, долго едет;

— различение глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени: пишу — написал — напишу (буду писать); — «числительное + существительное»: один кот, одна цифра, одно число; два торта, две конфеты;

— употребление слов сам, сама, сами: сам оделся, сама помыла, сами написали;

— употребление слов тот, та, то, те: тот мальчик, та девочка, то место, те деревья;

— употребление слов оба, обе; обоих, обеих: оба мальчика, обе девочки; обоих братьев, обеих сестер.
Буквенный период (34 часа). Обучение чтению и письму.

Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Чтение слов. Механизм позиционного чтения. Чтение слова по его буквенной модели. Гласные буквы как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Штрихование, раскраска рисунков. Письмо различных элементов: чёрточек, кружочков, овалов, квадратиков, элементов букв и т. д. Развитие пространственных представлений. Совершенствование мелкой моторики пальцев рук. Отработка ритмичности и плавности движений руки.

Письмо. Правильная посадка во время письма, умение держать ручку, располагать тетрадь на парте. Обучение написанию букв алфавита (строчных и прописных); воспризведение букв и их соединений в процессе записи слов.

Поэтапное изучение букв:

  1. гласные буквы Аа, Яя, Оо, Её, Уу, Юю, Ее, Ээ, Ии, ы; парные гласные буквы-знаки, которые обозначают твёрдость-мягкость согласных а-я, о-ё, у-ю, э-е, и-ы;

  2. согласные Мм, Нн, Лл, Рр, Йй;

  3. парные по звонкости-глухости согласные Гг-Кк, Бб-Пп, Зз-Сс, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш.

  4. мягкий и твёрдый знаки ь-ъ;

  5. непарные согласные Хх, Цц, Чч, Щщ;

  6. русский алфавит.

Звуковая модель слова. Буквенная модель слова. Соотнесение предметного рисунка и буквенной (звуковой) модели слова. Расшифровка слова по предметному рисунку и звуковой модели. Преобразование звуковой и буквенной модели. Смыслоразличительная функция звука (буквы). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Чтение текстов произведений разных жанров. Осознаность восприятия содержания текста.

Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных. Первоначальное изучение орфограмм «ча-ща», «чу-щу», «жи-ши», «ци», «це», «цы»; обозначение буквами я, е, ё, ю звука [й].

Письмо под диктовку букв, слов, сочетаний слов, простых предложений (в случаях, где произношение и написание слов совпадают).

Списывание с учебника, с доски слов, сочетаний слов, предложений.

2-й раздел (24 часа). Система языка. Фонетика и орфографии.

Повторение и систематизация изученного в букварный период.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Звуковая запись слова (транскрипция).

Графика

Звуковой состав слова и его отображение в буквенной записи. Систематизация способов обозначения звуков на письме: разные способы обозначения мягкости согласных звуков и звука [й'].

Лексика

Выделение слов из потока речи. Слова-названия и служебные слова. Значение слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Слова-синонимы и слова-антонимы. Слова-омонимы. Слово в составе предложения.

Предложение

Предложение как средство языкового общения. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Восклицательные предложения.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости при помощи списывания по правилам.

Орфограмма. Типы орфограмм, изученных в период обучения грамоте: прописная буква в начале предложения и в именах собственных, перенос слов, пробел между словами, гласные после шипящих и ц (сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, ци, цы), орфограммы чк, чн, чт, щн.

Раздельное написание служебных слов с другими словами. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный, восклицательный знаки.

Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование)

Восприятие и понимание на слух русской речи. Различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений; понимание на слух производных слов, смысла предложений, связных высказываний. Выделение наиболее важных фактов, понимание последовательности действий. Различение интонации предложений.

Учителю национальной школы необходимо учитывать, что слуховое восприятие связной речи на неродном языке у младших школьников более замедлено. Это объясняется тем, что на начальном этапе обучения благодаря устойчивости влияния родного языка восприятие речи сопровождается мысленным переводом слышимого на родной язык, и из-за этого бывает затруднено понимание целостности содержания речи. Исходя из этого, программа нацеливает учителя на широкое использование в учебном процессе разнообразных средств беспереводного понимания содержания связных высказываний и текстов: наглядных пособий, наблюдений и др.

Говорение

Расширение активного словаря за счёт постепенного введения слов разных частей речи. Участие в диалоге в ситуациях повседневного и учебного общения. Употребление в качестве реплик-стимулов вопросительных и побудительных предложений. Соотнесение содержания и интонации реплик.

Практическое овладение монологической речью. Ответы на вопросы по тексту задания. Рассказ по речевым образцам о себе, своей семье, друзьях и пр.

Чтение

Осознанное, правильное и выразительное чтение целыми словами учебного текста с соблюдением ударения в словах. Соблюдение правильной интонации в предложениях, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске. Нахождение необходимой информации в тексте и её выборочное чтение.

Письмо

Закрепление гигиенических и технических навыков письма, усвоенных в процессе обучения грамоте. Совершенствование письма строчных и прописных букв русского алфавита. Отработка умения правильно соединять буквы, используя верхнее, среднее и нижнее соединения. Письмо слов, предложений и небольших текстов по образцу (списывание) и под диктовку в соответствии с изученными правилами.

3-й раздел (23 часа). «Литературное чтение»

Текстовой материал для чтения и обсуждения распределен по темам: Наша Земля; Наш дом; Я и моя семья; В школе и дома; Не буду плохим, буду хорошим; Что нужно для здоровья?; Учимся играя; В мире животных; Времена года; в деревне; Москва – столица нашей Родины. В конце текстов предложены вопросы причинно-следственного характера, требующие обдуманного ответа, способствующие развитию мыслительной деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

Критерии оценок учебной деятельности согласно Положению о системе оценок по общеобразовательным предметам МОБУ СОШ №2 с. Инзер протокол №8 от 29.08.2014.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательных и критериальной базы оценки;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- использование накопительной системы оценивания, характеризующий динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах – на содержательно-оценочной основе.

При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.

Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и тестовых заданий электронного приложения к учебнику «Русский язык» для первого класса. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое - без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках литературного чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

  1   2   3