Главная страница


Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью



Скачать 50.91 Kb.
НазваниеИспользование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Дата30.07.2016
Размер50.91 Kb.
ТипДокументы

Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
С лингвистической точки зрения все виды отклонений в формировании звуковой стороны речи в логопедии объединяют в 2 категории:

-фонетические

-фонематические,

т.е. нарушения речи связаны с моторными механизмами и с неполноценностью операций языкового программирования звуковой стороны слов.

Рассматривается 7 видов механизмов, которые отвечают за нарушения формирования звуковой стороны речи:

  1. нарушение иннервации артикуляторных органов (неврологический синдром) – нарушение звукопроизношения, мышечный тонус, паралич, парез

  2. несформированность артикуляторного праксиса – нарушение всех корковых функций

  3. сенсорные (слуховые) нарушения

  4. сенсомоторные механизмы (нарушение фонематического восприятия)

  5. анатомические аномалии артикуляторных органов и зубочелюстного аппарата (нарушение строения языка, отсутствие зубов, укорочение подъязычной связки)

  6. функциональные нарушения – органика (нарушение нервной ткани)

  7. интеллектуальная недостаточность).


Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют нормальное зрение и слух, но не умеют видеть и слышать, именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов (цвет, форму, величину), плохо ориентируются в пространстве, интерес к предметам, к игрушкам является кратковременным.

Речь таких детей невнятная, неразборчива, малопонятна окружающим, в речи наблюдаются грубые аграмматизмы в построении фразы, грубые нарушения слоговой структуры слова, полиморфное нарушение звукопроизношения. В речи наших детей долго и устойчиво используются звукоподражания и жесты. Словарный запас беден, отмечаются грубые ошибки в употреблении лексико-грамматических инструкций. Дети испытывают трудности с использованием предлогов, фонематическая сторона характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен. Имеет место быть грубое недоразвитие фонематического восприятия и нарушение связной речи.

Работа с детьми, которые имеют интеллектуальную недостаточность, учитывает закономерности развития детской речи в онтогенезе, от появления гуления, лепета, аморфных слов, словосочетаний.

Работа начинается с обследования. На каждого ребенка заводится речевая карта.

Работа над звуковой стороной речи включает в себя развитие:

-дыхания

-голоса

-темпа

-ритма

-интонации

-артикуляционного аппарата (гимнастика)

-мелкой и общей моторики.

Вся работа занимает гораздо больше времени, чем у нормально развивающихся детей.

Воспитание звуковой стороны речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению:

  1. Для развития артикуляционного аппарата используются звукоподражательные слова, голоса животных, музыкальные инструменты (картинный и предметный материал, где происходит закрепление произношения твердых и мягких звуков).

  2. Дикция (четкое произношение звуков, слогов, слов, отрабатывается с помощью песенок-потешек, чистоговорок

  3. Упражнения на договаривание слогов, слов, сходных по звучанию (мышка-мишка)

  4. Игры и упражнения на произнесение свистящих, шипящих, сонор («С»-песенка водички, «З»-песенка комарика, плюс используем картинку). Такие упражнения помогают усвоить интонацию и развивают чувства ритма. Следующие игры: «Чей это голос», «Угадай игрушку», «Скажи какой», «Исправь ошибку», «Сравни», «Чего не стало».

  5. Развитие фонематического восприятия (работа с гласными и согласными звуками), найди и определи первый звук, протяни песенку(аааааааааауууууууууу…..)

  6. Развитие голоса, умение говорить шепотом, тихо, громко.

  7. Игры и упражнения для развития общей моторики (ходьба, бег, игры с мячом)

  8. Игры и упражнения для развития мелкой моторики:

-упражнения на развитие статической координации движений (домик, стол, очки, бинокль), плюс картинка с этим изображением.

-упражнения на развитие динамической координации движений (переключаемость), н/р «Пальчики здороваются», «Пальцеход»-хождение по пуговкам, «Соревнование по бегу»-по столу с пальцами.

-упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость, «Кулак-ладонь», «Кулак-ребро-ладонь», «Сжимание и разжимание кистей рук», «Кольцо-зайчик».

-упражнения на развитие графомоторных навыков (альбомы)

-упражнения с предметами (палочки, составление цепочек с геометрическими фигурами, шнуровки, сортировка бобов, фасоли, пуговиц, одевание бусинок).

-двигательные упражнения (головой, руками, туловищем).

-упражнения на расслабление рук: массаж подушечек пальцев, массаж шишками, шариками, игры с чудесным мешочком.

9. Имитационные движения (бабочка летит, дерево качает ветер….).

10. Игры на восприятие предметов в движении, игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем, прячем, катаем).

11. Упражнения на мимику, н/р села муха на нос, сморщились, сдули, смахнули, улыбнулись….

12. Игры на развитие зрительного и слухового внимания.

13. Игры и упражнения на развитие дыхания, сдувание различных предметов (кусочек бумаги -смятая, разноцветная, вата, бумажные фигурки), надувание…….

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, нормальную громкость речи, четкое соблюдение пауз, сохранение плавности речи и интонации.

Происходит нарушение дыхания после общей ослабленности организма, аденоидных разращений, сердечно-сосудистых заболеваний.

Приступая к работе над дыханием, необходимо прежде всего сформировать сильный, плавный ротовой выдох, расходовать его экономно. Правильный выдох – плавный, губы складывают в трубочку, губы не сжимаются, щеки не надуваются.

Комплекс игр и упражнений для развития плавного ротового выдоха:

«Лети бабочка»

«Ветерок» с использованием султанчиков

«Осенние листья»

«Листопад»

«Снег идет» с использованием кусочков ваты (больших и маленьких)

«Одуванчик»

«Вертушка»

«Песня ветра» - китайский колокольчик (дуем тихо, дуем сильно)

«Птичка улетела» с бумажными фигурками

«Катись карандаш»

«Веселые шарики»

«Плывет кораблик»

«Уточки»

«Бульки» стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра

«Свечки»

«Перышко лети»

«Мыльные пузыри»

«Свистульки»

«Музыкальные инструменты»

«Надуй игрушку»

Важно в работе с детьми использовать логопедический массаж лица, языка (шпателем, шпатель с соской, зубные щетки, салфетки, вафельное полотенце), рук, ладоней, пальцев.

Вся логопедическая работа детьми длительная, систематическая. Весь процесс формирования звуковой стороны речи осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, дыхания, голоса, темпа, ритма, интонации, мелкой моторики. Только благодаря развитию всех перечисленных компонентов происходит улучшение в развитии звуковой стороны речи ребенка с интеллектуальной недостаточностью.