Использование игровых приемов
для развития артикуляционной моторики
у детей с нарушениями речи.
Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада на другой, в нарушении тонуса мышц, ощущения от движения органов артикуляции, в наличии синкинезий, гиперкинезов и различного рода апраксических явлений. Эти нарушения сказываются на фонетической стороне речи, а в некоторых случаях они приводят к недоразвитию фонематических процессов, в результате чего дети испытывают значительные затруднения в обучении письму и чтению.
Именно поэтому первым и важнейшим этапом в системе всей коррекционной работы является выработка определенного положения органов артикуляционного аппарата, его подвижности, координированности и переключаемости движений, что достигается проведением специальной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика, с которой начинается логопедическое занятие, должна создавать тот психологический настрой у детей, который будет способствовать эффективности занятия в целом.
Процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче, если педагог использует игровые формы работы. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти ее условия, не замечает, что его учат.
Цель данного сообщения — познакомить с некоторыми игровыми приемами, которые могут быть применены логопедами и учителями при развитии артикуляционного аппарата у детей с нарушениями речи.
Упражнения начинаются с гимнастики губ.
Упражнение «Лягушки улыбаютс я». Цель: выработать умение делать оскал зубов.
Учащимся предлагается отгадать загадку:
Выпуча глаза сидит,
не по-русски говорит,
Родилась в воде,
а живет на земле.
Если дети затрудняются отгадать загадку, то логопед им помогает наводящими вопросами. Когда отгадка найдена, учащимся показывается картинка с изображением трех веселых лягушат. Дети заучивают предложенное четверостишие:
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Логопед отчетливо и с необходимыми паузами произносит стишок, а учащиеся выполняют заданное движение. Затем четверостишие можно разделить на две части: первую часть произносит ребенок, у которого идет автоматизация звука ш, вторую — тот, у кого закрепляется в речи звук ц.
Упражнение «Хоботок». Цель: выработать движения губ вперед.
Детям предлагаются вопросы:
— У какого хорошо известного вам животного нос в виде длинной трубы?
Если учащиеся правильно угадывают животного, то им показывается картинка с изображением слона.
Как мы называем нос у слона? (Хобот.)
Каким словом мы назовем нос у маленького слоненка? (Хоботок.)
Затем логопед дает учащимся описание упражнения и предлагает сделать из губ «хоботок», произнося слова:
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну...
На следующем занятии проводится работа со второй частью стишка:
И на трубочку похожи...
Подудеть в нее мы можем:
Ду, ду, ду-ду-ду,
Ду, ду, ду-ду-ду!
(Можно сопровождать речь движениями, пальцами рук, кистью изображая трубу.) Обучая детей выполнять эти движения губами, педагог дает еще одно четверостишие, обыгрывая его с детьми:
Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую:
Ду-ду-ду, да ду-ду-ду,
Я по улице иду!
(Можно показать картинку, на которой изображен мишка с трубой.)
Детям очень нравится игра, при которой происходит чередование артикуляционных укладов для губ (оскал зубов — вытягивание губ хоботком), под названием «Ребята-лягушата, ребята-слонята». Дети по сигналу логопеда (это может быть слово или картинки с изображением слонят и лягушат) выполняют заданные движения. В данную игру полезно ввести элемент соревнования, в котором учитывается и внимание детей, и качество выполнения упражнений.
Координированность движений и их чередование, достаточно быстрое переключение с одного на другое педагог отрабатывает с помощью следующих стихов:
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка-побудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка все опять!
Ниже предлагаются упражнения для языка.
Статические упражнения
«Лопаточка». Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким. Стихи:
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять.
С целью чередования артикуляционных укладов для языка «лопаточка» — «иголочка» используется стишок:
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык — иголочкой потом,
И потянем острием.
«Пиала». Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая края языка и удерживая форму чашечки. Учащимся показывается картинка с изображением пиалы (или сам предмет) и объясняется значение слова: пиала — круглая, расширяющаяся кверху чашка без ручки. Затем логопед показывает движение, и дети учатся его выполнять:
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась пиала,
Округленная она.
В рот ее мы занесем
И бока к зубам прижмем. Динамические упражнения
«Чищу зубы». Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами, делать круговые движения языком. Перед знакомством с упражнением учащимся предлагается отгадать загадку:
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей,
И мясо, и хлеб - всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы, зубы.)
Когда ответ найден, педагог показывает учащимся картинку с изображением губ и зубов и в дальнейшей беседе говорит о том, что зубы надо беречь, а для этого их надо чистить каждый день щеткой (которая тоже изображена на картинке). Похожее движение, как будто чистишь зубы, можно делать и своим языком. Это движение нужно делать старательно и тоже каждый день, только при этом цель будет другая — сделать речь отчетливой, красивой. Описание сопровождается показом, логопед медленно и отчетливо произносит:
Чисти зубы,
Чисти зубы,
И снаружи
И внутри,
Не болели чтоб они.
(Паузы между стихами заполняются выполнением движений.)
«К а ч е л и». Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа. Учащимся предлагается картинках изображением девочки на качелях. Логопед медленно произносит стишок:
На качелях я качаюсь,
Вверх, вниз, вверх, вниз.
И все выше поднимаюсь,
А потом — вниз...
Затем педагог сообщает, что для языка есть упражнение, которое называется «Качели». Логопед, проговаривая четверостишие, делает движение вверх — вниз языком и соответствующие, поясняющие движения кистью руки. Далее учащиеся разучивают упражнение и проделывают его, постепенно ускоряя. Можно закончить это упражнение, используя следующее четверостишие:
Все лето качели качались и пели,
И мы на качелях на небо летели.
Настали осенние дни,
Качели остались одни.
«Л о ш а д к а». Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъем языка вверх.
Учащиеся рассматривают картинку, изображающую серую лошадь и мальчугана-всадника. Логопед говорит, что эту лошадку зовут Серый Бок; когда лошадка бежит, копыта цокают. Логопед показывает короткий звонкий звук, похожий на цоканье копыт, и затем обучает детей правильному выполнению артикуляционных движений, объясняя, что цоканье получается хорошо тогда, когда работает только язык, а нижняя челюсть и губы остаются неподвижными. Упражнение сопровождается произнесением стихов, после каждой стихотворной строчки учащиеся четыре раза цокают.
Я лошадка — Серый Бок!
Я копытцем постучу.
Если хочешь — прокачу.
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива
Я лошадка — Серый Бок!
Упражнение можно сочетать с движениями рук, согнутых в локтях (держат поводья), производимыми в такт «цоканию».
«И н д ю ш а т а». Цель: выработать подъем языка, подвижность его передней части.
Перед детьми картинка с изображением поляны, на которой гуляют индюшата. Логопед объясняет, что индюшата, разговаривая между собой, «болбочут»: бл-бл-бл. Затем дается описание упражнения, производится показ. Когда ученики освоили артикуляционные движения, им предлагается стишок:
Малышата-индюшата ^
Ножками топочут,
Весело болбочут:
Бл-бл-бл!
«Дятел». Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Знакомство с упражнением начинается с загадки:
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит.
Затем учащиеся, рассматривая картинку с изображением дятла, вспоминают, что многие из них слышали стук дятла в лесу, что у него длинный и сильный клюв, которым он стучит, издавая четкие звуки. Дети учатся подражать стуку дятла: д-д-д. Затем читают стишок, после каждой строки добавляя: д—д—д:
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Знакомство с новыми артикуляционными упражнениями может проходить в разных формах и на разных этапах занятия. Покажем еще ряд упражнений.
«Гриб». Цель: выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.
Логопед показывает детям картинку с изображением грибов и предлагает их посчитать. Затем говорит, что каждый из ребят с помощью языка, если поднять его вверх, к нёбу, и губ может тоже изобразить гриб, и тогда появится целая «семейка грибов». После этого дается описание упражнения «Гриб», делаются необходимые методические указания и проводится показ упражнения; далее оно воспроизводится учащимися. Здесь же можно привести те загадки о грибах, которые дети знают и обычно охотно вспоминают. В конце работы можно использовать стихотворение:
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка —
Шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла,
Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки
На лесной опушке.
С той же целью, что была в предыдущем упражнении, дети разучивают ряд движений, названных «Гармошка»; сопровождаются они следующим четверостишием:
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю.
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
Благоприятный эмоциональный фон для развития артикуляционной моторики создают упражнения, выполняемые по ходу рассказа (сказки) о путешествии Веселого Язычка. Такие сказки составляются с учетом звукопроизносительных дефектов учащихся. К ним делаются рисунки, составляются книжки-раскладушки. Приведу пример одной из таких сказок.
Сейчас, ребята, я вам расскажу сказку про путешествие Веселого Язычка, и мы вместе с Язычком будем делать все упражнения по ходу его прогулки.
Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (зубы), затем вторую дверку (губы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.
Язык широкий положи
И спокойным удержи.
Позагорал и опять спрятался в домик.
Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он, как маятник у старинных часов: вправо, влево (упражнение «Маятник»). Покачался, покачался и в домик спрятался.
Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх, вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее (упражнение «Качели»).
Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.
Язычок пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа), а затем на вторую (широким языком обнимаются верхние зубы), на третью (кончик языка у верхних альвеол), на третьей весело попрыгал: д-д-д (упражнение «Ступеньки»).
Любопытный был Язычок, заглянул в окошко и увидел там... кого? (Показывается картинка, на которой изображена умывающаяся девочка.) Девочка собралась чистить зубы. Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубки почистить (упражнение «Чищу зубы»). Чистил он их старательно, вычистил добела.
В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел?
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
(Упражнение «Маляр», выполняются круговые движения языком внутри полости рта.)
Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать. Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла (рот широко раскрыт, кончик языка бьет по бугорочкам). Учащиеся поют песню крокодила Гены, используя слоги ла, ло, лу, лы.
Вдруг услышал Язычок веселую дробь барабана. Это Буратино настукивал своими деревянными палочками по красному барабану: д-д-д — слышалось вокруг. Д-д-д — то же самое повторял Язычок. (Упражнение «Барабанщик».)
Увидел Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!
Ну и лошадка!
Шерстка гладка.
Чисто умыта
С головы до копыта.
Овса поела
И снова за дело.
(После каждой строчки дети цокают.)
Детям предстоит продолжить занятия. Логопед говорит, что после такой разминки (совершено целое путешествие, и такое веселое, интересное) хорошо пойдет вся дальнейшая работа, дети справятся со всеми заданиями.
Успех в работе с детьми во многом определяется содружеством логопеда, учителя, воспитателя и родителей. Их общей задачей должно быть регулярное проведение артикуляционной гимнастики. Игровые приемы, которые предлагается при этом использовать, снимают у учащихся излишнее напряжение и незаметно для детей подготавливают их к выполнению последующих заданий.
ЛИТЕРАТУРА
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981.
Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.
Выготская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. М.: Просвещение, 1984.
Генинг М. Г., Герман И. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1971. |