|
4. Литература стр. 10 Оглавление
1.Введение стр. 2
2.Стресс в нашей жизни
а) стресс как понятие стр. 3
б) виды стресса стр.4
в) причины возникновения стресса стр.5
г) школьный стресс стр.6
д) диагностическое исследование стр.7
е) способы преодоления стресса стр.8
3. Заключение стр.9
4.Литература стр.10
5.Приложение стр.11
Введение
С появлением первого живого организма на нашей планете он стал учиться приспосабливаться к окружающей его среде и естественно испытывать стрессы. Термин стресс настолько прочно вошел в нашу жизнь, что, употребляя его, мы перестали задумываться, что же это такое на самом деле. В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Он действует на все организмы, и избежать его воздействия невозможно. В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе, на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни. Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек попадает в такую стрессовую ситуацию, в которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационных ресурсов. В нашей повседневной деятельности чаще возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопленную энергию, вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия начинает разрушать его самого. Жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. Они могут быть приятными или нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. В тех случаях, где информации достаточно, мы способны реагировать спокойно. Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться. Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения как в физиологическом, так и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек погружается в стрессовое состояние. Я выбрала эту тему, так как хочу узнать о причинах возникновения стрессовых ситуаций, видах стресса и о том, как можно избежать стрессовой ситуации. А еще лучше как к ней можно подготовиться.
Понятие стресс введено канадским ученым Гансом Селье в 1936 г, который определил стресс, как "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" [5].То есть как одинаковую реакцию организма на самые различные события. Стресс может вызвать практически любое новое или неожиданное событие, и положительное и отрицательное. С точки зрения науки нельзя сказать однозначно, что стресс это хорошо или плохо. Стрессовая реакция - это адаптационный механизм организма, помогающий ему приспособиться к изменениям, встретить их во «всеоружии». Стресс – состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия – чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы – вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы. Виды стресса классифицировал Г.Селье на основании воздействующих стрессоров[3]. Стрессоры – разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса.
а) стрессоры физиологические – чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы и т.д.
б) стрессоры психологические – факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.
Виды стресса (самая общая классификация).
а) Стресс физиологический.
б) Стресс психологический (можно разделить на 2 вида):
– Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.
– Стресс эмоциональный возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.
У стресса можно выделить две формы:
а) стресс полезный – в эутресс,
б) стресс вредоносный – дисстрес
Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу. Чаще всего под стрессом понимают реакции именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.
Выделяют три стадии стресса:
1. Стадия тревоги. В ходе ее происходит мобилизация необходимых сил. В организме отмечаются следующие изменения: возрастают частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, повышается температура тела, увеличивается объем, устойчивость, концентрация внимания, усиливаются процессы возбуждения в нервной системе - организм готов дать достойный отпор раздражающему фактору. По своей продолжительности первая стадия строго индивидуальна. Один человек "заводится" в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, меняется на "противоположный знак". Так, спокойный и сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: "Человек теряет свое лицо" (утрачивает самообладание). На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады. Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.
2. Стадия сопротивления. На этой стадии организм пытается преодолеть возникшие трудности. В этот момент он более устойчив к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Так, например, во время войны (а это вообще сплошной стресс), количество простудных заболеваний резко уменьшается – организм противостоит более серьезной угрозе. Вторая стадия, как и первая по своей продолжительности строго индивидуальна - от нескольких минут и часов - до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.
3. Стадия истощения. Если действие раздражающего фактора продолжается, то после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность в своих силах. На третьей стадии он останавливается и возвращается "к самому себе", часто переживая чувство вины ("Что же я сделал (а)'.", и дает себе слово, что "этот кошмар" больше никогда не повторится. Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарий усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни "стрессуют" чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и существенно не затрагивая здоровье окружающих). Другие - несколько раз в год. Первые две стадии человек проходит множество раз. Когда сопротивление организма оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но, если стрессовый фактор продолжает действовать - происходит декомпенсация, истощение.
Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» – тот индивидуальный уровень напряженности, до достижения которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека существенно снижаются успешность работы и качество жизни. Жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: без необходимости бороться и преодолевать трудности человек дряхлеет, становится слабым и беспомощным. Однако, перешагнув индивидуальный «порог» по силе и длительности воздействия, стресс становится губительным, у человека возникает усталость от стресса, истощение, он может даже заболеть. Замечено, что за 10-15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный, сильный стресс может мобилизовать и активизировать человека, «встряхнуть» его, повысить его жизненный тонус. Не следует бояться стресса или стремиться во что бы то ни стало избегать его. Парадоксально, но факт: чем больше мы будем стараться работать и жить только размеренно и спокойно, тем в большей степени стресс нас будет разрушать. Ведь вместо того, чтобы накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе, мы будем от него просто «прятаться», делая вид, что проблемы не существует.[1]
Как узнать, что вы подверглись стрессу?
Ученые-психологи выделяют 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие[2].
Физиологические симптомы:
Стойкие головные боли, мигрень, нарушение пищеварения ,вздутие живота образующимися газами, запор или диарея, спазматические, резкие боли в животе,
Сердцебиения, чувство нехватки воздуха на вдохе, тошнота, судороги, утомление, подверженность аллергиям, повышенная потливость, сжатые кулаки или челюсти, обмороки, частые простудные заболевания, грипп, инфекции, быстрое увеличение или потеря веса тела, частое мочеиспускание, ощущение покалывания в руках и ногах, мышечное напряжение, частые боли в шее и спине, кожные сыпи, чувство комка в горле, двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов. Интеллектуальные симптомы:
Нерешительность, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, «Туннельное» зрение, плохие сны, кошмары, ошибочные действия, потеря инициативы, постоянные негативные мысли, нарушение суждений, спутанное мышление, импульсивность мышления, поспешные решения
Эмоциональные симптомы:
Раздражительность, беспокойство, подозрительность, мрачное настроение, депрессия, суетливость, ощущение напряжения, истощённость, подверженность приступам гнева, циничный, неуместный юмор, ощущение нервозности, боязливости, тревоги, потеря уверенности, уменьшение удовлетворённости жизнью, чувство отчуждённости, отсутствие заинтересованности, сниженная самооценка, неудовлетворённость работой.
Поведенческие симптомы стресса:
Потеря аппетита или переедание, плохое вождение автомобиля, нарушение речи, дрожание голоса, увеличение проблем в семье, плохое распределение времени, избегание поддерживающих, дружеских отношений, неухоженность, антисоциальное поведение, лживость, неспособность к развитию, низкая продуктивность, склонность к авариям, нарушение сна или бессонница, более интенсивное курение и употребление алкоголя, доделывание работы дома, слишком большая занятость, чтобы отдыхать.
Может ли школа вызвать стресс? Конечно, да. Начиная с первого дня - постоянное изменение обстановки, и большие нагрузки, и тревога в связи с оценками, отношениями с одноклассниками и т.д. Психологи могут только выделять периоды, в которых стресс особенно высок, это начало обучения в школе, переход в пятый класс, переход в новый класс, период подросткового кризиса.
В чем его опасность? Высокий уровень стресса заметно влияет на здоровье, и может вызывать или провоцировать обострения различных заболеваний: аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д. Если организм не в состоянии справиться с нагрузками (что соответствует третьей стадии, стадии декомпенсации), то уже невозможно говорить об успешном обучении или о хорошем усвоении знаний. Пропадает интерес к учебе, ухудшается память, внимание, мышление. Тогда же увеличивается уровень тревоги, беспокойства, появляется ощущение бессилия, своей неспособности. Дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению (например, держат во рту большой палец или писают в постель). Дети постарше могут демонстрировать признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. У других признаки стрессового состояния проявляются в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой. Не является чем-то необычным, когда дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик: мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.
Для того, чтобы узнать подвержены ли стрессу учащиеся выпускных классов нашей школы, я использовала тест на оценку стрессоустойчивости, разработанную ученым психологом Медицинского центра университета Бостона[6]. Проведя анкетирование (смотри приложение) я выяснила, что среди учащихся 9 классов из 19 человек все 100% подвергаются стрессовым ситуациям. Среди учащихся 11 класса из 13 человек 7,7 % (1) ребят устойчивы к стрессовым ситуациям, а 92,3% (12)подвержены стрессовым ситуациям. Результаты анкетирования только доказывают теорию стресса.
Можно ли избежать стресса? Нет, этого практически невозможно, да и не нужно. Мало того, от стрессовых ситуаций нередко трудно отказаться, даже если такая возможность и существует. Разве откажется спортсмен от участия в трудных соревнованиях? «Стресс не следует избегать», - советуют психологи поскольку «полная свобода от стресса означает смерть». Чего же следует избегать? Дистресса, под которым ученый понимает вредоносный или неприятный стресс. Одним из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей является использование физических упражнений, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса.
Хотя физические упражнения сами по себе являются интенсивной формой стресса, они сильно отличаются от стрессовой реакции, участвующей в развитии хронических заболеваний.
Одним из важных и давно применяемых способов предотвращения вредных последствий стресса является повторное или предварительное действие тех же или – других стрессоров. В обычной, повседневной жизни умение сохранять внутреннее равновесие поможет вам обрести покой и легче переносить стрессовые события. В экстремальных условиях это умение может спасти вам жизнь. Итак, стресса не следует избегать. Есть способы перехитрить стресс:
1. Аутогенная тренировка.
2. Больше движения (бег, аэробика).
3. Не затягивать с разрешением любых конфликтов.
4. Сходить в кино, послушать любимую музыку, делать то, что нравится.
5. Сократить до минимума поездки и встречи, без которых можно обойтись.
6. Научиться говорить людям «нет».
7. Не перегружаться.
8. Не злоупотреблять кофе, алкоголем.
9. В стрессовой ситуации желательно сделать паузу хотя бы 15-20 минут, прогуляться, поговорить с – друзьями.
10. Переключить внимание на приятную тему.
11. Если опаздываешь, нужно внушить себе, что как бы ты не злился – пробка на дороге от этого не рассосется, трамвай не поедет быстрей.
12. При получении неприятного известия бывает полезно представить себе более странный «сценарий».
13. Красный, желтый и оранжевый цвета действуют как сильные раздражители.
14. Голубой цвет – это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса.
15. Синий и зеленый цвета успокаивают.
16. Хорошая классическая музыка снимает чувство подавленности и «убитости».
17. Съешьте банан. В нем есть сиротин (гормон счастья) и витамин В.
18. Попросите кого-нибудь три минуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в середине ступни.
19. Любовь – лучшее лекарство от стресса. Во время оргазма выделяются эндорфины – гормоны счастья.
20. Первые 2 часа после возвращения с работы домой считаются наиболее критическими.
21. Душ, теплая ванна.
22. Полноценный глубокий сон.
23. Делайте что-нибудь с настроением Хобби - то, что нужно. Исцеление не в том, что вы делаете, а как вы к этому относитесь.
24. Чтобы избежать постоянного дистресса, разочарования и неудач, не нужно браться за непосильные задачи.
Заключение Работая над этой темой, я поняла, что стресс всегда присутствует в жизни человека, хотим мы этого или нет. Это понятие уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. При более детальном рассмотрении, оказалось, что он просто необходим – поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Ведь именно под воздействием стресса организм приспосабливается к различным факторам окружающей среды. Причинами стресса может быть плохая экология, напряженная жизнь, интенсивное общение, высокие социальные требования. Экстремальные факторы – вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы. В зависимости от воздействия стрессоров различают стресс: психологический и физиологический.
Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.
Литература 1.Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
2.Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. - М.: Просвещение 1981. с. 309
3.Селье. Г.Стресс без дистресса. - М.: «Прогресс» 1982.
4.Стресс и как с ним боротся https://crucify.narod.ru/art/stress.html
5.Селье Г. Стресс жизни https://follow.ru/article/104
6.https://azps.ru/tests/2/stress.html
Приложение
Тест «Подвержены ли вы стрессу»
Отвечать нужно на все пункты, даже если оно вам не подходит.
1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.
2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.
3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.
4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.
5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.
6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.
7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.
8. Ваш вес соответствует Вашему росту.
9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.
10. Вас поддерживает Ваша вера.
11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.
12. У Вас много друзей и знакомых.
13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.
14. Вы здоровы.
15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспо коены чем-либо.
16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.
17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.
18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.
19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.
20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.
Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:
- почти всегда - 1; часто - 2; иногда - 3; почти никогда- 4; никогда - 5.
Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.
Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно,- у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.
Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.
|
|
|