|
Развитие артикуляционной моторики у детей среднего возраста. Опыт работы Тема : Развитие артикуляционной моторики у детей среднего возраста. Опыт работы.
Моя работа походит под девизом:
«Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой!» В своей работе я опираюсь на книгу Фомичёвой «Воспитание у детей правильного произношения » .Здесь расписаны все упражнения по артикуляционной гимнастике .Все они распределены в 4 основные комплекса .Также здесь указаны наиболее распространённые ошибки, которые могут допускать педагоги в работе с детьми . В книге дано определение артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциальных движений органов, принимающих участие в речи.
Цель работы: выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, дети могут научиться говорить чисто и правильно;
- дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстро преодолеть свои речевые дефекты и укрепить мышцы речевого аппарата;
- артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением; - занятия позволяют детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? - познакомить ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью игровых упражнений; - упражнения должны быть понятны и доступны ребёнку; - упражнения проводятся систематически; - темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается; - эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательными упражнениями. Рекомендации к проведению упражнений.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения «Трубочка», «Окошко», «Заборчик», «Грибок» выполняются по 10-15 секунд
(удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. На нашей группе я провожу артикуляционную гимнастику 2 раза в день. Первый раз утром перед завтраком и второй раз после сна . Гимнастику лучше проводить до приёма пищи . При выполнении артикуляционной гимнастики начинается обильное слюноотделение , поэтому необходимо иметь носовой платок или салфетку. В группе всегда есть дети с разными проблемами звукопроизношения . Поэтому при проведении гимнастики детей с одинаковыми проблемами я сажаю рядом . Артикуляционную гимнастику мы заканчиваем произношением чистоговорок . Подбирая чистоговорки надо ориентироваться на то , какое количество детей владеет звукопроизношением на отработанный звук в комплексе .Занимаясь гимнастикой с детьми 3-4 лет нужно следить за тем ,чтобы они усвоили основные упражнения . К 4-5 годам движения должны быть чёткими и плавными . В возрасте 6-7 лет упражнения выполняются в быстром темпе. Дети могут долгое время удерживать положение губ и языка.
Взаимодействие с родителями.
При работе с родителями используются: консультации , игровой материал, скороговорки, чистоговорки и пособия.
Только целенаправленное систематическая работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребёнку правильно произносить звуки русского языка. А хорошее звукопроизношение - залог грамотности ребёнка. |
|
|