Главная страница

Использование икт при организации активного познавательного процесса на уроках биологии посредством метода проектов



Скачать 49.74 Kb.
НазваниеИспользование икт при организации активного познавательного процесса на уроках биологии посредством метода проектов
Дата18.04.2016
Размер49.74 Kb.
ТипДокументы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В настоящее время современное образование носит, как правило, репродуктивный характер. Но современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности и образование, ориентированное на передачу знания не справляется с этой задачей, так как современный объем знаний превышает возможность этого канала. Несмотря на фундаментальность 5-6 летнего изучения биологии, многие основные понятия и представления учащимися не усваиваются. Установка на механическую репродукцию биологических знаний приводит к скорому забыванию этих сведений, поскольку эти знания не стали актуальными. Именно этим объясняется снижение интереса к биологии, понимание биологических процессов слабое, природы вокруг все меньше, фактических сведений и академических описаний все больше. Действующие учебники биологии не отвечают на практические вопросы подростка о повседневной, бытовой, наблюдаемой стороне биологических явлений. Главное, в чем я убедилась за 31 год работы учителем биологии, это то, что невозможно научить ребенка, если ему не интересно, если он не увлечен процессом познания.

Моя задача как педагога организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый урок превратился в маленькое открытие для ребят. Это возможно, если процесс овладения знаниями осуществляется в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, совместного творчества учителя и учащихся. Все это я достигаю, применяя в своей педагогической практике метод проектов в течение последних пяти лет.

Этот метод подразумевает организацию активного познания учащихся т.к. роль учителя сводится к управлению познавательной деятельностью детей. Здесь решается одна из главных педагогических задач - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности.

На первом этапе самое важное – организовать, «запустить» процесс поиска. Этому способствует индуктор – прием, обеспечивающий мотивацию дальнейшей творческой деятельности. Суть приема - в предъявлении учащимся такого задания, для выполнения которого им необходимо актуализировать личный жизненный опыт, привлечь не только имеющиеся знания, но и воображение, интуицию, извлечь из сферы подсознания возникающие образы, ассоциации, воспоминания. Все это будет востребовано дальше, когда произойдет так называемая «встреча с проблемой». В качестве индуктора хороши любые задания, любые виды деятельности, которые привлекают и увлекают учеников. Индуктор – не просто любое занимательное задание, в нем изначально заложен свернутый смысл всей темы, которую предстоит изучать. Раскрывается это смысл не сразу, а в процессе выполнения последующей серии заданий. Здесь я применяю мультимедийные технологии, которые позволяют использовать текст, графические изображения, звук, анимацию, видеофрагменты: электронные учебники, виртуальные музеи и другие наглядные материалы.

Второе после индуктора задание направлено на деконструкцию имеющихся знаний и опыта. Прежние достаточно стройные представления превращаются в хаос, обнаруживается дефицит знаний или умений, возникают неожиданные вопросы – это значит, что произошла встреча с «проблемой», которая и становится учебной задачей, определяющей и направляющей всю последующую деятельность. Здесь возможно применение ЦОР, мультимедиа, интерактивные тесты.

Третье задание обеспечивает реконструкцию знаний и опыта: осуществляется выдвижение гипотез и их проверка через наблюдение, опыт, эксперимент, поиск новых вариантов ответов, взамен прежних, попытка иного осмысления, иного объяснения фактов и явлений. В результате появляется индивидуальный творческий продукт - собственное определение понятия, рисунок, схема, текст. Работая с пакетом программ Microsoft Office, появляется возможность реально представить результат своего труда. Результаты собственного поиска всегда интересно сопоставить с мнениями и решениями других, поэтому по ходу всегда имеет место диалог участников. Завершающий этап – это рефлексия всех участников. Осознать пройденный путь, сделанные открытия, оценить их личностную значимость - вот основная задача данного этапа.

Учитель получает возможность «растормозить» механизм мышления учащегося, включить его в ходе занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению, все это углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытию истины. Ученик, активно участвуя в процессе познания, имея возможность оценить результат своего труда, увеличивает мотивацию учебной работы. Этому способствует и применение на уроке национально - регионального компонента, который позволяет применить полученные учеником знания непосредственно в окружающей его среде.

Применение вышеназванных методов позволяет:

Материализовать в процессе обучения и в конечном счете «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы.

Данное обучение является на порядок выше по качеству насыщения и уровню подачи материала, поэтому увеличивается реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знаний последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, занимаясь подборкой методов, приемов и средств педагогического воздействия.

Научить учащихся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.

Развивать когнитивные умения и навыки. Развитие навыков дивергентного мышления, которые очень важны для творческой деятельности и конвергентного, необходимого для принятия решений.

Развитие уверенности в своих силах. Дети подходят к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь людей.

Происходит личностный рост учащихся и их самореализация.

Отличительной чертой моей организации учебно-воспитательного процесса является то, что в корне меняются отношения учитель-ученик:

  • ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

  • ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

  • ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавательно – трудовую деятельность;

  • ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

  • ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

  • ученик субъект обучения – учитель партнер;

Ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

Учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения делается не на содержания учения как самоцель (что нужно сделать?), а на процесс применения имеющихся знаний (знать, как?). При этом в образовательной среде существует неопределенность, которая активизирует познавательную деятельность учащихся.

Возможность непосредственного обмена результатами труда между учащимися создает благоприятные условия для их активного включения в учебный процесс, рождается новое отношение к предмету.

ИКТ являются залогом результативности применяемой педагогической технологии.