Главная страница


Статья для воспитателей Актуальные проблемы семейного воспитания Семейное воспитание



Скачать 80.85 Kb.
НазваниеСтатья для воспитателей Актуальные проблемы семейного воспитания Семейное воспитание
Дата14.04.2016
Размер80.85 Kb.
ТипСтатья

Статья для воспитателей

Актуальные проблемы семейного воспитания
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально – личностно и психологически значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат негативных психологических принципов отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

Проблемы в семейном воспитании связаны с отклонением в поведении детей. Отклоняющееся поведение - это поведение, которое противоречит общепринятым правовым или нравственным нормам.

Отклоняющееся поведение детей в семье классифицируют в зависимости от степени его социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 Наиболее характерными отклонениями являются:

·        Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенности шалости: ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

·        Озорство - тоже эпизод в поведении ребенка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность. Но в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

·        Проступок - это уже социально опасное явление. Отличие проступков от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности, что говорит уже о складывающихся негативных чертах характера.

Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. 2 разновидности негативизма: пассивный (ребенок выражает свое нежелание выполнить просьбу или требование старших) и активный (ребенок поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют).

Средства предупреждения и преодоления негативизма: доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумная требовательность и уважительная форма обращения к нему в процессе взаимодействия.

·        Упрямство - психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов.

·        Капризы - нецелесообразные действия и поступки, необоснованное противодействие и сопротивление указаниям, советам и требованиям взрослых.

Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства.

Ошибка родителей в преодолении детского своеволия - чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают его волю, способность к инициативным самостоятельным действиям.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Причины грубости: несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

Недисциплинированность может быть 2 видов: злостной (не ситуативные и имеют стереотипный характер) и незлостной (озорство, шалость).

Не секрет: жизнь сегодня тяжела и сурова. Все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность, психологические декомпенсации. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми.

Также  актуальной проблемой воспитания является степень удовлетворения потребностей ребенка, здесь рассматриваются два варианта:

·        Потворствование. Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его балуют. Любое желание для них — закон. Аргументируя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца, и др.

·        Игнорирование потребностей ребенка. Данный стиль характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.

Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, — количество требований к подростку в семье. Требования — это и обязанности подростка — те задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи), и требования-запреты (то, что подросток не должен делать). Невыполнение требований предусматривает санкции от осуждения до суровых наказаний. Здесь можно выделить следующие формы нарушений системы требований:

·        Чрезмерные требования. Повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики; непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а, напротив, ставят под угрозу. Особенно важны два случая: в первом - на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень нагружен, но не видят в этом чрезмерности и уверены в пользе. В другом случае — от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе либо других престижных занятиях

·        Недостаточность обязанностей. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье.

·        Чрезмерное количество требований-запретов. В этом случае ребенку все нельзя. Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

·        Недостаточность требований-запретов. В этом случае, наоборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

-создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

-стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

-передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

-научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

-воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы. 

Наиболее общие из них: 

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

-открытость и доверительность отношений с детьми;

-оптимистичность взаимоотношений в семье;

-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

-оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Семья - есть исходная, первоначальная  ячейка общества и от того, какая обстановка и отношение будут в этой семье зависит дальнейшая жизнь ребенка. В разных семьях, конечно же, различные проблемы. Самое главное видеть проблемы в своей семье и грамотно решать их «в зародыше». Ведь, упустив малую проблему,  можно не заметить, как она перерастет в значимую и опасную для общества.

Подросток, как понятно из самого слова — это «подрастающий человек». Это уже совсем не ребенок, но еще не совсем взрослый. Как говорил персонаж фильма «Розыгрыш» о себе и своих 16-летних друзьях: «Мы уже не на верхнем уровне детскости, а на нижнем уровне взрослости» — это очень точная характеристика подросткового возраста. Да, это уже не дети: и физически, и психологически, и физиологически юные люди становятся все ближе к совсем недавно таинственному и полностью закрытому от них миру взрослых. Но вот беда — их жизненный опыт еще так мал, что никто не хочет понимать, что они уже тоже взрослые самостоятельные люди. И для того, чтобы скорее получить этот вожделенный опыт взрослой жизни, многие, что называется, пускаются во все тяжкие. Беда в том, что под словами «взрослый опыт» часто имеется в виду курение, алкоголь, наркотики и секс без разбора. А ведь мало какой взрослый согласится с тем, что именно это отличает его от ребенка. В чем же причина такого противоречия? Как всегда, в том, что взрослые уже забыли, какими они были в ранней юности, а подростки еще не знают, какими они будут через несколько лет. Подростковый возраст — это зыбкая граница между детством и взрослостью, практически полностью укрытая туманом — то, что было, уже оставлено в прошлом, а то, что будет, неизвестно и пугающе. Выход, конечно, есть. И он довольно прост. Чем больше человек знает о том, что с ним происходит, тем более он защищен от неправильного понимания происходящего и от ошибок.

Из чего следует, что самой актуальной проблемой семейного воспитания является либо невовлеченность родителей и незаинтересованность жизнью ребенка, нежелание или неумение повлиять и посоветовать, а иногда даже и запретить. Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.