Главная страница

Использование компьютерных технологий как один из факторов повышения мотивации к изучению иностранного языка



Скачать 46.61 Kb.
НазваниеИспользование компьютерных технологий как один из факторов повышения мотивации к изучению иностранного языка
Дата18.04.2016
Размер46.61 Kb.
ТипДокументы

Использование компьютерных технологий как один из факторов повышения мотивации к изучению иностранного языка

Управление мотивацией изучение ИЯ является одной из основных проблем методики обучения в школе. Так как одной из специфических черт, ИЯ как предмета, является овладение ИЯ путём обучения умению общения на ИЯ. В связи с этим возникает одна из главных задач учителя, а именно создание психологически комфортной обстановки с организацией погружения в иноязычную среду, максимально приближенной к естественным условиям. Для достижения этой цели используются технические средства обучения. Современный этап развития техники Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем. Такие комплексы и системы обладают универсальными дидактическими возможностями: они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных возможностей обучаемых. С появлением современного цифрового оборудования, такого, как мультимедийные компьютеры, видеопроекторы, электронные экраны и сети появляются принципиально новые возможности для массового изучения иностранных языков, связанные с организацией иноязычной среды.

Мотивация играет важную роль при изучении ИЯ, следовательно, для эффективной организации учебного процесса важны в глубокие знания о мотивах учения школьника, и умение правильно выявлять их с целью разумного управления ими.

Проблеме мотивации посвящены многочисленные теоретические исследования. Не менее, интересно проследить отношение к проблеме мотивации при изучении ИЯ на разных этапах развития человеческого общества.

На заре цивилизации мотивация к изучению ИЯ являлась неотъемлемой частью жизни. Проблема изучения ИЯ основывалась на прагматичном, комерческо-прибыльном интересе обучению языкам мощных политических союзников и военных противников. Римские патриции проявляли культурно –коммуникативную мотивацию в изучении греческого языка с целью прямого доступа к ценностям данной культуры. Владение греческим языком определяло и статус человека в Древнем Риме.

В средние века владение латинским языком определялось как знание языка межнационального общения и церкви, что в свою очередь определяло политико-коммуникативные и рациональные мотивы к изучению.

В период Ренессанса возродилась культурная мотивация к изучению греческого языка, так как он давал возможность прикоснуться к “идеальной красоте”, “благородной простоте и тихому величию” греческого мира.

Изучению французского языка в XVII-XVIII вв. было вызвано политико-коммуникативной и общественно обусловленной мотивацией. Эпоха развития буржуазных отношений требовала изучения английского языка.

Период Реформации на рубеже XIX-XX вв. утвердил центральное место прагматической мотивации изучения ИЯ, выдвигая требование практически ориентированного, прикладного иноязычного умения.

Вплоть до 50-х гг. нынешнего столетия в зарубежных и отечественных методиках отсутствуют такие ключевые понятия, как мотивация, мотив, мотивационный, а следовательно, игнорируются и вопросы мотивирования либо о них упоминается вскользь. Однако уже в 60-е гг. проявляется интерес к проблемам мотивации и мотивирования изучения ИЯ. И в середине 70-х гг. мотивационная проблематика оказывается в центре исследований по методике ИЯ.

Однако, исходя из анализа отечественной и западной литературы, возможно с уверенностью утверждать, что на данный момент нет единого мнения или однозначного решения проблемы мотивации.

Мотивация, как психологическая проблема, рассматривалась в работах Алхазишвили, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др. И.А. Зимняя утверждает: “мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.”

Зарубежные психолингвисты сходятся в понимании мотивации как системы импульсов, активизирующих учебную деятельность на более глубокое изучение ИЯ, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.

Отношение обучаемых к изучению ИЯ, как показали, многочисленные эксперименты - явление не перманентное. Оно может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны в течение одного учебного года. На это может влиять стиль работы преподавателя (постоянное использование одного учебного пособия, типовых упражнений, что подавляет положительные эмоции, и учащийся теряет активную роль в процессе обучения). Овладение учителем компьютерными технологиями с целью дельнейшего их использования в процессе обучения отвечает повышению профессионального уровня, что дает возможность варьировать методы преподавания, повышая интерес учащихся к изучению ИЯ.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю, а ученики будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора - машины. Чтобы сделать обучение более занимательным для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью повторяют модель игры, умело изменяя ее для учебных целей.

Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Обучения на основе компьютерных технологий соответствует принципам индивидуального обучения. Учащийся может самостоятельно избирать порядок выполнения заданий, индивидуальный темп работы, что позволяет учитывать психологические особенности каждого ученика. При помощи компьютерной программы учитель может найти каждому ученику задание по силам, что является хорошим стимулом к работе.

Необходимо также заметить, что визуализация учебного материала с использованием цвета и звука воздействует на понятийные эмоциональные сферы, способствуя более глубокому усвоению языкового материала, а также привлекает интерес учащихся и создает необходимую мотивацию.

Можно констатировать, что на сегодняшний день сложились определенные методические предпосылки для успешного осуществления компьютеризации учебного процесса в школе. Учителя склонны высказывать положительное мнение о перспективности использования компьютера как средства обучения.

Компьютер на уроках иностранного языка позволяет индивидуализировать обучение, создает условия для самостоятельной работы, способствует выработке самооценки у обучаемых, создает комфортную среду обучения что в комплексе является важными факторами повышения мотивации учения.