№
п/п
| Название раздела, темы урока
| Элементы основного содержания
| Требования к уровню подготовки
| Тип урока
| Кол-во
часов
| Основные виды деятельности
| Сроки проведения
| Оборудование
| Виды
контр.
| Дом.
задание
|
план
| факт
|
I четверть (9 недель, 36 часов)
|
1
| Введение.
Русский язык – национальный язык русского народа.
Богатство и выразительность русского языка.
| Функции русского языка в современном мире: основное средство общения в национальном коллективе, государственный язык, язык межнационального общения народов России и стран СНГ, один из мировых языков. Его роль в международном общении.
| Понимать необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. Уметь определять роль языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения.
| Обобщение изученного
Практикум
| 1
| составление плана, схем, конспектирование, устные высказывания
|
|
| Учебник, презентация
|
| § 1, упр. 6, упр. 3, 4 (устно)
|
2
| Повторение изученного в 5 – 7 классах
Слово как основная единица языка. Повторение фонетики и орфоэпии.
| Вспомнить и повторить основные единицы языка. Рассмотреть языковую систему. Произвести основные виды языкового разбора. Начать разговор о слове как об основной единице языка. Вспомнить материал по фонетике и графике. Работа с таблицей. Отработка орфограмм, основанных на фонетическом принципе. Фонетические процессы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Орфоэпия.
| Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; проводить фонетический разбор, работать с таблицей
| Урок обобщающего повторения.
Урок- семинар
| 1
| Деление текста на части, работа со словарями, схемы, комментированное письмо. Разборы, работа с орфоэпическим словарём
|
|
| Учебник, словарь
|
| § 2, упр. 13(2)
|
3
| Повторение морфемики, лексики и фразеологии.
| Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности
| Уметь работать с толковым, идеографическим, фразеологическим словарями, а также со словарем синонимов
| Урок обобщающего повторения.
Практикум
| 1
| Работа со словарями, устное комментирование
|
|
| Учебник, словарь
|
| § 2, упр. 26
|
4-5
| Повторение трудных случаев орфографии.
| Различие слов разных частей речи, в том числе и грамматических омонимов. Правописание Н и НН в словах разных частей речи.
| Использование этимологического словаря для аргументации написания исконно русских слов (в течение года).
| Урок обобщающего повторения.
Практикум
| 2
| Работа со словарями, устное комментирование
|
|
| Учебник, словарь
|
| § 3, упр. 40
|
6-7
| Повторение трудных случаев орфографии.
| Слитное и раздельное правописание созвучных слов; не и ни с разными частями речи
| Уметь работать с орфографическим словарем.
| Практикум
| 2
| Работа со словарями, устное ком ментирование
|
|
| Учебник, таблица
|
| упр. 47
|
8-9
| Р.р.
Изложение с элементом сочинения по упр.38
| Работа на основе материала упр. 38
| Создание собственных письменных текстов на социально-культурные, нравственные темы на основе отбора необходимой информации.
| Урок-практикум
Творческий практикум
| 2
| Изложение с элементом сочинения
|
|
| Презентация
| И-1
|
|
10-11
| Повторение пунктуации. Трудные случаи пунктуации.
| Основные функции знаков препинания: завершения предложения, разделения на смысловые отрезки, выделения смысловых отрезков.
| Умение постановки знаков препинания в простом предложении
| Урок обобщающего повторения.
Практикум
| 2
| Работа со схемами, комментированное письмо, конструирование предлож.
|
|
| Учебник, таблица
|
| § 3, упр. 52
|
12
| Трудные случаи пунктуации.
Словарный диктант
| Основные функции знаков препинания.
| Умение постановки знаков препинания в простом предложении.
| Практикум
| 1
| конструирование предложений
|
|
|
|
| упр. 55
|
13
| Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»
| Контрольный диктант
| Применение полученных знаний
| Урок обобщающего повторения.
Контрольная работа
| 1
| Диктант
|
|
|
| Д-1
|
|
14
| Функциональные разновидности русского языка
Понятие о функциональных разновидностях русского языка
| Основные функции и функциональная разновидность языка. Основные сферы общения, задачи речи, способы воздействия на читателя.
| Уметь различать тексты разговорного, официально-делово го, научного, публицистического стиля и языка художественной литературы
| Изучение нового материала.
Обзор
| 1
| Работа со словарями, схемами, таблицей.
|
|
| Учебник
|
| § 4, упр. 62(2,3)
|
15
| Разговорная речь.
| Анализ образцов разговорной речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка.
| Уметь различать тексты разговорного стиля, работать со словарем жестов и мимики, наблюдать за правильным и уместным их употреблением в речи; различать тексты разговорного стиля, работать со словарем жестов и мимики, наблюдать за правильным и уместным их употреблением в речи.
| Изучение нового материала.
Урок-исследование
| 1
| Работа с таблицей, конструирование текстов.
|
|
| Учебник
|
| § 5, упр. 98
|
16
| Разговорная речь.
Словарный диктант по упр.73
| Анализ образцов разговорной речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка.
| Уметь составлять устный рассказ на заданную тему с использованием элементов разговорной речи.
| Практикум
| 1
| конструирование текстов.
|
|
| Учебник
|
| § 5, упр. 73(2)
|
17-18
| Р.р.
Сжатое изложение по упр. 72
| Сочинение-сравнение
| Уметь выстраивать логику сравнения, отбирать существенные признаки, дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию, фиксировать её в виде полного (сжатого) пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка.
| Урок развития речи.
Творческий практикум.
| 2
| Написание изложения
|
|
| Презентация
| И -2
| § 5, упр. 102
|
19
| Официально-деловой стиль речи.
| Анализ речевых образцов официально-делового стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка.
| Уметь составлять собственные речевые высказывания по образцам, уметь написать заявление, справку, расписку, доверенность, объявление, памятку, инструкцию. Наблюдать за правильным использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах официально-делового стиля, а также уместным употреблением в собственных речевых высказываниях.
| Изучение нового материала.
Урок-исследование
| 1
| Работа с таблицей, составление плана, составление деловых бумаг.
|
|
| Учебник
|
| § 6, упр. 78
|
20
| Официально-деловой стиль речи.
| Написание автобиографии, характеристики
| Умение написать автобиографию и характеристику
| практикум
| 1
| составление деловых бумаг
|
|
| Учебник
|
| § 6, упр. 84
|
21
| Научный стиль речи
| Анализ речевых образцов научного стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка
| Уметь работать с текстами научного стиля. Наблюдать за правильным использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах научного стиля.
| Изучение нового материала.
Урок-исследование
| 1
| Работа с таблицей, словарём, конструирование текстов.
|
|
| Учебник, таблица
|
| § 7, упр. 97
|
22
| Публицистический стиль речи
| Анализ речевых образцов публицистического стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка
| Знать основные особенности публицистического стиля.
Уметь правильно использовать лексические, морфологические и синтаксические средства в текстах публицистического стиля, а также уместное употреблением в собственных речевых высказываниях; создавать портретный очерк, извлекать информацию из СМИ и Интернета; создавать небольшую по объему проблемную статью, репортаж-повествование и репортаж-описание.
| Изучение нового материала.
Урок-исследование
| 1
| Работа с таблицей, устный комментарий, создание собственных текстов.
|
|
| Учебник
|
| § 8, упр. 100
|
23-24
| Р.р.
Сочинение в жанре репортажа. (по упр. 100)
| Репортаж о посещении музея на основе материала упр. 154.
| Уметь создавать репортаж-повествование.
| Контроль ЗУНов.
Творческий практикум
| 2
| Сочинение
|
|
| Презентация
| С-1
|
|
25
| Язык художественной литературы
Словарный диктант.(упр.121)
| Анализ отрывков из художественных произведений с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка
| Уметь производить элементарный лингвистический анализ отрывков из художественных произведений, выразительно читать эти фрагменты
| Изучение нового материала.
Урок-исследование
| 1
| Письмо по памяти, работа с таблицей
|
|
| Учебник
|
| § 9, упр. 120(3)
|
26
| Повторение (зачет) по теме «Функциональные разновидности языка»
| Контрольный диктант
| Уметь правильно писать орфограммы и пунктограммы
| Контроль ЗУНов.
Контрольная работа
| 1
|
|
|
|
|
| Упр.112 (устно)
|
27
| Синтаксис и пунктуация
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики.
| Понятия о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи. Отличие грамматической основы от словосочетаний.
| Знать понятия «синтаксис», пунктуация».
Уметь составлять схемы, конструировать предложения, использовать синтаксических средств языка
| Урок обобщающего повторения.
Практикум
| 1
| Работа с таблицей, конструирование предложений.
|
|
| Учебник, таблица
|
| Стр. 125
|
28
| Словосочетание как единица синтаксиса.
Виды словосочетаний.
| Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида.
| Уметь распознавать и моделировать словосочетаний разных видов, производить синтаксический разбор словосочетаний.
| Изучение нового материала.
Практикум
| 1
| Работа с учебником и интерактивной доской
|
|
| Учебник, презентация
|
| § 10, упр. 129
|
29
| Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
| Типы подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Средства связи слов в словосочетаниях, построенных по определённому типу. Синонимичность словосочетаний.
| Уметь уместно и правильно использовать синонимичных по значению словосочетаний; отличать словосочетаний от сочетаний слов, являющихся грамматической основой, сложной формой будущего времени глагола, фразеологизмом
| Изучение нового материала.
Практикум
| 1
| Работа со схемой, устный и графический комментарий
|
|
| Учебник, таблица
|
| §10, упр. 136
|
30
| Виды связи словосочетаний по степени спаянности компонентов, по структуре.
| Виды связи словосочетаний по степени спаянности компонентов (свободные и несвободные - цельные словосочетания), по структуре (простые и сложные).
| Уметь различать свободные и несвободные словосочетания.
| Изучение нового материала.
Практикум
| 1
| Работа с учебником, составление словосочетаний, распределение на группы
|
|
| Учебник, таблица
|
| § 10, упр. 138
|
31-32
| Р.р.
Культура речи. Употребление словосочетаний.
| Правильное употребление словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов.
| Знать нормы сочетания слов и случаи их нарушения в речи.
Уметь выбирать падежные формы управляемого существительного.
| Комбинированный урок.
Практикум
| 2
| Работа со словарём, исправление ошибок.
|
|
| Учебник, таблица
|
| § 11, упр.144,
152
|