|
Формирование мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Все берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. По данным исследования, проведённого Е. И. Пассовым, В. П. Кузовлевым и В. Б. Царьковой более 97% детей приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием овладеть им, но уже в 3-ем классе интерес значительно ослабевает, а к 5-6 классу он пропадает у 86% учащихся.
Возникает вопрос: почему? И что можно сделать ,чтобы предотвратить резкое падение интереса к языку?
Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. При овладении иноязычной культурой вовсе не безразлично, какие мотивы побуждают ученика к изучению ИЯ. Какие же мотивы движут учеником?
1.Мне нравится изучать ИЯ.
2.Каждый культурный человек должен знать хотя бы один ИЯ.
3.Потому, что этот предмет есть в школьной программе.
4.Хочу знать ИЯ не хуже своего товарища.
5.Нравится учитель.
6.Интересно общаться на уроке с ребятами на ИЯ.
7.На уроках ИЯ интересно.
8.ИЯ пригодиться в будущем ( при учёбе в институте, для будущей работы).
9.Хочу научиться писать письма на ИЯ. И т. д.
Кроме того, данные мотивации мы условно можем разделить на внешние и внутренние.
Стимулирующее действие внешней мотивации на процесс учения может быть достаточно сильным. Для этого важно строить процесс учения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели.
Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Ученики независимо от возраста единодушно формулируют свои потребности как чисто коммуникативные, а именно: они хотят говорить на ИЯ с другом, взрослым человеком, читать книги для расширения кругозора, писать письма, общаться с иностранцами и т. д.
Однако, несмотря на столь явно выраженное стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении ИЯ в атмосфере родного языка ИЯ предстаёт как искусственное средство общения. Это означает, что ситуации, используемые при обучении, носят, в сущности, искусственный характер. Создавая какие-либо ситуации на уроке, мы обращаемся к воображению детей, к их фантазии, к игре. Но, только очень незначительная часть второклассников оперирует абстрактными понятиями. В действительности же подавляющее большинство детей 7-8 лет ориентируются на конкретные признаки вещей и явлений, и элементы понятийного мышления ими только осваиваются. Вот отсюда и начинаются проблемы с изучением ИЯ. Например, учителям хорошо известны трудности, с некоторыми сталкиваются второклассники в процессе овладения техникой чтения на Ия. Камнем преткновения для детей оказывается многозначность звуко-буквенных соответствий, когда одна и та же буква в разных буквосочетаниях читается по-разному или вовсе не читается. Если к тому же учесть наличие транскрипционных знаков, то освоить технику чтения на ИЯ действительно оказывается непростым делом.
Вот здесь и представляется каждому учителю простор для творчества. Правильно поставленные задачи, правильно выбранные формы и методы обучения, индивидуальные подходы к каждому ученику, разнообразные виды контроля - всё это способы формирования положительной мотивации к изучению предмета. Очень важно и с психологической, и с дидактической точек зрения, чтобы у школьников не возникали отрицательные эмоции с самого начала изучения ИЯ , чтобы трудности, связанные с формированием навыков и умений в различных видах коммуникативной деятельности, не вызывали у них негативных ощущений. Постепенно повышать интерес учащихся к уроку - задача каждого педагога. Развитие изобретательских и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого ученика. Повышение мотивации идёт через:
1.вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
2.проблемность заданий и ситуаций;
3.контроль знаний, умений и навыков;
4.использование познавательных игр;
5.использование страноведческого материала;
6.доброжелательное отношение учителя;
7.использование наглядности и другого дидактического материала;
8.использование песен, рифмовок, стихов;
9.внеклассную работу;
19.творческую работу самих учащихся.
Согласно психологическим исследованиям усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побуждающей силой. Мотивационной стороной учебной деятельности должен быть интерес. Обучение детей младшего школьного возраста должно опираться на их жизненный опыт и круг их интересов. А что же им интересно и что их окружает? Это - их семья, школа, друзья, любимые животные, игры, любимые занятия, погода, праздники. Вот те темы, с которых мы и начинаем изучать ИЯ. Мы создаём на уроках ситуации, которые по сути представляют собой речевые упражнении, задача которых развивать умения в употреблении конкретных слов, предложений. Исследователи детской речи утверждают, что в конкретной ситуации маленький ребёнок не столько понимает обращённую к нему речь, сколько реагирует на саму ситуацию. Элементарные вопросы- What is your name? How old are you? мы отрабатываем , обыгрывая в ситуации «Знакомство». Другие слова и речевые клише мы вводим и закрепляем в таких ситуациях, как: «В магазине», «На дне рождения», «В гостях», «Мой дом», «Моя семья» и др. Необходим набор наглядных компонентов, которые ребёнок может использовать в качестве зрительных опор для понимания содержания речи и ситуации в целом. В таких ситуациях я часто использую работы, рисунки, поделки самих детей.
Детям младшего школьного возраста недостаточно только сидеть, слушать и смотреть, им нужна двигательная активность и постоянная смена деятельности и её разнообразие, так как внимание у малышей неустойчивое, особенно на первом году обучения. Поэтому я часто использую физкультминутки. Они могут проводиться разнообразными формами организации детей, чаще всего фронтальные, могут быть индивидуальными или групповыми.
1.Clap your hands…
2.Little hare, little hare, hop, hop, hop (прыжки)
Little hare, little hare, stop, stop, stop!
3.Pig, pig, pig, dig, dig, dig! (копание носом)
4.Make, make, make a cake! (раскатывание в ладошах)
5.It’s a snake, snake, snake,
It lives in a lake, lake, lake. (изображение змеи)
6.Eyes, are you ready?- Yes, we are. ( поглаживание)
Ears, are you ready? – Yes, we are.
Hands, are you ready? – Yes, we are.
Legs, are you ready? – Yes, we are.
Shoulders, are you ready? – Yes, we are.
Children, are you ready? – Yes, we are.
Всё это предупреждает утомляемость учащихся и является необходимым моментом на уроке ИЯ.
Игра. В своей книге « Игра- это серьёзно» А. С. Спиваковская пишет, что игра как ведущая деятельность у детей «определяет важнейшее формирование новых качеств личности», что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает и ведёт за собой развитие ребёнка. Любая игра должна проводиться не ради самой игры, а перед учащимися должна быть поставлена обучающая цель. В каких же целях следует использовать игры на уроках ИЯ? Основных целей шесть:
1.формирование определённых навыков;
2.развитие определённых речевых умений;
3.обучение умению общаться;
4.развитие необходимых способностей;
5.познание;
6.запоминание речевого материала.
Приведу примеры игр с числительными.
«Память». Цифры до 12 на доске в разброс. Дети закрывают глаза и ты убираешь 1-2 цифры. Выигрывает тот, кто первый назвал исчезнувшее число. Он вадит.
«Мяч». Учитель кидает мяч ученику, называя число по-русски, ученик должен назвать его по-английски.
«Сосчитай». На доске примеры. Учащиеся восстанавливают цифры. 100-…=25; …-75=22;
« Допиши». …ne; t…o; thr…; fou…
«Открой страницу». Учитель называет число. Учащиеся должны открыть книгу на данной странице.
Игра - универсальное средство, помогающее учителю превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое детьми занятие. Игра позволяет вовлечь в учебный процесс даже слабых учеников. Более того, слабый ученик в игре может стать первым. С помощью игры можно развить наблюдательность, активность, внимание. Она способна развить творческие способности, поднять самооценку, развить умение принимать самостоятельное решение.
Неотъемлемым компонентом учебного процесса является контроль умений и навыков учащихся. Контроль регулирует процесс учебно-познавательной деятельности школьников, имеет большое воспитательное значение для учащихся, являясь важным стимулом в их дальнейшей учебной деятельности.
Следует особенно внимательно и осторожно относиться к выбору контролирующих приёмов на начальном этапе обучения. Очень важно, чтобы у школьников не возникали отрицательные эмоции с самого начала изучения ИЯ, чтобы трудности, связанные с формированием навыков и умений в различных видах коммуникативной деятельности, не вызывал у них негативных ощущений. Я коснусь только одного вида контроля, это- тестирование. В настоящее время это один из наиболее эффективных средств контроля в обучении ИЯ. Его основное отличие от традиционных форм контроля состоит в объективности, быстроте обработки результатов, участии неограниченного количества тестируемых за небольшой промежуток времени. Тест стимулирует интеллектуальную активность учащихся. Благодаря тестовому контролю можно успешно управлять учебным процессом , осуществляя дифференцированный подход к учащимся.
И последнее, о чём мне хотелось бы упомянуть. Это- внеклассная работа с учащимися. Одним из важнейших средств поддержания интереса к ИЯ является такая организация обучения, при которой и урок и внеклассная работа были бы звеньями одной цепи. Внеклассная работа должна быть естественным продолжением системы уроков. Именно в условиях внеурочной работы создаётся подлинно педагогическая среда непринуждённого общения. Во время проведения внеклассных мероприятий в центре внимания находится сотрудничество и сотворчество учителя и учеников. В результате проведения внеклассных мероприятий наблюдается повышение мотивации к обучению иностранному языку, и меняется само отношение к предмету. |
|
|