|
Использование метода сравнительно-типологического анализа произведения в литературном контексте при изучении литературы в школе Использование метода сравнительно-типологического анализа произведения в литературном контексте при изучении литературы в школе.
(из опыта работы Красновой Г.М., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» г. Колпашево Томской области) Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Одной из отличительных особенностей моей методики преподавания литературы считаю системное обращение к сравнительно-типологическому анализу художественного произведения в литературном контексте. Сравнительно-типологический анализ художественного произведения в литературном контексте является методом проблемного обучения, так как основан на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Это ведущий метод так называемого контекстуального анализа художественного произведения.
Привлечение литературного контекста к литературоведческому анализу я считаю непременным условием не только для верного постижения отдельно взятого художественного произведения, но и для формирования убеждения, что литературный процесс – это система взаимосвязанных, а иногда и взаимопроникающих явлений и часто степень восприятия, понимания отдельного художественного произведения зависит именно от умения видеть отдельное произведение в широком литературном контексте.
Данную работу начинаю уже в 5 - 6 классе, используя приём постановки проблемного вопроса:
Сравните сказки В. Жуковского «Спящая царевна», Ш. Перро «Спящая красавица», А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Сравните тексты басен о Муравье Эзопа, И Хемницера, И. Крылова.
Что объединяет повести Н. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
Что объединяет рассказы Е. Замятина «Огненное «А» и А. Аверченко «Смерть африканского охотника»?
Какие элементы святочного рассказа мы находим в произведениях Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и А. Куприна «Чудесный доктор
Сравните рассказы В. Астафьева «Васюткино озеро» и Дж. Лондона «Любовь к жизни».
Как правило, ребята очень активно включаются в работу по нахождению сходств и различий в разных произведениях. Постепенно к старшим классам усложняю задания, переходя от произведений со сходными сюжетами, ситуациями, характеристиками героев к сопоставлению произведений на уровне образов, мотивов, например:
Мотив сна в произведениях русских писателей XIX века.
Мотив дороги в произведениях русских писателей XIX века.
Образ Петербурга (Москвы) в произведениях русских писателей XIX века.
Провинциальный город N в произведениях русских писателей XIX века.
Какие ассоциации возникли у вас при прочтении произведения? и др.
В старших классах от беседы по проблемному вопросу перехожу к написанию мини-сочинений. Данная форма работы необходима для развития навыков письменной речи, умения строить самостоятельное аргументированное письменное высказывание в ситуации ограниченного времени, что очень важно при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации. Если подобная работа ведётся учителем в системе, то, как правило, даже «средние» ученики довольно логично выражают своё мнение, демонстрируя умение создавать текст-рассуждение по заданной теме, подтверждать свои мысли цитатами из текста.
Приведу темы мини-сочинений для обучающихся 10 - 11 классов:
«Сравните образ Петра I в поэмах А.С. Пушкина «Медный всадник», «Полтава» и в рассказе А.Н. Толстого «День Петра». (Фрагмент урока «Авторская позиция и способы её выражения в рассказе А. Толстого «День Петра», 11класс.)
Объясните слова литературоведа Ю.В. Лебедева: «Среди долины ровныя – эпиграф, поэтическое зерно «Грозы». (Фрагмент урока «Роль внесюжетных элементов в драме А.Н. Островского «Гроза»: песенное начало, ремарки, «говорящие» имена», 10 класс.)
«Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и стихотворениях Н.А. Некрасова». (Фрагмент урока «Мир петербургских углов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», 10 класс.)
Меня как для учителя радует, когда ученики в ходе анализа произведения сами начинают сопоставлять его с уже известными им произведениями других авторов:
«Прочитав рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре», я невольно вспомнил стихотворение Н.А. Некрасова «Нравственный человек». Ведь герои этих, казалось бы, непохожих по жанру и сюжету произведений как будто «на одно лицо»: они живут «согласно с строгою моралью», тем самым делая несчастными всех вокруг. Но самое страшное, что они считают себя правыми во всём». (Попов Георгий).
«Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Путём-дорогою» напомнила мне о поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: те же узнаваемые образы правдоискателей, тот же мотив дороги и вопросы о «счастии народном». Как будто Щедрин тоже пытается ответить на вопрос: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» (Чистяк Галина). Именно это сопоставление на уровне ассоциаций ученицы легло в основу её исследовательской работы по литературе «Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Путём-дорогою»: опыт контекстуального прочтения художественного произведения». Данная исследовательская работа была представлена на районной научно-практической конференции школьников в 2007 году (I место) и на областной научно-практической конференции в 2008 году (II место).
Таким образом, сравнительно-типологический анализ текста является актуальным направлением не только в моей урочной деятельности, но и при организации индивидуальной исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время. За последние четыре года обучающимися выполнено восемь исследовательских и проектных работ по литературе, в основе которых лежит сравнительно-типологический анализ художественного произведения:
Год
| Тема работы
| Автор работы
| Уровень представления
| Результат
| 2008
(март)
| Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Путём-дорогою»: опыт контекстуального прочтения художественного произведения.
| Чистяк Г.,
11 класс.
| I Областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста»
| Диплом II степени,
публикация
| 2008
(март)
| Стихотворение Г. Гейне «Ein Fichtenbaum…» в переводе Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета: опыт сравнительного анализа.
| Веснина А.,
11 класс.
| I Областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста»
| Диплом победителя в номинации,
публикация
| 2009
(март)
| Образ поэта-пророка в русской лирике XIX века.
| Халикова Е.,
11 класс.
| Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста».
| Диплом победителя
в номинации,
публикация
| 2009
(март)
| Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» и роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»: попытка сравнительной характеристики.
| Полумогина Н.,
11 класс.
| Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста»
| Сертификат участника,
публикация
| Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
| Диплом участника,
публикация
| 2009
(май)
| «Образ булгаковского Иешуа Га-Ноцри в сопоставлении с Евангельским Иисусом Христом (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
| Петрова Т.,
11 класс
| Областной конкурс «Современная школа и православие»
| Почётная грамота победителя
| 2009
(ноябрь)
| Проект «Создание электронного сборника «Бал в русской культуре и литературе первой половины XIX века».
| ДороховаС.,
Волкова Ю., Лившинская М., Типсина М., Шибинская Ю., Майкова Ю.,
9 класс.
| II областная заочная научно-практическая конференция «Проектный метод на уроках русского языка и литературы».
| Сертификат участника,
публикация
| 2010
(ноябрь)
| Интерпретация 30-й оды Горация «К Мельпомене» в русской литературе XVIII – первой половины XIX века.
| ДороховаС.,
10 класс.
| III областная научно-практическая конференция «Проектный метод на уроках русского языка и литературы».
| Сертификат участника,
публикация
| 2011
(март)
| Выражение авторской позиции через внесюжетные элементы в драме А.Н. Островского «Гроза».
| Типсина М.,
10 класс.
| Областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста».
| Диплом участника,
публикация
| 2011
(ноябрь)
| Общечеловеческие ценности в пословицах народов России
| Краснова А.,
5 класс
| Всероссийский конкурс
«Планета увлечений»
| Диплом
III степени
|
Считаю, что систематическое использование метода сравнительно-типологического анализа способствует развитию мыслительных способностей, в первую очередь, ассоциативного и аналитического мышления, повышению мотивации к познавательной деятельности, а также глубокому пониманию учебного материала. Практическая значимость сформированности у обучающихся такого подхода к анализу текста очевидна при современной системе итоговой аттестации по русскому языку. Один из критериев оценивания части С - сочинения-рассуждения по проблеме, заявленной в тексте, - сформулирован следующим образом: экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. И в этом случае умение привлечь дополнительный материал из числа произведений художественной литературы представляется очень ценным. |
|
|