Главная страница

Использование метода сравнительно-типологического анализа произведения в литературном контексте при изучении литературы в школе



Скачать 78.11 Kb.
НазваниеИспользование метода сравнительно-типологического анализа произведения в литературном контексте при изучении литературы в школе
Дата18.04.2016
Размер78.11 Kb.
ТипДокументы

Использование метода сравнительно-типологического анализа произведения в литературном контексте при изучении литературы в школе.

(из опыта работы Красновой Г.М., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» г. Колпашево Томской области)
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Одной из отличительных особенностей моей методики преподавания литературы считаю системное обращение к сравнительно-типологическому анализу художественного произведения в литературном контексте. Сравнительно-типологический анализ художественного произведения в литературном контексте является методом проблемного обучения, так как основан на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, уме­ния видеть за отдельными фактами явление, закон. Это ведущий метод так называемого контекстуального анализа художественного произведения.

Привлечение литературного контекста к литературоведческому анализу я считаю непременным условием не только для верного постижения отдельно взятого художественного произведения, но и для формирования убеждения, что литературный процесс – это система взаимосвязанных, а иногда и взаимопроникающих явлений и часто степень восприятия, понимания отдельного художественного произведения зависит именно от умения видеть отдельное произведение в широком литературном контексте.

Данную работу начинаю уже в 5 - 6 классе, используя приём постановки проблемного вопроса:

  • Сравните сказки В. Жуковского «Спящая царевна», Ш. Перро «Спящая красавица», А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  • Сравните тексты басен о Муравье Эзопа, И Хемницера, И. Крылова.

  • Что объединяет повести Н. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

  • Что объединяет рассказы Е. Замятина «Огненное «А» и А. Аверченко «Смерть африканского охотника»?

  • Какие элементы святочного рассказа мы находим в произведениях Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и А. Куприна «Чудесный доктор

  • Сравните рассказы В. Астафьева «Васюткино озеро» и Дж. Лондона «Любовь к жизни».

Как правило, ребята очень активно включаются в работу по нахождению сходств и различий в разных произведениях. Постепенно к старшим классам усложняю задания, переходя от произведений со сходными сюжетами, ситуациями, характеристиками героев к сопоставлению произведений на уровне образов, мотивов, например:

  • Мотив сна в произведениях русских писателей XIX века.

  • Мотив дороги в произведениях русских писателей XIX века.

  • Образ Петербурга (Москвы) в произведениях русских писателей XIX века.

  • Провинциальный город N в произведениях русских писателей XIX века.

  • Какие ассоциации возникли у вас при прочтении произведения? и др.

В старших классах от беседы по проблемному вопросу перехожу к написанию мини-сочинений. Данная форма работы необходима для развития навыков письменной речи, умения строить самостоятельное аргументированное письменное высказывание в ситуации ограниченного времени, что очень важно при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации. Если подобная работа ведётся учителем в системе, то, как правило, даже «средние» ученики довольно логично выражают своё мнение, демонстрируя умение создавать текст-рассуждение по заданной теме, подтверждать свои мысли цитатами из текста.

Приведу темы мини-сочинений для обучающихся 10 - 11 классов:

  • «Сравните образ Петра I в поэмах А.С. Пушкина «Медный всадник», «Полтава» и в рассказе А.Н. Толстого «День Петра». (Фрагмент урока «Авторская позиция и способы её выражения в рассказе А. Толстого «День Петра», 11класс.)

  • Объясните слова литературоведа Ю.В. Лебедева: «Среди долины ровныя – эпиграф, поэтическое зерно «Грозы». (Фрагмент урока «Роль внесюжетных элементов в драме А.Н. Островского «Гроза»: песенное начало, ремарки, «говорящие» имена», 10 класс.)

  • «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и стихотворениях Н.А. Некрасова». (Фрагмент урока «Мир петербургских углов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», 10 класс.)

Меня как для учителя радует, когда ученики в ходе анализа произведения сами начинают сопоставлять его с уже известными им произведениями других авторов:

«Прочитав рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре», я невольно вспомнил стихотворение Н.А. Некрасова «Нравственный человек». Ведь герои этих, казалось бы, непохожих по жанру и сюжету произведений как будто «на одно лицо»: они живут «согласно с строгою моралью», тем самым делая несчастными всех вокруг. Но самое страшное, что они считают себя правыми во всём». (Попов Георгий).

«Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Путём-дорогою» напомнила мне о поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: те же узнаваемые образы правдоискателей, тот же мотив дороги и вопросы о «счастии народном». Как будто Щедрин тоже пытается ответить на вопрос: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» (Чистяк Галина). Именно это сопоставление на уровне ассоциаций ученицы легло в основу её исследовательской работы по литературе «Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Путём-дорогою»: опыт контекстуального прочтения художественного произведения». Данная исследовательская работа была представлена на районной научно-практической конференции школьников в 2007 году (I место) и на областной научно-практической конференции в 2008 году (II место).

Таким образом, сравнительно-типологический анализ текста является актуальным направлением не только в моей урочной деятельности, но и при организации индивидуальной исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время. За последние четыре года обучающимися выполнено восемь исследовательских и проектных работ по литературе, в основе которых лежит сравнительно-типологический анализ художественного произведения:

Год

Тема работы

Автор работы

Уровень представления

Результат

2008

(март)

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Путём-дорогою»: опыт контекстуального прочтения художественного произведения.

Чистяк Г.,

11 класс.

I Областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста»

Диплом II степени,

публикация

2008

(март)

Стихотворение Г. Гейне «Ein Fichtenbaum…» в переводе Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета: опыт сравнительного анализа.

Веснина А.,

11 класс.

I Областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста»

Диплом победителя в номинации,

публикация

2009

(март)

Образ поэта-пророка в русской лирике XIX века.

Халикова Е.,

11 класс.

Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста».

Диплом победителя

в номинации,

публикация

2009

(март)

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» и роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»: попытка сравнительной характеристики.

Полумогина Н.,

11 класс.

Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста»

Сертификат участника,

публикация

Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Диплом участника,

публикация

2009

(май)

«Образ булгаковского Иешуа Га-Ноцри в сопоставлении с Евангельским Иисусом Христом (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Петрова Т.,

11 класс

Областной конкурс «Современная школа и православие»

Почётная грамота победителя

2009

(ноябрь)

Проект «Создание электронного сборника «Бал в русской культуре и литературе первой половины XIX века».

ДороховаС.,

Волкова Ю., Лившинская М., Типсина М., Шибинская Ю., Майкова Ю.,

9 класс.

II областная заочная научно-практическая конференция «Проектный метод на уроках русского языка и литературы».

Сертификат участника,

публикация

2010

(ноябрь)

Интерпретация 30-й оды Горация «К Мельпомене» в русской литературе XVIII – первой половины XIX века.

ДороховаС.,

10 класс.


III областная научно-практическая конференция «Проектный метод на уроках русского языка и литературы».

Сертификат участника,

публикация

2011

(март)

Выражение авторской позиции через внесюжетные элементы в драме А.Н. Островского «Гроза».

Типсина М.,

10 класс.

Областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста».

Диплом участника,

публикация

2011

(ноябрь)

Общечеловеческие ценности в пословицах народов России

Краснова А.,

5 класс

Всероссийский конкурс

«Планета увлечений»

Диплом

III степени



Считаю, что систематическое использование метода сравнительно-типологического анализа способствует развитию мыслительных способностей, в первую очередь, ассоциативного и аналитического мышления, повышению мотивации к познавательной деятельности, а также глубокому пониманию учебного материала. Практическая значимость сформированности у обучающихся такого подхода к анализу текста очевидна при современной системе итоговой аттестации по русскому языку. Один из критериев оценивания части С - сочинения-рассуждения по проблеме, заявленной в тексте, - сформулирован следующим образом: экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. И в этом случае умение привлечь дополнительный материал из числа произведений художественной литературы представляется очень ценным.