Главная страница

Задача по формированию и постоянному повышению у учащихся положительной мотивации к учёбной деятельности



Скачать 56.71 Kb.
НазваниеЗадача по формированию и постоянному повышению у учащихся положительной мотивации к учёбной деятельности
Дата07.04.2016
Размер56.71 Kb.
ТипЗадача

С 1 января 2010 года в действие был введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает взаимную   деятельность учителя и ученика во время учебного процесса. Целью такого взаимодействия является развитие  качеств личности ребёнка, отвечающих требованиям информационного общества.

         Однако учителя знают, что развить необходимые качества личности школьника  в учебном процессе успешно нельзя, если ребёнок относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не испытывая потребности. Поэтому перед школой стоит задача  по формированию и постоянному повышению у учащихся  положительной мотивации к учёбной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы начальной школы согласно ФГОС НОО  определяют учебную мотивацию, как необходимое условие дальнейшего успешного обучения детей в среднем звене. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.  Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Один из факторов, влияющий на мотивацию младшего школьника – организация самого процесса учения, т.е. использование  учителем разнообразных форм работы на уроке  и методов, которые побуждают  к активной мыслительной и практической деятельности.

           От учеников мы часто слышим слова «интересно» и неинтересно» Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу»,  следовательно  - «выполняю с интересом».  Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»?

Для каждого этапа урока используются свои активные методы. К примеру, возьмём начало учебного занятия, которое предполагает осознанный переход ребёнка в пространство учебной деятельности. С этой целью  организуется мотивирование ученика, а именно создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в работу. Для создания такой ситуации пытаюсь актуализировать мотивы  предыдущих достижений словами: «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», и здесь же сказать, вызвать мотивы относительной неудовлетворённости и  актуализировать требования к ученику: «Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы, а между тем, это будет необходимо: например, для … выполнения той или иной задачи».

Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов. Например,урок письма я начинаю со стихотворения. ( слайд2) . Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. На своих уроках я использую следующие приёмы:

Прием «Да-нетка»

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.).Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет»
Это прием, в результате которого  сужается  поиск чего-либо  посредством задавания вопросов учениками, на которые  учитель может отвечать только словами «да». «нет», «и да, и нет».
Данный прием формирует следующие универсальные учебные действия: 
•     умение связывать разрозненные факты в единую картину
•     умение систематизировать уже имеющуюся информацию; 
•     умение слушать и слышать друг друга. 
Например, учитель загадал число 24.
Ученики задают вопросы:
•    Это однозначное число? Нет
•    В нем больше одного десятка? Да 
•    Цифра, обозначающая количество десятков, делится на 2? Да 
•    Сумма цифр больше 7? Нет  и т.д.

Пример. На уроке по теме «Планета Земля» загадывается определённая планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета – гигант?-да;

  • Эта планета имеет гигантские кольца?-нет;

  • Это самая большая планета?-да;


Таким образом, формируется умение формулировать и задавать вопросы. Ребенок должен быть внимательным, слушать учителя, одноклассников  и не повторять вопросы. Данный прием можно использовать на любом уроке.

Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту .Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.

Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались .Впоследствии этот приём стал одной из любимых работ учащихся класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме. Учитель в понимании ребёнка остаётся «за кадром» и не давит своим авторитетом. 

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности своих учеников я использую такие приемы создания ситуаций успеха как (слайд3)

1. Преодоление страха  - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся…»

2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»

3. Авансирование – «У тебя обязательно получится…»

4. Персональная исключительность – «Только у тебя может получиться…»

5. Усиление мотивации – «Нам это нужно для…»

6. Высокая оценка детали – «Вот эта цифра у тебя замечательна!»

Необходимым этапом урока для формирования положительной мотивации учения является этап рефлексии. Дети учатся оценивать не только урок в целом и свою работу на нем, но и имеют возможность ориентироваться на собственные достижения в усвоении предмета. Детям предлагается оценить свою работу на уроке, показав соответствующий смайлик, что получилось, над чем ещё предстоит поработать, с каким настроением уходят с урока А так оцениваю их я, (смайлики показать).

Учебный материал для каждого урока я подбираю таким образом, чтобы  у детей присутствовало чувство преодоления трудностей. Однако не забываю и о соблюдении меры сложности. Глубоко и прочно усвоенные знания позволяют учащимся самостоятельно решать проблемные задачи, поставленные перед ними на  уроке,  с опорой на имеющийся опыт. Для формирования мотивации на своих уроках я использую игровые методы, развивающие методы – сравнение, наблюдение, классификация, группировка, анализ.

Для поддержания деловой включенности детей в работу и активизации познавательного интереса, являющихся важными составляющими учебной мотивации, в течение урока происходит логичное чередование различных видов деятельности детей: коллективная, групповая, парная и индивидуальная работа, устные и письменные задания, теоретические вопросы и практическая часть и т.д. Устойчивый интерес к учебной деятельности у своих учеников я формирую через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность. В 1 классе к нам на уроки приходят и Мудрая Черепаха, и Муравей Вопросик, и Почтальон Печкин и многие другие сказочные герои.  

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делает урок интересным. Презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания. Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно—познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.