|
Использование нестандартного оборудования по физическому воспитанию в работе с дошкольниками
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАБОТЕ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.
Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
* обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
* приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
* создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы,
волевых усилий;
* приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
* пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Одним из средств решения поставленных задач является использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях нестандартного оборудования.В основном оно изготавливается из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т.д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях.
На НОД я использую степ-платформу. «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг». Каковы же достоинства степ - платформы:
У детей формируется устойчивое равновесие;
Уверенность;
Ориентировка в пространстве;
Общая выносливость;
Совершенствуется точность движений;
Воспитываются физические качества: ловкость, быстрота, сила. Повышается выносливость, а в след за этим сопротивляемость организма к заболеваниям. Но самое главное достоинство степ - платформы - это ее оздоровительный эффект.
Занятия со степ – платформой способствуют:
Формированию осанки, костно-мышечного корсета;
Область применения степа довольно широка: это и индивидуальная работа, и самостоятельная двигательная активность детей.
В образовательной деятельности по физкультуре степ-платформа использую на каждом этапе:
В водной части дети огибают скамейки (ходят или бегают змейкой);
В общеразвивающих упражнениях, которые выполняются в виде степ-аэробики и в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лёжа), что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве;
В основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в т.ч. с различными атрибутами;
В подвижных играх и эстафетах.
Организуя степ-тренировку, я не забываю о технике безопасности и физической нагрузке для детей определённого возраста, её распределении с учётом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так, более сложные упражнения чередую с менее сложными.
Детям напоминаю о необходимости сохранять правильное положение тела во время всех движений.
Таким образом, использование степ -платформы позволяет сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физической культуры, что является одним из важнейших условий формирования мотиваций здорового образа жизни.
Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в детском саду была организована «Тропа здоровья».
Это один из новых, но очень удобных здоровье-сберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процесс.
Это территория протяженностью 23 метра, насыщена ярким цветовым эффектом, который привлекает внимание ребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом и вызывает положительные эмоции. Тропа здоровья оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать стопы. Как известно на стопах расположено порядка шестидесяти активных зон, связанных с различными органами тела человека. Оказывая на них воздействие разной степени интенсивности, можно повысить иммунитет ребенка, энергетику, снять стресс и улучшить его общее психоэмоциональное состояние.
Тропа здоровья это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе здоровья задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений. Он начинает лучше понимать возможности своего тела, а значит, относится к нему бережнее.
Основными целями организации тропы здоровья являются:
- профилактика плоскостопия;
- улучшение координации движения;
- улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
- улучшение эмоционально-психического состояния детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни.
Созданная тропа здоровья длиной 23 метра и шириной 30см делится на участки по 140 см, которые имеют разные сектора:
- ребристая доска;
-песчаную поверхность;
-окрашенные кирпичики;
-крупный гравий;
-массажный коврик;
-донышки пластиковых бутылок;
-солевая дорожка;
- пробки от пластмассовых бутылок;
-мелкий гравий;
-сосновые шишки;
-дубовые желуди;
- поверхность с керамзитом;
-спилы деревьев;
-плескательный бассейн.
Тропа здоровья расположена в солнечной части спортивной площадки. Солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные свойства организма. Прогулка детей по разным участкам поверхности «Тропы здоровья" обеспечивает последовательное воздействие на биологически- активные зоны подошвенной части стопы.
Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды.
Таким образом, ежедневные занятия на тропе здоровья способствуют снижению количества простудных заболеваний среди воспитанников, формированию правильной осанки, положительного отношения к здоровому образу жизни, желанию ребят заниматься на свежем воздухе босиком.
Детский игровой парашют является нетрадиционным оборудованием для физического воспитания дошкольников. Занятия с игровым парашютом учат согласованности действий, и умению чувствовать движения остальных игроков, развивают внимание, координацию, так же укрепляют мышцы плеч, предплечий и кисти рук, развивают воображение. В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития. Сегодня в России детский игровой парашют преимущественно используется при работе с детьми дошкольного возраста.
Игровой парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки. Парашютом можно играть в спортивном зале или в группе, а так же на свежем воздухе. Игры в парашют – не соревновательные: они учат согласованности действий и умению чувствовать движения других игроков. Парашют – яркая и запоминающаяся фигура, которая отлично подходит для праздников, для объединения детей в команду.
Ребёнку любого возраста важно научиться согласовывать свои действия с командами ведущего и действиями других игроков. В играх с парашютом это достигается само собой, без особых усилий. Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Парашют очень полезен как тихим и медлительным детям, так и активным, в том числе и гиперактивным детям, поскольку игры с парашютом дают возможность «растормошить» тихих детей и утихомирить особо шустрых. Парашют даёт массу возможностей для игр с правилами. Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию детей. Они могут вообразить, что парашют – это домик, или море, или шляпка гриба. Как и в других подвижных играх, дети учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
Дидактическое пособие «Волшебный парашют» предназначено для дошкольников среднего и старшего возраста.
Игры с парашютом – это веселые игры. Участвовать в игре могут разное количество человек одновременно, в зависимости от размера парашюта, количества секторов.
В группах младшего дошкольного возраста парашют так же можно использовать. Его поднимают и опускают, ходят с ним по кругу, одновременно исполняя детские песенки, стихи или считалки.
В результате использования дидактического пособия «Волшебный парашют» у дошкольников хорошо развита координация движений, повышена двигательная активность, эмоциональный настрой; дошкольники проявляют дружеские отношения в игре, повышается интерес к физкультурным занятиям; развита фантазия; дети умеют применять полученный двигательный опыт в самостоятельной игровой деятельности.
Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.
Литература:
Барабаш Т. Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2011 №12
Г.В. Раскова, Т.А. Белова. Использование степ - платформы в оздоровительной работе с детьми. / Справочник старшего воспитателя - № 7, 2009;
Л.Глазырина. «Физическая культура – дошкольникам». М.: «Владос», 2001год.
Игры с парашютом. – Режим доступа: https://janemouse.livejournal.com/698400.html
Чинарова Е. Под крылом: веселые игры с парашютом. – Режим доступа: https://letidor.livejournal.com/266020.html
https://rostova-kukla.kiev.ua/
https://janemouse.livejournal.com/698400.html
https://parusinka.ru/articles/2-games/12-parashutdliaigr
https://sportdetstvo.ru |
|
|