|
Использование прямой, косвенной и опосредованной оценки в воспитании ребенка Консультация для педагогов и родителей на тему: Использование прямой, косвенной и опосредованной оценки
в воспитании ребенка
«Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой»
Антоний Регульский Эффективность педагогического воздействия на ребенка в дошкольном детстве, в период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы, в каждом из которых обязательно присутствует общий компонент – оценка. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких – либо объектов или процессов. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего – нибудь. Применительно к воспитательной деятельности оценка означает установление степени выполнения ребенком правил и норм поведения, программного материала. С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми (родителями, воспитателями, детьми). Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением родителей. Категорию оценки можно отнести к методам поощрения и наказания. Наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются: - прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств ребенка и адресованная непосредственно к ребенку. Например: «Молодец, ты приложил всё старание и работа выполнена замечательно!», «Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно!», «Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку и обидел его». Прямые однозначные оценки делятся на положительные и отрицательные. Положительные оценки могут выступать в трёх основных формах: согласие, ободрение и одобрение. Основными разновидностями отрицательной оценки являются: замечание, отрицание и порицание.
Никогда не должно быть переноса отрицательной оценки деятельности в личностный план: «Ты – хороший мальчик, но поступил сегодня недостаточно правильно». Прямая оценка хороша, когда она положительная; - косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого, сравнение его поступков с поступками других лиц. Например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как герои сказки «Два жадных медвежонка», «Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются». Не должно быть ситуации, когда на фоне положительной оценки одного члена группы отрицательно оценивается либо другой член группы, либо вся группа в целом. Это нарушает межличностные отношения, снижает самооценку ребенка. Например: «Твоя подруга ходит в музыкальную школу и хорошо умеет играть на пианино, а ты – лентяйка и бездельница». При неудачах ребенка предпочтительнее косвенная оценка (например, при просмотре мультфильма, чтении сказки); - опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта, например: «Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна», «Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая сказочная фея», «Вот Дима ответил лучше, чем Витя». Опосредованная оценка – оценивание одного ребенка через другого – это травмирующая оценка! Нередко взрослые уклоняются от вынесения какой – либо оценки. Часто они даже не задумываются, что это уклонение тоже есть вид оценки, причём самый худший по своим психологическим последствиям. Такой способ воздействия не ориентирует ребенка в результатах его деятельности, дезорганизует поведение и вызывает у него состояние неуверенности, вынуждает строить предположения о правильности своего поведения. Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое пробуждает желание работать над собой. Если ему постоянно говорить о его слабых сторонах, у него вообще исчезнет стремление к саморазвитию. Между тем, слишком высокое мнение о самом себе нарушает отношения дошкольника с окружающими, является также психотравмирующей ситуацией. Положительный опыт отечественной педагогики показывает, что важнейшим условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива или не соответствует реальному положению дел, ребенок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент выгодна. Принимая во внимание важную роль оценки для различных сторон воспитательного процесса, зная механизмы её воздействия на психику ребенка, педагогам и родителям необходимо целенаправленно использовать оценку для достижения большей эффективности воспитательной деятельности. |
|
|