Главная страница


Использование прямой, косвенной и опосредованной оценки в воспитании ребенка



Скачать 34.23 Kb.
НазваниеИспользование прямой, косвенной и опосредованной оценки в воспитании ребенка
Дата14.04.2016
Размер34.23 Kb.
ТипДокументы

Консультация для педагогов и родителей на тему:
Использование прямой, косвенной и опосредованной оценки

в воспитании ребенка


«Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой»

Антоний Регульский
Эффективность педагогического воздействия на ребенка в дошкольном детстве, в период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы, в каждом из которых обязательно присутствует общий компонент – оценка.
В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких – либо объектов или процессов. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего – нибудь. Применительно к воспитательной деятельности оценка означает установление степени выполнения ребенком правил и норм поведения, программного материала.
С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми (родителями, воспитателями, детьми). Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением родителей.
Категорию оценки можно отнести к методам поощрения и наказания. Наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:
- прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств ребенка и адресованная непосредственно к ребенку. Например: «Молодец, ты приложил всё старание и работа выполнена замечательно!», «Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно!», «Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку и обидел его».
Прямые однозначные оценки делятся на положительные и отрицательные.
Положительные оценки могут выступать в трёх основных формах: согласие, ободрение и одобрение.
Основными разновидностями отрицательной оценки являются: замечание, отрицание и порицание.

Никогда не должно быть переноса отрицательной оценки деятельности в личностный план: «Ты – хороший мальчик, но поступил сегодня недостаточно правильно». Прямая оценка хороша, когда она положительная;
- косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого, сравнение его поступков с поступками других лиц. Например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как герои сказки «Два жадных медвежонка», «Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются».
Не должно быть ситуации, когда на фоне положительной оценки одного члена группы отрицательно оценивается либо другой член группы, либо вся группа в целом. Это нарушает межличностные отношения, снижает самооценку ребенка. Например: «Твоя подруга ходит в музыкальную школу и хорошо умеет играть на пианино, а ты – лентяйка и бездельница».
При неудачах ребенка предпочтительнее косвенная оценка (например, при просмотре мультфильма, чтении сказки);
- опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта, например: «Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна», «Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая сказочная фея», «Вот Дима ответил лучше, чем Витя».
Опосредованная оценка – оценивание одного ребенка через другого – это травмирующая оценка!
Нередко взрослые уклоняются от вынесения какой – либо оценки. Часто они даже не задумываются, что это уклонение тоже есть вид оценки, причём самый худший по своим психологическим последствиям.
Такой способ воздействия не ориентирует ребенка в результатах его деятельности, дезорганизует поведение и вызывает у него состояние неуверенности, вынуждает строить предположения о правильности своего поведения.
Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое пробуждает желание работать над собой. Если ему постоянно говорить о его слабых сторонах, у него вообще исчезнет стремление к саморазвитию.
Между тем, слишком высокое мнение о самом себе нарушает отношения дошкольника с окружающими, является также психотравмирующей ситуацией.
Положительный опыт отечественной педагогики показывает, что важнейшим условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих.
Если оценка противоречива или не соответствует реальному положению дел, ребенок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент выгодна.
Принимая во внимание важную роль оценки для различных сторон воспитательного процесса, зная механизмы её воздействия на психику ребенка, педагогам и родителям необходимо целенаправленно использовать оценку для достижения большей эффективности воспитательной деятельности.