Главная страница

Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников



Скачать 96.39 Kb.
НазваниеЗнакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников
Дата14.04.2016
Размер96.39 Kb.
ТипДоклад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 208»

ДОКЛАД

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

НА ТЕМУ:

« Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»
Воспитатель

Знароченкова Ю.С.

ХАБАРОВСК

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее.

Все мы – педагоги, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как воспитать высокообразованное и хорошо воспитанное молодое поколение, владеющее всеми достижениями созданной человеком культуры.» Поведенческая культура является частью общечеловеческой, оно весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.

Программа «Радуга» придерживается положения, выдвинутого В.Н. Мясищевым: Личность представляет собой систему трех основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфере человеческого труда, уважения и доверия к взрослым, уважения и терпимости к сверстникам.

В основе моего опыта по теме «Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников» лежат теоретические основы исследователей И.Н.Курочкиной, М.И. Лисиной, А.Г.Рузской и д.р., которые отмечают, что дошкольный возраст является важным основным этапом в становлении личностного опыта ребенка. В дальнейшем продолжается развитие общения с взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. Ведь если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.

Л.С. Выготский, Л.И. Бажович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова подчеркивают, что именно в этот период начинает закладываться опыт культурного общения и поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к культурному существованию в окружающей среде.

Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как своих, так и других людей.

Данная программа ставит и задачи формирования у детей представлений о правилах культуры поведения в разных условиях (в группе, дома, в общественных местах, на улице, в транспорте и пр.) и осознанного выполнения детьми этих правил.

Имея опыт работы с дошкольниками, решила выделить проблему формирования основ культурного поведения, т.к. не все дети, даже к выпуску в школу, могли объяснить как нужно правильно вести себя в различных ситуациях, будь то поход в театр или в гости к другу, разговор по телефону или поездка на общественном транспорте. Дети не могли правильно сервировать стол к чаю, культурно выходить из конфликтных ситуаций со сверстниками.
Проанализировав материал программы «Радуга» по формированию основ нравственного воспитания у дошкольников, пришла к выводу, что содержание работы по данному направлению раскрыто недостаточно полно.

Таким образом, пришла к выводу, что работу по формированию навыков культурного поведения, необходимо систематизировать и поставила перед собой следующие задачи:

1.Дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения.

2.Помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками культурного поведения в различных жизненных ситуациях, научить осознано действовать в той или иной обстановке.

3.Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение применять знания в повседневной жизни.

Для достижения поставленных задач наметила такие направления в работе как:

- Создание условий и построение предметно-развивающей среды для совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;

-Проведение специально организованных занятий;

-Организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;

-Организация взаимодействия с родителями.
В содержание работы включила следующие разделы:

*Я и моя семья.

*Я и другие люди.

*Я себе друг.

*Я в общественных местах.

Расскажу о системе работы с детьми, которая направлена на оказание помощи детям в овладении культурой поведения.

Для воспитания у детей культуры поведения предусматриваю специально организованные занятия. Составила перспективный план занятий, которые провожу 1 раз в 2 месяца (5 занятий в учебный год) по познавательному развитию и 1 раз в 2 месяца (5 занятий в учебный год) по развитию речи. Итого, согласно тематическому плану 10 занятий в год.

В старшей группе по теме «Знакомство» знакомлю с правилами поведения при знакомстве и с простыми речевыми формами: здравствуйте, до свидания. В подготовительной группе по данной теме продолжаем знакомить с этикетными правилами, но на более сложном уровне: знакомство с посредником и без посредника. Учим знакомиться с новым учителем.

В старшей группе по теме «Поведение в общественных местах» знакомлю с правилами поведения, с простыми формулами речевого этикета в транспорте, в кафе, в театре (кино), в поликлинике, в парикмахерской и в библиотеке. В подготовительной группе учим правила поведения и взаимодействия детей при коллективных выходах в общественные места; Знакомлю с новыми для детей понятиями: сеанс, зрительный зал, билетер, фойе, провожу словарную работу.

В старшей группе по теме «Я и другие люди» - учу детей взаимодействовать, правильно, успешно общаться с детьми в группе, во дворе, с родными дома, с взрослыми. В подготовительной группе учу правильно общаться с учителем, одноклассниками для лучшей адаптации к школе.

В старшей группе по теме « Я себе друг» - знакомлю с культурно-гигиеническими навыками, приучаю к порядку в одежде, в ячейках, к тому, что плохо быть неряхой. В подготовительной группе помогаю освоить правила школьной гигиены, приучаю к тому, что порядок должен быть не только в портфеле и в одежде, но и в тетрадях.
Основные методы, которые я использую при обучении детей правилам этикета:

- Словесные - беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

- Игровые – дидактические игры, игры малой подвижности, хороводные игры, настольные игры, моделирование игровых ситуаций и разбор конфликтов, в которых ребенок может применить правила этикета и убедиться в их необходимости, сюжетно - ролевые игры, спектакли и драматизации.

-Наглядные – демонстрация наглядных пособий, рассматривание иллюстраций – беседы по картинке, составление рассказа по картинке.
Совместную деятельность педагога с детьми по воспитанию культуры поведения интегрирую в различные виды игровой деятельности:

* Сюжетно- ролевые игры – «Больница», «Моя семья», «В театре», «Поездка в транспорте» (в автобусе, на пароходе, на самолете и т.д.), «Салон красоты».

*Дидактические игры – «Полезные и вредные привычки», «Лото вежливости», «Уютный домик»,

В процессе игры не только закрепляю знания детей о правилах этикета, но и учу проговаривать способы правильного поведения в создавшихся ситуациях, т.е. формирую у дошкольников алгоритм культурного поведения. Играя в настольные дидактические игры, дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным.

В процессе воспитания культуры поведения, одно из важных мест занимают целевые прогулки. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения. Значительное место при проведении целевых прогулок отвожу практическим методам обучения: наблюдению.

Так во всех возрастных группах организую целевую прогулку 1 раз в 2 месяца на темы: «Наблюдение за птицами», «Наблюдение за животными», «Наблюдение за сезонными изменениями одежды людей», « Наблюдение за игрой других детей». В процессе наблюдения знакомлю с названием птиц, которые прилетают к детскому саду, с их питанием и образом жизни, воспитываю бережное отношение к птицам – в зимний период делаем кормушки. Учу не обижать кошек и собак, не кидаться в них камнями. Зимой упражняю в бережном отношении к ледовым постройкам. Наблюдаю за тем, чтобы дети играли в подвижные игры честно, четко выполняли правила игры, бережно и внимательно относились друг другу, помогали друг другу, если помощь требуется. На прогулке вместе с детьми мы разбираем множество реально возникших ситуаций, дети учатся рассуждать, оценивать свое поведение, и поведение других людей и выбирать способ разрешения данной ситуации. Таким образом, дети на практике, в реальной жизни, закрепляют правила поведения, учатся ориентироваться в окружающей обстановке и ее изменениях, и правильно реагировать на эти изменения.

В совместной работе с детьми широко использую рассматривание иллюстраций из дидактических пособий «Уроки доброты» и «Уроки вежливости». Начиная работу с наглядным пособием, вывешиваю иллюстрацию на видном месте, чтобы ее могли рассмотреть все дети. Не проявляя инициативу первой, внимательно наблюдаю, как дети обсуждают увиденное на иллюстрации между собой, при необходимости включаюсь в разговор как один из участников беседы, равноправный партнер по общению. Если дети задают прямые вопросы по поводу того, что изображено, то отвечаю, продолжаю обсуждение вместе с детьми по возникшим у них вопросам. Когда дети хорошо ознакомятся с иллюстрацией, использую ее как драматический материал для самостоятельной деятельности.

Чтобы повысить интерес детей к изучению правил поведения в старшей группе провожу 2 раза в год развлечения по теме: «Кулинарная викторина», «Поздравление и пожелание» и 1 раз в год праздник по этикету « Азбука вежливости». В подготовительной группе провожу 2 раза в год развлечения на темы: «Занятие – викторина “Клуб знатоков”, «Игровое соревнование “Кто такой культурный человек”», и 1 раз в год праздник по этикету « Неразлучные друзья взрослые и дети».

Закреплению знаний по этикету способствуют театрализованные представления. Наше дошкольное учреждение сотрудничает с театром-студией «Светлячок» и репертуар этого театра направлен на формирование у детей основ нравственного, культурного поведения. Театрализованное представление «Вежливая сказка», «Уроки вежливости», «Принцесса проказница», «Приключения тигренка» наглядно демонстрируют, что завидовать плохо.

Важнейшее условие эффективности воспитания основ культурного поведения у детей - тесное сотрудничество педагога с родителями.

В часы, когда родители приходят за детьми, рассказываю им о беседах по культурному поведению в общественных местах и за столом, выясняю, показывают ли родители детям примеры культурного поведения. Убеждаю родителей, что культуре поведения нужно учить детей каждую минуту их жизни не только словами, но и собственным примером.

Провожу консультации и беседы на темы «Что значит “вежливый человек”?», «Азбука вежливости», «Воспитание искусством», «Воспитание праздником», «Почему дети говорят неправду», «Воспитание примером», «Воспитание доверием» и д.р.

Вместе с детьми родители принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, в постройке горки на участке, делают цветные льдинки для украшения участка. На традиционную в нашей группе «Встречу с интересными людьми» приглашаю родителей, работающих на разных предприятиях нашего города, которые знакомят детей со своей работой.

Узнать, как научить ребенка правилам поведения, помогают памятки для родителей на актуальные темы: «Почему дети говорят неправду», «Почему дети ругаются?» и др., которые я размещаю на информационных стендах. Это является еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы.

Для достижения наилучших результатов использую методические пособия. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 55, п.4 и в соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 02.06.1998г. №89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий». Данное положение предоставляет возможность педагогическим коллективам подбирать методические пособия ( с грифом и без) для более качественного решения своих задач.
Подводя итоги проводимой работы, отметила положительные результаты в формировании культурного поведения дошкольников.

Любое правило, норма поведения становятся действенным регулятором поведения ребенка только в том случае, если они осознаны и приняты самим ребенком. Чтобы определить, насколько осознаны знания детей по культуре поведения, разработала вопросник, который помогает оценить знания детей. Мои дети старшего дошкольного возраста уверенно отвечают на вопросы « Как нужно вести себя в общественных местах?»

Родители отмечают, что дети без напоминания моют руки перед едой, помогают родителям, уважают пожилых людей. Встречаясь с учителями начальных классов интересуюсь, насколько культурно ведут себя мои бывшие воспитанники и получаю положительные отзывы. А это, я считаю, самое главное достижение моей работы. Надеюсь, полученный опыт культурного поведения позволит детям уверенно чувствовать себя в жизни.

В дальнейшем предлагаю продолжить работу по формированию основ культурного поведения дошкольников, познакомиться и использовать опыт

других детских садов города Хабаровска, осуществлять взаимодействие со школой по вопросам культурного поведения в школе.

Список литературы:

1.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет

2.Курочкина

3.В.Асеева, Е.Елизарова, Т.Кузьмина, А.Шестова, Г.Федоткина