Главная страница


Итоговая работа



Скачать 212.37 Kb.
НазваниеИтоговая работа
Дата17.04.2016
Размер212.37 Kb.
ТипРеферат

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное

учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Итоговая работа
На курсах повышения квалификации по ИОЧ, инвариантный блок

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

(04.02-08.2013г.;11.02-15.02.2013г.)


По теме «Особенности организации экологического воспитания учащихся на уроках биологии в условиях перехода на ФГОС

второго поколения»

Выполнил учитель биологии МБОУ СОШ № 24

Куйбышевского района города Самара

Дорофеева Любовь Филипповна.


Самара-2013

Содержание

1. Введение
2. Анализ проблемной ситуации экологического образования сложившейся в педагогике
3. Методы решения проблемы в практической деятельности.
4. Достигнутые результаты
5 .Изменение условий позволяющих решить профессиональную проблему.

Начиная со второй половины XX века влияние деятельности человека на окружающую среду становилось все более значительным. Техника и промышленное производство, обеспечивая людей теплом, светом, комфортом, создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования. Важно, чтобы школьники понимали необходимость создания технических устройств, не разрушающих природу, учились не только видеть экологические проблемы, но и предлагать пути их решения. В настоящее время  ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным; где личностные результаты освоения ООО должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях»; метапредметные результаты освоения ООО должны отражать « формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации»; предметные результаты освоения ООО по, биологии должны обеспечить кроме всего прочего:

1) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

2) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

3) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

4) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. (ФГОС)
Экология наука совсем молодая и как предмет в системе общего образования не значится. Экологические знания учитель биологии внедряет при каждом удобном случае в программе общего биологического образования. Однако потребность в экологических знаниях возрастает с каждым годом.

Сложившаяся ситуация связана с отсутствием до 2010 года внятной государственной образовательной политики в области экологического образования. Экологическое воспитание было отдано на откуп разнообразным природоохранным организациям, высшей школе, педагогам-энтузиастам, ученым из разных научных школ, приводило либо к сужению целей экологического образования до задач биологической экологии, либо к необоснованному их расширению до уровня образования для устойчивого развития, в целом.

Как следствие этого, в педагогической литературе можно найти широкий диапазон педагогических и психологических категорий, в которых предлагается выражать результаты школьного экологического образования. Это:

- знания, умения, навыки;

- способность и готовность (к решению экологических проблем, снижению экологического риска и т.д.);

- характеристики поведения / действий / деятельности (участие в улучшении окружающей среды, просветительской работе и т.д.); их опыт;

- мотивация (напр., заботы о сохранении качества окружающей среды);

- экологические ценности;

- экологическая ответственность;

- отношение к природе (субъект - субъектное);

- активная жизненная позиция;

- экологическая грамотность;

- экологическое мышление;

- экологическое сознание;

- экологическая компетентность;

- экологическая культура.

В педагогической практике результаты экологического образования чаще измеряются в знаниях учащихся или показателях эмпирических наблюдений учителя за их поведением. Изредка, в экспериментальном режиме, используются психологические тесты для оценки динамики отношения ребенка к природе.

Тем не менее, подавляющим большинством отечественных и зарубежных ученых, педагогов, политиков признается, что желаемым результатом непрерывного экологического образования человека выступает экологическая культура человека, его экологическое мышление, экологическое сознание, хотя и признается сложность достижения этой стратегической цели. Так, в послании Президента РФ Федеральному собранию от 30.11.10 говорится: «Мне не раз приходилось слышать, что экологическое мышление у нас не приживается, потому что общество к этому не готово. Наверное, отчасти это действительно так. Поэтому (и я уже об этом тоже говорил) чрезвычайно важна роль экологического воспитания и образования. И надо учесть это в новых образовательных стандартах».

О необходимости образования, направленного на формирование экологической культуры, говорится в законодательных документах РФ и субъектов Федерации, решениях международных конференций, ЮНЕСКО. Вместе с тем, по мнению ученых, достижение этой цели средствами господствующей в массовой школе знаниевой парадигмы образования сегодня вряд ли возможно. В условиях высоко динамичного мира, нарастания признаков глобального экологического кризиса, невозможности точного предсказания экологических опасностей, с которыми столкнется молодое поколение уже в недалеком будущем, при обилии неточной и даже ложной информации по вопросам безопасности и здоровья населения – система образования, отдающая предпочтение репродуктивному характеру обучения, оказывается неспособной формировать экологическую культуру нового общества.

Дидактические трудности. Связаны с тем, что не определены ни статус экологического знания в проектируемом учебном предмете, ни адекватные этому статусу педагогические средства и методы. Оказалось, что слепое копирование методов проектирования учебного предмета, более или менее эффективно «работающих» в давно сложившихся, традиционных для школы предметных областях, в экологическом образовании «буксует». Более чем тридцатилетний опыт реализации экологического образования в нашей стране привел многих исследователей к неутешительному выводу о том, что педагогическая практика не дала на сегодняшний день ожидаемых результатов. Заявляемые в качестве целей позиции не достигаются существующими педагогическими методами, и педагогическая общественность все чаще говорит о «кризисе» экологического образования.
Для решения проблем экологического воспитания необходимо:

1)формирование системы элементарных научных экологических знаний как средство осознонно-правильного отношения к природе.

2)развитие познавательного интереса к миру природы

3)формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения

4)воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к природе

5)формирование умения и желания сохранять природу, а так же элементарной природоохранной деятельности

6)формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями

7)формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде
Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Работа по формированию экологических умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, игровые технологии, коз, икт, и тд. Кроме того целенаправленная работа по формированию экологических умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Эта работа ведется по следующим направлениям:

Организация и проведение исследовательских работ.

Подготовка и участие в олимпиадах, районных, областных акциях, конференциях, слётах.

Организация стенной печати.

Беседа, рассказ.

Практикумы.

Экскурсии.

Походы.

Занятия решения «ключевых» задач.

Круглые столы.

Организация исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская работа учащихся - неотъемлемая часть эффективного образования в области экологии. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он "открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я, как педагог, направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Ученик ставится в положении исследователя-творца. При составлении проектов выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. При этом старшеклассники привлекают имеющие свои знания из курса математики, биологии, физики, истории. Учащиеся пользуются Интернетом, проявляя интерес к оформлению творческих проектов, которые стали более насыщенными,

разнообразными. Качество творческих проектов оценивается по этапам. Конечно, полностью, в соответствии с требованиями программы к творческому проекту, не все учащиеся могут справиться с работой хорошо. Тем не менее, метод проектов является одной из наиболее эффективных педагогических технологий развития творческой активности, поскольку позволяет подростку решать проблему признания собственной компетентности через самостоятельную постановку проблемы, определение средств и способов ее нестандартного решения, критическую оценку и ответственность за результаты деятельности. Именно проектная технология направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности, ее способности быть субъектом своего познавательного, творческого и личностного развития.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по экологии и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков.

При изучении экологии 8 классе много внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Проект «Питание и здоровье», цель этого проекта показать, что рациональное питание- это прежде всего забота о себе, своем интеллектуальном потенциале, которая поможет вам на долгие годы сохранить мысли, быстроту реакции, прекрасную память, преодолевать любые препятствия.

Конкурс презентаций «Вредные привычки», игра «Пять шагов к здоровью», цель которых профилактика табакокурения, наркомании, алкогольной зависимости.
«Модифицированные продукты и их влияние на здоровье человека»

«Влияние транспорта на загрязнение воздушного бассейна»

«Экологические проблемы лесов Самарской области»

«Влияние комнатных растений на здоровье человека»

«Домашние животные и их паразиты»
Целенаправленная и систематическая исследовательская деятельность учащихся способствует им самоутвердиться, повышает теоретический уровень знаний, развивает практические навыки, творчество, формирует аналитическое и критическое мышление, познавательную активность, умение излагать и защищать свои мысли.


Как обеспечить эффективное обучение в обычном классе общеобразовательной школы, в котором учатся разные дети? Какой должна быть структура урока, позволяющая осуществлять индивидуальный подход? Наиболее оптимально, на мой взгляд, данные задачи решает технология “полного усвоения знаний”.

Черта этой системы - направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат. Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам. Изложение нового материала и его проработка происходит традиционно. Однако вся учебная деятельность проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно и конкретно сформулированные учебные цели. После изучения и проработки учащимися данной учебной единицы проводится проверочная работа, результаты которой объявляются сразу же после ее выполнения. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения, могут заниматься самостоятельно творческими заданиями повышенной трудности.

Компитентностно - ориентированные задания (коз) –организация деятельности учащихся, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Структура задания: 1 Введение в проблему. 2 Формулирование задания.

3 Информация, не обходимая для решения данной задачи.

4 Форма предъявления результатов.
Дополнительный путь решения проблемы экологического воспитания нам предоставляют ФГОС, где предусматриваются дополнительные занятия по интересам. На этих занятиях дети смогут получать знания и приобретать практические навыки работы с растениями, гербариями, коллекциями, общение с природой и т.д. что приведёт к более глубокому усвоению знаний и экологическому воспитанию личности.

Богатым образовательным ресурсом в решение экологического образования на современном этапе являются икт. Я очень часто в своей практике применяю сайт bioyroc.ru с тестами для проверки знаний как по биологии так и по экологии. Дети работают как на уроке, так и дома, получая ответы и оценку сразу на экране компьютера.


Результаты: срезовые контрольные работы, проведенные по биологии с элементами экологических задач, дают не плохие результаты (-60-70% качества), Образцы заданий прилагаются.
Показателем результативности экологического обучения являются участие и достижения моих учеников в различных олимпиадах, экологических конференциях и форумах.
В 2012-2013 учебном году мои ученики (в количестве 7 человек) стали победителями районной олимпиады школьников.
Авторы 4 рефератов стали победителями на районной конференции по экологии «Экология-Безопасность-Жизнь» (Дожаева Юлия, Борисова Лиана, Спиридонов Артём, Шабашова Настя)
На районных Менделеевских чтениях одна работа заняла призовое место

На городском конкурсе «Летний эко - час» Кистанов Иван ученик 10 «б» занял 3 место.
Группа учеников в количестве 4 человек принимали участие в городском этапе Всероссийского экологического форума детских исследовательских работ, из них Белова Аня заняла 2 место в номинации «Зоокультура и ветеринария».
В областном конкурсе «Моя малая Родина» приняли участие 3 реферата.

На городской олимпиаде школьников Кистанов Иван и Кармилицина Света ученики 10б класса вошли в число победителей и участвовали в областной олимпиаде, где в рейтинге оказались на золотой середине.

Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в акциях: «Неделя в защиту животных», «Чистый берег»; в экологических конференциях: «Загрязнение окружающей среды бытовым мусором», « Вода это жизнь»,

Неделя экологии: конкурсы экологических газет, плакатов, кроссвордов, викторин, презентаций.

Кружок «Юный эколог» в 7 класс.

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятных условий для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье-основное право человека и главную цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл.

Учителю, занятому экологическим образованием и воспитанием, постоянно нужно иметь перед собой определенную сверхзадачу: знания молодого человека- выпускника школы должны соответствовать передовым достижениям науки, соединённые с экологической культурой, с ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстетическим и практическим отношением человека к природе.

Выпускник школы должен входить во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивая, что можно, а чего нельзя позволить себе и при производственных и при обычных бытовых отношениях с природой.
Для достижения целей экологического воспитания в новой школе нужны:
-грамотные педагогические «кадры «обученные по ФГОС
-материально-техническая база (оснащение кабинетов икт, лабораторным оборудованием, муляжами, таблицами, картинами и т.д.)
-Введение новых технологий в процесс экологического образования
-новая организация урочной деятельности с возможностью общения с

природой, проведение экскурсий, лабораторных работ, работа с дополнительной литературой
-проведение наблюдений за явлениями природы


Тестовые задания:
Тесты для проверки знаний учащихся по экологии
10 класс

Внимательно прочтите тест и выберите правильный ответ. В одних тестах может быть один правильный ответ из всех предложенных вариантов, в других - два. три или все ответы могут быть правильными. Тест считается выполненным, и Вы за него получаете 1 балл, если отмечены все правильные ответы из числа возможных. Варианты выбранных ответов подчеркните.
Например:

Видовое многообразие в ходе сукцессии:
а) остается неизменным
б) увеличивается
в) снижается


1. Какие организмы являются продуцентами в агроэкосистеме?
а) сельскохозяйственные растения
б) сорные растения
в) почвенные водоросли
г) микоризные грибы
д) человек


2. За счет деятельности каких организмов осуществляется биологическое самоочищение водоема?
а) бактерии
б) водоросли
в) высшие водные растения
г) грибы
д) лишайники


3. Марьянник дубравный - мирмекофорный вид, семена которого по форме и цвету напоминают муравьиные коконы. Муравьи тащат их в муравейник, а затем потемневшие и созревшие выбрасывают наружу. Примером какого типа биотических связей это является?
а) взаимополезные
б) полезно - нейтральные
в) полезно - вредные
г) взаимовредные


4. Дрозд рябинник и певчий дрозд, обитающие в одном лесу, составляют:
а) популяцию одного вида
б) две популяции одного вида
в) две популяции двух видов


5. Укажите теневыносливые комнатные растения:
а) сансевьера (“щучий хвост”)
б) азалия
в) узамбарская фиалка (сенполия)
г) финиковая пальма
д) фикус каучуконосный


6. При каком условии возрастает скорость эвтрофикации замкнутых водоемов?
а) повышение температуры воды
б) увеличение численности популяций водных животных
в) осуществление искусственной аэрации водоемов
г) углубление эрозионных изменений в почве


7. Кто из ученых создал учение о биогеоценозе?
а) В.Н.Сукачев
б) В.В.Докучаев
в) Э.Г.Геккель
г) В.И.Вернадский


8. Какая цепь питания составлена верно?
а) клевер
 - рыжий муравей --- бурый медведь
б) клевер
 - гусеница --- бурый медведь
в) клевер
 - рыжий муравей --- гусеница

9. Какой фактор является лимитирующим для растений в пустыне?
а) температура
б) количество влаги
в) засоление почвы
г) длина светового дня


10. Какие млекопитающие относятся к экологической группе древолазов?
а) орангутанг
б) куница
в) зеленая мартышка
г) бурундук


11. Какой тип фотопериодической реакции свойствен ремонтантной землянике?
а) нейтральный
б) короткодневный
в) длиннодневный


12. Какую опасность представляют для биосферы хлорфторуглероды?
а) вызывают парниковый эффект
б) частично разрушают озоновый экран
в) вызывают фотохимический смог
г) выпадают в виде кислотных дождей

13. Какие из перечисленных растений являются индикатором загрязнения воздуха сернистым газом?
а) сосна обыкновенная
б) береза бородавчатая
в) липа мелколистная
г) боярышник кроваво-красный


14. Какая из указанных закономерностей носит универсальный характер?
а) правило пирамиды чисел
б) правило пирамиды биомасс
в) правило пирамиды биологической продукции

15. В трудах какого ученого было разработано представление о биосфере как глобальной единой системе Земли?
а) М.В.Ломоносов
б) В.И.Вернадский
в) А. Тенсли
г) В.В.Докучаев

16. Воздействие кислотных осадков на природные экосистемы связано с:
а) увеличением подвижности ионов кальция и некоторых других металлов
б) изменением солнечной радиации
в) образованием смога
г) увеличением количество озона в атмосфере


17. Какие из перечисленных почв в агрономическом отношении считаются лучшими по механическому составу?
а) супесчаные
б) песчаные
в) суглинистые
г) глинистые

18. Как называется технология, при которой производство и реализация продукции осуществляется с минимальными расходами вещества и энергии на всех этапах производственного цикла?
а) ресурсосберегающая
б) безотходная
в) экологически чистая
г) дополняющая

19. Опытные грибники не собирают грибов, растущих вблизи автотрассы, считая, что в них много токсичных соединений. Каких именно?
а) соединений свинца
б) соединений железа
в) соединений серы
г) соединений водорода


20. Численность популяции каких птиц сокращается при распашке лугов?
а) цапля
б) чибис
в) ястреб
г) чайка


Литература

-Документ «Проект концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития», одобренного Учёными Советами ИСМО РАО»(25 03 2010)
-решениё Пленума Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО « 16 04 2010)
-Васильев С. В. Формирование природноохранных понятий. Дис. канд. пед. наук Л. 1994
-Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении 1993г.
-Сайт «Экология образования»
-Шмаль А.Г. Национальная система экологической безопасности «БН-ТВ» 2004г.

Лекции СИПКРО

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экология

Итоговое тестирование.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Выберите только один верный ответ из предложенных.
1.Антропогенным фактором является

1) посадка деревьев

2)конкуренция

3)климат

4)рельеф местности
2Биотическим фактором является

1)конкуренция

2)атмосферное давление

3)распашка земель

4)рельеф местности
3Биотическим фактором является

1)атмосферное давление

2)паразитизм

3)внесение удобрений

4)влажность
4Абиотическим фактором является

1)разработка торфа

2)хищничество

3)сжигание мусора

4)влажность воздуха
5Биотическим фактором является

1)температура

2)солёность воды

3)хищничество

4)состав почвы
6Антропогенны фактором является

1)солнечный свет

2)осушение болот

3)паразитизм

4)состав почвы
7Примером симбиоза являются отношения

1)водоросли и гриба в лишайнике

2)серой и черной крысы

3)дерева и гриба трутовика

4)щуки и карася
8Взаимоотношения божьей коровки и тли представляют собой пример

1)симбиоза

2)конкуренции

3)хищничества

4)паразитизма
9Микориза-это результат

1)паразитизма

2)хищничества

3)симбиоза

4)конкуренции
10Взаимоотношения между волками и лисами представляют собой пример

1)паразитизма

2)хищничества

3)конкуренции

4)нейтрализма
11Примером симбиоза являются взаимоотношения

1)актинии и рака-отшельника

2)росянки и мухи

3)серой и чёрной крысы

4)Волка и лисы
12Примером конкуренции являются взаимоотношения

1)хлебной ржавчины и пшеницы

2)лисицы и мыши

3)божьей коровки и тли

4)щуки и окуня
13Продуцентами являются

1)растения

2)грибы

3)травоядные животные

4)сапротрофные бактерии
14Продуцентами являются

1)ель

2)подберёзовик

3)кролик

4)дрожжи
15Редуцентами являются

1)мхи

2)водоросли

3)хемосинтезирующие бактерии

4)сапрофитные бактерии
16Редуцентами являются

1)мхи

2)почвенные грибы

3)хемосинтезирующие бактерии

4)плотоядные животные
17Консументами первого порядка являются

1)рысь

2)уж

3)олень

4)белая сова
18Консументами первого порядка являются

1)белка

2)дикая кошка

3)ящерица

4)жаба
19Консументами второго порядка являются

1)лось

2)рысь

3)белка

4)слизень
20Консументами второго порядка являются

1)кролик

2)лесная мышь

3)олень

4)волк


Конкурс творческих задач.

1. В Средней Азии достаточно широко был распространен круглый червь – ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является пресноводный рачок циклоп. Предложите наиболее эффективные способы борьбы с риштой.

2. Существуют круглые черви, микроскопические личинки которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем можно это объяснить?

3. Ленточные черви «бычий»и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т.е. являются животными-космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?

4. Большинство рыб откладывает огромное количество личинок. Треска, например, около 7 млн., сазан – до 1.5 млн., щука – до 1 млн. Вместе с тем имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десяток икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе при небольшой плодовитости?

5. Пресноводная рыба горчак обитает в реках и озёрах, в которой живут двустворчатые моллюск (перловицы, беззубки). Как можно объяснить такое явление?

6. Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом они сильно худеют, повреждают тело о подводные камни, а после икрометания гибнут. Что заставляет, например, кету и горбушу, живущих в тихом океане, идти, а нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?

7Некоторые виды рыб во время нереста строят гнёзда, в которые затем помещают икру. Макроподы, гурами, лямиусы делают гнёзда из пузырьков воздуха. Самцы помещают оплодотворённые икринки в гнёзда, охраняют их, возвращают в гнёзда выпавших личинок. В это время они ничего не едят. Однако, как только молодь расплывается и переходит к самостоятельному образу жизни, самцы готовы съесть её. Как можно объяснить такое явление?

8 В умеренном поясе водятся несколько десятков видов земноводных, а в тропиках их около полутора тысяч видов. Как это можно объяснить?

9Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью?

10 Зелёные и бурые, лягушки умеют покровительственную окраску тела, квакши меняют свою окраску: на листьях деревьев они зелёные, на стволах деревьях – бурые. Как можно объяснить, что у жерлянок имеются ярко окрашенные участки кожи?

11Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт.

12Имеются данные, что лягушки, лишённые кожного дыхания живут около 3-4 дней, тогда как лягушки, лишённые лёгочного дыхания 20-40 дней. Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

13 Тихий опрос по вопросу «Особенности внешнего строение земноводных в связи с обитанием в двух средах» (2 человека).

14Расшифруйте характеристику земноводных, показанную в конспекте. Составьте связный рассказ (см. приложение).

15 Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз и поднимать её вверх. В связи, в чем они могут вертеть головой?

1 В скелете змей отсутствует грудина. Всвязи с чем она была утрачена у этих животных?

17Один индонезиец, житель острова Флорес, поймал маленького питона, кормил его молоком и фруктами. Когда питон вырос и превратился в огромную змею длиной 6 метров и весом 140 килограмм, он был покорным и даже помогал своему хозяину в работе. Когда поспевали фрукты или кокосовые орехи, питон забирался на деревья и тряс их, а хозяин внизу собирал урожай. Объясните поведение питона.

18Как известно, рептилии не проявляют к судьбе своего потомства. Но есть исключения. Самки некоторых видов крупных питонов, отложив яйца, не уползают прочь, а обвившись кольцами вокруг них, несут караул до тех пор, пока не вылупятся змеёныши. При этом они всё время совершают мышечные сокращения. Объясните поведение питонов.

19Однажды, молодой археолог в степи на юге Украины сильно устал и лёг спать, не раздеваясь, на спальный мешок. Утром, открыв глаза, хотел было подняться, но почувствовал, что у него на груди что-то лежит. Это была степная гадюка. Осторожно, чтобы не разозлить змею, сбросил её, и она уползла. Почему же змеи ползут к спящим людям?

20. В этом бочонке находится аналог застёжки-«молнии», нашедшей применение при изготовлении одежды, обуви… Автор застёжки-«молнии» - американец В.Джудсон – получил с 1983 по 1985 пять патентов на её изобретение. Какой природный аналог «молнии» находится в бочонке?

21. В бочонке находятся фотографии трёх видов птиц, голоса которых используются в одной из опер знаменитого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Как называется эта опера? Голоса каких птиц использовал композитор? («Снегурочка». Голоса кукушки, дрозда-белобровика, снегиря).

22. В бочонке находится фотография птицы, которую кубинцы называют «пахро-моско» - птица-муха. Что это за птица?

23. В бочонке находится природный аналог, который помог построить в Дакаре, столицы Сенегала, своеобразное здание театра, Внутри которого нет ни одной колонны. Что это