Главная страница


Из истории вопроса совместной проектной деятельности учителя и ученика



НазваниеИз истории вопроса совместной проектной деятельности учителя и ученика
страница3/4
Из истории вопроса
Дата10.04.2016
Размер1.35 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

Вопросы и задания.

  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Определите стиль. Укажите языковые особенности данного текста, характерные для этого стиля. Укажите жанр.

  3. Определите тип речи.

  4. Вставьте пропущенные знаки препинания, буквы, раскрывая скобки. Объясните.

  5. Какие языковые средства выразительности использует автор? Укажите их.

  6. Выполните синтаксический разбор предложения № 7.

  7. Сделайте морфемный анализ подчёркнутых слов в предложении № 7.

8. Найдите в предложении № 2 слово-исключение, разберите его фонетически.

9. Нарисуйте схему предложения № 14.

10. Укажите распространённое и нераспространенное приложения.

(1) Была, стояла под бугром в затишке деревенская банька. (2) Очень она походила на избушку на курьих ножках: скособоче(н,нн)ая тяжёлым снегом, чернённая стари(н,нн)ой копотью, ещё и пакля торчит меж брёвен лохмами.

(3) И курьи ноги она будто под себя поджала; в одном только месте, под слепеньким оконцем, торчал из-под нижнего бревна ж.лтый камень - коготь. (4) Снег зимой укрывал баню под самую крышу, и становилась она большим сугробом. (5) Но весной выта.ла, выр.сла незаметно, словно гриб на своём месте. (6) Рядом с ней выта.ли два белых валуна в ч.рных змеистых трещинах, а чуть ниже под ними открывалась из-подо льда бочажка - крохотное озерцо.

(7) Тут же вода в бочажке стала прогрева..ся и зак.пела в ней всякая жизнь. (8) Забегали взад-вперёд быстрые водомерки, заплясали вверх-вниз личинки одной вредной, вроде комарика, мошки, а потом всплыли попками вверх т.ж.лые, в зелёной броне, жуки(плавунцы) - подышать свежим воздухом. (9) Позже других выбралась из холодной тины лягушка Нюня. (10) Тина прогрелась плохо, и Нюня прогрелась плохо, и торопилась она поэтому так медленно, что пока выбралась на вкопанную в бережок бочажки колоду - злые жуки(плавунцы) успели её покусать за лапки и даже за оранжевое брюшко. (11) Ладно остались целы её золотые глаза! (12) Выл.зла Нюня на колоду и расплакалась Как же я покусанная жить буду (13) Мне ведь приходит жениховы песни слушать, невестины пляски плясать а покусанная - кому я нужна?(14) Поплакала Нюня и решила Пойду куда глаза глядят.

(15) От бочажки одна всего дорога была и та - вела к бане. И пришла Нюня к бане. ( Владимир Одноралов. «Баня»)

Текст № 9

Вопросы и задания.

  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Определите стиль. Укажите языковые особенности данного текста, характерные для этого стиля.

  3. Найдите в тексте слова разговорной лексики, объясните их употребление, подберите к ним синонимы из современного русского языка.

  4. Назовите ключевые слова, рисующие безрадостную обстановку.

  5. Вставьте пропущенные знаки препинания, буквы, раскрывая скобки. Объясните.

  6. Расставьте недостающие знаки препинания в предложении № 13.

  7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения (№ 8).

  8. Сделайте морфемный анализ слов угораздило, горемыкой.

  9. Разберите фонетически слово мужчина.

  10. Составьте схему предложения № 2.



(1) Автобус тащился по бесконечной хляби. (2) То и дело его заносило, он становился поперёк дороги и походил на раненого зверя, что огрызается от погони.

(3) -Угораздило (же) меня в такую грязюку… - (4) Сидящий рядом с Дымовым мужчина стряхивая с фура.ки воду чертыхнулся. (5) Автобус только что застрял в колдобине, и все выходили толкать его. (6) Вывозились в глине, вымокли, и каждый уд.влялся, - почему люди едут именно сейчас, в эту бе.просветну. (не)погодь.

(7) А дождь всё лил и лил густо и т.жело стуча по железной спине автобуса. (8) От око(н,нн)ого стекла несло холодом, обдавало из щелей водяной пылью. (9) Дымов др.жал всем телом и ж.лел, что в спешке забыл дома плащ(?). (10) (Не)удачником, горемыкой видел он себя в эти часы-минуты: всё складывалось плохо, против него.

(11) Автобус ударился (обо) что (то), осел и ярос.но, но бе(с,сс)ильно задёргался на месте. (12) Дымов отвернулся к окну и (не) ожиданно для себя заплакал. (13) Слёзы нежным теплом окатили щёки посолили губы; Дымов (не) выт.рал слёз остро ощущ.я их забытый вкус; всё вокруг - окна, одежда, лицо было мокро от дождя и наверное н.кто (не) замечал что он плач.т. (14) И кому было знать, что (в) переди, за толщей этих трудных километров, в осе(н,нн)ей д.р.вушке ум.рает мать Дымова, и он торопит(?)ся застать её в живых. (15) Ему надо сказать ей, как (не)поправимо виноват он перед ней, как всегда хотел любить её, делать ей что-то доброе, хорошее, и всё (не)досуг было, руки не доходили – и вот уже поз.но. (Иван Уханов. «Мама, не умирай»)


Текст № 10

Вопросы и задания.

  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Определите стиль. Укажите языковые особенности данного текста, характерные для этого стиля.

  3. Найдите в тексте слова разговорной лексики, объясните их употребление, подберите к ним синонимы из современного русского языка.

  4. Назовите ключевые слова, рисующие безрадостную обстановку.

  5. Вставьте пропущенные знаки препинания, буквы, раскрывая скобки. Объясните.

  6. Расставьте недостающие знаки препинания.

  7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения (№ 5).

  8. Сделайте морфемный анализ слов опустевшее, ударялись.

  9. Разберите фонетически слово сжигаемой.

  10. Составьте схему предложения № 6.

  11. Сделайте морфологический разбор слов: бледно-жёлтые (листья), стёганных (душегрейках).

  12. Назовите сказуемые в первом предложении и укажите их вид.


(1) Осень была тихая, светлая, какая-то приглушённо-мягкая, и бледно(жёлтые) листья с берёз падали плавно, с едва слышным шелестом и шуршанием насыпая у покосившихся, почерневших от многолетних ветров и дождей заборов багряно(золотистые) груды. (2) Дожди привычные в эту пору не начинались ещё, и оттого, что могли они хлынуть внезапно, враз отгородив мутной пеленой прошедшее лето, - тёплые дни эти и погода казались зыбкими, переходящими...

(3) Большое, торговое когда-то село опустевшее нынче наполовину тоже пр.тихло отдыхая от минувшей страды схлынувших внезапно командированных горожан. (4) Привычно опустели улицы, крыльцо у столовой, да и сама столовая была закрыта на днях-не сезон.

(5) Докапывали картошку. (6) По вечерам т.нулись по дворам повозки с кульями, тарахтел «Беларусь», гулко и дробно ударялись о вёдерное дно ссыпаемые клубни, а по огородам стлался низко над остывающ. землёй горьковатый дымок сж.гаемой ботвы.

(7) Возле сельской больницы, на ветхом белёном крылечке, народу собралось немного. (8) Две старушки в тёмных, колоколом юбках и стёганных ватных «душегрейках», механизатор Петька Калагин с перемота(н, нн)ой пёстрой цветастой тряпицей рукой, да толстая, одутловатая баба – завклубом. (9) Неопределённого оттенка куртка-«болонья» не сходилась на её большом животе, и две нижних пуговицы оставались ра(с,сс)тёгнутыми.

(10) Сидели молча, тихо, как люди, давно знающие друг друга и успевшие переговорить обо всём.

(11) Шуршали падающие листья, медленно, плавно, изжелта(красными) лодочками скользя по невидимой, неощутимой почти волне ветерка, струились медленно, едва ли не поочерёдно, дождавшись своего мгновения, - должно быть, в той же последовательности, как и рождались они из тугих почек весной – бледно(зелёные), клейкие... (12) И теперь так(же) поочерёдно сн.мались с колыш.щихся веток и падали... (Александр Филиппов. «Окошко в осень»)
III. Выводы

Наступит момент, когда мне, как выпускнице лицея, будет необходимо сдавать экзамен по курсу русского языка. Уже сейчас, стараясь обобщить знания по предмету, пытаюсь не только проверить себя, но и оценить уровень своих возможностей. Предложенная учителем тема «Комплексный анализ текста как реализация возможностей ученического потенциала в вопросе подготовки к предстоящим экзаменам по русскому языку» нацелена на вовлечение в творческий исследовательский процесс, повышение мотивации к изучаемому предмету, приобретению исследовательских навыков, что подчинено главной цели – самой осознанно научиться анализировать тексты.

Обращение к произведениям оренбургских писателей расширило моё представление о литературе родного края.

Хочется верить, что отработка навыка анализа фрагментов текста, направленная на осмысление предстоящей работы, позволит на лучших образцах родной мне литературы психологически настроиться на решение дальнейшей задачи по глубокому проникновению в содержание литературного материала, реализовать свой потенциал в вопросе подготовки к предстоящим экзаменам по русскому языку.

Поиск произведений оренбургских писателей для комплексного анализа текста помогает глубоко проникнуть в краеведческую литературу. Работа по подбору текстовых фрагментов, заданий по разным разделам русского языка помогла мне систематизировать собранный материал, извлечь нужную информацию, расширила навыки речевого общения и, надеюсь, продвинула на пути к теоретическим знаниям в области русского языка.

Проанализировав ряд текстов, сопоставив их стилистические особенности, делаю вывод, что большинство произведений относятся к художественному стилю, среди них есть один публицистический, принадлежащий перу Е. Павловой. Его задача - сообщить информацию о Союзе театральных деятелей в Оренбурге, сформировать определенное отношение к СТД, сформировать гражданскую позицию. А значит, автором использовались несколько иные стилистические языковые средства и приемы построения текста.

Художественные тексты представляют собой спектр разнородных по содержанию и воплощению произведений. Некоторым из них присуща особая метафоричность (среди таких мы можем назвать произведения П. Краснова, В. Петрова, Т. Басковой), указывающая на нестандартность восприятия окружающего мира и помогающая увидеть «картинку», стоящую перед глазами автора. Особенно важным мне показался выбор синтаксических средств в некоторых предложениях. Так, в ткани рассказа Н. Волженцева «Чернореченские кокурки» мы отметили обилие назывных конструкций и безличных предложений.. (Конец марта. На улице сумрачно… Промозгло за окном… Грустно… Так хочется от этого весе(н,нн)его унылого городского пейзажа на простор, в поле, в село. Увид..ть холмы в ч..рных проталинах, жёлтый осунувшийся снег в степи, следы в сугробах, наполне(н,нн)ые зеленоватой прозрачной водой. Бесконечные недели, лужи на речке и в оврагах, тонкие прозрачные ручейки, посреди дороги пробивающие путь по маши(н,нн)ым и са(н,нн)ым следам. Мокрые бл..стящие деревья… Чёрный, как уголь, невдалеке лес, дикие, унылые орды намокшего репейника вдоль оврагов и заброшенных сараев. Глухой стук закрываемых ворот родительского двора...). Этим можно объяснить художественные цели, которые ставил перед собой автор, тем более что ведущий функционально-смысловой тип - описание.

Работа по комплексному анализу текстов, задуманная в московской школе, нашла своё продолжение в оренбургском лицее №7, выйдя на новый уровень на основе краеведческого содержания.

IV. Приложение

1. Биографическая справка об оренбургских писателях.

2. Литературоведческий словарь.

3. Типы речи.

4. Стили речи.

5. Способы связи предложений в тексте.

6. Средства связи предложений в тексте.

7. Учимся писать сочинения:

А) эссе Тамары Вуковой «Всматриваясь в окружающий мир…» (по рассказу оренбургского писателя Н.Корсунова «Люська»)

Б) сочинения Конновой Ольги:

Отдых на Чёрном море (5класс, 2006 г.)

Я жить хочу, чтоб Родине отдать Последний сердца движущий толчок (6 класс, 2007 г.)

Берег совести (9 класс, 2010 г.)

Пока живут воспоминания (9 класс, 2010 г.)

1. Биографическая справка об оренбургских писателях

Владимир Петров
Родился в 1947 году в с. Старояшкино Грачевского района Оренбургской области. Окончил с золотой медалью школу, Московский институт железнодорожного транспорта. В настоящее время – зам. начальника производства Оренбургского локомотиворемонтного завода. Печатался в журнале «Оренбургский край», альманахе «Гостиный Двор», коллективных сборниках «Вечный берег», «Спасённая весна», «Пятеро под одной крышей», «И с песней молодость вернётся», «Родительский день».

Владимир Петров – автор книги стихов и прозы «Возраст осени». Лауреат областной Аксаковской премии по прозе. Член Союза писателей Росcии.
Тамара Баскова
Родилась 6 сентября 1936 года в городе Оренбурге. Окончила строительный техникум. Училась в институте. В литобъединении с 1960 года. Автор книги «Озябшее солнышко». Член Союза писателей России. Живёт в Оренбурге.
Николай Волженцев
Родился в 1946 году в селе Черноречье Оренбургского района Оренбургской области. В 1970 году окончил Оренбургский медицинский институт, с этого времени работает врачом в Переволоцком районе.

Член областного литературного объединения с 1963 года. Автор книг лирики «Душе родной», «Станица». Член Союза писателей России. Живёт в пос. Переволоцк Оренбургской области.
Пётр Краснов
Родился в 1950 году в селе Ратчино Оренбургской области. Закончил агрономический факультет Оренбургского сельхозинститута, работал агрономом, сотрудником многотиражной газеты. Посещал литературное объединение имени

М. Джалиля с 1968 года. Лауреат премий И.А.Бунина и «Капитанская дочка». Член Союза писателей России. Живёт в Оренбурге.
Антонина Мелешко
Родилась 30 ноября 1952 года в г. Оренбурге. В литобъединение им. Даля пришла в апреле в 1994 г. Выпустила две книги стихов: в 1995 г. «Тихий вечер» и в 1999 г. «Кривая счастья». Член Союза писателей России. Живёт в Оренбурге.
Евгения Павлова
Павлова Евгения Ароновна (р.15.05.1934 г., г. Оренбург) - журналист с 1957 года. С 1962 года руководила отделом культуры и искусства газеты «Южный Урал». Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат премии «Оренбургская лира» (за многолетнюю работу в области театроведения) и премии им. М.Джалиля.

Владимир Одноралов
Родился в 1946 году в селе Дудукаловка Ростовской области. В Оренбурге окончил медицинское училище, затем Уральский государственный университет. Автор книг стихов и прозы «За грибным царём», «Девица-черёмушка», «Грибной царь», «Рухляндия и её окрестности», «Незабудки», «Окно в сад» и другие. В 1997 году удостоен премии «Оренбургская лира».
Иван Уханов
Родился 20 августа 1938 года в Горьковской области. Окончил Оренбургский педагогический институт. Первую книгу рассказов «Небо детства» выпустил в Южно-Уральском книжном издательстве. Автор более двадцати книг прозы, публицистики. Член Союза писателей России. Лауреат Пушкинской премии «Капитанская дочка» за книгу «Рычков». С 1981 года живёт в Москве.
Александр Филиппов
Родился 28 декабря 1954 года. Коренной оренбуржец. После окончания Оренбургского мединститута работал участковым врачом, служил в армии, в органах внутренних дел. Печатался в альманахах «Каменный пояс», «Гостиный двор». Автор сборников «Зона», «Окаянное ремесло». Работает редактором отдела сельской жизни в областной газете «Южный Урал». Член Союза писателей России.

2. Литературоведческий словарь.

Аллегория – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ (любовьсердце, мирголубь, упрямствоосёл, медициначаша со змеёй). В баснях определённые лица или явления изображаются под видом животных.

Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков («Задремали звёзды золотые, задрожало зеркало затона», «Белая берёза»)

Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или фразы ( «...Будет льдом покрываться река, Будут ночью поскрипывать двери, Будет грязь во дворе глубока» Н.Рубцов).

Антитеза – противопоставление контрастных образов («Плачет и смеётся песня лиховая» С.Есенин; «Война и мир», «Живые и мёртвые».)

Гиппербола – преувеличение, рассчитанное не на буквальное понимание, а на эмоциональное воздействие Так вкруг него неоправимо тихо, Что слышно, как растёт трава» А.Ахматова).

Коллизия – столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов; изображение жизненных конфликтов и борьбы.

Композиция – построение произведения, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Лейтмотив – господствующее настроение, образ или деталь, которые повторяются в произведении, как момент постоянной характеристики героя или ситуации; главная тема, тон произведения или творчества.

Метафора – вид тропа, скрытое сравнение. Признак метафоры – её всегда можно пересказать с помощью слов «как» или «похож». Основана на подмене по какому-либо сходству, похожести (вой ветра; зеркало залива; дождь барабанит).

Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет или понятие Тополя тревожно шуршали. Нежные их посетили сны»)

Парадокс – суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению (Торопись медленно; чем хуже, тем лучше).

Синекхода – разновидность метонимии, перенос значения одного слова на другое по количеству: часть – вместо целого, целое – вместо части (стадо в сто голов; «...ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отданаМ.Лермонтов).

Тропы – (от греческого слова «Tropos» - поворот, оборот речи) употребление слова в переносном значении, образно, его переосмысление в целях создания художественного эффекта. В художественных текстах тропы – различные способы словопреобразований (от слова к образу) и соотношений между ними. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, эпитет и другие.

Эпитет – образное определение предмета или явления в виде сравнения («Под нами с грохотом чугунным Мосты мгновенные гремят» А.А.Фет)

3. ТИПЫ РЕЧИ


Описание одно фото: мир в покое

об одновременных

действиях, признаках
Описание

предмета КАКОЙ он?

(характеристика человека)
Описание места – ГДЕ что находится?

Описание

состояния - КАКОВО здесь?

окр. среды вечереет...холодно...

душно... тишина...

небо... воздух...


Описание

состояния лица – КАКОВО ему?

(чувства, ощущения)

плохо, грустно,

радостно, озноб,

не по себе...


Повествование несколько

фото: мир в движении,

о последовательных

действиях
ЧТО ДЕЛАЕТ предмет?
Типичная композиция:
Вступление (лицо, время, место действия)

Завязка (начало движения)
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
КУЛЬМИНАЦИЯ
РАЗВЯЗКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассуждение на фото:

мысли о мире,

а не сам мир

о причинах явлений
ОСОБЫЙ ТИП РЕЧИ

ОЦЕНКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

отношение к предметам, явлениям, лицам, действиям... (плохо, хорошо, опасно, честно, чудесно...)
Композиция:



ТЕЗИС

ОБОСНОВАНИЕ

(аргументы, доводы, доказательства, примеры)

ВЫВОД
РАССУЖДЕНИЕ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

ПОЧЕМУ так, а не иначе?

ЧТО из этого следует?
РАССУЖДЕНИЕ-ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Что это такое?

(толкование понятия, объяснение сути явления)
РАССУЖДЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ

Как быть? Что делать?

(раздумья над различными жизненными ситуациями).
1   2   3   4