№
| Ход урока
| Задачи
|
1
| Организационный момент - Рассмотрите схему урока. Что вы заметили?
- Как вы считаете, у нас сегодня будет новый материал? Как вы это определили?
- Сегодня мы с вами будем двигаться по спирали к центру. А что такое центр?
- Отправная точка рефлексия, транспортное средство – автобус под флагом наших знаний.
- Мы должны преодолеть все препятствия, добраться до центра, вооружиться новым знанием… А дальше куда ехать?
- С багажом новых знаний вернуться той же дорогой к отправной точке. Ведь любое путешествие предполагает возвращение домой.
- Готовы? В путь!
|
Анализ схемы
Определение типа урока Определение структуры урока
|
2
| Рефлексия на старте - Определите 1-ый этап урока. Для чего он нужен?
- Какую большую тему мы изучаем? (Предложение)
- В этой теме мы изучили много понятий. Сегодня мы будем опираться на некоторые из них. Найдите их в схеме.
- Давайте сделаем самооценку знаний этих понятий через игру «Молчанка».
- Положите перед собой оценочные знаки: от – до +. Я буду задавать вопросы по изученной теме, а вы, если справитесь с ответом, убираете один знак. И т.д. Справитесь?
1) Предложение – это …
2) Словосочетание – это …
3) Я знаю три части речи – это …
4) Имя существительное отвечает на вопрос … и обозначает …
5) Глагол отвечает на вопросы … и обозначает …
- Какой оценочный знак у вас был последний? Это и есть наша оценка опорных знаний.
- Можем отправляться в экспедицию
|
Определение 1-го этапа урока. Мотивация
Прогноз
Самооценка опорных знаний
|
3
| Актуализация опорных знаний:
Работа с предложением - Двигаемся дальше. Какое понятие нам надо вспомнить? (Предложение )
- На каком материале можно это сделать? (Чистописание)
- Для чего нужна минутка чистописания на уроке?
- Что за знак стоит рядом с чистописанием в схеме? (Массажная разминка)
- Для чего она нужна?
- Сделайте самомассаж рук с помощью массажных мячиков.
- Сегодня в материале чистописания соединения –оро-, -ара-. Где они встречаются? (В словарных словах)
- Назовите эти словарные слова.
- Давайте пропишем эти соединения в тетради. Вспомните правила посадки при письме
- Пропишите. Найдите самое красивое соединение. Подчеркните. Сравните с ним все остальные соединения. Оцените свою работу.
- Рассмотрите схемы на доске. Что это за схемы? - Придумайте предложения к этим схемам с нашими словарными словами. Справитесь с этим заданием?
- Давайте запишем одно предложение:
Маленький воробей купался в луже.
- Оцените нашу работу на этом этапе.
|
Определение следующего этапа Мотивация этапа Мотивация разминки Самомассаж Повторение словарных слов
Повторение правил посадки при письме Самооценка
Прогноз
Самооценка
|
| Работа со словосочетанием - Двигаемся дальше. Назовите следующее понятие.(Словосочетание)
- Что такое словосочетание?
- Как вы оцениваете свои знания о словосочетании?
- Проверим их на орфографической разминке. Для чего она нужна?
- Прочитайте слова. Назовите орфограммы. Справитесь? ёж…к р…ч…ной
окун… к…лючий
л…са л…сная
ч…щ… пуш…стая
…ишка в…сёлый - А теперь составьте из этих слов словосочетания. Справитесь?
- Какое слово в словосочетании является центром?
- Оцените свою работу на этом этапе урока.
|
Определение следующего этапа Прогноз Мотивация
Развитие орфографической зоркости
Прогноз Самооценка
|
| Физкультминутка для осанки -Для чего нужна физкультминутка для осанки?
- Почему она важна именно в начальной школе?
|
Мотивация
|
4
| Открытие знаний
Воспроизведение знаний о частях речи - Мы ближе к центру. Какая следующая остановка? (Части речи)
- Давайте воспроизведём знания о частях речи. Для этого составьте в группах схемы о частях речи. Справитесь? (Группы получают материал для составления схемы)
- Прикрепите свои получившиеся схемы на доске и отчитайтесь. ЧАСТИ РЕЧИ Имя сущ. Имя прил. Глагол
Кто? Что? Какой? Что делать?
предмет признак действие - Все части речи по своей сути слова. Как вы думаете, что является центром слова. Почему? (Корень)
- Оцените свою работу на этом этапе.
|
Определение этапа Прогноз
Работа в группах
Отчёт групп Самооценка
|
| Постановка проблемы - Давайте вернёмся к предложению, которое записали в чистописании.
- Определите все части речи. прил сущ гл пр сущ
Маленький воробей купался в луже. - Найдите центр этого предложения. (Мы не можем)
- Как вы думаете, что это может быть? Какие у вас есть гипотезы? Гипотезы:
1) слово
2) несколько слов - Давайте проверим эти гипотезы.
|
Определение частей речи
Столкновение с проблемой
Выдвижение гипотез
|
| Решение проблемы - Проверим первую гипотезу. Назовите её.
- Какое слово может быть центром? Оно должно нести информацию о предложении.
- Давайте закроем все слова в предложении. Будем открывать по одному и проверять.
- Какой вывод можно сделать? (Эта гипотеза не верна)
- Проверим вторую гипотезу. Назовите её.
- Будем открывать слова группами. Какая группа несёт информацию о данном предложении? (Воробей купался)
- Какой вывод можно сделать? (вторая гипотеза верна.)
Центр предложения – это два слова.
- Но какие это слова? Давайте вернёмся на станцию «Части речи»
И определим, какой частью речи являются главные члены предложения. (сущ. и глагол)
- Ну про глагол мы и так знаем, что он главный и важный. Его легко найти в предложении. А как найти главное существительное в предложении?
- Нужно найти, о ком или о чём говорится в предложении. В нашем предложении говорится о луже или о воробье? Он что делал?
- Как вы думаете, может ли грамматический центр предложения существовать изолированно?
- Именно поэтому его называют грамматическая основа предложения или главные члены предложения.
- Давайте, сравним наши выводы с правилом в учебнике.
- Оцените нашу работу на этом этапе урока.
|
Проверка гипотез
Выводы
Самооценка
|
| Физкультминутка по мед. показаниям - Для чего нужна такая физкультминутка?
- Разделитесь на группы: ЛОР – заболевания – ароматерапия;
зрение – тренажёр для глаз;
ортопед. – тренажёр для ног
(дети в группах самостоятельно выполняют упражнения)
|
Мотивация Выполнение упражнений на профилактику индивид
заболеваний
|
5
| Закрепление знаний - Двигаемся дальше. Возвращаемся на станцию «Словосочетание».
- Давайте выясним, является ли грамматический центр словосочетанием. Справимся с этим заданием?
- Что вы знаете о словосочетании? (Одно слово главное, другое – зависимое) -Найдите словосочетания в нашем предложении.
- Выпишите. Проанализируйте. Найдите главное слово.
*
Маленький воробей
*
Купался в луже - А теперь выпишите наш грамматический центр. И найдите главное слово.
* *
Воробей купался - Какой вывод можно сделать? (Грамматический центр – это не словосочетание, а маленькое предложение. Слова в нём равноправны.) - Давайте построим себе алгоритм нахождения грамматической основы предложения. Для чего он нужен? 1) читаю предложение
2) о ком или о чём говорится в предложении
3) найти действие
4) подчеркнуть главные члены - Давайте проверим его работу на материале учебника: (упражнение выполняется с комментированием у доски и в тетрадях) - Оцените нашу работу на этом этапе урока
| Прогноз
Выводы
Мотивация
Построение алгоритма
Проверка работы алгоритма
Самооценка
|
6
| Творческое задание
- Двигаемся дальше. Станция «Предложение».
- Я предлагаю творческое задание на составление предложений с грамматической основой /солнце спешит/. Справитесь? (На доске солнышко. В центре – грамматическая основа: солнце спешит, а на лучиках второстепенные члены:
весеннее согреть землю
ласковое разбудить малыша
холодное спрятаться за тучу
уставшее окунуться в океан - Оцените свою работу на данном этапе урока.
|
Прогноз
Выполнение творческого задания
Самооценка
|
7
| Рефлексия
- Мы вернулись на исходную позицию.
- Мы изменились за время путешествия. Как?
- Каково наше главное приобретение?
- Чему мы сегодня учились? Какую тему разобрали?
- Давайте посмотрим на наши «трофеи». Как мы сегодня поработали?
|
Подведение итогов Озвучивание темы урока Итоговая самооценка
|