Главная страница


Из истории вопроса совместной проектной деятельности учителя и ученика



НазваниеИз истории вопроса совместной проектной деятельности учителя и ученика
страница2/4
Из истории вопроса
Дата10.04.2016
Размер1.35 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

Вопросы и задания (вариант первый).

  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.

  3. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения (№ 21).

  4. Какова роль сказуемых-глаголов в 4 предложении?

  5. Укажите безличное предложение.

  6. Расскажите о постановке недостающих знаков препинания в предложениях 9,11,14,23,26.

  7. Раскройте скобки, вставьте недостающие знаки препинания, объясняя графически.

  8. Сделайте морфемный анализ слов растрепа(н,нн)ые, а(к,кк)уратно.

  9. Объясните написание приставок в словах озарённые, испуганные

  10. Объясните знаки препинания при диалоге, указав номера предложений.



Вопросы и задания (вариант второй).

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения. Укажите средства выразительности.

3. Определите тип речи данного отрывка.

4. Какое настроение вызывает этот отрывок из рассказа Тамары Васильевны Басковой «Хворост»? Назовите ключевые слова, которые помогают ярче представить описанную картину быта. Если бы ты был художником, какими бы красками изобразил обстановку и героев?

5. Объясните значение слов жмых, поболе, с нарочитой (взрослостью).

6. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения (№ 14).

7. Расскажите о постановке недостающих знаков препинания в предложениях 9,11,14,17,23.

8. Раскройте скобки, вставить недостающие знаки препинания в других предложениях, объясняя графически.

9. Сделайте морфемный анализ слов растрепа(н,нн)ые, (не)поднимая.

10. Объясните написание приставок в словах сгибаясь, испуганные.

11. Объясните знаки препинания при диалоге, указав номера предложений.

12. Выпишите 2 деепричастия, укажите их вид.

13. Разберите морфологически слова испуганные (тени) из предложения № 23 и придавая из предложения № 9.

14. Какую роль играют причастия и деепричастия в тексте?
(1) Сквозь озябшие стёкла просачивалось солнце. (2) Холод натыкался на промёрзшие стены, на ещё совсем озарённые окна, бросался под ноги. (3) В избе пахло сыростью и мышами. (4) Мать догрызла кусок жмыха, обулась в старые мужнины валенки, надела фуфайку, подпоясалась верёвкой, захватила топор. (5) Разбудила Настю с Томкой. (6) Посмотрела на старшую дочь:

(7) - Пойду в лес за хворостом, к вечеру вернусь. – (8) И кивнула в сторону младшей: «Смотри, Томку не обижай, жмыха дай поболе, она маленькая».

(9) На посеревшее лицо матери падали тени придавая ему ещё большую серость. (10) Она ещё раз бросила взгляд на Настю с Томкой и шагнула за порог. (11) Томка сидела на кровати закут(н,нн)ая в старые одеяла, и пыхала (изо) рта воздухом.

(12) - Смотри, дым идёт.

(13) - Дым из трубы идёт, а (изо)рта воздух, - поправила Настя.

(14) Сгибаясь над столом огрызком карандаша она на клочке бумаги а(к,кк)уратно выводила букву за буквой. (15) Растрёпа(н,нн)ые волосы отсвечивали медью бледное веснушчатое лицо напряглось.

(16) - Ты папе письмо пишешь, да? – Томка ещё сильнее закуталась в одеяла.

(17) - Да, - не поднимая головы, ответила Настя.

(18) - Напиши, что мне очень холодно, а мама ушла в лес за хворостом и вернётся вечером.

(19) - Напишу.

(20) После (полу)дня словно белая косматая ведьма спрыгнула с небес и закрутилась, завыла, засвистела швыряя в окна снег. (21) В избе стало темно. (22) Мать не возвращалась. (23) Настя зажгла фитиль в склянке, и по стенам стали метаться тени испуганные порывами вьюги.

(24) - Уже темно, а мамы всё нет, - всхлипнула вдруг Томка.

(25) Настя погладила её по шелковистыми волосикам, как делала это мать, и с нарочитой взрослостью успокоила:

(26) - Придёт мама наверное уже по дороге к избе. (27) Придёт, принесёт хворост, растопит печку, и будет тепло... (Тамара Баскова «Хворост»)

Текст № 3
Вопросы и задания.

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стилистическую принадлежность текста. Назовите его стилистические признаки.

3. Раскройте скобки, объясняя правописание слов.

4. Найдите устаревшие слова. Объясните, с какой целью автор их использует.

5. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения (№ 15). Составьте его схему.

6. Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях 28-30.

7. Сделайте морфемный анализ слов изодрана, увидела.

8. Объясните написание приставок в словах расправился, перевалить

9. Разберите слово пересохшим как часть речи.

10. Подберите синонимы к словам металась (по кровати), обвела (взглядом).

(1) В сенях стало темно, но в (не)большое отверстие проникали свет и холодный воздух. (2) Изба совсем выстыла. (3) Настя (не)вставала с кровати, (не)плакала, даже (не)хотелось сосать жмых. (4) Пошли третьи сутки, как мать (не)возвращалась.

(5) Серый потолок качнулся и исчез. (6) Насте снился зелёный круг с яркими цветами. (7) Отец собирал цветы, а мать плела венки для неё, потом для Томки. (8) Отец подбрасывал Томку высоко в небо. (9) Она смеялась так звонко, что птицы срывались с деревьев. (10) Вышли к ручью. (11) Мать разулась, пощупала воду ногой, оглянулась: отец сидел на берегу и курил. (12) Она села рядом и начала дробить босыми ногами солнечную дорожку. (13) Сзади за кустом Настя услышала какой(то) шорох. (14) Она не оглядывалась, ей было страшно, хотя рядом отец. (15) Шорох всё ближе и отчётливей. (16) И вдруг Настя проснулась. (17) Кто-то скрёб по стеклу.

(18) Она соскочила с кровати, подбежала к окну и увидела лицо матери.

(19) - Ма-ма! – завопила она.

(20) Мать вошла в избу без хвороста и топора. (21) Её нельзя было узнать. (22) Фуфайка изодрана в клочья, волосы выбились (из)под платка, на пересохших губах запеклась кровь, под глазами чёрные круги. (23) Она обвела взглядом избу, остановила его на Насте с Томкой и внезапно рухнула на ледя(н,нн)ой пол...

(24) Она (Томка) разожгла бересту, берёзовый аромат завитал в холодном воздухе. (25) Вскипятила воды и стала прикладывать влажную тряпочку к пересохшим губам матери. (26) Та металась по кровати, что-то шептала, (з,с)брасывая с себя одеяло. (27) Сквозь слёзы Настя смотрела на неё, гладила её растрёпа(н,нн)ые волосы...

(28) За окном хмурилось тяжёлое, вое(н,нн)ое небо. (29) В печи потрескивал, постреливал огонь. (30) Изба наполнилась теплом, отогревая иззябшие человеческие души. (Тамара Баскова «Хворост»)

Текст № 4.
Вопросы и задания.

  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Определите стиль. Укажите языковые особенности данного текста, характерные для этого стиля.

  3. Объясните роль односоставных предложений. Назовите типы односоставных предложений. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.

  4. Какое состояние передает автор, используя безличные глаголы?

  5. С помощью каких языковых средств автор рисует безрадостную картину природы? Укажите предложения со сравнениями.

  6. Вставьте пропущенные орфограммы. Раскройте скобки. Объясните.

  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните знаки препинания в предложениях 12, 22.

  8. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения (№ 8).

  9. Сделайте морфемный анализ слов свинцово, поблёскивающих.

10. Разберите фонетически слово жёлтый.
(1) Конец марта. На улице сумрачно. (2) Небо заволочено густыми, грузными тучами. (3) Идёт дождь. (4) Льёт, льёт, льёт. (5) Ветер налетает на дома, гремит жестью балконов. (6) Промозгло за окноми от этого ещё теплей и уютней в комнате.

(7) Грустно. (8) Гляжу на широкие мутные потоки воды заполнившие улицы. (9) Тёмный та..щий снег клочками лежит меж сумрачными серыми зданиями, на клумбах, на асфальте. (10 ) (Много)этажные дома отражаются в белёсых, свинцово поблёскивающих лужах.

(11) Так хочется от этого весе(н,нн)его унылого городского пейзажа на простор, в поле, в село. (12) Увид..ть холмы в ч..рных проталинах, жёлтый осунувшийся снег в степи, следы в сугробах, наполне(н,нн)ые зеленоватой прозрачной водой. (13) Бесконечные недели, лужи на речке и в оврагах, тонкие прозрачные ручейки, посреди дороги пробивающие путь по маши(н,нн)ым и са(н,нн)ым следам. (14) Мокрые бл..стящие деревья, с которых мерно, медленно, словно слёзы по зиме, стекают, срываются дождинки. (15) Чёрный, как уголь, невдалеке лес, дикие, унылые орды намокшего репейника вдоль оврагов и заброшенных сараев. (16) Потемнелая, сгорбившаяся под дождём крыша погребушки. (17) Глухой стук закрываемых ворот родительского двора...

(18) От села нашего Черноречья до Урала километра два, а виднеется близёхонько. (19) И на высокое место ходить не надо: заберёшься на худющий сараишко, и вот он – сверкает, блестит излучиной.

(20) Раньше по реке суда ходили, катера тянули за собой баржи. (21) Заходили и к нам – было место для причала, называлось Лопатино: ступени в обрывистом яру до самой водицы. (22) Подчаливайте, катера, бросайте, матросы, якорь, пожалуйте на палубу все желающие!

(23) До города тогда добирались или посуху, на лошадях, или по Уралу, на катере.

(24) Другого транспорта не водилось. (Николай Волженцев «Чернореченские кокурки»)
Текст № 5.
Вопросы и задания.

  1. Выразительно прочитайте текст. Определите стилистическую принадлежность текста и тип речи.

  2. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.

  3. Какие тропы использует автор для описания картины природы?

  4. Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Какой способ связи между предложениями (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

  5. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения (№ 9).

  6. Найдите в тексте однозначные слова.

  7. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.)

  8. Сделайте лексический анализ слова настойчивей (см. предложение № 3)

  9. Объясните правописание орфограмм, связанных с написанием причастий, в предложениях 1-3.

  10. Выделите грамматические основы 5 предложения, составьте его схему.

  11. Приведите по 2 примера словосочетаний на все виды подчинительной связи. Произведите разбор одного из них.

  12. Укажите все наречия в предложении (№1). Разберите морфологически наречие в сравнительной степени.


(1) Держась за наружную, вбитую в заднюю стенку железную скобу и за косяк, он соступил неуверенными ногами на широкую, ниже дверцы доску, что-то вроде приступки, - и небо бросилось в глаза, совершенно уже ночное, полное звёзд чёрное яркое небо. (2) Они висели, звёзды, ниже и выше – ясные, переливающиеся, они просились в глаза, с отвычки городской близкие, почти доступные, будто просевшие к скованной стынью земле... или, может она, эта сама степь так высоко завалена была непроходимыми снегами, приподнята была к ним, ко взысканью этому Господнему, страху Его и последней красоте?..

(3) Даже у горизонта, смутно сереющего снеговыми взгорьями, звёзды были так же крупны, лишь мерцали настойчивей, мигали, звали; но нет, не звёзды одни только, но и человеческие, цепочкой вытянувшиеся огоньки далеко справа, и он сразу угадал, узнал их: Околки, деревушка дворов в тридцать, как-то раз бывал в ней. (4) Дальше пролегала до самой Богоявленки двадцатикилометровая, считай, безо всякого жилья пустота – с колками берёзовыми, с речушкой, поросшей сплошь ивняком и бересклетом, вровень с берегами заснеженной теперь, с лесопосадкой по долгим, томительно просторным пологим увалам, ковальным взлобкам.

(5) Дорога здесь, на подъёме, вся была перерезана идущими со стороны тёмного безызвестного поля снеговыми языками в рост вышиной, их-то и одолевал натужно, с неуклюжестью силы через каждые двадцать-тридцать метров трактор, капот задирался, карабкаясь гусеницами в глубокой и грубой, им же самим проложенной утром колее. (6) Высоты полозьев будки то и дело не хватало, и тогда она то драла, то с хрустом шипела днищем по промороженному снегу, заваливалась вся, и упасть набок ей мешал лишь всё тот же снег по сторонам. (7) Под приступкой её он вовремя увидел волочащийся железный рюкзак – не наступить бы, на дорогу спрыгивая. (8) Скорее всего, по ширине судя, были это раньше просто тракторные открытые сани для соломы ли, сена, а крюк нужен был, чтобы натягивать через него верёвкой слегу на поклаже, бастрык.

(9) Нет, не быстро шёл трактор, не отстанешь; и он дотянулся, закрыл дверь и только тогда, примерившись, отпустил скобу и спрыгнул. (Пётр Краснов «Свет ниоткуда»)

Текст № 6
Вопросы и задания.

  1. Внимательно прочитайте текст. Определите стилистическую принадлежность текста и тип речи.

  2. Как первое и последнее предложения связаны в тексте?

  3. Какие языковые средства использует автор в тексте?

  4. Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Какой способ связи между предложениями (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

  5. Объясните знаки препинания в предложениях 6-9.

  6. Определите часть речи слова входящих в 10 предложении. Каким способом оно образовано?

  7. Разберите синтаксически 13 предложение.

  8. Сделайте морфологический и морфемный анализ слова свёрнутый (см. предложение № 12)

  9. Объясните правописание пяти орфограмм (на собственный выбор)

  10. Укажите предложения с вводными словами. Назовите их значение.

  11. Приведите по 2 примера словосочетаний на все виды подчинительной связи. Произведите разбор одного из них.

  12. Составьте словообразовательную цепочку слова удлинённый (предложение 12)

  13. Расскажите о спряжении глаголов, объясните правописание глаголов в 4, 7 предложениях.

(1) Удивительные снежинки выходили из-под её рук. (2) Будто не из обыкновенной белой бумаги простыми ножницами вырезались они, а сплетались каким-то образом в причудливые узоры из игольчатых нитей и паутины. (3) А может, просто порывом ветра занесло в форточку стайку сказочно крупных, узорчатых снежинок, и осыпались они пышным ворохом на прикроватную тумбочку. (4) Того и гляди, растают. (5) И они действительно не залеживались на тумбочке. (6) Приоткрывал обычно кто-нибудь дверь в палату и спрашивал:

(7) - Кто у вас тут снежинки красивые делает? (8) Можно взглянуть?

(9)- Да вот она, наша принцесса, - чаще всего отвечала Людмила, кивая на кровать в углу, - сидит, как на троне.

(10) Надежда понимающе улыбалась и смотрела на входящих поверх очков. (11) Сидела она на высокой кровати в стареньком, но опрятном халате с маленькими ножницами и белой бумагой в руках. (12) Когда она вырезала, казалось, всё в ней – и без того узкие, подавшиеся вперёд плечи, ещё больше ссутулившие спину, и нос, чуть удлинённый книзу, и даже впалые щёки, как бы стекающие к подбородку, - всё было нацелено на маленький, свёрнутый треугольничком клочок бумаги.

(13) Каждый, кто приходил, осторожно перекладывая снежинки, удивлялся замысловатым узорам и тонкости работы и тщетно пытался отыскать одинаковые. (14) И Надежда отдавала всё: кому для детей в школу или детсад, кому попробовать вырезать подобные, а кто-то, видимо, из пуховниц, уже прикидывал, как перевести узор на вязание.

(15) Разбирали снежинки и медсёстрыукрашать больницу к празднику, а взамен приносили бумагу. (16) Надежда оценивающе оглядывала стопку листов, определяя качество бумаги, остальное бережно убирала в ящик. (Антонина Мелешко «Снежинки»)

Текст №7.
Вопросы и задания.

1. Озаглавьте текст.

2. Определите стиль. Укажите языковые особенности данного текста, характерные для этого стиля.

3. Найдите ключевые слова. Озаглавьте текст.

4.Какие средства связи между предложениями используются в тексте?

5. Укажите номера предложений с однородными членами предложений в диалоге.

6. Назовите слово, образованное способом сложения начальных букв.

7. Определите часть речи следующих слов: 70-летие, 210-летие, областная, бессменно, «Лицедея».

8. Каково лексическое значение слов аббревиатура, кумир (предложения №№ 21, 24).

9. Укажите имена собственные, объясните их правописание.

10. Объясните знаки препинания в предложении № 5.

11. Составьте схемы предложений №№ 12, 16, 19.

13. Проанализируйте орфографию в предложениях №№ 16-23. Объясните изученные орфограммы, проиллюстрируйте другими (собственными) примерами.

14. Какова роль слова даже в 4 предложении?

15. Сделайте синтаксический разбор 6 предложения.


(1) Торжественно, сердечно и артистично отпраздновала своё 70-летие областная организация Союза театральных деятелей. (2) Этот Союз - один из самых деятельных среди творческих организации. (3) Накануне юбилея председатель Оренбургского правления народный артист России Андрей Лещенко в беседе с нашим корреспондентом назвал только основные направления работы, но и они составили впечатляющую картину.

(4) - Даже в самые тяжёлые времена организация продолжала расти. (5) И сейчас театральная молодёжь интересуется условиями приёма в СТД, а потом терпеливо ждёт три года, чтобы набрать необходимый стаж. (6) Авторитетен Союз и для мастеров. (7) Ветеранов, оставивших сцену, мы поддерживаем морально и материально. (8) Вот и сегодня многие из них получили солидные премии. (9) Но главная наша забота – дела творческие, - сказал Андрей Федорович. – (10) Чтобы вдохновить молодёжь, мы организовали смотр самостоятельных актёрских и режиссерских работ «Пролог».(11) В наступающем году он связан 210-летием со дня рождения Александра Пушкина и будет посвящен великому поэту. (12) Мечтаем провести его в Орске, где театр драмы носит имя поэта. (13) Инициатива и проведение конкурса «Лицедей» - тоже наша. (14) Три его премии, всегда оригинальные, очень престижны в актёрской среде. (15) Существование премии «Альфа» - также заслуга СТД и, как многое другое, - результат деятельности бессменного заместителя председателя Екатерины Шараповой. (16) Областная организация Союза стояла у истоков теперь Международного театрального фестиваля «Гостиный двор», она разработала её евразийскую концепцию. (17) Наш союз собирает в одну семью актёров и деятелей театра всего Оренбуржья – многие помнят содержательные и весёлые встречи в уютной «Малютке». (18) Он делает это сейчас, оказавшись бездомным. (19) Но у нашей организации – верные друзья: крышу «Театральной гостиной» дал областной театр музыкальной комедии.

(20) По-театральному ярко зажглись огни юбилея. (21) Ведущие вечер заслуженные артисты Любовь Милохина и Олег Бажанов пригласили на сцену председателя правления Андрея Фёдоровича Лещенко, принявшего искренние и горячие аплодисменты зала, согласившегося с новой расшифровкой аббревиатуры – Спасатели творческих душ. (22) Экран позволил встретиться с давно и недавно ушедшими коллегами, аплодисментами встречает зал незабываемые лица – Улановская, Михалевская, Плешаков, Солодилин, Высоцкая, Чиков…

(23) Юбиляров поздравляют департамент по культуре и искусству области, администрация города, комитет по делам молодёжи, областные организации Союза писателей и Союза художников России. (24) Почётные грамоты вручаются кумирам зрителей: их получают Любовь Милохина, Александр Ярилов, Виталий Брук и ещё многие и многие. (25) Остроумен и разнообразен «капустник», посвященный юбиляру, - в нём блеснули областной театр драмы, татарский театр драмы имени Файзи, муниципальный «Пьеро», областной театр кукол, коллективы Орска и Бугуруслана, областная филармония, а завершил его музыкально-пластической композицией театр музыкальной комедии. (26) И это была демонстрация возможностей тех, кого так любит. (27) Кому так помогает, кого вдохновляет наш заботливый СТД. (Евгения Павлова, газета «Вечерний Оренбург», 47/19 ноября 2008 года)


Текст № 8
1   2   3   4