Главная страница

Из истории вопроса совместной проектной деятельности учителя и ученика



НазваниеИз истории вопроса совместной проектной деятельности учителя и ученика
страница4/4
Из истории вопроса
Дата10.04.2016
Размер1.35 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

4.СТИЛИ РЕЧИ








К Н И Ж Н Ы Е



РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

СТИЛЬ

ХУДОЖЕСТ-ВЕННАЯ РЕЧЬ

сфера применения

(где?)

неофициальная

обстановка

документы, деловые бумаги

научные труды,

учебники...

общественно-политическая жизнь:

газеты, журналы, радио, телевидение, митинги...

художественная литература

функция (зачем?)

общение (поговорить)

СООБЩЕНИЕ

убедить! - ВОЗДЕЙСТВИЕ - изобразить





проинформировать, проинструктировать, выразить волю закона

объяснить

на сознание с целью воспитания гражданской позиции (информировать о жизни страны, сформировать отношение к событиям и фактам, иногда побудить к каким-либо действиям, привлечь внимание к важным вопросам...)


на воображение, чувства, мысли (эстетическая функция)

ведущая стилевая черта

непринужденность, простота

ОТСУТСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ

| ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ |





официальность, точность, стандартность

отвлеченность, обобщенность, точность, логичность, доказательность

фактографичность+ образность, призывность, злободневность тематики

образность

языковые средства

разговорная лексика, ди алогичность, неполные предложения

штампы, клише, особая терминология

обилие терминов, абстрактной лексики; слова в прямом значении; СПП с придаточными причины, следствия; вводные слова...

книжная + разговорная лексика; несложные синтаксические конструкции; побудительные, восклицательные предложения; риторические вопросы, обращения, повторы слов и синтаксических конструкций; междометия, модальные частицы; инверсия {-» изменение интонации)

слова в переносном значении, изобрази­тельно-выразительные средства, конкретная лексика; встречаются прочие стили как средство создания художест­венного образа

жанры




указы, постановления, инструкции, отчеты, заявления, деловые письма...

статья, отзыв, рецензия, лекция, аннотация, диссертация...

статья, выступление; очерк, портретный очерк -о людях высоких моральных качеств (харак­тер, увлечения, работа, факты биографии); литер.- критическая статья;

новелла, повесть, рассказ, поэма, стихотворение...









эссе (разновидность очерка) - раздумья, рассуждения о жизни, событиях в искусстве, литературе




ПРИМЕРЫ стилей речи
Разговорный стиль.

Знаете, я вот как-то раз в степи побывал...

Научный стиль.

Степями принято называть равнинные пространства, которые...

Художественный стиль.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее...

Публицистический стиль.

Неужели есть люди, которые не замечают красоты родной природы?...

Официально-деловой стиль.

Вышеупомянутый вопрос находится в стадии рассмотрения.

5. СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Все предложения в тексте (кроме первого) делятся на части:

Д («ДАННОЕ») - повторяющаяся часть предложения (из предыдущего предложения); связывает между собой предложения

Н («НОВОЕ») - информация, которую добавили; новое сообщение; развивает мысль в тексте


ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ (ЦЕПНАЯ) СВЯЗЬ


«НОВОЕ» становится «ДАННЫМ» «ДАННОЕ» - одинаково во всех

в следующем предложении. предложениях. Все предложения

Последующее связано с предыдущим. связаны с первым.

П
1.
редложения «сцепляются». Предложения сопоставляются, противопоставляются...



1.

2.

3.

4.

2.

3.

Вокруг города раскинулись леса. Леса оздоровляют землю.
В лесах попадались озера с огромными Они не только исполинские

лаборатории, дающие кислород. соснами по берегам. Они поглощают пыль и ядовитые газы.

Их справедливо называют «легкими городами»

Сосны все время тихонько шумели.


СРЕДСТВА ЦЕПНОЙ СВЯЗИ: СРЕДСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ:


  • ПОВТОР СЛОВ СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

  • МЕСТОИМЕНИЯ (одинаковый порядок слов

- СИНОНИМЫ одинаковые грамматические формы)

  • ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА - ВВОДНЫЕ СЛОВА (во-первых, во-вторых, наконец)

  • ПЕРИФРАЗЫ и др. - наречия МЕСТА (справа, слева, впереди, там)

- наречия времени (сначала, потом) и др.

6. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
СЛОВА ОДНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Зима... мороз... снежок... сугробы... иней...

____________________________________________________________________________________
Лексический повтор Я с удовольствием читал эту книгу.

(в т. ч. однокоренные слова) Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже прочитанному.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------______________

СИНОНИМЫ Мимо плыли полянки... Убегали овраги...

(в т. ч. контекстные)

_____________________________________________________________________________
АНТОНИМЫ Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мед

(в т. ч. контекстные)

_____________________________________________________________________________
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ Над головой раздался стук дятла.

Лесной доктор обследовал больное дерево

_________________________________________________________________________________

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
СОЮЗЫ, За окном опять метель. Зато на печке-то как тепло да уютно.

СОЮЗНЫЕ СЛОВА,

ЧАСТИЦЫ

_____________________________________________________________________________

МЕСТОИМЕНИЯ: Звуки становились тише.

-ЛИЧНЫЕ Они почти растворились в летнем зное.
-УКАЗАТЕЛЬНЫЕ Этот зной усыплял все живое вокруг.

_________________________________________________________________________________
ЕДИНСТВО ВРЕМЕННЫХ Вдруг.. Сначала... Потом...

Внизу...,. Справа... Рядом

ФОРМ ГЛАГОЛА

_____________________________________________________________________________

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ Хороша была Танюша. Краше не было в селе.


СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ

Я никак не мог уснуть. О ней всё думал.

__________________________________________________________________
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки

__________________________________________________________________
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции)

Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,

О чем мы говорили? О разном.


ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Наверное, все знают о том, что... Оказывается....

Пожалуй, самое интересное ... Как выяснилось,...

__________________________________________________________________


7.Учимся писать сочинения

А) Эссе Тамары Внуковой «Всматриваясь в окружающий мир…»

(по рассказу оренбургского писателя Н.Ф.Корсунова «Люська», 2007 г.)

«Гигантским вопросительным знаком проступил изгиб Урала», - вспоминается метафора из повести Корсунова «Прошу руки вашей дочери». Но не Демешевы и Холодовы привели меня сегодня к родной реке, а маленькая беззубая Люська – героиня другого рассказа писателя – «Люська».

Люська «догуливает» последние августовские денечки перед школой. На смену беззаботной поре детства придет пора учебников, и тогда навалится на 7-летнюю девчонку и портфель, и уроки, и сверстники, и учителя. Но ждет, с детским нетерпением ждет Люська, когда же у неё, как у всех, появится букварь. Ночью перед сном – на всякий случай руки под подушку: а вдруг заветная книжка там?

Провалившись однажды в колодец, бесёнок Люська, стоя в ледяной воде, подняла глаза и увидела звезды. «В далекой, почти черной сини мерцали крохотные белые точечки. Это так удивило Люську, что она даже всхлипывать перестала: днем – и вокруг звезды!» Соседский Витька позже высмеял её: Люська так шлепнулась в колодец, что у неё из глаз не искры, а звезды посыпались!»

Не раз выкарабкивалась Люська на яр, чтобы сесть над обрывом и устремить свой взгляд на восток. «Она ждет, когда над кромкой леса загорится самая первая звезда. Люське говорили, что эту звезду зовут Венерой. И будущую учительницу Люськи тоже Венерой звать, Венерой Ивановной!..

- Здравствуйте, Венера Ивановна, - шепчет девочка. – Здравствуйте, Венера Ивановна…Вы меня извините, но у меня нет букваря…»

Своей Люсёне, Люсёнку папка обязательно привезёт книжку, а пока маленькой героине корсуновского повествования принадлежит весь мир от земли и до неба. Вот она пробуждается сквозь цветущие подсолнухи, что растут сразу же за огородами, и видит, как серый кузнечик стрекочет у её ног, «будто бабушка кирпичом кастрюлю чистит». Вот замирает перед перед желтой трудягой-пчелой, расположившейся на подсолнухе. Как завороженная смотрит на красавицу бабочку, боясь вспугнуть это чудо природы…

Рассказ Корсунова «Люська» читается на одном дыхании. Весь он, как песня, из которой слова не выкинешь, каждое слово в нем на своем месте стоит и дорогого стоит. Весь рассказ пронизан пронзительной любовью к окружающему нас миру, с которым человек, являясь частью природы, сталкивается каждый день, но в житейской суете не каждый раз способен оценить это чудо.

Другое дело – Люська. Она мала, быстра, смышлёна, своими «темно-рыжими глазёнками» замечает всё вокруг, и всё вокруг понятно, близко, мило её сердцу. И природа вокруг Люськи в ответ разговаривает с ней понятным ребёнку языком: подсолнухи «осуждающе покачивают тяжелыми корзинами», не одобряя Люськиной отлучки со двора, «с раздраженным картавым стрекотом взмыла с плетня сорока», предупреждая о приближении бабушки, «а глупые мальки доверчиво тычутся в Люськины пальцы, щекочут их».

В этом рассказе Николай Корсунов вдохнул душу во всё, что окружает маленькую девочку: «Урал петляет, точно заяц по белой пороше», «словно кузнечики, трещат сенокосилки, приглушенно урчат тракторы», «ласково покачивает встречная волна», и даже бельевые прищепки «темными птичками дремлют».

Природа будто ласкает ребёнка, как своего дитя – «сверху – августовское солнце, от реки – мягкая прохлада». На небе даже днем видны девчушке звезды со дна колодца, и, как звездочка, «все ярче разгорается» перед читателем образ Люськи, которая «много знает о реке, о рыбах, о птицах», «любит всматриваться в окружающий мир», и мир с радостью отвечает ей такой же любовью.

Б) Сочинения Конновой Ольги
Отдых на Чёрном море (5 класс, 2006 г.)
Однажды летом я летала в лагерь «Дюна» на Чёрном море. Мне там очень понравилось. Природа в Анапе очень красивая, меня поразили огромные белые чайки, летающие прямо над головами людей. Большое море. Кажется, что оно бесконечно, синее с голубизной. Посмотришь на дно, а там морские звёзды. Песок жёлтый, мелкий, а ракушек не сосчитать. Лежишь на тёплом пляже, солнышко греет, волны на море бьют о берег так, что остаётся пена. Вода в море очень солёная.

В самом лагере мы играли в интересные эстафеты. Каждый вечер у нас были концерты. Дети выбирали себе профессию. Я выбрала танцора. Но были банкиры, певцы, модели, продавцы и много других. Каждый получал за работу деньги. Деньги там назывались «Дюньчики», на них можно было купить всё, что хочешь. Со мной вместе летал и брат Алексей. Он водил меня в бассейн. А один раз он позвал меня с собой на море. Мы полдня купались и загорали на горячем песке. Солнце было такое яркое, что без солнечных очков не обойтись!

Так я отдохнула на море!

Я жить хочу, чтоб Родине отдать

Последний сердца движущий толчок (6 класс, 2007 г.)

Есть в моём любимом городе место, куда идёшь с замиранием сердца, с трепетом в душе. Это Вечный огонь на проспекте Победы.

Когда 9 Мая прихожу с родителями к высоким стелам с фамилиями героев, то всегда вспоминаю мамин рассказ о моём прадедушке: Бойкове Степане Федоровиче, 1908 года рождения.

Мой прадедушка уроженец Чкаловской области Оренбургской области небольшого хутора Бойкова Бугурусланского района.

В 1921 году вся семья прадеда переехала на новое место жительства в город Златоуст. А в 1925 году Степан Федорович встретил мою прабабушку Веру Сергеевну. Они оба работали на металлургическом заводе. Так образовалась новая семья. Со временем семья стала большая. Трое сыновей и дочь. Прадедушка работал сталеваром. Сохранилась его фотография. Это маленькое пожелтевшее от времени фото. С него смотрит на меня человек с очень добрыми и умными глазами. Светлые волосы вьются на голове. Как рассказывала прабабушка, Степан Федорович был очень добрый, трудолюбивый человек. Он очень любил жизнь, был приветлив и уважителен с людьми.

Но горькая мучительная разлука предстояла со всей семьёй. Началась Великая Отечественная война.

У прадедушки была бронь, так как завод был стратегического назначения. Трудились для фронта. Степан Фёдорович несколько раз обращался в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Но его отправили спустя месяц. За это время он успел перевезти свою семью к родным в Бугурусланский район.

Прощание было очень тяжёлым. Он попросил прощения у своей жены за то, что не может поступить иначе. Ведь растить и воспитывать ей придётся одной четверых детей. Попрощался с родными и ушёл на станцию, где формировался его батальон.

Воевал Степан Фёдорович на Карельском фронте, в 85 морской бригаде. Писал письма домой о своей службе: как бьёт фашистов, как борется за независимость своей страны.

А в августе 43 года пришла похоронка. Сухие слова на обычном листочке: «Погиб смертью храбрых». Приказ № 1608. полевая почта 12470. место захоронения: Братское кладбище, на 34 разъезде по дороге на город Лохи-Ваары.

В этой Братской могиле около города Лохи-Ваары лежит много солдат, что погибли в тот день 10 августа, защищая свою Родину от фашистов.

Как разворачивались события того дня и как погиб мой прадед, рассказал его однополчанин Пётр Сазонов, который вернулся с фронта в 1945 году.

Фашисты подтягивали всё новые и новые силы. Наши солдаты сражались до последнего патрона, но танки всё шли. Тогда стали обороняться бутылками с зажигательной смесью. Связывали несколько бутылок и шли на танки.

Пролежав на земле, ожидая, когда танк проедет, сзади бросали в двигатель смесь, и танк загорался. Прадедушка, связав очередную партию бутылок, не успел бросить их, и танк его раздавил. Это была страшная гибель.

В городе Оренбурге на проспекте Победы есть Дом Памяти. Мы с мамой обнаружили здесь в книге памяти Бугурусланского района на страничке 116 запись: «Бойков Степан Федорович. Погиб смертью храбрых 10 августа 1943 года».

Очень короткая, но яркая жизнь была у моего прадеда, но всегда в нашей семье будет жить память о нём. О человеке, который отдал жизнь за мирное, чистое небо, за то, чтобы жила моя мама, мы с братом, чтобы не было войны.

Боль, горечь, утраты пронесла моя прабабушка Вера Сергеевна через всю жизнь. Вырастила и воспитала четверых достойных детей. А портрет её мужа, окаймлённый белым вышитым полотенцем, до сих пор находится рядом с иконой в доме, из которого он уходил на фронт.

Уже после войны в честь солдат, не вернувшихся с фронта, посадили яблоневый сад. Каждая семья приняла в этом участие. Почти все яблоньки принялись. Большой сад цветёт всегда в мае, напоминая о тех, кто отдал жизни более 60 лет назад.

В 2005 у меня родился брат, его назвали Степаном в честь Степана Федоровича. Бегает теперь по земле такой же голубоглазый мальчуган. Глядя на него, верится, что жизнь будет счастливой, без войны.


Страна, в которой я хочу жить (8 класс, 2009 г.).

Родина – это

Начало начал.

Это судьбы

Колыбель и причал.

Зинаида Баева.
Есть в селе Алексеевка Пономарёвского района Оренбургской области священное место, куда мы с семьёй приходим помянуть своих родных. Кладбищенская земля хранит прах шести поколений рода Конновых, к сожалению, я знаю только имена Панфила Тимофеевича, Евдокии Даниловны, Александры Сидоровны и Андрея Панфиловича Конновых – это мои прародители. Мой дедушка Коннов Андрей Панфилович прожил долгую, счастливую жизнь. Он родился в 1923 году в большой дружной семье в Пономарёвском районе Оренбургской области.

Родители его Панфил Тимофеевич и Евдокия Даниловна трудились на земле в колхозе «Красный Октябрь». Дедушка с малых лет помогал родителям: возил на лошадях зерно с полей, ухаживал за скотиной, поливал и полол огород. А вечерами учился на киномеханика.

Беззаботная юность закончилась в 1941 году. Грянула Великая Отечественная война. Лик войны отвратителен, и вместе с тем война – великий, хотя и самый жестокий экзаменатор. В огне, под обстрелом быстро и безошибочно выясняется истинная ценность человека.

Семнадцатилетним добровольцем ушёл на фронт Андрей Панфилович с отцом Панфилом Тимофеевичем. Отец Панфил погиб в начале войны в 1941 году под Москвой. Он был санитаром, вытаскивал с поля боя раненых, но сам не уберёгся от немецкой пули.

Десантные войска, куда попал мой семнадцатилетний дед, формировались в Куйбышеве в сентябре 1941 года. Все мобилизованные были отправлены на защиту Москвы. Надели красноармейскую форму в части, оружие дали не каждому. Командование издало приказ: «Оружие добудете в бою». Воевали очень тяжело. Одна винтовка на пятерых. Пока передёрнешь затвор, фашисты, вооружённые до зубов, расстреливали десятками.

Андрей Панфилович со своей 86 гвардейской артиллерийской бригадой выполняли особые задания в тылу врага в Воронежской области в районе г. Бугучар. Взрывали поезда, освобождая города Узюм, Чугуев, Павлодар. Дошли до г.Днепропетровска. Освобождали Запорожье. Попадали в окружение. Сколько раз их, десантников, расстреливали прямо в небе. Время шло, гнали фашистов, что было силы. Война ужасна. Растерзанные тела на поле боя, залитые кровью, заполненные стонами и криками раненых. Человек страдает в ожидании гибели. Много полегло друзей-однополчан. С болью в сердце хоронили в братских могилах и шли дальше на запад.

Украина. 2-й Украинский фронт, 1944 год. Переправа 86 гвардейской артиллерийской бригады через Днепр под бомбёжками, вытеснение фашистов с их позиций дались немалой кровью.

Дед вспоминал, как однажды начался обстрел с невероятной ожесточённостью. Земля гудела под ногами. Снаряды, казалось, рвались всюду. Красноармейцу Андрею Коннову осколок попал в левый бок, застрял в мягких тканях, запёк кожу. Сильная боль, острая, неутихающая, гулко отдающая в голове, измучила. Солдат решил сам вытащить осколок. Только тронул его – пошла кровь, и он потерял сознание. Очнулся, когда услышал голоса. Русскую речь. Родную до боли в сердце. Благодаря этим русским солдатам дедушка остался живой. Связисты доставили его в госпиталь г. Ковеля. Очень долго тянулись дни лечения. Мучительно было лежать в госпитале, когда однополчане пошли на Берлин дальше громить фашистов. Вскоре его отправили на санитарном поезде долечиваться в новый госпиталь Воронежа. Вернулся в строй в 1945. Полк в то время вёл бои и на германской земле. До самой Победы сражался красноармеец Андрей Панфилович с гитлеровцами. Дошёл до Берлина. Освобождал город 2 августа 1945 года.

Впервые увидел дедушка мирных немцев в Германии, именно беспомощных стариков и детей, которые приходили к походным кухням за пищей. Дедушка рассказывал, что не было в сердце ничего, кроме жалости к ним. Вспоминали солдаты свои семьи, своих детей - и человеческое желание как-то помочь этим несчастным брало верх.

Победу встретили с однополчанами в 1945 году в Германии в г. Потсдаме. В нашем доме хранятся удостоверения и медали «За отвагу», «За Победу над Германией в 1941 – 1945 г.г.», орден Отечественной войны II степени (номер 5957765), который ему вручили за бои под городом Ковель в 1944 году.

Дедушка рассказывал, что демобилизовался через 2 года после войны, как он «летел» домой в Алексеевку, как соскучился по своим сёстрам, маме, по родному селу. Прибыл на родную сторону 13 апреля 1947 года. Встреча была незабываема.

И опять работа, работа. Трудно было после войны. Многие мужчины не вернулись, в колхозе «Красный Октябрь» в основном только женщины трудились в поле, убирали хлеб. Там дедушка встретил свою любовь- трактористку Александру. Создали семью. В семье дедушки Андрея и бабушки Шуры родилось пятеро детей: три сына и две дочери. Всю свою жизнь трудились они в родном колхозе и заслужили уважение и почёт односельчан. Дедушка не только герой войны, но и труда. Его фото всегда находилось на Доске почёта в центре села Алексеевка. Держу в руках пожелтевшие от времени две маленькие книжечки. Это удостоверения участника ВДНХ. И в мирное время дедушка был предан своей родной земле. Комбайнер Коннов А.П. намолотил много зерна, за что был награждён бронзовой медалью «За успехи в народном хозяйстве СССР» и медалями «За доблестный труд», «За многолетний добросовестный труд».

Дедушка прожил 79 лет. Я запомнила его добрым, чутким, внимательным человеком. Он никогда не повышал голоса, разговаривал всегда спокойно и тихо. Что-то советовал, что-то рассказывал. Тёплыми летними вечерами, когда садились на лавочку около дома, дедушка вспоминал военные истории, и на глазах его выступали слёзы. Бывало, дедушка наигрывал весёлые мелодии на балалайке, и тогда бабушка принималась за русские народные песни, частушки, которые и теперь в моей памяти. Ветер шевелил его седые волосы, и такая благодарность поднималась в груди к этому человеку, что хотелось его просто обнять.

Я горжусь своим дедушкой. Это человек с большой буквы. Верю, что не только дети и внуки ещё долго будут вспоминать его добрым словом, но и люди, с которыми сводила его жизнь! Чтобы не порвалась связь времён, я и рассказываю историю обычного человека, которому пришлось жить в такое трудное, но необыкновенное время.

Не угаснет в народной памяти военная служба и солдат из далёкого оренбургского села Алексеевка, защищавших, как и тысячи других незнакомых мне воинов, мою страну от фашизма. Русский народ крепок духом. Никто и никогда не поставит нашу страну на колени. Ещё Александр Невский сказал: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!»

Я горжусь, что родилась в России. Моя родина – это родина Пушкина и Есенина, Достоевского и Толстого. Россия – родина моих предков – людей со щедрой, доброй русской душой, трудолюбивых и мужественных. Уехать из России навсегда – значит оставить могилы своих предков.

Берег совести (9 класс, 2010 г.)

На мой вопрос: «Что бы почитать к уроку литературы из военной прозы?» - мама через некоторое время принесла и положила на мой рабочий стол стопки книг. «Почему именно Бондарев?» - спросила я. «Он наш, оренбургский». А потом рассказала фабулу романа «Берег», который когда-то потряс её. Военные дороги приводят лейтенанта Никитина в германский город, где он встречается с молодой немецкой девушкой. Здесь он обретает свой берег любви и добра в победном мае. Через 30 лет, уже будучи писателем, Никитин вновь оказывается в Гамбурге по делам издательства и встречается с Эммой, но мучительно лжёт, что не помнит её. Читатель не может не посочувствовать герою, ибо герой уже самонаказан: он потерял идеал человеческой любви.

В моём читательском формуляре уже не одна книга Юрия Васильевича Бондарева. В его рассказах я заметила пейзажные зарисовки мастеров русской литературы И.Тургенева, А.Чехова, Н.Гоголя (хотя Юрий Васильевич признавался, что «школа отбила… интерес к Гоголю»), почувствовала тонкие акварели И. Бунина, в военных повестях в батальных сценах - горькая правда о войне, какой её описывал Л.Толстой в «Севастопольских рассказах».

Как становятся писателями? Когда-то учитель Юрия Васильевича по Литературному институту К.Паустовский говорил, что нужно «писать о герое как о самом себе», «главное в литературе - сказать своё». И Ю. Бондареву есть что сказать. Знакомясь с биографией писателя, понимаю, что вся его жизнь соткана из такой жизненной мозаики, которая сама по себе небезынтересна и достойна жизнеописания.

Он родился и прожил первые семь лет у нас, в городе Орске Оренбургской области, прежде чем уехал в свой одноэтажный дом под номером четыре в Новокузнецом переулке Замоскворечья. Поэтому с большим интересом ищу материал, связанный с творческой биографией нашего писателя. Его корни по отцу - уральские. «Всё его сознательное детство прошло в Замоскворечье и на Белой, но первые прикосновения к миру выветрились не окончательно, пусть смутно и неопределённо, но в подсознании жили ощущения, запахи, краски первых семи лет жизни: Оренбуржье, степь, Урал, Ташкент, Конвойная, Самаркандская»…Там чудился иной мир, из которого его увезли, но куда он обязательно вернётся» (В.И.Коробов. «Юрий Бондарев»).

И Юрий Васильевич возвращается. Возвращается своими немногочисленными посвящениями нашему краю: «Когда же я вспоминаю этот осколочек полуяви, полусна, то испытываю непередаваемое покойное, подхватывающее меня мягкими объятиями счастья, как будто впереди открылась вся доброта мира в тот миг поднявшегося из травы солнца, встреченного, увиденного нами где-то в пути, в длительном переезде куда-то. Куда?» В рассказе «Степь» не без гордости читаю: «С каких лет я помню себя? И где это было? На Урале, в оренбургской степи? Когда я спрашивал об этом отца и мать, они не могли точно восстановить в памяти подробности моего детства». Лёжа на арбе в душистом сене и глядя на небо, герой испытывает «неизбывную радость перед непонятным сладостным миром», его охватывает невысказанный восторг от чёрно-звёздного пространства. Кажется, весь мир принадлежит ему. Услышав щелчок затвора отцовской винтовки, спрашивает: «…убил ли он сам когда-нибудь человека? И как это было? И страшно ли убивать? И зачем?» И заканчивает эту новеллу писатель выстраданными словами: «В двадцать один год, вернувшись с войны, я этого вопроса отцу уже не задавал». В писателе живут «толчки крови… предков».

В Новейшем справочнике школьника «Кто есть кто» на страницах 126-128 есть такая информация: «На долю поколения Юрия Бондарева выпало тяжёлое испытание. Ребята попали в маршевые роты и на ускоренные курсы военных училищ сразу со школьной скамьи, не успев приобрести никакого жизненного опыта». С августа 1942 года он обучается два месяца во 2-ом пехотном Бердичевском училище, и вот уже двадцатилетний сержант Бондарев принимает свой первый бой в качестве командира расчёта 82-миллиметровых миномётов, а с апреля 1943 года он - командир орудия 76-миллиметрового, противотанкового орудия. И хотя, если честно сказать, эта военная терминология мне мало о чём не говорит, не могу не восхищаться его смелостью, волей, когда он, раненый, пролежит на тридцатиградусном морозе в ожидании санитаров. В ряде произведений, посвящённых теме Великой Отечественной войны, писатель, сам видевший войну изнутри, поведает о страшных событиях глазами участника, что, несомненно, придаст его произведениям напряжённый драматизм. На вопрос, что переживают его герои-солдаты, о чём они думают, он ответил, что главное было не в эмоциях, «а в отражении танковых атак». Восемнадцатилетним он принял участие в Сталинградской битве. Кто знает, может, где-то рядом с солдатом войны Ю.Бондаревым сражался и другой наш земляк, дважды Герой Советского Союза Александр Родимцев, о котором рассказал в повести «В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов…

«Юность командиров» - второе произведение-воспоминание Ю.Бондарева о пребывании в нашем крае - написано в 1956 году. Вот как В.И.Коробов в книге «Юрий Бондарев» рассказывает о майских днях победного года: «День Победы он встретил в Оренбурге курсантом Чкаловского артиллерийского училища. Плотное обучение (страна нуждалась в офицерском корпусе мирного времени) было рассчитано на три года, но Бондарев был выпущен раньше, к концу 1945 года. Ему присвоили звание младшего лейтенанта и демобилизовали по ранению (открылась старая рана)… Домой младший лейтенант Бондарев вернулся в декабре сорок пятого, под самый Новый год» (В.И.Коробов «Юрий Бондарев»). Березанском назван Оренбург в этой первой повести Бондарева. Она послужила этапом подготовки к работе над повестью «Батальоны просят огня» и романом «Тишина». В Краткой литературной энциклопедии отмечаются основные черты стиля Бондарева: «Живописная яркость событий, точность и тонкость психологического анализа». Горжусь тем, что автор таких крупных литературных произведений, как «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор», «Последние залпы», знакомых всему миру по художественным кинолентам,- наш земляк.

Его герой из «Батальонов…» старший лейтенант Кондратьев (в мирное время филолог), размышляя о жизни, думает: «Человек рождается для любви, а не для ненависти». Мне ещё предстоит прочесть и осмыслить многие его крупные произведения, а пока я перечитываю его миниатюры, которые критики называют новеллами, и обнаруживаю, что Ю.Бондарев - ещё и мастер короткого рассказа. Человек, прошедший всю войну, Бондарев ценит каждый миг жизни, поэтому с таким осознанием, что жизнь мимолётна, пишет свои «Мгновения». Любовью к человеку и человечеству пронизаны все его произведения. Самая главная и бесконечная, великая любовь – это любовь к матери, женщине, Родине. Вот как лирический герой в эссе «Мать» страдает от бессилия помочь своей больной матери. Его душу пронзает озноб от вечной вины. «Усталый, лёг отдохнуть в сумерки, а проснулся в середине ночи от… непереносимой тоски… Показалось, что в этот миг кто-то думал обо мне с такой бесконечной любовью, с такой радостной и беспомощной силой, что я вскочил, начал ходить по комнате, не зная, что происходит со мной, готовый плакать, просить прощения. Будто тёплый ток доходил до меня через пространство ночи, преодолевая весь зимний город, и вдруг я понял, что это она, моя старая мать, лежавшая сейчас там, в неприютной больнице, одна в своём одиночестве, слабая, беззащитная перед болью, в забытьи думала обо мне с любовью безмерной, которая может быть только у матерей».

В литературной зарисовке «Моё поколение» Ю.Бондарев, вспоминая военное прошлое в Польше, Чехословакии, Карпатах, когда чувствовал каждый час «возле своего плеча огненное дыхание смерти», размышляет о болезненной тоске по России, Родине, говорит о чувстве, равном «самому сильному чувству любви к женщине, к жене, к детям»: «И это чувство, как отблеск, возникало в самые тяжёлые, самые опасные минуты боя, когда мы глохли от разрывов снарядов, режущего визга осколков…» Так и хочется повторить слова самого Ю.Бондарева: «При ежесекундном взгляде в лицо смерти всё обострено, всё сконцентрировано в человеческой душе».

Как-то на вопрос корреспондента: «В чем сегодня цель и дело настоящего писателя?» - Юрий Васильевич ответил: «Быть в согласии со своей совестью». Вся жизнь Ю.В.Бондарева - участника Великой Отечественной войны, награждённого орденом Отечественной войны II степени, двумя медалями "За отвагу", медалями "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией", польскими медалями, Героя Социалистического Труда, лауреата нескольких государственных и литературных премий, орденоносца - свидетельство бескомпромиссности и честности. Он живёт в согласии с совестью. Это его берег. Берег совести.

Пока живут воспоминания (9 класс, 2010 г.)
(Лауреат Всероссийского конкурса сочинений «В единстве народов путь к Победе» и XII областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга». Опубликовано в сокращении в газете «АиФ. Оренбуржье», 14-20 апреля 2010 г.)
Не удержать времён разбег,

Они несутся вереницей.
И каждый новый год и век
Листает прошлого страницы.
З.Баева.

Вспомню - и пошатнётся сердце,

Вспомню - и душу осыплет дрожь.

Г.Хомутов.


Баба Вера живёт одна. Но она не одинока. У неё четверо детей, семь внуков, шесть правнуков. Смотрит она на них, радуется, и морщинки на лице разглаживаются. Всем людям баба Вера желает мира, здоровья, потому что прожила тяжёлую жизнь и ценит каждый прожитый день. Вера Сергеевна ведёт свой личный дневник, записывая воспоминания. Сегодня я в гостях у 83-летней женщины, которая живёт рядом с моим лицеем. Расспрашиваю её о детстве, военной юности. Сразу обговариваем вопросы, чтобы не мешать нити её повествования.

- Нас было четверо детей у своих родителей, и у многих семей так помногу было детей. Я была самая старшая, а младшая - Люба, тогда ей был один годик, она родилась 4 января. Жили, как все, в игрушки играли. Мы их делали из глины. Голову слепим, глаза, брови разукрасим углём, губки красным карандашом. Или жидкими румянами, у мамы были. Голову из глины на палочку посадим, туловище, руки из лоскутков делали. Или туловище из золы делали. Печку натопим дровами, золу просеем, намочим её, она застывает, как цемент. Слепиваем ножки, ручки. Космушки (прим. автора: волосы) делали из шерсти. Клей редко был, наклеивали жидким мылом. Или крахмалом. Откуда жидкое мыло? Весной много погибало колхозного скота. Шкуру снимают, а мясо в мазаный котёл кладут. Каустическую соду из города привозили, клали её в котёл с мясом. Сода съедала кости, получалось мыло. Жидкое мыло всегда стояло у нас. Или топим баню, мама в марлю насыпает деревянной золы, потом её в котёл. Этим бельё

стирали, головы мыли. Волосы шелковистые были. На Кинделе растение наберём, называли мыльце, стирали им, как мылом.

Я была октябрёнком, потом пионеркой. Нам галстуки давали, мы учились узелки делать. Потом вместо галстука нам дали значок, там на беленьком посерёдке как красный

галстук был. А вот комсомолкой не была.
22 июня 1941 года помню хорошо. Начала спеть рожь, и все вышли рожь косить. Председателю колхоза привезли повестки на войну для мужчин с 1906 по 1924 годы рождения. У него такой был жеребец откормленный, чёрный, так он сел на этого жеребца - и по полям. Всех собрали. Это целая армия, это слёзы. Всех гнали на войну: какие только поженились, у каких ребятёшки только народились. Поехали с нашей Покровки, что в восемнадцати километрах, в Кулагино на кобыле, раньше машин-то не было. Кто на гармошке играл. Думали - отвоюют, вернутся. А всех поубивало. Никто не вернулся. Все 180 человек. Папа был 1907 года рождения, бригадир в тракторной бригаде, его оставили по брони. Когда всех поубивало, начали добирать ребят 1925 и 26 года первое полугодие. Всех подобрали, эти-то, по 16 лет, - глупые. Это папа после рассказывал: их привезли в фуфайках, как они были в деревне,- и на фронт, не переодевали, не учили ничего. Всех проводили, на передовой они собьются в кучку и кричат:

"Мама, мама!". Как начнёт фашист бомбить, там тесто получается. Постарше кто убегут в леса. А эти испуганно кричат: "Мама!

Мама!" Тоже пятьдесят человек с 1925 года погибло.

Папу забрали 8 июня 1942 года. Я училась в седьмом классе, сдавала экзамены. Он воевал четыре года, до 1946. Три раза контузило. Контузия отойдёт - дальше посылают на фронт. Первый раз попал в госпиталь, в Нижний Тагил отправили. Второй раз в Благовещенск, третий раз в Иркутск. Он был глухой и немой от контузии. Писал письма, но ничего не поймёшь, трясло его, где "з", где "м", - неясно. В госпитале солдаты голодали, пухли от голода. Чтобы как-то поддержать их, мы дома готовили сухари. Толкли толкачом в ступе сестрёнки, получалось, как мука. За 18 километров по снегу шли, по колено, до станции Платовка, чтобы послать папе в госпиталь посылку через дядю. Посылку на горбу несли. А узнали мы, что папе там, в госпитале, плохо, от нашего деревенского врача Соловых Ивана Васильевича. Один врач у нас в деревне был, и того в 1943 году его из Кулагино отправили в Иркутск на работу в госпиталь. Он когда приезжал домой, рассказывал, что раненые пухнут с голода. "Спасибо вам, - писал отец, -

как хорошо! Положишь в стакан три ложечки сухарей, разбухнут. Еда готова".

Корму скотине не хватало, что летом заготавливали. Как заготавливали? Косили луговые травы и складывали в большие омёты (прим. автора: кучи). Наступала зима, и по снегу на лошадях ездили за сеном к этим омётам. Складывали на сани и увозили сколько нужно. В следующий раз, когда нужен был корм, опять ехали на то место. Что оставалось после омёта, называлось остожье. Дети ездили к этим омётам. И то, что оставалось подо льдом, вытаскивали и складывали в мешки. Председатель колхоза догонит нас, отхлыщет кнутом, заберёт мешки. Мы просим его хоть мешки отдать. Нам самим было очень голодно. Зимой под снегом в полях собирали колоски и сдавали в колхоз, а нам давали хорошую рожь. Весной ходили по лугам, собирали травы, щавель, дикий лук, чеснок, кашку. Питались картошкой, свёклой, тыквой. Тыквы много народилось тогда. Как папу забрали на фронт, нам девять центнеров зерна дали. Чистый хлеб не ели. Добавляли в тесто мелкую отварную картошку. Кожурки в сторону, а мякоть в тесто и свёклу. Соседи

ели просянку. Вот так питались и выжили.
Наша деревня Кулагино большая, одна дли-и-и-инная улица. У нас была семилетка школа. Дети к нам ездили из прилежащих к ней деревень Соловьёвка и Ржавка, в тех деревнях три класса.

У нас формировалась воинская часть. Очень много убило парнишек на войне, на фронт некого посылать. Стали пересматривать тюрьмы: кто за что сидел, кто слово не то сказал. Из тюрем кого взяли, их по домам как постояльцев к нам приписали. У нас было четверо детей, мама, бабака, и к нам поселили Ивана из Гомеля. Он с 1905 года рождения. Он лентяй был. Где-то ноги отморозил, пока сидел в санях. Мы его лечили, потом его в госпиталь в Новосергеевку отправили. Мама тоже в мороз и ходила и ездила. Как ударит мороз, так она возьмётся за оглоблю и вместе с быками идёт, чтобы ноги не отморозить. Юбки из одеял шили, пока дойдёшь, обледенеют! Потом дома юбку раскидают на печку, так всё с неё стекает. А этот Иван только знай всё стихи свои читает:


Завтра кончится война,
Мы зарежем кабана.
Сами сало поедим
И германцам не дадим.
Потом другого постояльца дали, Афанасия. Золотой человек, хороший человек. Он тоже сидел в Соль-Илецке. За что? Он был у себя под Воронежем где-то председателем сельсовета. К ним на побывку прибыл солдат. Он спросил: "Дядя Афанасий, Вы мне можете справку дать на продление дома побыть два дня, потому что мама умерла". Дядя Афанасий ему дал эту справку, так его как врага народа посадили.

Из Соль-Илецкой тюрьмы к нам в деревню их осенью пригнали учить фронтовому делу: как в поход идти, как винтовку держать, как её заряжать. Всей деревней топили им бани, они были такие все вшивые. Все их вещи на каменку побросали да пожгли. Им дали обмундирование военное. Этот Афанасий попросился в первый день на полу у порога спать, чтобы не дай Бог…

Осень-зиму 42 года они учились, а в начале 43 года их отправили на войну. Пасха была, мы всем селом и школой их провожать пошли на фронт. Вот столько лет прошло, а я помню дядю Афанасия. Ему к нам пришло письмо с Украины, что его всю семью убило. Мы когда провожали его на фронт, договорились, что он нам будет желанным. С фронта он нам написал очень радостную весть: нашлась его семья. Он воевал около своего села в Воронежской области, увидел только трубы от печек. Оказывается, когда здесь бомбили, все убежали в лес. В своём письме он писал, что рад до беспамятства: "Когда окончится война, будем строить дом".

Какой он трудолюбивый был, этот Афанасий. Ещё в тюрьме он из фанеры сделал чемодан. Он меня полюбил, как старшенькую дочку хозяйки, подарил этот чемодан. Я с этим чемоданом в город приехала, с этим чемоданом замуж выходила. Потом в нём муж мой Лёня (примеч. автора: настоящее имя мужа Алексей) инструменты хранил. Как долго был этот чемодан у нас? Да где-то до 80-ых годов ещё был.

В 43 году стали молодёжь гонять в ФЗО. И мне повестку принесли. И не только мне, семи человекам. На меня больше всех зла было, потому что мамину и папину родню раскулачили. А какие они были кулаки-то? Рабочие! Что у них было? Да ничего у них не было. У бабани моей Аннушки было три сына и шесть дочерей. Почти всех раскидали. Одного брата сослали во Владикавказ, ветка Сучан называется место. Это раньше было, в 37 и в 38 году. Тётку Матрёну, мамину сестру, в 37-ом году выселили в Сибирь, в Котлас. Забрали у неё келью, где жила (прим. автора: здесь моя рассказчица называет фамилию женщины, по навету которой арестовали её тётю). Она была монахиня, всю жизнь посвятила Богу. Потом она списалась со своими родными сёстрами, братьями, которых выселили в Самарканд, приехала туда на станцию Сыр-Дарья, там и умерла, похоронена на чужой земле. А тогда, в войну, мама плачет. Маленькой был только годик. "Что я буду без тебя делать? Без своей старшей?" - плакала

мама. А мы уже на полях работали. Некому было работать. Я работала поливальщицей и весовщицей на уборочной. Пахали землю на быках. Сабаны в руки возьмёшь и со всей силы к земле прижимаешь. Очень тяжело было.

Весной 43 года поехали на станцию Платовка, чтобы попасть в ФЗО в Орск. Когда война началась, заводы перевели в Орск. Оттуда бежали люди все голодные, погибали, опухали… И нас всю мелочь собрали и - туда. А у меня дядя Исаев Василий Иванович работал на станции Платовка начальником. Он сказал маме: "Танюха, я Верочку не пущу! Я её устрою на железной дороге". Он меня устроил табельщицей, но я работала ремонтницей. Рельсы пилили, шпалы меняли, костыли забивали, планки прикручивали. Всё это была одна линия дороги, сейчас две, а тогда одна была. Ночь, полночь, стучат, будят, пришли платформы с балластом. "Давайте, девчонки, разгружайте!" А мы были полуголодные, из валенок ноги вываливаются, пальцы у ног замерзают. Платформы мы разгрузили. А тогда были щиты вдоль дорог вместо посадок. Вот сейчас удивляются, сколько снега, а раньше ездили через ворота! Вот и мы приходим на работу, а щиты занесены. Вот поверху лезем, откапываем, забуранит их - опять вытаскиваем. Работали девять человек - 3 парнишки и 6 девчонок.

Чем питались? Продукты давали в Оренбурге на улице Цвиллинга: 400 грамм масла хлопкового, 250 грамм хлеба, крупу овсянку. Всё я получала на девять человек в магазине от железной дороги. Один раз в месяц. Масло в бидон, продукты сложу в мешок - и через плечо, в Покровку.

Что носили? То, что у мамы было, - самотканое. Лён сажали, коноплю. Коноплю косили, мочили, толкли, очищали от шелухи, хорошую дратву (прим. автора: нитки) делали. У бабаки был станок, ткали потоньше, всё шили из своего. В школе по столько лет лежали старые географические карты. Их выбрасывали на мусор. Мы их замачивали, отдирали, а отклеенную, как коленкор, оставляли, отмывали. Размером карты были 2,5 на 1,5. Из них шили рубахи и кофты.

Вот проработала я три года на железной дороге. Жила на квартире у своего дяди. Прилегла отдохнуть. Я лежу на диване, диваны-то тогда из дощечек были, не как сейчас, и моя тётка Саня говорит: "Ой, Верочка, новость-то какая хорошая! Победа!! Может, сынок Вася вернётся". У них репродуктор был чёрный, "тарелка" назывался, вот она и услышала про конец войны.

Как объявили, что война закончилась, пошли в Покровку. Там был госпиталь, там умирали день и ночь. Мы всей бригадой пошли на братские могилки. Кто плакал, кто плясал, кто чего. Там похоронены были люди из разных мест. Днём не хоронили, только ночью, чтобы народу страсть не показывать. Фамилии все написаны. Очень много погибло. Нельзя такое забыть…

После войны поступила в 1946 году в медтехникум на улице Постникова, 15. Всю жизнь мечтала быть медиком. Очень нравился запах лекарств. Проучилась год. Направили на практику в госпиталь. Госпиталь располагался на улице Пионерской. Сколько ран перевязали, сколько заскорузлых бинтов перестирали! Раненые целовали нам руки в благодарность. Но боль, страдания людей я не вынесла, не окончив техникум, ушла…

Баба Вера замолкает. Гладит своего кота Сёмочку, потом идёт на балкон кормить голубей: «Это души святых к нам прилетают»…

Воспоминания бабушки Веры - путешествие в прошлое. У поэта Р.Рождественского есть такие строчки: «Воспоминания глядят в глаза, Воспоминаний обмануть нельзя».

Якушева Вера Сергеевна имеет медаль и удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, медали «40 лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне». Её награды равнозначны тем наградам, которые давали непосредственным участникам военных сражений. Крепкий тыл - это половина победы! Остаётся всё меньше и меньше ветеранов ратного и трудового подвига тех "сороковых роковых ". Мы, поколение 21 века, должны воздать должное их делам, мужеству, терпению, стойкости, бескорыстию. Сказать высокие слова благодарности тем, кто приближал день Великой Победы здесь, в глубоком тылу. Жертвовал своим здоровьем, своими силами во имя общего дела. Низкий им поклон. И самое главное: мы не должны забывать о подвигах старшего поколения ради того, чтобы знать, кому обязаны своей жизнью, чтобы не повторилась опять война. Это История моего Отечества. "Пока я помню, я живу",- говорится у того же поэта.

Воспоминания о войне живы, пока живы мы.

V. Используемая литература


  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. / Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьёва Т.В.; Под ред. Цыбулько И.П. – 3-е изд., испр. и доп. Челябинск: Взгляд, 2004.




  1. Баскова Т.В. Малиновый звон. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2004.




  1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.-9-е изд. – М.- Просвещение, 2003.




  1. И с песней молодость вернётся. Сб. стихов и прозы писателей Оренбуржья. - Калуга: Золотая аллея, 1999.




  1. Мелешко А.В. Кривая счастья. Стихи: Калуга: Золотая аллея, 1999.




  1. Мы из России ХХ века. Оренбург: Печатный дом «Димур», 2007.




  1. Они прилетят! Антология современной поэзии и прозы Оренбуржья. - Калуга. Золотая аллея, 2002.



  1. Петров В.И. Возраст осени. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 1997.




  1. Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост.Т.М.Пахнова.-М., Дрофа, 2000.




  1. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по русскому языку. 11 кл. Авт.-сост. С.И. Львова, Л.М.Рыбченкова.-М., Дрофа, 2001. и др.


Отпечатано в ООО «Альянс», тираж 100 экземпляров, 2010 г

460038, Оренбург, пр-т Дзержинского, 4, офис 314

Тел. (3532) 59-93-26


1   2   3   4