Главная страница


Изложение- описание «бельчонок»



Скачать 435.1 Kb.
НазваниеИзложение- описание «бельчонок»
страница2/3
Дата14.04.2016
Размер435.1 Kb.
ТипИзложение
1   2   3
« Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы стали клевать корм. Вот вышло солнышко и море успокоилось. Птицы обогрелись и взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и улетели.»

-Определите его тему. Какова главная мысль текста?

-О каком событии говорится в тексте?

-Как моряки помогли птицам?

-Откуда и куда летели птицы?

-Где они летели?

-Что случилось в пути?

-Что сделали птицы? А моряки?

-Как отдыхали пернатые?

-Куда они взлетели?

-Чем закончилась эта история?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Из тёплых, домой, над морем, застигла буря, устали бороться, присели отдохнуть, мачты корабля, насыпали крошек и семечек, стали клевать, вышло, успокоилось, обогреличь, на мачты, гости, почистили, расправили, улетели.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
План:

  1. Путь домой.

  2. Буря.

  3. Отдых.

  4. Улетели.


ОБОБЩЕНИЕ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ
«ПОДСНЕЖНИК»
Цели: Развивать представления о тексте-описании, его построении.

Формировать орфографическую зоркость.

Способствовать развитию наблюдательности, умению обобщать и передавать

увиденное в природе.
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА.

-У занесённых снегом кочек, под белой шапкой снеговой.

Нашли мы маленький цветочек, полузамерзший, чуть живой.
-Прочитайте текст. Определи его тему.

-Сколько картин здесь нарисовано?

-К какому типу относится этот текст? Почему?

-Описание – это рассказ об одновременных признаках объекта.

-Что характерно для текста-описания?

(выделение частей и запись их на доске).
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ.


  1. Общий признак. весенние

  2. Признаки объекта: подснежник

головки; покрыты чешуйками

стебли; с верхней, с нижней (снизу, сверху)

листья;

3. Оценка предмета. нравится, удивительный
-Где растут подснежники?

-Какие особенности весенних цветов мы можете отметить?


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Подснежники, медуница, ландыш, галантус, полузамёрзший, проталины. Пригорки, растаял, припекло, выглянул, нежно-голубой.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА.
ОБОЩЕНИЕ.

«Как цыплёнок нежный, жёлтый и немного озорной,

Первым встретит нас подснежник на полянке под сосной.»
«Он появился раньше всех- голубоватый, нежный,

Когда в лесу ещё был снег, он назван был «подснежник».

Холодный дождь порой сечёт, и снег порою падает,

А он цветёт себе, цветёт… И всех весною радует».
ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ
«ОДУВАНЧИК»
Цели: Развивать знания о тексте – описании.

Формировать умение передать содержание по плану – схеме.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА.
В летний, солнечный денёк золотой расцвёл цветок.

На высокой тонкой ножке всё дремал он у дорожки.

А проснулся, улыбнулся: Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь, тише, ветер луговой!
-Прочитайте текст. Назовите его характерные черты.

-К какому типу его можно отнести? Докажите своё мнение.

-Назовите черты текста- описание.

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ.
Составление плана- схемы:

1. Общий признак. одуванчик, цветок,

2. Признаки цветка: луговой

головка шарик пушистый, солнышко

стебель длинный, тонкий

листья узорчатые

особенности корзинки, солнечные часы

3. Оценка цветка. необыкновенный, интересный
-Где растёт? На что похож?

-Сравните молодо и старый одуванчик.

-Как ведёт цветок себя утром, днём, ночью?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
У проезжих дорог, вслед, поворачивают, корзинки, чешуйки, свернули, лепестки, всходит, раскрываются, кажется, собраны, дунешь, в воздухе.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

ОБОБЩЕНИЕ.
«Одуванчик, одуванчик, лёгкий, белый сарафанчик.

И сыпучий, и колючий, и летучий, и крылатый.

Только дунет ветерок – разлетелся весь цветок».

СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ

«РАЗГОВОР О МАМЕ»
Цели: Закреплять умение строить текст- рассуждение, используя в своей работе

произведения художников и поэтов.

Воспитывать чувство уважения к женщине, матери.


ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

-Звучит песня «Пусть всегда будет мама».-О ком пойдёт разговор на уроке?

Мама – особо слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Какое это слово на ощупь? (тёплое, мягкое)

Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности запечатлели художники в своих картинах.

-Рассмотрите картины. Что их объединяет? (материнская любовь)

-Что воспевают художники своими работами? Почему?
Обратимся к поэтам. Послушайте стихотворение Э. Межелайтиса

«Небесная голубизна светла, ясна. В прозрачности глубоких красок

Неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний

Остановилась ты, подняв дитя, чтобы могло оно

Взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане.

И на лице твоём покой и благодать-

Когда дитя ей, первой ей, произнесёт своё вот-вот родившееся слово.

Как каждая на свете мать, что миру дарит детство, пренебрегая мукою своей,

Так солнце дарит миру на рассвете свой первый луч, младенца нового земного дня.»
А писатель Ю. Яковлев так писал о своей маме:

«Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины руки. Я люблю смотреть, когда мама улыбается. Лицо у неё круглое, и ямочки на щеках, а глаза ясные, синие»..

-Почему образ матери так дорог каждому из нас?

ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

-Вспомним схему текста-рассуждения.

1. Вопрос. \почему

2. Рассуждение, ответ, примеры. \ я думаю, я считаю, потому, что следовательно,

3. Вывод. . итак, значит, поэтому, отсюда следует, что
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА.

Повторите вопрос, на который мы будем отвечать.

В какой последовательности будем строить доказательство?

-Какая ваша мама? (ласковая, добрая, родная, спокойная)

-Какие чувства выражает образ матери? (забота, благородство, волнение, мудрость, сила, любовь)

-В чём проявляется любовь матери к своему дитя? (ухаживает, оберегает, заботится).
ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Давайте, выразим свою любовь к маме, своё нежное отношение к ней, написав, почему она вам так дорога.

СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

(по картине И. Левинтана)

«ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ»
Цели: Формировать умение отбирать материал к сочинению в соответствии с главной

мыслью и стилем текста.

Учить располагать мысли в нужной последовательности.

Способствовать общему развитию учащихся.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Шагает красавица, легко земли касается,

Идёт на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.

-Что необычного в весне?

-Почему народ говорит: «Весна – утро года»?
РАБОТА С КАРТИНОЙ

Рассмотрите картину Исаака Левитана. Как бы вы её назвали? (Март)

-Назовите основные этапы описания картины?

  1. Название. Автор.

  2. Описание картины (цвет, сюжет, предметы, колорит, настроение).

  3. Чувства, вызываемые картиной.


СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА

План:

  1. Весна – утро года.

  2. Работа художника.

  3. Все рады весне.


-Какие эпиграфы вы предлагаете к тексту?

«Зима недаром злится, прошла её пора –

Весна в окно стучится и гонит со двора».

Ф. Тютчев

«Улеглись в полях метели в белоснежные постели.

У крыльца звенят капели, все вокруг повеселели».

П. Образцов

«Снег теперь уже не тот, почернел он в поле…

Всё чернее с каждым днём стёжки и дорожки».

С. Маршак
-Какое время года изобразил художник?

«Весна – утро года. Весна – самое прекрасное время года. Весной всё пробуждается от сна».

-Что вы видите на картине? Где происходят действия? (снег, деревья, дом, небо, лошадь) «Первые проталины. Снег потемнел. Ещё много снега, но на пригорках уже показалась земля. Солнце с каждым днём всё выше и выше. Небо чистое и светлое. Воздух прозрачен и чист.»

-Какими красками пользовался Левитан, чтобы изобразить лес, небо, снег?

-Какой приём рисования он использовал? Для чего? (контраст)

-Какие чувства вызывает работа художника?
“А вот и весна! Трогательные тонкие деревья отбрасывают длинные тени. Грустному художнику хотелось показать, как прекрасен солнечный весенний день. Однажды художник ехал в санях, и вдруг в синем небе над его головой оглушительно заорала сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности и увидел, как прекрасно всё вокруг. Красота – то какая! В голубом небе тоненькие веточки берёз переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними тёмная зелень сосен. Высоко-высоко на берёзе тёмный скворечник – ждёт не дождётся своих жильцов. Снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени на снегу голубые-голубые! И всё вокруг залито солнцем! Так празднично и почему-то всё-таки чуть-чуть печально. Потому, что и с зимой прощаться жалко, и весна ещё только начинается, будут ещё и холода и морозы.

Но, как всегда весной, кажется обязательно случится что-то очень хорошее, и придёт в жизнь радость… Долго смотрел Грустный художник и на этот дом, и на лошадку, и на высокие деревья. На душе у него стало спокойно и радостно и с тех пор на его картинах сквозь печаль и грусть обязательно можно увидеть солнечные лучики, радость и ожидание чего-то необычного.»

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Ярко-голубое, ощущается тепло, дуновение;

Бело-голубой, рыхлый и талый, отражается в снегу, блестящий, блестит на солнце;

Выделяются пятнами, белоствольные, могучие сосны, величественные;

Удовольствие, почувствовали, пробуждается, ожидает.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА.
ОБОЩЕНИЕ.

«Села зимушка в возок и поехала в лесок,

Где у дорог – голубой лежит снежок.

А за ней светла – ясна на поля пришла весна,

В белом платье, в лентах алых и в веночке.»

Т. Иванова
«Утихают ветры февраля, в дверь тихонько постучалась к нам вена

Весна ранняя, весна белая, весна снежная и несмелая.

Пёстрая весна – проталинкам дышать пора,

Весна голубая – сок в берёзах играет,

Речки ото льда вскрывает, птицы домой прилетают.

А весна зелёная наступает – кукушка куковать начинает,

Мать-и-мачеха зацветает, птицы, звери, мошки просыпаются,

Люди друг другу улыбаются.»

Н. Ермакова


СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ
«ПОЧЕМУ ИВУ НАЗЫВАЮТ ПЛАКУЧЕЙ»
Цели: Закреплять умение строить текст-рассуждение.

Формировать чувство наблюдательности, умение пользоваться деловым и

художественным стилем.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
-Кто это скучает? Сто лет без движенья

В воду глядит на своё отраженье,

Свесив ветви с обрыва, растёт тихая грустная …(ива).

«Возле речки, у обрыва, плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко?»

И. Токмакова

-Ива – необычное дерево. Послушайте, что о нём говорят в народе. (Сообщения детей)

«Красива цветущая ива. Цветки у неё мелкие, чуть заметные, собрала из ива в пушистые комочки. Сестёр у ивы очень много: это белые ивы с серебристыми кронами, что томятся на берегу рек и озёр. Есть низкие ивы, по колено высотой.

Корни ивы прочные и длинные, они надёжно скрепляют берега водоёмов. Защищают их от разрушения. Растут тальники, вербы, вётлы, красноталы по лугам да болотам, да в сырых оврагах».

Сравнить деловой текст с художественным. Найти отличия.
ТЕКСТ – РАССУЖДЕНИЕ

-Почему же иву называют плакучей?

-Как ответить на этот вопрос? (построить рассуждение).

План:

1. Вопрос. Почему

2. Доказательство. Значит, потому, что

3. Вывод. Поэтому, так ведь.
«Всем известна плакучая ива. Ветки у неё длинные. Часто они опускаются до самой земли. Поэтому у ивы грустный «плакучий» вид.»

«На берегу лесной речки растёт плакучая ива. Она опустила ветви в воду. Видит ива, как ходят в реке стаи рыб.»

«К иве слетаются пчёлы за первым мёдом. Весной иву называют вербой. Она первой зацветает, покрывается пушистыми серо-жёлтыми барашками».

«Склонила ветви к воде, глядится в своё отражение. Словно плачет о своей горькой судьбе, что не попасть ей в лес, в друзьям – деревьям.»
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Плакучая, сплетает корнями, защищает, растёт, склонила, грустная - печальная- тоскливая -горемычная, отражение.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
ОБОБЩЕНИЕ

ИЗЛОЖЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ
«РОССИЯ – СТРАНА РОС».
Цели: Закреплять умение строить текст рассуждение.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.
ПОВТОРЕНИЕ О ВИДАХ ТЕКСТОВ:

-Угадайте тип текста:

«Как хорош лось! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у сказочного коня».

«Дятел хорошо лазает по деревьям. Он питается жуками-короедами, строит дупла».

«Снег – бывает разный. Зависит это от погоды, состояния атмосферы. Если снег хрупкий, значит стоит морозная погода».
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ:

С. Есенин «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

«О, Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли твою озёрную тоску».

«На сердце день вчерашний, а в сердце светит Русь».

М. Лермонтов «Люблю отчизну я, но странною любовью!»

-О чём будем писать изложение?
Прочитайте текст:

«Учёные до сих пор спорят о том, каково происхождение названия «Русь». Одни предполагают, что оно произвольное он названия реки Рось. Другие объясняют по-своему.

Я считаю, что у слова «Русь» не одно значение, а много, как притоков у реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне – это все мы с вами.

Русло – ложе реки, по которому она течёт. Роса и росяница – обильная роса, лежащая по утру на травах и деревьях.

Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды.

Русь – это светлое место! Русь – страна рос и света!»

-Каков стиль текста. Как изменить его, что бы получилось рассуждение?

Слова: потому что, итак, следовательно, значит, поэтому.
АНАЛИЗ ТЕКСТА:

-Как автор описывает понятие и образование слова «Русь»?

-Как бы вы объяснили это слово?

-Построение текста коллективно, изменяя его на рассуждение.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Объясняют, течёт, обильная роса, производным, происхождение, до сих пор, по-своему.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Индивидуальная помощь.

План: 1. Вступление – вопрос. 2. Раскрытие сути – ответ на вопрос.

3. Примеры из литературы. 4. Вывод.
АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ:
СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ
«ЗИМНИЙ ДЕНЬ».
Цели: Учить строить текст-описание.

Развивать умение использовать в работе слова, взятые из литературных

произведений.

Формировать чувство восхищения природой, её красотой.
ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ:
Дел у меня немало: я белым покрывалом всю землю одеваю,

В лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня … (зима).

«После снега – снегопада лес – сплошные чудеса!

На ветвях уселись рядом, будто сделаны из ваты куропатка и лиса.

Вот медведь разлёгся в кедре… вкруг медведя тут и там зайцы пляшут по ветвям.

Всё смешалось в белых дебрях, сказка прячется в деревьях.

Ветки радуют – горят… Вот что сделал снегопад!»

А. Тарханов.

-Чему будет посвящен наш урок?
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА:

-Вспомните, как выглядит лес после снегопада.

-Что можно увидеть в таком лесу?

-В каком порядке мы будем описывать лес?

ПЛАН:

  1. Зима в лесу.

  2. Вчерашняя метель (буря).

  3. Зимние чудеса.


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

-Как поэты и писатели описывают красоту зимнего леса?

«… И вот сама идёт волшебница – зима;

пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов;

легла волнистыми коврами среди полей, вокруг лугов…» А. С. Пушкин.

-На что похож лес?

На пне лежит большой снежный ком. На снегу видны следы зверей и птиц. Пушистый шарф на ветках кедра. Снежные шубы надели сосны. Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами леса. Над глубокими свежими снегами солнце огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Лес был лохматый, белый, а над ним синело прозрачное зимнее небо. Вот и к нам пришла зима – на деревьях бахрома. В зимних сумерках деревья, в синем инее деревья. Снег с утра до ночи всё засыпать хочет.

«Зимой солнце светит, да не греет. Холодная зима – жаркое лето.

Зимой звёздное небо – к морозу, редкие звёзды – к вьюге».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Индивидуальная помощь.
АНАЛИЗ:

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ
«МЕДВЕДИ ЗИМОЙ».
Цели: Развивать умение строить текст – повествование.

Способствовать развитию речи и орфографической зоркости.

Воспитывать чувство бережного отношения к животным.
ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ:
Наступили холода, обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь».

-Что вы знаете о медведях?

-Как они проводят зиму?
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ:


  1. Нагуливают жир к осени.

  2. Устройство берлоги.

  3. Зимний сон.


-Как идёт подготовка к зимовке? Что значит «нагуливает жир»?

-Где обычно медведи строят берлогу? Почему?

-Как он устраивает берлогу?

-Как они проводят зиму? Верно ли, что медведи зимой сосут лапу?

-Что произойдёт, если медведя разбудить среди зимы?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
Словарь: бродил, сладкие, холодное, глуши, выстелил, мягкой, натаскал, медвежье, жильё, залегает, ранней.
«Всю осень медведь бродил по лесу. Он ел сладкие корешки, ягоды. Жир нагуливал.

Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой и душистой хвоёй, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Эта берлога – медвежье жильё.

Залёг медведь в берлогу ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударил мороз – уснул мишка. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Индивидуальная помощь.
АНАЛИЗ:


СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ (СКАЗКА)
«ЧУЧЕЛО ГОРОХОВОЕ».
Цели: Учить строить текст, используя фразеологизмы.

Формировать творческое воображение.

Способствовать общему развитию детей.
ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ:
-Что такое чучело?

(Шкура животного, набитая чем-то.

Пугало огородное для устрашения птиц.

Смешной, грязный, нелепый человек (переносное значение).
ЗНАКОМСТВО С ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ:

«Чучело гороховое» - почему так говорят?

(Так называют нелепо одетого человека, вызывающего насмешки).
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА:

-О чём мы можем составить текст?

-Как вы думаете - это будет сказка, рассказ? Почему?

-Каков характер нашей сказки?

-Как могут развиваться события?

ПЛАН:

  1. Пугало на огороде.

  2. Чучело заскучало.

  3. Поиски счастья.


-Даны два начала, продолжить текст:

«То ли ветер в поле воет, то ли плачет горько кто-то… Солнце палит нещадно. Стоит среди поля Чучело Гороховое. Штаны дырявые, рубаха без рукава, шляпа рваная…»

«Стоит пугало посреди огорода. Одето оно необычно: шляпа из соломы, рубаха

грязная, штаны дырявые, а сапог вовсе нет. Стоит целый день, руками машет,

гостей созывает, да никто не идёт. Все его боятся.

Загрустило Чучело, печалиться, обидно ему, что никто его не любит. И решило

Чучело Гороховое пойти счастья поискать».

-Вспомните примеры из литературы, где один из героев был чучелом, пугалом. Почему писатели избрали своим героем такое неказистое существо?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Пугало – чучело – страшила.

Драная, рваная, необут, машет, стоит, плачет, палит нещадно, никто не любит, счастья,

Встретило, подружилось.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Индивидуальная помощь.
АНАЛИЗ:


СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ
«СНЕГИРИ».
Цели: Развивать умение строить текст – описание.

Показать приём использования элементов научного текста, совмещая его с

художественным текстом.

Воспитывать чувство бережного отношения к птицам.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
-Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине от появится опять. (Снегирь)

-Что вы знаете об этих птицах?

-Откуда у снегиря такое снежное имя?

(Мы видим снегиря только в снежное время. С первым снежком они прилетают в наши края. А весной, только стает снег, улетают на север.)
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА.

-Люди, живущие на юге не видели этих птиц. Расскажите им, как выглядит снегирь.

Составим план описания.
План: 1.Зимние гости. «Выбегайте поскорей,

2. Красивые птицы. Посмотреть на снегирей!»

3. Где проводят лето? А. Прокофьев.
-Когда прилетают снегири?

«Вместе со снегом в нашей местности появляются снегири»,

«Снегири – вестники зимы. Поздней осенью с ночными морозами, с первым робким снежком они прилетают к нам стайками из дальних северных лесов».
-Как выглядят эти птицы?

-размер;

-голова, перья, грудка, клюв.

«Небольшая птица, размером с воробья.

Птицы с ярким опереньем – красным на груди и серо-голубоватым на спине – величиной чуть больше воробья. Грудь у снегиря алая, словно румяное яблоко. Спинка голубая, а на голове чёрный «берет».

Чёрная шапочка на голове.

Сидящие на ветках снегири похожи на красные фонарики, которые украсили берёзку и сделали её нарядной.»
-Различаются ли самка и самец?

«Самка похожа на самца, но одета скромнее. Фартучек у неё не красный, а коричневый».

Поют снегири всей стайкой: «Ва – ва- ва!» И румяные любители зимних порош и метелей самцы, и скромно одетые серо-палёвые самки».

-В народе говорят: «Снегирь запел – быть вьюге».

-Чем питаются?

«Зимой в лесу снегири едят ягоды рябины, семена ольхи и клёна.

Снегири питаются почками кустарников и деревьев, ягодами, из которых выбирают семена, а мякоть выбрасывают.»
-Как общаются между собой?

«Снегири обычно живут стайками по 7-10 птичек. Если кто-то попадёт в ловушку, остальные летят на помощь.

С приближением темноты спешат в кусты, где ночуют.

Полёт птиц необычайно красив, напоминает волны на море.

Чем сильнее мороз, тем спокойнее ведёт себя стайка. Сидят снегирьки на ветках, словно яблоки висят, и не шелохнуться.»
-Где живут весной и летом?

«Весной, когда стает снег, улетают в тайгу. Устраивают себе жильё в чаще леса, среди зелёных веток ели или сосны. Откладывают 4-5 яиц и уже через месяц птенцы покидают родное гнездо».

«Селятся снегири среди смешанных пород с богатыми зарослями кустарников, в горах или хвойных лесах. Распространяются по всей Европе и северной Азии.»

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.

Индивидуальная помощь.
Орфографическая подготовка:

Серовато-голубая, серо-палевые, вестники, сидящие, похожи, словно, берет, фартучек, величиной, выбирают семена, питаются почками, стает снег, смешанных, необычайно.
ОБОБЩЕНИЕ.

«Откуда в дремучем лесу огоньки

Садятся на ветки, на снег, на сучки?

Что ж ветки от тех огоньков не горят?

Не тает нисколько их снежный наряд.

То с ветки сосновой, то с ветки мохнатой

Вспорхнёт огонёк красногрудый, крылатый.

В беретиках чёрных и с грудкой румяной

Летают их стайки над снежной поляной.

В репьях над снегами – для них семена.

В морозном и снежном лесу тишина…

Пощиплют репьёв и щебечут на ветках

О новых полётах, о новых разведках.

Всю зиму, весь день – от зари до зари –

Летают в лесу огоньки-снегири».

Е. Трутнева.

СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ
«ЛЕДОХОД»

Цели: Развивать умение строить текст-описание.

Формировать орфографическую зоркость и обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать чувство восхищения красотой природы.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
-Сам вода, а по воде плавает (Лёд)

(Звучит отрывок из «Времён года» П. И. Чайковского).

Для эпиграфа предложить отрывки из стихов:

-Снег теперь уже не тот, Вспучилась речка, ломается лёд,

Потемнел он в поле, И по течению к морю плывёт.

На озёрах треснул лёд, Г. Ладонщиков.

Будто раскололи.

С. Маршак Лёд идёт! Лёд идёт!

Вереницей длинной

Шумит реку, сильна, грозна. Третьи сутки напролёт

Большие льдины кружат. Проплывают льдины.

С. Егоров С. Маршак

-Определение темы сочинения и его стиль.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА
-Что происходит в природе весной?

-Опишите весеннее небо. (голубое, высокое, чистое)

-Как выглядят облака? (белые, пушистые, лёгкие)

-Что вы можете сказать о солнце? (слепит глаза, светит ярко, припекает)

-Как выглядит река? (покрыта льдом, лёд тонкий, набухает снег)

-Как просыпается речка от сна? (реки освобождаются от ледяного плена)

-Как ведёт себя лёд? (льдины трескаются, ломаются, лезут друг на друга, толкаются, толпятся, спешат к морю)

-Какие звуки слышны в это время? (грохот, шум, взрывы, треск, хруст)
Составление плана рассказа?

  1. Весна пришла.

  2. Река проснулась.

  3. Льдины.


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Ранняя весна, голубая лазурь, хрупкий лёд, большая льдина.

Земля ещё холодная, грязь хлюпает под ногами, но как кругом весело, ласково, приветливо! В небе звонко поют птицы.

Ещё недавно кругом были снежные сугробы. Река была скована льдом. Но вот зазвенела капель, зажурчали ручьи и побежали с разных сторон к реке.

Хорошо в весеннюю пору на реке! Весна уже чувствуется в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо чистое, по нему изредка проплывают лёгкие облака, как льдинки в весенний разлив. Вчера ещё река была скована льдом, а сегодня…
По реке густой массой плывут льдины. На льдинах видны лодки, мусор.

На реке тронулся лёд. Льдины несло руслом реки, по течению реки.

По середине реки льдины шли сплошной массой. По кроям реки сгрудились неподвижно. Льдины нагромождались на берег, они были тёмными и грязными.

А на речке ледоход, льдина льдине спину трёт.

А на речке ледоход, а по речке лёд плывёт. Бьются льдины прямо лбами, не щадя друг дружку. И стоит над берегами грохот, как из пушки.

Большие льдины плыли тихо, а маленькие быстро. Они кружились, сталкивались друг с другом.
Начался ледоход. Мы спешим на речку, полюбоваться этим прекрасным явлением природы.

1   2   3