|
Мы спешим на набережную. Все смотрели на прекрасную картину.
Река освобождалась ото льда. Трясогузки – ледоломки лёд по реке раскололи – так говорят в народе. -Вспомните, как писатели или художники описывали это явление природы. Ломаются, грохочут, ползут, скользят, крошатся, ледяной, ледоход, набережная, просыпается. ЗАПИСЬ ТЕКСТА АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ.
СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ. «СЛЁЗЫ БЕРЁЗ»
Цели: Показать приём составления текста- рассуждения, используя элементы описания.
Развивать орфографическую зоркость.
Формировать наблюдательность и чувство бережного отношения к растениям.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА -Наряд её лёгкий чудесен, нет дерева сердцу милей. Зимой она греет,
И много задумчивых песен поётся в народе о ней! А настанет весна,
Вс. Рождественский. Потечёт слеза. -Почему говорят, что весной берёзы плачут?
Вспомнить принцип построение текста – рассуждения. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА
План:
Вопрос – вступление.
Ответ – рассуждение, описание, доказательство.
Вывод – итог.
-Что происходит весной в природе?
-Как пробуждаются деревья от зимнего сна?
-Почему именно сейчас происходит цветение растений?
-Что вы знаете о берёзах? Что обозначают её «слёзы»?
-Как влияет на растение то, что дерево теряет сок, который вытекает через ранки?
-Как называют в народе берёзу?
(берёзонька, красавица, белоствольная, девица в сарафане белом, кудрявая, распустила косы – ветки, берёзка) ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Пробуждается природа. Весенний воздух чист. Солнце озарило окрестности. Птицы приветствуют восход солнца.
Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу серёжек, послушаешь, как поёт скворец, - и станет легко и радостно на душе. На деревьях набухают почки. В эти дни русские красавицы угощают лесных жителей своим сладким соком.
Весной пёстрый дятел прилетел к берёзке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус берёзовый сок сладкий. На сладкий сок к берёзе прилетают и приползают лесные гости.
По стволу скатываются капли: одна, вторая, сливаются и падают на землю. Капает сок, словно слёзы текут по белому стволу берёзки. Сок прозрачный, сладкий и душистый.
Русская красавица налилась сладким соком. Её ветки буреют. Из каждой ранки льются прозрачные слёзы.
У берёзки белый ствол, прямой, с маленькими чёрточками.
Кудрявая берёзонька. Красивы её тонкие ветви. Ствол у неё белый. Листочки нежные и клейкие. Капли сока, как роса, блестят на солнце. Корни берёзы начинают жадно сосать влагу из земли. Влага эта поднимается по стволу, расходится по всем веточкам и доходит до почек. Жадно пьют почки влагу и начинают набухать. Сок у берёзы полезный, в нём много витаминов. Он помогает животным восстановить силы, которые они потеряли за зиму. Люди собирают берёзовый сок в лечебных целях.
Важно помнить, что на месте ранки образуются наросты – грибы, которые вредны для дерева, поэтому дерево может погибнуть.
Если ранка не зарастёт, то дерево погибнет, потеряв живительные силы – влагу, которая идёт по стволу к почкам. Берёза – символ России. Она мила русскому человеку, о ней сложены песни и стихи.
Много о берёзе загадок, о ней говорится в сказках. Белоствольная, красавица, течёт, прозрачный, расходится, живительный, собирают, почки.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА АНАЛИЗ Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.
В белёсом сарафанчике, с платочками в карманчике,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Люблю берёзку русскую, она всегда с подружками
Весною хороводится, под ветром к дому клонится
И гнётся, но не ломится…
А. Прокофьев Берёзка – лебедь белая,
Рядом с тобой стою.
Тебе, моя несмелая,
Я песенки пою.
Как ты стоишь, счастливая,
Весёлым летним днём,
Из-за тебя, красивая,
Светло в лесу моём.
Зелёная, раздольная,
Ты гибче камыша.
Берёзка белоствольная,
Ну, всем ты хороша!
Видны тропинок кончики,
И звон пролился вдруг,
Как будто колокольчики
Ударили вокруг!
А. Прокофьев.
ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ «ГНЕЗДО ЛАСТОЧКИ» Цели: Показать приём перестройки теста повествования, дополнив его рассуждениями.
Развивать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА -Спереди - шильце, сзади – вильце.
Сама чёрненькая, а грудка беленькая. (Ласточка) -Что вы знаете об этих птицах?
О ласточках сложено много песен и стихов:
«Ласточки – певуньи над моим окном
Лепят, лепят гнёздышко…
Знаю, скоро в нём птенчики появятся,
Станут голосить,
Будут им родители мошкару носить»
Г. Ладонщиков.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ -Прочитайте текст. Определите его стиль.
-К какому виду мы его отнесём, почему?
-Как получить рассуждение, используя данный текст?
(Варианты: 1. Перестроить завязку, задав вопрос.
2. Перестроить кульминацию, объяснив действие птиц.
3. Перестроить развязку, сделав вывод о происходящих событиях, дополнив
текст своими мыслями и оценкой действия героев. Составление плана текста:
Весна.
Воробей занял гнездо.
Стая ласточек.
Пленник.
Какие вводные слова мы используем при составлении текста- рассуждения?
(мне кажется, я думаю, почему, потому, поэтому, из рассказа видно, что…) ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Михайловском, свила - вить, влетел, отлетела - полёт, успокоился, вдруг примчались, отверстие, вернулась.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ.
КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «КОТЁНОК» Цели: Проверить умение передавать содержание текста-повествования по данному плану.
Развивать орфографическую зоркость.
Способствовать воспитанию чувства бережного отношения к домашним животным. ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ -Ушки на макушке, на лапках царапки,
Любит молоко, песенки поёт. (кот) -Чтение текста:
«Вася и Катя пошли гулять за деревню. Они взяли с собой котёнка. Он был серый с белыми лапками.
У дороги рос сочный щавель. Дети стали рвать щавель. Они забыли про котёнка. По дороге ехал лесник, с ним были собаки. Собаки бросились к котёнку. Они грозно рычали и хотели его схватить. Котёнок испуганно прижался к земле.
Вася бросился к котёнку. Он закрыл его своим телом от собак.» АНАЛИЗ ТЕКСТА -Определите тип текста. Докажите, что это повествование.
-Разделите текста на части, опираясь на план:
1.На прогулке.
2.Котёнок один.
3.Встреча с собаками.
4.Беда миновала. -Выделите смысловые события каждой части.
-Какова главная мысль текста?
-Кто его автор? (Л.Н.Толстой) -Где происходили события, описанные в тексте?
-Как выглядел котёнок?
-Как вели себя дети по отношению к нему?
-Что произошло?
-Почему собаки накинулись на котёнка?
-Что сделал мальчик? Оцените его поступок.
-Что могло произойти, если бы Вася не защитил котёнка? ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Пошли гулять, щавель, с ним, бросились – брось, его схватить – схватит, испуганно прижался, своим телом. ЗАПИСЬ ТЕКСТА АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ
СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ (СКАЗКА) «НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОЛНЕЧНОГО ЗАЙЧИКА» Цели: Учить составлять текст – повествование по данному началу.
Развивать орфографическую зоркость.
Способствовать развитию творческого воображения. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА -Скачут побегайчики – солнечные зайчики.
Мы зовём их – не идут, были тут - и нету тут.
Прыг, прыг по углам…
Где же зайчики? Ушли. Вы ни где их не нашли?
А. Бродский -Определите стиль текста:
«Солнце излучает свет и теплоту, оно является также источником радиоизлучения, рентгеновского и ультрафиолетового излучения. От солнца идёт поток электрически заряженных частиц. Солнечной энергией нагревается земная атмосфера, поверхность материков и океанов. Земли достигает одна миллиардная часть от общего количества энергии, излучаемой Солнцем». -Что такое солнечный свет? (Смесь лучей разного цвета)
-Какого цвета мы видим солнечные лучи? (Цвета радуги, иногда белый. Солнце состоит из газов, которые, сгорая, дают красновато-жёлтый цвет).
-А какого цвета солнечные зайчики?
-Откуда берутся солнечные зайчики? СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА -Представьте себе, что луч солнца, совершив полёт через холодный космос, залетел к вам в комнату. О чём он мог вам поведать? Составление текста по плану:
Появление Солнечного Зайчика.
Приключения.
Заключение истории.
Два варианта начала:
1. «В далёком холодном космосе, во вспышке газа, родился лучик. Он был мал, но в нём
жила огромная энергия Большого солнца. Ему дали имя – Солнечный Зайчик. Все
лучики должны были совершить путешествие и поэтому наш Солнечный Зайчик,
мигнув светом на прощание своим родным, отправился в путь.»
2. «Однажды Вася, оставшись дома один, взял зеркальце и стал ловить солнечные лучи. И
вдруг, по стене и по мебели запрыгали Солнечные Зайчики. Они шумели, прыгали и
озоровали.»
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ |
|
|