Главная страница

Изложение- описание «бельчонок»



Скачать 435.1 Kb.
НазваниеИзложение- описание «бельчонок»
страница3/3
Дата14.04.2016
Размер435.1 Kb.
ТипИзложение
1   2   3
Мы спешим на набережную. Все смотрели на прекрасную картину.

Река освобождалась ото льда.
Трясогузки – ледоломки лёд по реке раскололи – так говорят в народе.
-Вспомните, как писатели или художники описывали это явление природы.
Ломаются, грохочут, ползут, скользят, крошатся, ледяной, ледоход, набережная, просыпается.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ.


СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ.
«СЛЁЗЫ БЕРЁЗ»

Цели: Показать приём составления текста- рассуждения, используя элементы описания.

Развивать орфографическую зоркость.

Формировать наблюдательность и чувство бережного отношения к растениям.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
-Наряд её лёгкий чудесен, нет дерева сердцу милей. Зимой она греет,

И много задумчивых песен поётся в народе о ней! А настанет весна,

Вс. Рождественский. Потечёт слеза.
-Почему говорят, что весной берёзы плачут?

Вспомнить принцип построение текста – рассуждения.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА

План:

  1. Вопрос – вступление.

  2. Ответ – рассуждение, описание, доказательство.

  3. Вывод – итог.

-Что происходит весной в природе?

-Как пробуждаются деревья от зимнего сна?

-Почему именно сейчас происходит цветение растений?

-Что вы знаете о берёзах? Что обозначают её «слёзы»?

-Как влияет на растение то, что дерево теряет сок, который вытекает через ранки?

-Как называют в народе берёзу?

(берёзонька, красавица, белоствольная, девица в сарафане белом, кудрявая, распустила косы – ветки, берёзка)
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Пробуждается природа. Весенний воздух чист. Солнце озарило окрестности. Птицы приветствуют восход солнца.

Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу серёжек, послушаешь, как поёт скворец, - и станет легко и радостно на душе.
На деревьях набухают почки. В эти дни русские красавицы угощают лесных жителей своим сладким соком.

Весной пёстрый дятел прилетел к берёзке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус берёзовый сок сладкий. На сладкий сок к берёзе прилетают и приползают лесные гости.

По стволу скатываются капли: одна, вторая, сливаются и падают на землю. Капает сок, словно слёзы текут по белому стволу берёзки. Сок прозрачный, сладкий и душистый.

Русская красавица налилась сладким соком. Её ветки буреют. Из каждой ранки льются прозрачные слёзы.

У берёзки белый ствол, прямой, с маленькими чёрточками.

Кудрявая берёзонька. Красивы её тонкие ветви. Ствол у неё белый. Листочки нежные и клейкие. Капли сока, как роса, блестят на солнце.
Корни берёзы начинают жадно сосать влагу из земли. Влага эта поднимается по стволу, расходится по всем веточкам и доходит до почек. Жадно пьют почки влагу и начинают набухать.
Сок у берёзы полезный, в нём много витаминов. Он помогает животным восстановить силы, которые они потеряли за зиму. Люди собирают берёзовый сок в лечебных целях.

Важно помнить, что на месте ранки образуются наросты – грибы, которые вредны для дерева, поэтому дерево может погибнуть.

Если ранка не зарастёт, то дерево погибнет, потеряв живительные силы – влагу, которая идёт по стволу к почкам.
Берёза – символ России. Она мила русскому человеку, о ней сложены песни и стихи.

Много о берёзе загадок, о ней говорится в сказках.
Белоствольная, красавица, течёт, прозрачный, расходится, живительный, собирают, почки.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА
АНАЛИЗ
Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.

В белёсом сарафанчике, с платочками в карманчике,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

Люблю берёзку русскую, она всегда с подружками

Весною хороводится, под ветром к дому клонится

И гнётся, но не ломится…

А. Прокофьев
Берёзка – лебедь белая,

Рядом с тобой стою.

Тебе, моя несмелая,

Я песенки пою.

Как ты стоишь, счастливая,

Весёлым летним днём,

Из-за тебя, красивая,

Светло в лесу моём.

Зелёная, раздольная,

Ты гибче камыша.

Берёзка белоствольная,

Ну, всем ты хороша!

Видны тропинок кончики,

И звон пролился вдруг,

Как будто колокольчики

Ударили вокруг!

А. Прокофьев.

ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ
«ГНЕЗДО ЛАСТОЧКИ»
Цели: Показать приём перестройки теста повествования, дополнив его рассуждениями.

Развивать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
-Спереди - шильце, сзади – вильце.

Сама чёрненькая, а грудка беленькая. (Ласточка)
-Что вы знаете об этих птицах?

О ласточках сложено много песен и стихов:

«Ласточки – певуньи над моим окном

Лепят, лепят гнёздышко…

Знаю, скоро в нём птенчики появятся,

Станут голосить,

Будут им родители мошкару носить»

Г. Ладонщиков.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ
-Прочитайте текст. Определите его стиль.

-К какому виду мы его отнесём, почему?

-Как получить рассуждение, используя данный текст?

(Варианты: 1. Перестроить завязку, задав вопрос.

2. Перестроить кульминацию, объяснив действие птиц.

3. Перестроить развязку, сделав вывод о происходящих событиях, дополнив

текст своими мыслями и оценкой действия героев.
Составление плана текста:

  1. Весна.

  2. Воробей занял гнездо.

  3. Стая ласточек.

  4. Пленник.


Какие вводные слова мы используем при составлении текста- рассуждения?

(мне кажется, я думаю, почему, потому, поэтому, из рассказа видно, что…)
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Михайловском, свила - вить, влетел, отлетела - полёт, успокоился, вдруг примчались, отверстие, вернулась.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА
АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ.

КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ
«КОТЁНОК»
Цели: Проверить умение передавать содержание текста-повествования по данному плану.

Развивать орфографическую зоркость.

Способствовать воспитанию чувства бережного отношения к домашним животным.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ
-Ушки на макушке, на лапках царапки,

Любит молоко, песенки поёт. (кот)
-Чтение текста:

«Вася и Катя пошли гулять за деревню. Они взяли с собой котёнка. Он был серый с белыми лапками.

У дороги рос сочный щавель. Дети стали рвать щавель. Они забыли про котёнка. По дороге ехал лесник, с ним были собаки. Собаки бросились к котёнку. Они грозно рычали и хотели его схватить. Котёнок испуганно прижался к земле.

Вася бросился к котёнку. Он закрыл его своим телом от собак.»
АНАЛИЗ ТЕКСТА
-Определите тип текста. Докажите, что это повествование.

-Разделите текста на части, опираясь на план:

1.На прогулке.

2.Котёнок один.

3.Встреча с собаками.

4.Беда миновала.
-Выделите смысловые события каждой части.

-Какова главная мысль текста?

-Кто его автор? (Л.Н.Толстой)
-Где происходили события, описанные в тексте?

-Как выглядел котёнок?

-Как вели себя дети по отношению к нему?

-Что произошло?

-Почему собаки накинулись на котёнка?

-Что сделал мальчик? Оцените его поступок.

-Что могло произойти, если бы Вася не защитил котёнка?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Пошли гулять, щавель, с ним, бросились – брось, его схватить – схватит, испуганно прижался, своим телом.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ


СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ (СКАЗКА)
«НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОЛНЕЧНОГО ЗАЙЧИКА»
Цели: Учить составлять текст – повествование по данному началу.

Развивать орфографическую зоркость.

Способствовать развитию творческого воображения.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
-Скачут побегайчики – солнечные зайчики.

Мы зовём их – не идут, были тут - и нету тут.

Прыг, прыг по углам…

Где же зайчики? Ушли. Вы ни где их не нашли?

А. Бродский
-Определите стиль текста:

«Солнце излучает свет и теплоту, оно является также источником радиоизлучения, рентгеновского и ультрафиолетового излучения. От солнца идёт поток электрически заряженных частиц. Солнечной энергией нагревается земная атмосфера, поверхность материков и океанов. Земли достигает одна миллиардная часть от общего количества энергии, излучаемой Солнцем».
-Что такое солнечный свет? (Смесь лучей разного цвета)

-Какого цвета мы видим солнечные лучи? (Цвета радуги, иногда белый. Солнце состоит из газов, которые, сгорая, дают красновато-жёлтый цвет).

-А какого цвета солнечные зайчики?

-Откуда берутся солнечные зайчики?
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА
-Представьте себе, что луч солнца, совершив полёт через холодный космос, залетел к вам в комнату. О чём он мог вам поведать?
Составление текста по плану:

  1. Появление Солнечного Зайчика.

  2. Приключения.

  3. Заключение истории.


Два варианта начала:

1. «В далёком холодном космосе, во вспышке газа, родился лучик. Он был мал, но в нём

жила огромная энергия Большого солнца. Ему дали имя – Солнечный Зайчик. Все

лучики должны были совершить путешествие и поэтому наш Солнечный Зайчик,

мигнув светом на прощание своим родным, отправился в путь.»

2. «Однажды Вася, оставшись дома один, взял зеркальце и стал ловить солнечные лучи. И

вдруг, по стене и по мебели запрыгали Солнечные Зайчики. Они шумели, прыгали и

озоровали.»

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ
1   2   3