|
Изложение- описание «бельчонок» ИЗЛОЖЕНИЕ- ОПИСАНИЕ «БЕЛЬЧОНОК». Цели: Учить выбирать описание объекта из текста.
Развивать умение передавать текст, дополняя его своим мнением.
Формировать чувство бережного отношения к животным.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ: -С ветки на ветку, быстрый, как мяч, скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал. Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
-Что вы знаете о белках? Прочитайте текст:
«Бельчонок спустился по стволу сосны, сковырнул сыроежку и начал её есть. Гриб держал в передних лапках. На землю сыпались крошки гриба. Бельчонок съел шляпку и перешёл на другое место.
Бельчонок был маленький, с ладошку. Он нашёл другую сыроежку, отгрыз её красную шляпку и спрыгнул с ней на пенёк. Шляпка гриба была большой для бельчонка. Скоро он спрыгнул с пенька, нашёл шишку и стал доставать из неё сладкие семена.
Скоро бельчонок ушёл на верхушку сосны. Там он покачался на ветке. Потом помчался с ветки на ветку. Так бельчонок спешил к своему дому».
-Что вы можете о нём сказать?
-Какой это текст – описание или повествование? Докажите своё мнение.
-Как изменить текст, чтобы получилось описание? АНАЛИЗ ТЕКСТА: -Что нового вы узнали о бельчонке?
-Каким его представил автор? Как вы его представляете?
-Дополните своё описание зверька.
-Чем питается белка?
-Какое чувство вызывает у вас знакомство с бельчонком?
-Почему автор называет его бельчонком, а не белкой?
-Как ещё можно его назвать? Выслушать 2 – 3 текста. Уточнить приёмы описания. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА: Бельчонок, с ладошку, начал, нашёл, сыроежку, съел, стал доставать, из неё, помчался, покачался, стволу, сосны, отгрыз, спешил, спрыгнул. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЛАНУ:
Бельчонок на пеньке.
Рыжий малыш.
Зверёк спешит домой.
АНАЛИЗ РАБОТ: СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ
«ПОЧЕМУ ОСЕНЬ НАЗЫВАЮТ ЗОЛОТОЙ?» Цели: Учить строить текст рассуждение.
Развивать орфографическую зоркость.
Формировать наблюдательность, умение подмечать необычное в природе.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: -Вот художник, так художник!
Все леса позолотил, даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот? (осень.) -Как в народе называют осень? Что значит золотая осень? АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: -Рассмотрите работы русских художников Василия Дмитриевича Поленова,
Ильи Семёновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана.
-Все три картины, названы одинаково. Как?
-Почему художники пришли к одинаковому мнению?
-Докажите, что они смогли подтвердить название своих картин.
Выслушать описание картин. -Какие стихи об осени вы знаете?
«Осинку окрасила осень, «Наступила осень, пожелтел наш сад,
Осинка мне нравится очень, Листья на берёзе золотом горят».
Она позолотой блестит, «Правда, наша осень золотая? Как её иначе назову?
Одно только жаль облетит». Листья, помаленьку облетая, устилают золотом траву». -А кто знает, почему осенью листья желтеют или краснеют? «Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали, как солнышко – багряными и золотистыми. Налились, отяжелели и полились».
Н. Сладков.
«Почему осенью листья желтеют. А потому, что в листочке есть зелёное вещество –
хлорофилл. Оно разрушается, потому что не хватает солнечного света, и жёлтые
красящие вещества листа заменяют зелёные».
М. Гумилёвская. -А кто знает, почему листья, пожелтев, облетают? «Лист, сменив цвет, теряет нужные вещества и стареет, засыхает, тем самым спасает растение от зимних морозов. Хоть листья и упали, на их месте осталась маленькая почка, которая даст весной жизнь новому листу».
В. Карагодин.
«Осенью падают жёлтые листья с деревьев. Они – сигналы засухи. Корни забирают воду из земли и подают деревьям. Листья её испаряют. Если воды мало, листья опадают. Какая же может быть засуха осенью, ведь идут дожди?
Воды – то хватает, да взять её дерево не может осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски. Вот и начинается листопад».
ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА – РАССУЖДЕНИЯ: -Как мы можем ответить на вопрос, построив текст - рассуждение? 1. Мысль – вопрос. Почему.
2. Доказательство, примеры, Потому, что, значит, так как, ведь, итак,
рассуждение и объяснение. следовательно, во-первых, кроме того.
3. Вывод. -Можно добавить элементы описания: «Осень царствовала в роще у речки.
Родная берёзка вся в золотой одежде.
Около берёзки на земле появился ковёр из золотистой листвы.
Хорошо смотреть на осенние деревья при закате.
Лес весь лучится, сверкает и светится.
Старые ели теряют свои хвоинки, а молодые ёлочки красуются зелёным нарядом.
Подарили ёлке разноцветный наряд: жёлтые, багровые и оранжевые листочки.» Выслушать 2 – 3 текста.
Обратить внимание на построение рассуждения.
Исправление ошибок в построении текста. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА: Золотая – золото, позолоченный, королева, красавица,
жёлтые листья, хлорофилл, вещество,
полетели – полёт, ковёр – коврик. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ОП ПЛАНУ: Индивидуальная помощь, при составлении текста.
Уточнение приёмов рассуждения, используя слова – связки. АНАЛИЗ РАБОТ:
СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ. «ПОДАРКИ ОСЕНИ». Цели: Учить строить текст – повествование.
Развивать умение использовать в речи эпитеты и крылатые выражения.
Формировать чувство бережного отношения к природе.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. -Мох, не мох – в лесу перинка, Шляпка набекрень, спрятался под пень.
На перинке, нем малинка. Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб)
И пригожа, и красна,
Разрумянилась от сна. (Клюква). Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой. (Брусника) Чёрненькая, сладенькая, ребяткам мила. (Черника)
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА. -О чём пойдёт речь на уроке?
-Что мы знаем о тексте – повествовании?
-О чём может быть текст?
-Постойте план текста. ПЛАН:
1. Вступление – осень. 2. Грибное царство.
3. Осенние ягоды. 4. Обобщение. Составление текста по опорным словам и предложениям.
Корректировка текстов, уточнение стилистики, построения предложений. -Тонкие паутинки, посыпались листья; Окрасилась рябинка и калина в алые цвета.
Идёшь вдоль опушки и видишь…
Сырая земля упруга под ногами.
Молодой ельник щёткой выставил по сторонам свои лапы. -Спрятались грибки; настоящее грибное царство;
А вот гриб с золотой головкой – это белый.
По опушкам лесов растут подосиновики, скользкие грузди и пушистые рыжики.
В березняке и осиннике мы находили грибы. -В лесу созрела брусника. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.
Кустики черники и брусники; рассыпалась, как бусы на мягкой перинке мха.
Кустики черники притаились под густой елью. А бруснику ищи в сосновом бору. -Шумят под ногами опавшие листья, пахнет грибами и лесной свежестью.
Легко дышится осенним днём в лесу! -Какая осень?
(золотая, разноцветная, светлая или унылая, листопадная, осень – припасиха).
-Как можно описать грибы? Какие они?
(молоденькие, свежие, махонькие, гладенькие, как солдаты в стою, шляпки надели). -Как описать ягоды, какие они?
(чёрненькие глазки, алые, бордовые, багряные, сладенькие, как бусы висят).
Выбор эпиграфа к тексту: «В лес бежим мы по тропинке «На опушке или в чаще
Мимо сосен и берёз. Нагибайся до земли.
А в руках у нас корзинки Лесу кланяйся почаще,
Для брусники и грибов» Чтоб дары к тебе пришли».
Н. Козлова А. Барто «Я вошёл с осенний лес. «Здравствуй лес, дремучий лес!
До чего ж красиво здесь!» Полон сказок и чудес!»
Л. Юдин С. Погореловский Крылатые выражения и народные приметы: -Во лесу – грибы, в траве – ягодки.
-Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
-Черника поспевает под комариные песни.
-Грибы идут – по лесу рыщут.
-Много мошек – готовь лукошко под грибы.
-Поздний грибок – поздний снежок.
-Назвался груздем – полезай в кузов.
-Где один гриб, там и второй. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. Подберёзовик - берёза, подосиновик - осина, сыроежка – сырой, ешь,
брусника, черника, ягодка – ягода, нашёл, висят – повис,
моховые – мох, перинка – перья, наклоняйся – наклон. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ. Индивидуальная помощь. АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ.
СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «ОДНАЖДЫ В ЛЕСУ». Цели: Продолжить работу по формированию умения строить текст – повествование.
Способствовать развитию речи и воображения учащихся.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. -Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём. (Лес). «В тайге поскрипывали ели, смола стекает, словно мёд,
Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнёт.
Дождь прибежит с далёких сопок, и зажелтеет зверобой,
А сколько тут звериных тропок, побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнёзда на вершине вьёт,
Кто в синих прячется озёрах и в речках медленных живёт!»
Ю. Могутин СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА. -Прочитайте название сочинения.
-О чём может идти речь в тексте?
-Кого мы можем встретить в лесу?
-Какие неожиданности могут нас подстерегать в лесу?
-Давайте составим план нашего рассказа. ПЛАН:
Вступление.
Описание леса.
Раскрытие темы, описание событий.
Обобщение, вывод.
-Что важно помнить при составлении повествования?
(Должны быть какие-то действия, разворачиваться события). Предлагаю для составления текста три варианта начала:
Однажды, гуляя по лесу…
Мы отправились в поход. Ночь спустилась незаметно, и мы разожгли костёр. Лес был таинственный, лишь изредка раздавался чей-то писк или трещали сучки. Вдруг...
Как-то раз Серёжа и Коля гуляли по лесу. На ветках кустарника они увидели гнездо птицы.
Заслушать 2 –3 текста, обратить внимание на стилистику. Приблизительные тексты:
«Как-то раз мальчики отправились в лес. Лес был густой и тенистый. Раздавались пение птиц и шуршание веток. Вдруг промелькнул беличий хвост, и с дерева упала шишка. А потом раздалось кукование кукушки. В лесу пахло грибами и сыростью. Саша увидел гриб, хотел сорвать его, а он взял и побежал! Оказалось – это ёжик, а на его спинке лист, похожий на шляпку гриба. Мальчики набрали полную корзину грибов.» «Очень красиво и тихо было в лесу. Неожиданно показалась лиса. Она оглядывалась, вытянула шею и принюхалась. Шерсть на ней была длинная и пушистая. Но особенно чудесен был хвост. Он переливался на солнце рыжими искорками.» «Птица вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули ветки и увидели гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.
Ведь в гнезде лежало три маленьких яйца, серых в крапинку.
Когда мы пришли на это место через несколько дней, то в гнезде появились птенцы. Они были головастые, перья торчали в разные стороны, а клюв был открыт. Птенчики хотели есть». «Стояла осень. Листья в лесу облетели. У нас на стоянке горел костёр. Мы были уверены, что огонь пугает зверей. На костре мы жарили картошку. От неё шёл вкусный запах. Вдруг в траве у костра сердито начал сопеть зверь. Мы притихли. Зверь высунул из травы мокрый чёрный нос. Из зарослей вылез барсук. Он посмотрел на нас и шагнул к костру. Прыгнул и сунул нос в сковородку. Запахло палёной кожей. Барсук бросился обратно в лес. Он бежал и кричал на весь лес. На озере заорали лягушки, а в лесу всполошились и раскричались птицы. Нам было жаль глупого барсука». ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. Увидел – вид, раздвинул, вдруг, однажды, шорох, вспорхнула,
не тронули, неожиданно, треск сучьев.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ. Индивидуальная помощь в составлении текста. АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ.
ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «ЛЕБЕДИ». Цели: Продолжить работу по формированию умения передавать содержание текста –
повествования.
Развивать умение анализировать ситуации.
Формировать чувство бережного отношения к птицам.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ. -Гадким родился, зато потом
Весь мир дивился. (Лебеди).
-Что вызнаете о лебедях? «Однажды я увидел на озере двух белых лебедей. Бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться.
Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в неё зерно, хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормушке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб.
Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук». АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ. -Почему два лебедя выбрали это озеро?
-Как лебеди выбирают себе место для жилья?
-В чём проявилась забота о птицах?
-Как лебеди выразили доверие человеку?
-Дайте оценку поступку героя. Как бы вы поступили на его месте?
-Кто из русских писателей писал о лебедях?
(Л. Н. Толстой) СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
Два лебедя на озере.
Плавающая кормушка.
Лебеди привыкли к человеку.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. -Что значит постепенно?
-Объясните смысл выражения – не решались приблизиться.
Опорные слова: увидел, больше двух недель, хотят поселиться, сделал, не решались
приблизиться, один из них. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ. Индивидуальная помощь.
Можно дополнить текст элементами описания птиц. ОБОБЩЕНИЕ.
ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «КОТ И СОБАКА». Цели: Закреплять умение излагать текст – повествование.
Развивать орфографическую зоркость.
Формировать наблюдательность и чувство бережного отношения к животным.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ. -Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, мышей ловит. (Кот). Прочитайте текст.
«Друзья были разные: кот настоящий, а собака игрушечная. Агапычу жилось скучно. На улицу его не пускали. Животных в доме больше не было. А от человека какое коту веселье?
Однажды плюшевая собака упала с полки. Кот Агапыч испугался. Хозяин покрутил проволоку у хвоста собаки. Собака завертела головой. Агапыч обрадовался. Он отнёс
собаку на кухню.
Там стояло молоко для кота. Агапыч решил накормить собаку. Он держал игрушку за шиворот и тыкал в блюдечко с молоком. Молоко текло по усам собачки, а в рот не попадало.
Но Агапыч был доволен. Он своё дело сделал – товарища накормил.»
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА. -Докажите, что это текст. Какой он по типу?
-Какие были друзья? Кого звали Агапычем?
-Почему Агапыч скучал?
-Как кот познакомился с собакой? Как была устроена собачка?
-Почему Агапыч обрадовался?
-Зачем он отнёс собаку на кухню?
-Чем закончилась эта история? СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА. 1. Агапычу скучно. Настоящий, игрушечная, не пускали, не было.
2. Собака упала с полки. Упала, испугался, покрутил проволоку, завертела,
обрадовался, отнёс.
3. Решил покормить. Стояло, за шиворот, тыкал, блюдечко, текло, не
попало.
4. Агапыч доволен. Доволен, сделал, накормил товарища. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ЗАПИСЬ ТЕКСТА. ОБОБЩЕНИЕ.
ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «ПИНГВИНЫ». Цели: Развивать умение работать с текстом – повествованием.
Способствовать развитию речи учащихся.
Формировать чувство бережного отношения к животным.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ. -Что за странный человечек,
Любит плавать он в воде,
Носит чёрный фрак везде. (Пингвины). -Что вы знаете о пингвинах? Где они живут? «Однажды корабль плавал в Антарктиде. Он подошёл к острову. На берегу моряков встретили пингвины.
Птицы оказались на редкость ручными. Они позволяли себя гладить. Охотно брали из рук рыбу. Самые смелые пингвины забрались на корабль.
Моряки были рады пингвинам. Они включили музыку. Один пингвин очень внимательно слушал, а потом стал качать головой в такт музыки.
Эта птица приходила на судно несколько дней. Она охотно слушала музыку. Вот так пингвин!» АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ. -К какому типу относится этот текст? Докажите.
-Что описывается в этом тексте?
-Что вы знаете об Антарктиде?
-Какими оказались птицы? Почему?
-Как относились моряки к птицам? Как это их характеризует?
-Что интересного произошло?
-Что нового вы узнали о пингвинах? СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА. 1. Корабль в Антарктиде. Плавал, подошёл, встретили.
2. Ручные птицы. Оказались, позволяли, охотно брали.
3. Пингвин слушает музыку. Рады, включили, внимательно, качать, в такт
музыки.
4. Вот так пингвин! ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ЗАПИСЬ ТЕКСТА. Индивидуальная помощь. ОБОБЩЕНИЕ. ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ «МОРЖ».
Цель: Закреплять умение излагать текст – описание.
Развивать орфографическую зоркость.
Формировать чувство бережного отношения к животным.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ. -Он на севере живёт, по льду таскает свой живот.
Два клыка есть у него, но не бойтесь вы его. (Морж) -Что вы знаете о моржах? «Морж толстый, тяжёлый. Похож он на громадный кожаный мешок с жиром.
Два здоровых белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как вёслами, воду загребает.
Нырнёт он глубоко под воду и пасётся на морском дне, как корова на лугу. Водоросли жуёт, ракушки ищет.
Наестся морж вдоволь, вылезет на берег, ляжет на камни и отдыхает.
Хоть и не трогает морж никого, но даже белый медведь боится его». АНАЛИЗ ТЕКСТА. -Определите тип текста. Докажите своё мнение.
-Какие особенности внешнего вида моржа мы должны выделить?
-Что интересного вы узнали про жизнь этих редких животных? СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА. 1. Громадный морж. Толстый, тяжёлый, похож на кожаный мешок.
2. Как выглядит: здоровенные, торчат, щетинистые, жёсткие, короткие,
кожа; как щётка, вместо, вёслами, загребает.
клыки, усы;
ласты.
3. Как пасётся. Глубоко, как корова, водоросли, ракушки.
4. Как отдыхает. Наестся вдоволь, вылезает, ляжет, отдыхает.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. Обратить внимание на сравнение:
Похож на кожаный мешок.
Ласты, как вёсла.
Пасётся, как корова ЗАПИСЬ ТЕКСТА.
Индивидуальная помощь. ОБОБЩЕНИЕ.
ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ «КРОКОДИЛ» Цели: Закреплять умение пересказывать текст – описание.
Показать, что описывать можно не только внешний вид, но и звуки.
Формировать чувство наблюдательности и бережного отношения к животным.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ. -По реке плывёт бревно. Ох, и злющее оно.
Тем, кто в реку угодил, нос откусит … (крокодил). -Что вы знаете о крокодилах? Какого вида они бывают?
(Сообщения детей о кайманах, аллигаторах). «На Кубе в заповеднике крокодилы лежат на траве. Под ярким солнышком хищники ползают и издают разные звуки.
Маленькие крокодильчики, размером с авторучку пищат, как дети.
Крокодильчики побольше, размером с калошу, крякают, как утки.
Крокодилы средних размеров лают. Матёрый старик метра четыре длиной ревёт, как бык.
Вот так крокодилы поют.»
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ. -Где происходят события? Что такое заповедник?
-Сколько картинок нарисовал автор?
-Какой признак описан?
-Как описывают звуки, которые издают животные?
-Какой литературный приём здесь использован? (эпитет, сравнение)
-Что значит матёрый? Как ещё называют крокодилов? СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. 1. Хищники в заповеднике. На Кубе, лежат, ползают, издают.
2. Такие разные крокодилы:
маленькие; с авторучку, пищат;
побольше; с калошу, крякают, как утки;
средние; лают;
матёрый; четыре, длиной, как бык.
3. Вывод. ЗАПИСЬ ТЕКСТА. Индивидуальная помощь.
Можно дополнить описание внешнего вида крокодилов. ОБОБЩЕНИЕ.
СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ «ПЕРВЫЙ СНЕГ». Цели: Развивать умение составлять текст – описание.
Способствовать общему развитию учащихся.
Формировать творческое мышление и орфографическую зоркость.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. -Первый снег! Первый снег? Первый снег…
Он слетает белой стаей и сверкает на лету,
Он звездой прозрачной тает на ладони и во рту».
-Почему он такой разный?
-План нашего урока:
Какова тема нашего урока?
Где она раскрывается? (стихи, музыка, картины, пословицы и приметы)
Что мы должны сделать, чтобы составить описание? (вести наблюдение, сравнивать, делать выводы, выражать свои мысли и своё отношение).
ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. -Кто в своих произведениях обращался к теме «Зима»? Сравните описания снега, исключить лишнее:
-Холодная зима – жаркое лето. -Первый снег выпадает за 40 дней до зимы.
-Не тот снег, что метёт, а тот, что сверху идёт. -Зимой льдом не дорожат.
-Мороз не велик, а стоять не велит. –Много снега – много хлеба.
-Зима без снега – лето без хлеба.
-Что общего в этих высказываниях? «Он кружится, первый снег! Серебристый, хрупкий.
Тихо, словно бы во сне, закружился в тишине».
«Первые снежинки в воздухе кружатся, упадут на землю, но не залежаться.
Первые снежинки на руке растают, холодят, волнуют, зиму напоминают»
«Зима пришла непрошено, зима пришла тайком,
Наутро запорошило все улицы снежком».
-Какие еще стихи о первом снеге или о зиме вы знаете?
(Выступление детей, чтение рифмовок, подготовленных заранее).
-Почему такое разнообразие описания первого снега? Рассмотрите картины художников. Что в них общего?
-Одинаковая ли у них природа?
-Какие краски использовали художники, чтобы передать красоту первого снега? Послушайте, как с помощью музыки передали композиторы это природное явление (Чайковский, Свиридов).
-Что вы услышали? С помощью чего смогли композиторы передать действия снега?
(флейте, фортепиано и т.д.)
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА – ОПИСАНИЯ. -Подбор однокоренных слов: снег, снежок, снежочек, снеговик, снегирь, заснеженный.
снежный, снеговой.
-Составь нераспространённое предложение со словом снег.
-Красивое ли оно?
-Подбор слов, обозначающих состояние снега: мокрый, мягкий, грязный, мелкий,
колючий, тихий, хрупкий, белый, пушистый. ФИЗМИНУТКА
-Как на горке снег, снег, снег и под горкой снег, снег, снег,
И на ёлке снег, снег, снег. А под горкой спит медведь.
Тихо, тихо, не шуметь. -Какие художественные средства можно использовать для описания снега?
(Эпитеты, сравнения, метафора)
Как описывают снег, его действия: блестит, горит, переливается, искрится, сверкает,
повалил, порхает, кружится, валит, опускается, парит.
-Как ласково называют снег: лиловый, беленький, голубоватый, розовато- белый.
-С чем сравнивают: с мягким покрывалом, пушистым ковром, шапкой мохнатой, пуховым
платком, белым одеялом, шалью белоснежной. -Попробуйте сами описать снег.
-С чего начнём своё описание?
ПЛАН:
Описание природы, ожидающей снега.
Описание снега.
Какие чувства вызывает у вас первый снег?
Заслушать 2-3 описания.
Уточнить построение предложений, использование эпитетов и сравнения. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
(см. выше – слова, записанные по ходу выяснения, состояния снега). ЗАПИСЬ ТЕКСТА. Индивидуальная помощь. Корректировка построения предложений. АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ.
СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «ЛЕТОМ». Цели: Развивать умение строить предложения, передавая в них свои впечатления.
Закреплять знания орфографии.
Формировать творческое мышление.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. -Эта страничка зелёного цвета, значит на ней нарисовано лето.
Если бы здесь уместиться я мог, я бы на этой страничке прилёг.
Бродят в траве золотые букашки, вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки, словно цветной самолёт, стрекоза.
Вот тёмно-красная божья коровка, спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко и полетела по божьим делам.
Вот в одинаковых платьях, как сёстры, бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пёстрой, то, раскрываясь, несутся опять…
С. Я. Маршак -Где вы проводили лето?
-Какие случаи летнего отдыха вам больше всего запомнились?
-Где происходили события?
-Что интересного вы хотели бы нам рассказать? -Давайте составим план нашего будущего рассказа.
ПЛАН РАБОТЫ.
Время событий.
Летние занятия.
Интересный случай.
Обобщение или вывод.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ. -Составление рассказа по плану. Корректировка построения предложений. Примерные тексты: «Лето было очень жаркое. Каждый день я ходил купаться на речку. Там было весело. Мы плавали, ныряли, загорали.
Однажды мы заигрались. Небо заволокло тучами. Начался сильный дождь. Мы все вымокли. Дождь кончился. Засветило яркое солнышко. Счастливые мы возвращались домой.»
«Это было летом. Мы встали рано, на рассвете и пошли в лес за грибами.
Я подошла к большому дереву и наклонилась. Вдруг что-то ударило меня по голове. Посмотрела, а это белый гриб. Откуда он упал? Я подняла голову и вижу: на ветке сидит белочка. Это она уронила гриб. Белочка совсем маленькая, рыженькая, а хвост у неё большой и пушистый». «Мы с папой летом часто ходили на рыбалку. В этот раз мы пошли на наш любимый карповый пруд. Хорошо идти босиком по росе! Вот и наше любимое место.
Зашли по колено в воду. К моим ногам быстро привязались маленькие карпята. Вдруг вижу: плывёт что-то красивое, рассекая воду. Я закричала. Но папа успокоил меня. Он сказал, что это обыкновенный уж, и подцепил его концом удилища. Но уж соскользнул и поплыл в нашу сторону. Я быстро выбежала на берег. Уж поплыл дальше. А мы больше не заходили в воду».
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. рассвет однажды неожиданно ходили – ход
собирали сначала – начал
земляника – земли счастливый – счастье
купаться босиком – босым С нами произошёл интересный случай.
Однажды вечером, отдыхали на море, посетили парк аттракционов,
соскучились по своему городу, с друзьями, путешествовали, поездка.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ. Составление текста в виде рассказа или письма другу.
АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ.
ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «ДОГАДЛИВЫЕ МУРАВЬИ».
Цели: Закреплять знания о тексте – повествовании.
Развивать орфографическую зоркость.
Формировать наблюдательность и чувство бережного отношения к лесным
жителям.
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА. -Кто на себе носит груз больше своего веса? Знакомство с текстом:
«На столе стояла банка с мёдом. В неё забрались муравьи. Хозяйка выгнала муравьёв. Потом она обвязала банку верёвкой и подвесила к потолку.
Один муравей остался в банке. Он наелся и хотел уйти, но выхода не нашёл. Долго он бегал по банке. Потом муравей добрался до верёвки. По верёвке он выбежал на потолок, а с потолка спустился по стене на пол.
Прошло время, и полчища муравьёв поползли по стене. Они переползли на потолок.
С потолка по верёвке муравьи заползли в банку.
Муравьи спускались и поднимались до тех пор, пока не съели весь мёд». -К какому виду текстов можно отнести этот рассказ?
Докажите своё мнение.
-Выделите признаки повествования. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ. -Где стояла банка с мёдом?
-Что сделала хозяйка, чтобы избавиться от непрошеных посетителей?
-Как удалось муравьишке спуститься вниз?
-Что произошло дальше?
-Как удалось муравьям съесть весь мёд?
-Как этот случай характеризует муравьёв?
-Что вы ещё знаете об этих удивительных насекомых? СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. 1. Банка с мёдом. стояла, в неё, забрались, хозяйка, обвязала, подвесила
к потолку
2. Муравей в банке. остался, наелся, хотел уйти, не нашёл, потом
добрался, по верёвке, потолок
3. Полчища муравьёв. прошло, поползли, переползли, заползли
4. Умные муравьи. спускались и поднимались до тех пор, не съели САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ.
ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «КОТ ИВАНЫЧ» Цели: Развивать умение определять тип текста.
Способствовать развитию орфографической зоркости.
Формировать речь учащихся.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ. -Пушистый, мохнатый, умывается лапой. (кот) «Жил у нас в доме огромный, толстый кот Иваныч. Он был ленивый и целые дни ел и спал. А лежать Иваныч любил так, чтобы ему было тепло и мягко. Любил он на подушке лежать или под одеяло забирался.
Однажды вот что наделал кот Иваныч. Замесила мама тесто в кастрюле, накрыла тёплым платком и поставила на печь, чтобы оно лучше поднялось.
Прошло два часа. Мама пошла посмотреть, хорошо ли тесто поднимается. Смотрит, а в кастрюле, на мягком тесте, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто помял и сам измазался. Так мы без пирогов и остались». -Определите тип текста. Докажите своё мнение.
-Назовите признаки текста – повествования. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ. -Где жил кот? Какой он был?
-Где любил спать Иваныч?
-Что сделала мама? Куда она поставила кастрюлю с тестом?
-Что сделал кот?
-Как можно продолжить текст?
«А Иваныча пришлось мыть. Налила мама тёплой воды в тазик, поставила туда кота и начала мыть. Мама моет, а он не сердится - мурлычет, поёт на весь дом». ПЛАН И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. 1. Ленивый кот. огромный, лежать, так, чтобы, мягко, под одеяло
забирался
2. Тесто в кастрюле. замесила, однажды, накрыла платком, поставила,
лучше поднялось
3. Кот в кастрюле. посмотреть, поднимается, как на перине, помял,
измазался
4. Купание кота. налила, начала мыть, не сердится – мурлычет
ЗАПИСЬ ТЕКСТА. АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ.
ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «ЧУДЕСНАЯ КНИГА». Цели: Закреплять знания типов текстов, находить элементы разных типов текстов.
Формировать умение передавать содержание текста.
Развивать орфографическую зоркость.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ. «В воскресенье Ваня отправился читать звериные следы. Он взял с собой братишку Васю.
В лесу красота! Будто сказка. Вьюга украсила сосны пушистыми шапками. Берёзки надели искристые накидки. Красногрудые снегири по веткам прыгают.
Пошли братья по заячьему следу. Вдруг видят: в ловушке заяц бьётся. Шёрстка вся кровью измазана. Ваня снял с зайца кольцо и от пустил его на волю.
По следам чужих лыж друзья нашли ещё пять ловушек. Ваня поломал их. Так проучили юные друзья леса нарушителя законов охоты.
Удачный был день у братьев. Много интересных страниц прочитали мальчики в чудесной снежной книге». -Определите тип текста.
-Элементы, какого типа есть в повествовании? Докажите своё мнение. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ. -Почему рассказ так назван?
-Следы, каких животных сумел прочитать Ваня?
-Куда привёл братьев заячий след?
-Как наказали мальчики нарушителя закона охоты?
-Что ещё кроме следов лесных зверей порадовало мальчиков?
-Что необычного увидели братья в зимнем лесу?
-Какова основная мысль текста? ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА. 1. Лесная красота. в воскресенье, отправились читать, красота, украсила,
надела, красногрудые
2. Заяц в ловушке. по заячьему следу, бьётся, шёрстка, вымазана, отпустил
его, на волю
3. Нарушитель наказан. чужих луж, поломал, проучили, юные, законов охоты
4. Удачный день. братьев, прочитали, в чудесной ЗАПИСЬ ТЕКСТА. Индивидуальная помощь при составлении предложений. АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ.
ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» Цели: Развивать умение передавать содержание текста по плану.
Формировать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство бережного отношения к птицам. ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ. Летает, порхает,
Жуков собирает. (Птица)
-Что вы знаете о птицах?
-Какие изменения в жизни пернатых происходят с наступлением весны? АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ -Прочитайте текст.
|
|
|