Главная страница

Программа «Предшкольная пора»



НазваниеПрограмма «Предшкольная пора»
Дата08.08.2016
Размер69.1 Kb.
ТипПрограмма

Открытое занятие по теме:

«Как звери готовятся к зиме»

в младшей подготовительной группе

(раздел «Познаем мир», программа «Предшкольная пора» Виноградовой Н.Ф.)

Цель: раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.

Задачи: закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме, сравнить среду обитания животных в Астраханском крае, развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.

Ход занятия:

  1. Эмоциональный настрой:

  1. Рассказ педагога: (музыка)

-Ребята, в выходной день я проходила по берегу реки Волги. А там – столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет.

-Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?

(осенью, кораблики- осенние листья)



  1. Дидактическая игра «Осенние листочки».(развитие воображения)

-Представьте, что вы осенние листочки, которые кружатся на ветру.


  1. Актуализация знаний:

По утрам морозы,

В рощах - желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат.
-Скажите, о каком времени года это стихотворение? (осень)
-Какие изменения происходят в природе осенью? (солнце светит мало, становится холодно, дни короче, идут дожди)
-А какие изменения происходят в живой природе? (у деревьев желтеют и опадают листья, исчезают насекомые, перелетные птицы улетают в теплые края, лесные звери готовятся к зиме)
-Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?

Все в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.


  1. Мотивация к занятию:

Письмо из лесу:

Ой, ребята! Что это?

Вот конверт, большой и желтый,

Как же нас конверт нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей?

Лесной!

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать.

  1. В перевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)


  1. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)


  1. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (еж)


  1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост ее краса,

Это- рыжая…. (лиса)


  1. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это….(волк)


  1. У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

а от голода - кора. (заяц)

-Скажите, как можно назвать животных, которые живут в лесу? (лесными, звери, дикие)

-Почему животных называют дикими? (сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле)

-Кто из вас был в лесу?

-А в нашем крае есть леса? (нет, только лесопосадки, лесные рощи)

-А где находятся леса в России? ( в Сибири, в Подмосковье, в средней полосе страны)
-Приходите в лес осенний,

будем с вами мы дружить,

Веселиться и играть

Будем очень вас мы ждать!


  1. Путешествие в осенний лес:

-Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.
Все вместе покружитесь,

И в листочки превратитесь.

1,2,3, вокруг себя повернись,

В осеннем лесу окажись!
Игра « Найди дикое животное»

Хлопаем, если слышим название дикого животного.

Белка, свинья, еж, медведь, корова, волк, баран, лиса, лошадь, кошка, заяц.
-Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?

-Эй, где вы? Ой, разве можно кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята?

Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, в лесу нельзя шуметь. Можно напугать диких животных и тогда мы точно не встретим их.

  1. Встреча с зайкой:

-Ребята, смотрите, кто-то к нам спешит.….

Кто- то маленький, длинноухий, пугливый….

-Вы догадались кто это?

Да, конечно это заяц.

-Но он очень грустный. Что могло с ним случиться? (испугала лиса, холодно ему, морковки нет…)
Игра «Скажи ласково»

-Чтобы заяц нас не боялся, мы скажем ему ласковые слова-

Зайка, зайчишка, зайчик, заинька.

- Оказывается, он сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел , то не нашел своих друзей.

-Ребята, скажите, зачем зайка меняет шубку осенью? (чтобы его не видно было на снегу)

-Давайте поможем найти ему друзей.
Игра «Угадай кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)

Маленький, колючий…. (ежик)
-Скажите, ребята, куда пропали ежик и медведь?
Ежик наедается- грибами , мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.
Медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

Где он спит?

Правильно он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло.
Игра «Пальчиковая зарядка»

Медведь

Как на горке - снег, снег (Домик)

И под горкой- снег, снег, (ямка)

И на елке снег, снег, (дерево и снег на )

И под елкой- снег, снег, (дерево и снег под)

А под снегом спит медведь. (Руки под щеку)

Тише, тише… (шепотом, палец к губам)

Не шуметь! (шепотом, погрозить пальцем, брови нахмурить)
-Посмотрите, чьи это следы, если медведь и еж спят? (белка)

Как вы узнали? (грибы на ветке остались, следы под деревом, дупло на дереве)
А как белка готовится к зиме?

-Белка осенью линяет с рыжего на серый цвет шерсти, чтобы на дереве зимой ее не увидел ни один хищник. Теплая шерсть нужна для тепла и защиты от морозов. Белка складывает запасы в кладовую на дереве- шишки, орехи, грибы.
- Посмотрите, зайка совсем расстроился, он запасы не сделал на зиму и не спит зимой. Чем же ему питаться? (побегами молодых деревьев и корой деревьев ).
- Вот молодцы, ребята, успокоили зайку.

Посмотрите он такой хорошенький, может возьмем его к себе в группу? (нет, нельзя)

А можем ли мы диких животных брать домой из леса? (они погибнут в неволе)

-Беги зайка, под свой кустик к своей семье.

А мы с ребятами поиграем.
Игра «Назови семью»

Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок

Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок

Папа-медведь, мама-медведица, детеныш- медвежонок


  1. Возвращение:

-Наше путешествие закончилось, но посмотрите на поляне беспорядок: пустые бутылки, пакеты.

Что не нужно для природы.

Давайте уберем мусор и заберем его домой. Некоторые из них могут пригодиться нам для занятий. К зимним холодам сделаем из бутылки для зимующих птиц кормушку, а в пакетики будем запасать семена для подкормки пернатых гостей.
- Раз, два, три вокруг себя повернись,

И снова в классе окажись.


  1. Закрепление:

-Мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:

-Каких зверей мы можем встретить в лесу?

Кто из зверей впадает в спячку?

Кто делает запасы на зиму?

Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

Как медведь утепляет свою берлогу?

Как ежик готовится к зиме осенью?
Каких диких животных леса мы можем встретить в нашем Астраханском крае? (лиса, еж, волк, заяц)

А какие не обитают в нашем краю?(белка, медведь)
-Посмотрите, зайка нам что-то оставил. Это записка :
Я детей благодарю.

Всем спасибо говорю.

Не страшны мне холода.

Будет мне зимой еда.
-Посмотрите, а еще зайка нам оставил задание.
«Письменное задание»

-Это нарисованные яблоки. Надо взять ручку, обвести по точкам яблоки, провести штриховку, как показывают стрелочки. Это делать надо аккуратно и не торопясь.

-Вот вы все справились с заданием зайчика. Давайте листочки сложим в корзинку и отправим в лес. Пусть зайка посмотрит, как вы старались.
-Ой, что это с корзинкой стало. В ней яблоки превратились в настоящие. Оказывается корзинка у зайчика волшебная.

Вот спасибо зайчик за гостинцы!
(дети уходят в группу)