|
Программа «Предшкольная пора» Открытое занятие по теме:
«Как звери готовятся к зиме»
в младшей подготовительной группе
(раздел «Познаем мир», программа «Предшкольная пора» Виноградовой Н.Ф.)
Цель: раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.
Задачи: закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме, сравнить среду обитания животных в Астраханском крае, развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
Рассказ педагога: (музыка)
-Ребята, в выходной день я проходила по берегу реки Волги. А там – столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет.
-Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?
(осенью, кораблики- осенние листья)
Дидактическая игра «Осенние листочки».(развитие воображения)
-Представьте, что вы осенние листочки, которые кружатся на ветру.
Актуализация знаний:
По утрам морозы,
В рощах - желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат. -Скажите, о каком времени года это стихотворение? (осень) -Какие изменения происходят в природе осенью? (солнце светит мало, становится холодно, дни короче, идут дожди) -А какие изменения происходят в живой природе? (у деревьев желтеют и опадают листья, исчезают насекомые, перелетные птицы улетают в теплые края, лесные звери готовятся к зиме) -Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?
Все в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.
Мотивация к занятию:
Письмо из лесу:
Ой, ребята! Что это?
Вот конверт, большой и желтый,
Как же нас конверт нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся! Ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей?
Лесной!
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
Все загадки угадать.
В перевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной? (еж)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
Это- рыжая…. (лиса)
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это….(волк)
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
а от голода - кора. (заяц)
-Скажите, как можно назвать животных, которые живут в лесу? (лесными, звери, дикие)
-Почему животных называют дикими? (сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле)
-Кто из вас был в лесу?
-А в нашем крае есть леса? (нет, только лесопосадки, лесные рощи)
-А где находятся леса в России? ( в Сибири, в Подмосковье, в средней полосе страны) -Приходите в лес осенний,
будем с вами мы дружить,
Веселиться и играть
Будем очень вас мы ждать!
Путешествие в осенний лес:
-Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме. Все вместе покружитесь,
И в листочки превратитесь.
1,2,3, вокруг себя повернись,
В осеннем лесу окажись! Игра « Найди дикое животное»
Хлопаем, если слышим название дикого животного.
Белка, свинья, еж, медведь, корова, волк, баран, лиса, лошадь, кошка, заяц. -Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?
-Эй, где вы? Ой, разве можно кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята?
Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, в лесу нельзя шуметь. Можно напугать диких животных и тогда мы точно не встретим их.
Встреча с зайкой:
-Ребята, смотрите, кто-то к нам спешит.….
Кто- то маленький, длинноухий, пугливый….
-Вы догадались кто это?
Да, конечно это заяц.
-Но он очень грустный. Что могло с ним случиться? (испугала лиса, холодно ему, морковки нет…) Игра «Скажи ласково»
-Чтобы заяц нас не боялся, мы скажем ему ласковые слова-
Зайка, зайчишка, зайчик, заинька.
- Оказывается, он сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел , то не нашел своих друзей.
-Ребята, скажите, зачем зайка меняет шубку осенью? (чтобы его не видно было на снегу)
-Давайте поможем найти ему друзей. Игра «Угадай кто это?»
Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)
Маленький, колючий…. (ежик) -Скажите, ребята, куда пропали ежик и медведь? Ежик наедается- грибами , мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны. Медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.
Где он спит?
Правильно он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло. Игра «Пальчиковая зарядка»
Медведь
Как на горке - снег, снег (Домик)
И под горкой- снег, снег, (ямка)
И на елке снег, снег, (дерево и снег на )
И под елкой- снег, снег, (дерево и снег под)
А под снегом спит медведь. (Руки под щеку)
Тише, тише… (шепотом, палец к губам)
Не шуметь! (шепотом, погрозить пальцем, брови нахмурить) -Посмотрите, чьи это следы, если медведь и еж спят? (белка)
Как вы узнали? (грибы на ветке остались, следы под деревом, дупло на дереве) А как белка готовится к зиме?
-Белка осенью линяет с рыжего на серый цвет шерсти, чтобы на дереве зимой ее не увидел ни один хищник. Теплая шерсть нужна для тепла и защиты от морозов. Белка складывает запасы в кладовую на дереве- шишки, орехи, грибы. - Посмотрите, зайка совсем расстроился, он запасы не сделал на зиму и не спит зимой. Чем же ему питаться? (побегами молодых деревьев и корой деревьев ). - Вот молодцы, ребята, успокоили зайку.
Посмотрите он такой хорошенький, может возьмем его к себе в группу? (нет, нельзя)
А можем ли мы диких животных брать домой из леса? (они погибнут в неволе)
-Беги зайка, под свой кустик к своей семье.
А мы с ребятами поиграем. Игра «Назови семью»
Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок
Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок
Папа-медведь, мама-медведица, детеныш- медвежонок
Возвращение:
-Наше путешествие закончилось, но посмотрите на поляне беспорядок: пустые бутылки, пакеты.
Что не нужно для природы.
Давайте уберем мусор и заберем его домой. Некоторые из них могут пригодиться нам для занятий. К зимним холодам сделаем из бутылки для зимующих птиц кормушку, а в пакетики будем запасать семена для подкормки пернатых гостей. - Раз, два, три вокруг себя повернись,
И снова в классе окажись.
Закрепление:
-Мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:
-Каких зверей мы можем встретить в лесу?
Кто из зверей впадает в спячку?
Кто делает запасы на зиму?
Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?
Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?
Как медведь утепляет свою берлогу?
Как ежик готовится к зиме осенью? Каких диких животных леса мы можем встретить в нашем Астраханском крае? (лиса, еж, волк, заяц)
А какие не обитают в нашем краю?(белка, медведь) -Посмотрите, зайка нам что-то оставил. Это записка : Я детей благодарю.
Всем спасибо говорю.
Не страшны мне холода.
Будет мне зимой еда. -Посмотрите, а еще зайка нам оставил задание. «Письменное задание»
-Это нарисованные яблоки. Надо взять ручку, обвести по точкам яблоки, провести штриховку, как показывают стрелочки. Это делать надо аккуратно и не торопясь.
-Вот вы все справились с заданием зайчика. Давайте листочки сложим в корзинку и отправим в лес. Пусть зайка посмотрит, как вы старались. -Ой, что это с корзинкой стало. В ней яблоки превратились в настоящие. Оказывается корзинка у зайчика волшебная.
Вот спасибо зайчик за гостинцы! (дети уходят в группу)
|
|
|