Главная страница


Изложение описание «клюква»



Скачать 442.56 Kb.
НазваниеИзложение описание «клюква»
страница4/5
Дата14.04.2016
Размер442.56 Kb.
ТипИзложение
1   2   3   4   5
: радовали глаз, много могут сделать настойчивые руки.

-Обратить внимание на построение предложений: Они украшали местность, радовали глаз. Он узнал, что из веточки может вырасти дерево. Они высаживали свои тополя, ухаживали за ними (за деревцами).

-Подбор эпитетов: тополя ройные, история удивительная, весной ранней, утром ранним, вечером поздним, аллея чудесная, руки настойчивые.

-Опорные слова: редкость, украшали, местность, удивительную, обрезали, тополя, черенки, рассказывали, высаживали, ухаживали, сделать, станция.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Роняют пушинки с ветвей тополя, пушинки – снежинки летают, шаля.

В ладошку поймал белоснежный пушок, не тает в ладошке пушистый снежок.

Пушинки – сестрички в ладонь положу, в землю я семечко это вложу.
АНАЛИЗ РАБОТ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ

«МУРАВЬИ – ЗАЩИТНИКИ ЛЕСА».
Цели: Совершенствовать навыки пересказа текста повествования, используя элементы

описания или рассуждения.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон народом дружным заселен.

Народ веселый, трудовой охотно дом построил свой.

Все что-то тащат, все снуют, стараются и не устают.

Ты видел этих силачей? Тогда скажи, дом этот чей?

-Что вы знаете о муравьях?

-Какой тип текста мы будем писать, суда по названию?
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

Прочитайте текст, верно ли вы предположили тип текста?

-Какова тема и главная мысль текста?
АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Почему в лесах стало меньше муравейников?

-Как человек приносит беду муравьям?

-Какая беда однажды пришла в лес?

-Как муравьи справились с гусеницами?

-Для чего надо охранять муравейники от разорения?

-Как по-другому можно озаглавить текст?

Составление план (самостоятельно)

  1. Муравейнику грозит опасность.

  2. Муравьи спасают корабельный лес.

  3. Охраняйте лес.


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

-Объясните значение выражений:

корабельный лес, лесные дружинники, высотные дома, гибнуть от злых рук, произошло чудо.

-Подбор синонимов:

полчища – полки, куча, много; оголяли дубы - съедали листву, опустошали крону; вредители – вредные гусеницы, губители; расковырял – разрушил, раскидал.

-Объяснение правописания слов:

казалось, оголяли, тащили, вредители, уничтожали, охранять, шевелилась, передвигались.

-Выделение восклицательных предложений.

-Слова для справок:

справиться с бедой, полчища, гусеницы, произошло, дружинников, корабельный лес.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
АНАЛИЗ РАБОТ

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «КРАСНАЯ КНИГА»
Цели: Совершенствовать умение составлять текст – повествование по данному плану и

теме.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Рассмотрите иллюстрации. Что вы можете о них сказать?

-Какие растения считаются редкими и находятся под защитой?

-Почему все эти растения и животные нуждаются в охране?

-Какие меры принимают люди для защиты этих животных от вымирания?
-Послушайте отрывки из стихотворений, что они отражают?

Охраняются «Красной книгой» столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы!
«Красная книга» - красная! Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига, все живое хранить зовет.

Пусть зовет не напрасно – Красная книга!

Б. Дубровин.

Эпиграф: Берегите свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Я. Аким.
-Определите тему и тип работы.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ


  1. Что такое «Красная книга»?

  2. Где она хранится?

  3. Для чего была создана?

  4. Какие животные или растения занесены в нее?


Справка: По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны

окружающей среды. В 1966 году была создана книга, в которую были занесены

все исчезнувшие, исчезающие и редкие виды животных и растений нашей

планеты. Книга стала называться – Красной книгой, ведь красный цвет – цвет

опасности и тревоги. Красный цвет – сигнал смертельной опасности – это

призыв к совести каждого, спасти природу от гибели.

Учредил этот список редких животных и растений Международный союз

охраны природы и природных ресурсов. Хранится эта книга в г. Морже в

Швейцарии.

В России с 1.01.1981 г. – действует Закон об охране природы, животных и

воздуха. Создано более 2000 заповедников, множество заказников и

Национальных парков.
-Какие животные занесены в Красную книгу? Что вы знаете об этих животных?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Подбор эпитетов:

книга (какая?) Красная, животные (какие?) редкие, исчезающие, вымирающие.
Подбор действий:

нуждаются, занесены, относятся, исчезают, запрещена, находится под защитой, открывают, заботятся, защищают, охраняют.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА
Предложить на выбор:

1 группа – Составить текст повествование с элементами и описания и рассуждения.

Для чего была создана Красная книга?
2 группа – Составить текст повествование, используя описание некоторых видов

животных.

Итог: Эти животные будут жить на планете под охраной человека.
3 группа – Составить текст повествование, по данному началу:

Редкие животные занесены в Красную книгу. Они нуждаются в охране. К

таким животным относятся
Дополнительно:

Белый медведь обитает только в Арктике.

Синий кит на грани исчезновения.

Исчезли с лица планеты морские коровы.

Орел – беркут строит гнездо на вершине скалы.

Бобры – строители речных плотин тоже нуждаются в охране из-за своего ценного меха.

Стерх – журавль, обитающий только на болотах нашего края (Нижневартовск ого района), их около 300 особей.

Малый лебедь – красавец, живущий в тундре, очень редкий и нуждается в охране.
Во время работы звучит мелодия, звуки леса или животных.
АНАЛИЗ РАБОТ

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

«ЗАЯЦ – РУСАК»
Цели: Совершенствовать умение составлять текст – повествование дополняя элементами

описания или рассуждения по данному плану и теме.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Он трусишка, но с тропинки от испуга не бежал.

Уши вытянул вдоль спинки, замер серенький, дрожал. (Заяц)

-Что вы знаете о зайцах? Какие два вида зайцев обитают в нашей местности?

-Чем отличаются беляк от русака?

(Летом оба буро-серого цвета. К зиме русак чуть светлеет, а беляк резко меняет цвет меха на белый.)
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ

Прочитайте план текста:

  1. В лесу.

  2. Встреча.

  3. Заяц – русак или заяц – беляк.

-Где могут происходить события?

-Как выглядит лес, поляна?

-В какое время года? Опишите это время и природу в это время.

-Что случилось? Какая встреча произошла?

-Как выглядел заяц? Кто это был: русак или беляк?

-Какой тип текста можно использовать?

Виды текстов:

повествование описание рассуждение

действия признаки сравнение и объяснение

что делал? какой? почему? зачем?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Подбор слов:

Зайка- заяц, заюшка, заинька, косой, зайчишка, трусишка, серенький, беленький.

(Какой?) Длинноухий, пушистый, короткохвостый, трусливый, дрожащий.

(Что делает?) Бежит, мчится, дрожит, стоит столбом, прячется, скрывается, объедает, меняет.

Заяц живет под кустом, питается корой берез, осин, мягкой корой ивы.

Русак обитает на полях и степях. Днем спит, а ночью кормится.

Беляк живет в тайге или смешанном лесу.

Оба зайца от погони уходят кругами и петляют. Врагов у них много: охотники, лисы, волки, совы и орел. Во время погони зайцы могут достигать скорость до 70 км\ч.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Можно предложить на выбор два варианта начала работы:

  1. Был теплый весенний день. Солнце сильно грело. Мы гуляли в лесу. Вдруг…

  2. Возвращались мы из леса. Вышли на полянку и увидели странные следы – два длинных и два коротких. Мы пошли по следу и раздвинув кусты, увидели…


АНАЛИЗ РАБОТ

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ «ХИТРАЯ ЛИСИЦА».
Цели: Дать понятие о свободном диктанте и его особенностях.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство бережного отношения к животным.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-Хвост пушистый дугой, За деревьями, кустами

Вам знаком зверек такой? Промелькнуло будто пламя.

Острозубый, темноглазый. Промелькнуло, пробежало,

По деревьям любит лазить. Нет ни дыма, ни пожара.

Строит он свой дом в дупле, (Лисица)

Чтоб зимою жить в тепле.

(Белка)

-О ком пойдет речь в тексте?

-Какой по типу будет текст?
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
Над лисьей норой было дупло белки.
Раз лиса легла пластом на поляне. Любопытная белочка выпрыгнула из своей квартирки. Она близко пробежала около лисы. Старая плутовка лежала, как мертвая.
Белка осмелела. Она стала бросать в голову лисы куски коры. Зверек так близко пробежал, что задел лисицу хвостом.

Лисица вдруг вскочила. Но белка ускользнула от плутовки.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
-К какому типу относится данный текст?

-Данный текст мы будем писать в форме свободного диктанта. Как вы понимаете это задание?

-Измените первую часть, дополнив ее своими мыслями.

-Замените слово белка родственными: белочка, зверек, рыжая, попрыгунья и т.д.

-Замените слово лиса – лисица, рыжая, плутовка, хитрюга и т.д.

-Сделайте вывод о поведении зверей.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Любопытная, близко, осмелела, вскочила, ускользнула, пластом, лисьей.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА
АНАЛИЗ РАБОТ.
СОЧИНЕНИЕ ОПИСАНИЕ

ПО КАРТИНЕ П. П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ».
Цели: Развивать умение описывать картины художников.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-Цветет сирень, благоухает.

Поселок дачный весь в цвету.

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

В. Товарков.

-Определите тему сочинения.
АНАЛИЗ КАРТИНЫ.
-Рассмотрите репродукцию с картины Петра Петровича Кончаловского.

-Что вы знаете о художнике? (Рисует натюрморты).

-Определите тему картины. (Сирень).

-Что вы знаете об этом растении?

-Опишите сирень, которую изобразил художник.

-Как выглядят цветы? (Кисти, гроздья, соцветия.)

-Какие тона и краски использовал Кончаловский? (сиреневый, лиловый, белый, розовато-белый). Для чего художник использовал прием контраста?

-Живые эти цветы или нет?

(Люди ломают ветки сирени из-за красивых соцветий, но пройдет 2-3 дня и цветы начнут вянуть. Умер цветок, гибнет и чахнет куст сирени.)

-что хотел сказать художник, изобразив букет сирени в корзине?

(Призывает не губить кусты сирени. Запечатлел последний миг жизни цветка, который приносил бы больше радости, если бы его не сорвали).

-Вспомните, какие чувства, ощущения вы испытывали, глядя на цветущие кусты, букет сирени.

-Поэты, писатели и художники воспевают красоту куста сирени. Послушайте рассказ
«Сирень».

«С сиренью связаны у нас воспоминания о весне, о чудном мае, когда пробудившаяся от зимнего сна природа укрывает деревья и кустарники свежей зеленью, засеивает луга пестрыми цветами.

Кусты сирени с кистями душистых цветов на фоне темно-зеленых сердцевидных листьев издавна украшают сады.

Есть города, где особенно много сирени. Весной серые стен и башни старого Таллинна сливаются с лиловыми цветами сирени. Больше всего разводят сирень в Финляндии и Норвегии. Сиреневый сад есть и в Москве, на Щелковском шоссе. Здесь растет более трехсот сортов сирени! Каждый, кто приходит сюда, залюбуется самыми причудливыми расцветками кустов – от нежно-розовых и голубых до темно-лиловых и пурпурных. Только здесь можно понять, что такое настоящая белизна. Белизна этой сирени какая-то особенно чистая, первозданная…

О сирени рассказывается много легенд.

Весна, смешав лучи солнца и радуги, бросала их на землю. Где падали лучи, распускались цветы – желтые, красные, синие, белые. Весна шла с юга на север. Когда она достигла севера, у нее остались лиловые лучи. Из них-то и выросли кусты сирени.

Сирень вдохновляет многих поэтов и писателей.

«Был седьмой час вечера – время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха». (А.П.Чехов)

«Вдали едва рисуются кудрявые сиреневые леса» (И. Бунина)
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА.
Коллективное составление плана:

  1. Куст сирени.

  2. Описание внешнего вида куста – букета (опираясь на картину).

  3. Нравится ли вам сирень?


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
-художник, натюрморт, контраст, произведение искусства;

-кустарник, сирень;

-сиреневый, лиловый, фиолетовый, розовато-белый;

-цветы – соцветия, гроздья, кисти, трехлистник;

-листья продолговатые сердцевидные с ровными краями, темно-зеленого цвета;

-аромат – запах, благоуханье;

-корзина- ваза, плетеная.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА.


  1. Описание с элементами рассуждения о вреде, который наносят люди, ломая ветки сирени.



  1. Описание картины.




  1. Сочинение по началу: «Сегодня на уроке мы рассматривали картину русского художника П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Эта картина написана маслом на холсте в жанре – натюрморт.»


-Индивидуальная помощь в корректировке текста.
АНАЛИЗ РАБОТ

СОЧИНЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

ПО КАРТИНЕ Н. ЩЕПЕТОВОЙ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ».
Цели: Развивать умение описывать картины художников.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать чувство прекрасного.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Нелегко забраться туда, Все лето стояли зимы ждали,

Но легко и приятно скатиться обратно. Дождались поры – помчались с горы.

(Горка). (Санки).

-Определи тему сочинения и тип.
АНАЛИЗ КАРТИНЫ.

-Рассмотрите картину Н. Щепетовой. Дайте ей название. Обоснуйте свой выбор.

-К какому жанру можно отнести эту картину? (бытовой)

-Выберите эпиграф к тексту.

«Мы снежную бабу лепили, «Мы в сугробах кувыркались,

И катались на лыжах с бугра!» И катались на коньках,

Л. Кудрявская. А потом в снежки играли

И с горы скатились – ах!»

А. Береснев.

-Опишите природу. Какой был день? Чем он привлек художницу?

(День ясный, солнечный, зимний, морозный, воскресный.)

-Кто герои картины? (Дети, ребята, ребятишки, детвора, девочка, мальчик, малыши, сорванцы, непоседы, шалуны.)

-Расскажите о действиях детей (Бегут, катаются, лепят, строят, скользят, сталкиваются, смеются, радуются).

-Какое настроение вызывает эта картина? Смогла ли художница передать радость детворы от ясного зимнего дня и игры на горке? Как, чем? (Веселое, радостное, смех, веселье, никто не скучает).

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА.

-Сколько частей должно быть в тексте повествовании? (завязка, кульминация, развязка).

-Составьте план текста (самостоятельно).

Помощь слабым (выбрать заголовки, распределить по порядку): Веселье на горке. Зимний день. Было здорово!
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Разбор орфограмм по ходу анализа картины.

Салазки – санки, коньки, снежки, не скучали, укутаны.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Послушайте одноименное стихотворение Г.Ладонщикова.

«Как Снегурка, в шубке белой, Маша с горки едет смело.

Вася катит снежный ком – он решил построить дом.

Лена катится на лыжах, оставляя ровный след.

А за нею Бобка рыжий, только лыж у Бобки нет.

На пруду каток хороший, лед сверкает, как стекло.

На коньках бежит Алеша, и в мороз ему тепло.

Под окном Тамара с Федей лепят белого медведя.

Брат их, маленький Олег, чайной ложкой носит снег».
АНАЛИЗ РАБОТ.

СОЧИНЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

«ГРОЗА».
Цели: Развивать умение составлять текст повествование с элементами описания.

Формировать орфографическую зоркость.

Воспитывать творческое воображение, наблюдательность.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Звучит «Шум дождя» (фонограмма)

-Конь бежит, земля дрожит, на небе стукнет – на земле слышно. (Гром).

-Живут сестра и брат: одну все видят, да не слышат, другого всякий слышит, да не видит. (Молния и гром).

-Определение типа текста и его тему.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА.

-Выберите эпиграф. Обоснуйте свой выбор

«Идет гром с тучей – ведром, «Дом у грома в черных тучах,

Несет дождинки – ручьи, росинки». Там он любит подремать.

Н. Марзяк. А когда дремать наскучит,

Начинает громыхать». В. Попов.

-Определите части текста (рассказ). Что в каждой части должны написать?

1. Перед грозой. -Как выглядит природа перед грозой?

Что в ней происходит? (жара, зной, ожидание дождя,

грозы, затишье, тишина, нет ни шороха)

2. Начало грозы. –С чего начинается гроза? (лениво пробежал ветерок,

проворчал, пробормотал первый гром, постепенно заволокли,

затянули, закрыли, повисла над землей, темное, огромное,

грозное покрывало)

3. Ливень. –Опишите природу во время грозы.

а) деревья забушевали, зашумели, склонили ветки, гнутся, ломаются,

теряют листву и ветки

б) ветер вихрь, сносит, уносит, загудел в вышине, пронесся, мчится,

поднимая пыль столбом

в) капли робкие первые, тяжелые, сыплет дождь, ливень, стеной

г) туча медленная, несется, огромная, темная, мрачная, ползет,

надвигается, растет на глазах, закрыла все вокруг

д) гром проворчал, гремел, громыхал, тяжелые взрывы, пробормотал,

ухнул, прогремел,

е) молния сверкнула, ослепительная, мелькали вспышки, блеснула,

ослепила, вспыхнула, зигзагом
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Во время разбора текста.

От сильного зноя пожелтела трава. Была засуха, пыль стояла над полями. Вдруг показалась огромная туча. Замолкли птицы. Вдруг от леса, как передовой вестник, пробежал ветерок. Следом за ним мчится вихрь, поднимая столбом пыль на дороге. Упали первые капли дождя, и вдруг блеснула молния. Грянул гром и торжественно прокатился в воздухе. Дождь так и сыпал. Чудесен шум дождя. Он барабанил по стеклу. Как все стало радостно вокруг. В темном небе вспыхнула ослепительная молния. Тяжелым взрывом грохнул весь горизонт и хлынул дождь. Он шумел и набирал силу. От мокрой земли потянуло холодом.
Отрывок из рассказа А.Чехова «Степь»
Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. Он дул с чёрной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.

Егорушка, думая, что сию минуту польёт дождь, стал на колени и укрылся рогожей.

Загремел сердито гром, покатился по небу справа налево, потом назад и замер около передних подвод.

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём; тотчас же опять загремел гром; едва он умолк, как молния блеснула так широко, что Егорушка сквозь цели рогожи увидел вдруг всю большую дорогу до самой дали, всех подводчиков и даже Кирюхину жилетку. Чёрные лохмотья слева уже поднимались кверху, и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу, пальцами, тянулось к луне. Егорушка решил закрыть крепко глаза, не обращать внимания и ждать, когда всё кончится.
1   2   3   4   5