Громадные ели, темные и хмурые, царит полумрак, мало трав и цветов, лучи солнца редко проникают сюда, мхи да лишайники, кругом тишь и прохлада. -Опишите само дерево.
Ствол – прямой , высокий, смолистый. Ветки – лапы, покрыты хвоей, густые.
Хвоя – иглы острые, колючие, растут парно, смолистые, пахучие, круглый год зеленые, вечнозеленые, меняются постепенно.
Земля вокруг – ковер из хвои. Шишки – светлые, тяжелые, свисают с ветвей, семена летучие, питательные.
-Что значит «ель – кормушка для птиц»?
Клест стоит гнездо среди еловых ветвей. Белка любит еловые семена. Вот дятел присел на пенек-кузницу и шелушит шишечку. Прилетают рябчики полакомиться семенами ели. ЗАПИСЬ ТЕКСТА
На опушке возле леса, раздается птичья трель.
Там, на солнечной полянке, высоко взметнулась ель. А. Мельников. Будто бы ежиха распустилась елочка,
И на ней притихла каждая иголочка. В. Иванов. АНАЛИЗ РАБОТ
ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ «ПРИМЕР АККУРАТНОСТИ» Цели: Учить соединять в одном тексте разные виды – повествование, описание и
рассуждение.
Формировать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство бережного отношения к животным. АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -Дом – глубокая нора, ночь – рабочая пора,
Корм – лягушка, черный жук, там в лесу живет … (барсук). -Что вы знаете об этом животном? ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ -Определите вид текста. Найдите описание.
Что надо дополнить в текст, чтобы получилось рассуждение? АНАЛИЗ ТЕКСТА -О каком звере идет речь?
-Что значит «пример аккуратности»?
-Докажите примерами из текста.
-Чем питается барсук?
-Как он выглядит? ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Аккуратный, шерсть, хищник, медвежьими.
Расправляет, наводить туалет, обязательно, устраивает, наведет порядок, добывает, отыскивает и вытаскивает. ЗАПИСЬ ТЕКСТА План:
Хищник.
В норе.
Перед охотой.
Индивидуальная помощь слабым. АНАЛИЗ РАБОТ
ИЗЛОЖЕНИЕ ОПИСАНИЕ «ТРИ ВЕСНЫ» Цели: Развивать умение работать с текстом описания, находя в нем характерные черты.
Формировать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство прекрасного, умение наблюдать за природой. АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет.
-Последний снег в апреле тает, все рады солнцу и теплу.
-В мае запестрела лужайка, и шмель опрокинул цветок.
-Что характерно для весны? Как она проявляется в природе? ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ -К какому виду мы отнесем этот текст?
-Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их с текстом. АНАЛИЗ ТЕКСТА -Какие три весны описал Виталий Бианки?
-Что приносит полевая весна?
-Что отличает речную весну?
-Как названа лесная весна?
-Почему текст назван «Три весны»? План:
В поле.
На реке.
В лесу.
-Расскажите о каждой весны в отдельности. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Проталины, туман, зерно, насекомые, скворцы.
Укутывает, возвращает, прячет, спасает, собирает.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА Индивидуальная помощь слабым. АНАЛИЗ РАБОТ
СОЧИНЕНИЕ ОПИСАНИЕ «АСТРА» Цели: Развивать умение составлять текст описание.
Формировать орфографическую зоркость.
Способствовать общему развитию учащихся через развитие наблюдательности,
творческой активности. АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Балерина вышла, юбочка пышка,
Сборки, да оборки, складки да подкладки.
А имя у артистки небесной прописки. (Астра) АСТРА
Осень над парком тенистым… Ложится золото кленов на воды пруда.
Кружатся листья… Умолкли птицы…
В похолодевшее небо глядится астра, лучистая астра – звезда.
Астру с прямыми ее лепестками с древних времен называли «звездой».
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами от сердцевидки совсем золотой.
Близятся семерки. Тонкий и острый в небе созвездий колышется свет.
Астра на клумбе, душистой и пестрой,
Смотрит, как светят далекие сестры, и посылает с земли им привет.
Рождественский.
-Что вы знает об этом цветке?
Послушайте легенду:
«Давным-давно одному ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Париже. Растение расцвело красным лучистым цветком с желтой сердцевиной. Увидев это растение один из ботаников воскликнул: «Астер!», что значит – звезда.
Лепестки астр, как лучи звезды, расходятся во все стороны. Сохранилось еще одно предание, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Вот почему в тихую звездную ночь, у клумб с астрами слышится слабый шелест: это астры беседуют со своими далекими сестрами, так на них похожими.
Белые, желтые, красные, синие, фиолетовые, со множеством оттенков, светлые и темные, бывают астры. Нет ни одного сада, где бы осенью не цвели эти цветы.» СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА
-Составим план текста:
Осеннее растение.
Необычные цветы: цвет, лепестки, сердцевина, стебель и лист.
Красота цветов.
Справка: Астра – вид каллистефус, всего 200 подвидов этого рода. Есть однолетки и
многолетки, даже кустарники – омарии, растут в Австралии. ОРФОГРАФИЧЕСАЯ ПОДГОТОВКА
Астра – звезда, цветок, цветочек. Цвет – белый, розовый, красный, фиолетовый, синий, много оттенков. Лепестки как лучики. Серединка – желтая, былинка. Стебель прямой и длинный. Листья узорчатые.
Какие действия совершались? Прислали, растет, росла, расцвело, увидели, выросла, слышится, беседуют.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
АНАЛИЗ РАБОТ
СОЧИНЕНИЕ ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ И.ЛЕВИТАНА
«ОСЕННИЙ ДЕНЬ. СОКОЛЬНИКИ» Цели: Развивать умение составлять текст описание по картине.
Совершенствовать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство прекрасного. АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -Рассмотрите репродукцию с картины. Как бы вы ее назвали? Кто ее автор?
Соотнесите стихи и картину:
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
|