|
Изучение свойств гидроксилсодержащих соединений Лабораторная работа № 1. Тема: Изучение свойств гидроксилсодержащих соединений. Цель работы: формирование умений изучать, сравнивать и анализировать свойства гидроксилсодержащих соединений путем проведения химического эксперимента.
Форма работы: парно-индивидуальная.
Характер работы: экспериментальный, частично-поисковый.
Рекомендуемая литература: Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.143-158 Контрольные вопросы:
Определение и классификация спиртов.
Особенности номенклатуры и изомерии спиртов.
Каковы физические свойства спиртов? Сущность явления “ассоциации молекул”.
Особенности химических свойств гидроксилсодержащих соединений.
Какими химическими реакциями можно различить одно- и многоатомные спирты?
Каковы промышленные и лабораторные способы получения гидроксилсодержащих соединений?
Значение и применение спиртов (в том числе и в пищевой промышленности).
Информационный опорный конспект «Спирты»
Проверка знаний
| Вопрос
| Варианты ответов
| Код
| 1
| Выберите соответствующие названия для соединения:
С С
| |
С — С — С — С — С — С
| |
OH OH
| 3,4-диметилпентадиол-3,5
2,3-диэтилгександиол-2,4
2,3-диметилгександиол-2,4
3,2-диметил-2,4-диоксипентан
2,3-диметил-2,4-диоксигексан
| 1
2
3
4
5
| 2
| Выберите соответствующие названия для соединения:
OH
C—C
| 1-окси-4-этил-бензол
4-этил-фенол
п-окси-этил-бензол
1-метил-4-окси-фенол
1-этил-фенол
| 1
2
3
4
5
| 3
| Как химическим путем установить, в какой пробирке содержится пропен-2-ол-1, а в какой – пропантриол-1,2,3 ?
| Действием: Br2 и NaOH
Na и KMnO4
Cu(OH)2 и I2
HCI и NaOH
Br2 и Na
| 1
2
3
4
5
| 4
| Укажите продукт Е, полученный в результате превращений:
HOH Na HOH (O) (H)
C4H8 —› A —› B—› C—›D—›E
| Бутаналь
Бутен-2
Бутанол
Бутанон
Бутановая кислота
| 1
2
3
4
5
| 5
| При взаимодействии 7,4 г одноатомного спирта с металлическим натрием выделилось 1,12 л водорода, при-
веденного к н. у. Опредилите формулу исходного спирта.
| C9H19OH
C2H5OH
C8H17OH
C4H9OH
CH3OH
| 1
2
3
4
5
|
Отчет к лабораторной работе №1.
Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы: Опыт №1. Растворимость спиртов и отношение их к индикаторам.
В четыре пробирки наливают по 0,5 мл этилового, пропилового, бутилового и изоамилового спиртов. Отмечают их запах. В каждую пробирку добавляют по 1 мл воды и содержимое пробирок встряхивают. От чего зависит растворимость спиртов? Затем в каждую пробирку вносят полоски универсальной индикаторной бумаги. Содержимое пробирок делят на две части, в одну половину добавляют по 1 капле м-о, а в другую- по 1 капле ф-ф. Изменяется ли окраска индикаторов? Объясните это явление. Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт № 2. Горение спиртов.
На фарфоровую плитку наносят 1-2 капли этанола, пропанола и бутанола. Затем одновременно их поджигают. Отмечают характер их пламени. Объясните, от чего зависит характер пламени( для этого расчитайте %-е содержание углерода в молекулах сгоревших спиртов ). Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт №3. Взаимодействие спиртов с реактивом Лукаса.
Реактив Лукаса представляет собой смесь конц. соляной кислоты и хлорида цинка в соотношении 1:1. В три сухие пробирки наливают по 0,5 мл спиртов: этанола, пропанола-2 и бутанола-2. Затем в каждую пробирку добавляют по 1 мл реактива Лукаса, встряхивают и оставляют стоять 1-3 мин. Какие изменения происходят в прбирках? Какой спирт вступает в реакцию, по какому механизму? Какие свойства спиртов (основные или кислотные) проявляются в этой реакции? Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт № 4. Образование и гидролиз алкоголятов.
В сухую пробирку вносят 1мл любого из предложенных спиртов и кусочек металлического натрия (со спичечную головку). Сразу же закрывают пробирку пальцем. После того, как весь натрий прореагирует, открывают отверстие пробирки и тут же поджигают выделившийся газ. Затем добавляют 1 мл воды и 1 каплю раствора ф-ф. Объясните наблюдаемые явления Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт № 5. Окисление спиртов.
а) Окисление спиртов оксидом меди. В пробирку помещают 1 мл любого из предложенных спиртов. Медную проволочку в виде спирали вносят в пламя горелки и нагревают до красного каления и затем быстро опускают ее в пробирку со спиртом. Что при этом наблюдается ? Изменяется ли запах содержимого пробирки?
б) Окисление спиртов хромовой смесью. В пробирку помещают 0,5 мл этанола, 6 капель 1н. р-ра серной кислоты и 4 капли 0,5н. р-ра дихромата калия. Смесь встряхивают и осторожно нагревают. Как изменяется цвет раствора и появляется ли специфический запах? Что он вам напоминает? Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций: Выводы:
Опыт № 6. Образование диэтилового эфира.
В пробирку помещают 0,5 мл этанола и (осторожно!) 0,5 мл конц. серной кислоты. Смесь осторожно нагревают до кипения. Затем добавляют 5 капель этанола , закрывают пробирку пробкой с изогнутой газоотводной трубкой и снова нагревают. Ощущаете ли запах эфира? Подожгите выделяющиеся пары. Какая побочная реакция может сопутствовать реакции получения диэтилового эфира? Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт № 7. Образование сложного эфира.
В сухую пробирку помещают 3 капли изоамилового спирта, 3 капли уксусной кислоты и 1-2 капли конц. серной кислоты. Смесь встряхивают 2 мин. и разбавляют водой. Снова встряхивают. Появляется характерный запах эфира. Что он вам напоминает? Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт № 8. Комплексообразование многоатомных спиртов.
В четыре пробирки помещают по 5 капель р-ра сульфата меди и р-ра гидроксида натрия. В первую пробирку добавляют две капли этанола, во вторую – одну каплю этиленгликоля, в третью – две капли глицерина, в четвертую – кристаллик маннита (или сорбита). Что наблюдаете во всех четырех пробирках? Затем в три последние пробирки вносят две капли разб. серной кислоты. Что при этом происходит? Объясните наблюдаемые явления. Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Общий вывод по лабораторной работе:
Самостоятельная работа по вариантам : Задание № 1: осуществите превращения с помощью химических уравнений реакций. 1-й вариант: пропанол-1—› 1-бромпропан—› н-гексан—› бензол—›
HNO3
изопропилбензол—› фенол —› A
Na HOH C3H7COOH
2-й вариант: C3H7CI—› C6H14—› A—› C6H13OH—› B—› C————›D
Br2 2KOH Cu(OH)2
3-й вариант: C4H9I—› C4H9OH—›C4H9CI—› C4H8 —› A——›B———› C
Br2 2KOH
4-й вариант: CaC2—› C2H2—› CH3 COH—› C2H5OH—› бутадиен-1,3 —› A——› B 5-й вариант: метановая кислота—› пропилформиат—› пропанол-1—› А—› 2-бромпропан —› 2,3-диметилбутан
Решение :
Задание № 2 : решить расчетную задачу. Какая масса фенолята натрия может быть получена при взаимодействии фенола массой m г с V мл w-%-ного раствора гидроксида натрия, плотность которого p г/ мл ?
Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| m
| 8,2
| 4,7
| 12
| 2,3
| 1,7
| V
| 10
| 5
| 15
| 3
| 2
| w
| 30
| 35
| 20
| 25
| 40
| p
| 1,2
| 1,4
| 1,1
| 1,3
| 1,25
|
Решение :
Дополнительные задания На “3”: В трех пробирках выданы бутанол-1, глицерин, фенол. При помощи каких химических реакций можно различить эти вещества ? Напишите сответствующие уравнения реакций.
На “4”: метанол количеством вещества 0,5 моль нагрели с избытком бромоводорода, получили бромметан массой 38 г. Определите выход бромметана.
На “5”: при дегидротации пропанола-2 получили пропилен, который обесцветил бромную воду массой 200 г. Массовая доля брома в бромной воде равна 3,2%. Определите массу пропанола-2, взятую для реакции. Решение :
Оценка за работу: |
|
|