Главная страница

Изучение свойств гидроксилсодержащих соединений



Скачать 108.37 Kb.
НазваниеИзучение свойств гидроксилсодержащих соединений
Дата15.02.2016
Размер108.37 Kb.
ТипЛабораторная работа

Лабораторная работа № 1.
Тема: Изучение свойств гидроксилсодержащих соединений.
Цель работы: формирование умений изучать, сравнивать и анализировать свойства гидроксилсодержащих соединений путем проведения химического эксперимента.

Форма работы: парно-индивидуальная.

Характер работы: экспериментальный, частично-поисковый.

Рекомендуемая литература: Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.143-158
Контрольные вопросы:


  1. Определение и классификация спиртов.

  2. Особенности номенклатуры и изомерии спиртов.

  3. Каковы физические свойства спиртов? Сущность явления “ассоциации молекул”.

  4. Особенности химических свойств гидроксилсодержащих соединений.

  5. Какими химическими реакциями можно различить одно- и многоатомные спирты?

  6. Каковы промышленные и лабораторные способы получения гидроксилсодержащих соединений?

  7. Значение и применение спиртов (в том числе и в пищевой промышленности).



Информационный опорный конспект «Спирты»



Проверка знаний



Вопрос

Варианты ответов

Код

1

Выберите соответствующие названия для соединения:

С С

| |

С — С — С — С — С — С

| |

OH OH


3,4-диметилпентадиол-3,5

2,3-диэтилгександиол-2,4

2,3-диметилгександиол-2,4

3,2-диметил-2,4-диоксипентан

2,3-диметил-2,4-диоксигексан

1

2

3

4

5

2

Выберите соответствующие названия для соединения:

OH

C—C



1-окси-4-этил-бензол

4-этил-фенол

п-окси-этил-бензол

1-метил-4-окси-фенол

1-этил-фенол

1

2

3

4

5

3

Как химическим путем установить, в какой пробирке содержится пропен-2-ол-1, а в какой – пропантриол-1,2,3 ?

Действием: Br2 и NaOH

Na и KMnO4

Cu(OH)2 и I2

HCI и NaOH

Br2 и Na


1

2

3

4

5

4

Укажите продукт Е, полученный в результате превращений:

HOH Na HOH (O) (H)

C4H8 —› A —› B—› C—›D—›E


Бутаналь

Бутен-2

Бутанол

Бутанон

Бутановая кислота

1

2

3

4

5

5

При взаимодействии 7,4 г одноатомного спирта с металлическим натрием выделилось 1,12 л водорода, при-

веденного к н. у. Опредилите формулу исходного спирта.

C9H19OH

C2H5OH

C8H17OH

C4H9OH

CH3OH

1

2

3

4

5


Отчет к лабораторной работе №1.

Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:
Опыт №1. Растворимость спиртов и отношение их к индикаторам.

В четыре пробирки наливают по 0,5 мл этилового, пропилового, бутилового и изоамилового спиртов. Отмечают их запах. В каждую пробирку добавляют по 1 мл воды и содержимое пробирок встряхивают. От чего зависит растворимость спиртов? Затем в каждую пробирку вносят полоски универсальной индикаторной бумаги. Содержимое пробирок делят на две части, в одну половину добавляют по 1 капле м-о, а в другую- по 1 капле ф-ф. Изменяется ли окраска индикаторов? Объясните это явление.
Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:


Выводы:


Опыт № 2. Горение спиртов.

На фарфоровую плитку наносят 1-2 капли этанола, пропанола и бутанола. Затем одновременно их поджигают. Отмечают характер их пламени. Объясните, от чего зависит характер пламени( для этого расчитайте %-е содержание углерода в молекулах сгоревших спиртов ).
Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт №3. Взаимодействие спиртов с реактивом Лукаса.

Реактив Лукаса представляет собой смесь конц. соляной кислоты и хлорида цинка в соотношении 1:1. В три сухие пробирки наливают по 0,5 мл спиртов: этанола, пропанола-2 и бутанола-2. Затем в каждую пробирку добавляют по 1 мл реактива Лукаса, встряхивают и оставляют стоять 1-3 мин. Какие изменения происходят в прбирках? Какой спирт вступает в реакцию, по какому механизму? Какие свойства спиртов (основные или кислотные) проявляются в этой реакции?
Рисунок или схема опыта:


Наблюдения и уравнения реакций:


Выводы:


Опыт № 4. Образование и гидролиз алкоголятов.

В сухую пробирку вносят 1мл любого из предложенных спиртов и кусочек металлического натрия (со спичечную головку). Сразу же закрывают пробирку пальцем. После того, как весь натрий прореагирует, открывают отверстие пробирки и тут же поджигают выделившийся газ. Затем добавляют 1 мл воды и 1 каплю раствора ф-ф. Объясните наблюдаемые явления
Рисунок или схема опыта:


Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:


Опыт № 5. Окисление спиртов.

а) Окисление спиртов оксидом меди. В пробирку помещают 1 мл любого из предложенных спиртов. Медную проволочку в виде спирали вносят в пламя горелки и нагревают до красного каления и затем быстро опускают ее в пробирку со спиртом. Что при этом наблюдается ? Изменяется ли запах содержимого пробирки?

б) Окисление спиртов хромовой смесью. В пробирку помещают 0,5 мл этанола, 6 капель 1н. р-ра серной кислоты и 4 капли 0,5н. р-ра дихромата калия. Смесь встряхивают и осторожно нагревают. Как изменяется цвет раствора и появляется ли специфический запах? Что он вам напоминает?
Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:

Опыт № 6. Образование диэтилового эфира.

В пробирку помещают 0,5 мл этанола и (осторожно!) 0,5 мл конц. серной кислоты. Смесь осторожно нагревают до кипения. Затем добавляют 5 капель этанола , закрывают пробирку пробкой с изогнутой газоотводной трубкой и снова нагревают. Ощущаете ли запах эфира? Подожгите выделяющиеся пары. Какая побочная реакция может сопутствовать реакции получения диэтилового эфира?
Рисунок или схема опыта:


Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Опыт № 7. Образование сложного эфира.

В сухую пробирку помещают 3 капли изоамилового спирта, 3 капли уксусной кислоты и 1-2 капли конц. серной кислоты. Смесь встряхивают 2 мин. и разбавляют водой. Снова встряхивают. Появляется характерный запах эфира. Что он вам напоминает?
Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:


Выводы:

Опыт № 8. Комплексообразование многоатомных спиртов.

В четыре пробирки помещают по 5 капель р-ра сульфата меди и р-ра гидроксида натрия. В первую пробирку добавляют две капли этанола, во вторую – одну каплю этиленгликоля, в третью – две капли глицерина, в четвертую – кристаллик маннита (или сорбита). Что наблюдаете во всех четырех пробирках? Затем в три последние пробирки вносят две капли разб. серной кислоты. Что при этом происходит? Объясните наблюдаемые явления.
Рисунок или схема опыта:

Наблюдения и уравнения реакций:

Выводы:

Общий вывод по лабораторной работе:

Самостоятельная работа по вариантам :
Задание № 1: осуществите превращения с помощью химических уравнений реакций.
1-й вариант: пропанол-1—› 1-бромпропан—› н-гексан—› бензол—›

HNO3

изопропилбензол—› фенол —› A

Na HOH C3H7COOH

2-й вариант: C3H7CI—› C6H14—› A—› C6H13OH—› B—› C————›D

Br2 2KOH Cu(OH)2

3-й вариант: C4H9I—› C4H9OH—›C4H9CI—› C4H8 —› A——›B———› C

Br2 2KOH

4-й вариант: CaC2—› C2H2—› CH3 COH—› C2H5OH—› бутадиен-1,3 —› A——› B
5-й вариант: метановая кислота—› пропилформиат—› пропанол-1—› А—› 2-бромпропан —› 2,3-диметилбутан

Решение :

Задание № 2 : решить расчетную задачу.
Какая масса фенолята натрия может быть получена при взаимодействии фенола массой m г с V мл w-%-ного раствора гидроксида натрия, плотность которого p г/ мл ?


Параметры

1

2

3

4

5

m

8,2

4,7

12

2,3

1,7

V

10

5

15

3

2

w

30

35

20

25

40

p

1,2

1,4

1,1

1,3

1,25



Решение :

Дополнительные задания
На “3”: В трех пробирках выданы бутанол-1, глицерин, фенол. При помощи каких химических реакций можно различить эти вещества ? Напишите сответствующие уравнения реакций.

На “4”: метанол количеством вещества 0,5 моль нагрели с избытком бромоводорода, получили бромметан массой 38 г. Определите выход бромметана.

На “5”: при дегидротации пропанола-2 получили пропилен, который обесцветил бромную воду массой 200 г. Массовая доля брома в бромной воде равна 3,2%. Определите массу пропанола-2, взятую для реакции.
Решение :

Оценка за работу: