|  | "Молекулярный уровень"| Приложение № 1
 
 Контрольный тест по теме "Молекулярный уровень"
 
           Тест.
 
 1.сходство элементарного состава клетки и тел неживой природы свидетельствует…
 
 А-о материальном единстве живой и неживой природы
 
 Б-о зависимости живой природы от неживой
 
 В-о изменении живой природы под влиянием факторов среды
 
 Г-о их сложном химическ.составе
 
 
 
 2.на каком уровне организации жизни существует сходство между органическим миром и неживой природой?
 
 А-на тканевом
 
 Б-на молекулярмом
 
 В-на клеточном
 
 В-на атомном
 
 
 
 3.необходимим для всех химических реакций веществом в клетке,играющим роль растворителя большинства веществ,является…
 
 А-поленуклеотид
 
 Б-полипептид
 
 В-вода
 
 Г-полисахарид
 
 
 
 4.Вода составляет значительную часть клетки,она…
 
 А-регулирует процессы жизнедеятельности
 
 Б-обеспечивает клетку энергией
 
 В-придает клетке упругость
 
 Г-способтвует делению клетки
 
 
 
 5.какую долю в среднем  составляет в клетке вода?
 
 А-80%                                        В-1%
 
 Б-20%
 
 6.Вещества,хорошо растворим.в воде-называются:
 
 А-гидрофильные                                          В-амфифильные
 
 Б-гидрофобные
 
 
 
 7.Какие ионы обеспечивают проницаемость клеточных мембран?
 
 А-Ca2+ В-Zn2+
 
 Б- Na+ K+ Cl- Г-Mg2+
 8.В состав какого жизненно важного соединения входит железо?
 
 А-хлорофилла                            В-ДНК
 
 Б-гемоглобина                           Г-РНК
 
 
 
 9.какое химическ. Соединение играет большую роль в поддержании осмотического давления в клетке?
 
 А-белок                                        В-NaCl
 
 Б-АТФ                                            Г-Жир
 
 
 
 10.как называется органическое вещество,в молекулах которого содержатся атомы С,О,Н,выполняющее энегретическую и строительную функцию?
 
 А-нуклеиновая кислота             В-белок
 
 Б-углевод                                       Г-АТФ
 
 
 
 11.какие углеводы относятся к полимерам?
 
 А-моносахариды
 
 Б-дисахариды
 
 В-полисахариды
 
 
 
 12.к группе моносахаридов относят:
 
 А-глюкозу
 
 Б-сахарозу
 
 В-целлюлозу
 
 
 
 13.какие из углеводов нерастворимы в воде?
 
 А-глюкоза,фруктоза                              В-крахмал
 
 Б-рибоза,дезоксирибоза
 
 
 
 14.какие полисахариды характерны для живой клетки?
 
 А-целлюлоза                                  В-гликоген,хитин
 
 Б-крахмал
 
 
 
 15.молекулы жиров образуются:
 
 А-из глицерина,высших карбоновых кислот             В-из глюкозы
 
 Б-из аминокислот,воды                                         Г-из этилового спирта,высших карбоновых кислот
 
 
 
 16.жиры выполняют в клетке функцию:
 
 А-транспортную                                              В-энергетическую
 
 Б-каталитическую                                           Г-информационную
 
 
 
 17.к каким соединениям по отношению к воде относятся липиды?
 
 А-гидрофильным                                            Б-гидрофобным
 
 
 
 18.какое значение имеют жиры у животных?
 
 А-структура мембран                                    В-теплорегуляция
 
 Б-источник энергии                                       Г-источник воды                     Д-все перечисленное
 
 
 
 19.в каких растворителях жиры растворимы?
 
 А-вода                                                               Б-спирт,эфир,бензин
 
 
 
 20.мономерами белков являются:
 
 А-нуклеотиды                                                 В-аминокислоты
 
 Б-глюкоза                                                         Г-жиры
 
 
 
 21важнейшее органическое вещество,входящее в состав клеток всех царств живой природы,обладающее первичной линейной конфигурацией,относится:
 
 А-к полисахаридам                                       В-к липидам
 
 Б-к АТФ                                                      Г-к полипептидам
 
 
 
 22.сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белков?
 
 А-20                                                                    В-100
 
 Б-23
 
 
 
 23.какую функцию белки не выполняют в клетке?
 
 А-информационную                               В-каталитическую
 
 Б-растворителя                                     Г-запасающую
 
 
 
 24.молекулы белков,связывающие и обезвреживающие чужеродные данной клетке вещества ,выполняют фенкцию…
 
 А-защитную                                                В-энергетическую
 
 Б-каталитическую                                     Г-транспортную
 
 
 
 25.какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга?
 
 А-радикал                                                   В-карбоксильная группа
 
 Б-аминогруппа
 
 
 
 26.посредством какой  химическ. связи  соединены между собой аминокислоты в молекуле белка первичной структуры?
 
 А-дисульфидной                                          В-водородной
 
 Б-пептидной                                                Г-ионной
 
 
 
 27.как называется обратимый процесс нарушения структуры одного из важнейших органических соединений клетки,происходящий под влиянием физических и химических факторов?
 
 А-полимеризация глюкозы                             В-денатурация белка
 
 Б-удвоение ДНК                                           Г-окисление жиров
 
 
 
 28.какие соединения входят в состав АТФ?
 
 А-азотистое основание аденин,углевод рибоза,3 молекулы фосфорной кислоты
 
 Б-азотистое основание гуанин, сахар фруктоза, остаток фосфорной кислоты.
 
 В-рибоза,глицерин и какая-либо аминокислота
 
 
 
 29.Какова роль молекул АТФ в клетке?
 
 А-обеспечивают транспортную функцию                       В-передают наследственную информацию
 
 Б-обеспечивают процессы жизнедеятельности энергией  Г-ускоряют биохимические реакции
 
 
 
 30.мономерами нуклеиновых кислот являются:
 
 А-аминокислоты                                 В-жиры
 
 Б-нуклеотиды                                     Г-глюкоза
 
 
 
 31.какие вещества входят в состав нуклеотида?
 
 А-аминокислота,глюкоза                           В-глицерин,остаток фосфорной кислоты,углевод
 
 Б-азотистое основание,сахар пектоза,остаток фосфорной кислоты Г-углевод пектоза,3остатка фосфорн.кислоты,аминокислота.
 
 
 
 32.К какому классу химическ.веществ относится рибоза?
 
 А-белок                                          В-углевод
 
 Б-липид
 
 
 
 33.какой нуклеотид не входит в состав молекулы ДНК?
 
 А-адениловый                        В-уридиловый
 
 Б-гуаниловый                         Г-тимидиловый
 
 
 
 34.какая из нуклеиновых кислот имеет наибольшую длину и молекулярную массу?
 
 А-ДНК                                      Б-РНК
 
 
 
 35.РНК представляет собой:
 
 А-нуклеотид,содержащий две богатые энергией связи
 
 Б-молекулу,имеющую форму двойной спирали,цепи которой соеденены водородными связями
 
 В-одиночную спираль
 
 Г-длинную полипептидную цепь.
 
 
 
 36.нуклеиновые кислоты выполняют в клетке функцию:
 
 А-каталитическую                                       В-строительную
 
 Б-энергетическую                                       Г-информационную
 
 
 
 37чему соответствует информация одного триплета ДНК?
 
 А-аминокислоте                                         В-гену
 
 Б-белку
 
 
 
 38индивидуальныеразличия организмов  обусловлены:
 
 А-ДНК,РНК                                                    В-жирами и углеводами
 
 Б-нуклеиновыми кислотами и белками
 
 
 
 39.гуаниловому нуклеотиду комплементарен нуклеотид:
 
 А-тимидиловый                                    В-цитидиловый
 
 Б-адениловый                                       Г-уридиловый
 
 
 
 40.процесс удвоения молекул ДНК называется:
 
 А-репликацией                                       В-транскрипцией
 
 Б-комплементарностью                           Г-трансляцией.
 
 
 
 Ответы:
 
 1-а      21-г
 
 2-г         22-а
 
 3-в        23-б
 
 4-в        24-а
 
 5-а        25-а
 
 6-а        26-б
 
 7-б       27-в
 
 8-б       28-а
 
 9-в        29-б
 
 10-б      30-б
 
 11-в      31-б
 
 12-а      32-в
 
 13-в      33-в
 
 14-в       34-а
 
 15-а       35-б
 
 16-в        36-г
 
 17-б       37-а
 
 18-д       38-б
 
 19-б       39-в
 
 20-в        40-а
 
 
 
 Контрольная работа №2 «Клеточный уровень организации живого»
 Работа рассчитана на 45 минут.
 
 Максимальное количество баллов-37 баллов:
 
 Часть А: 20 баллов(за каждый правильно выполненный тест 1 балл)
 
 Часть В: 12 баллов(за каждое правильно выполненное задание 3 балла)
 
 Часть С: 5 баллов(за каждый правильно выполненный шаг 1 балл)
 
 Система оценивания: 34-37 баллов-«5»
 
 28-33 балла-«4»
 
 20-27 баллов-«3»
 
 Часть А: 1.Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
 
 1)клеточную мембрану; 2)ЭПС; 3)вакуоль; 4)рибосому.
 
 2.Между терминами «клетка» и «митохондрия» существует определенная связь. Такая же связь существует между термином «растение» и одним из 4-ех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин.
 
 1)вакуоль; 2)корень; 3)фотосинтез; 4)минеральное питание.
 
 3.Как называются организмы, которым для жизнедеятельности необходим свободный кислород?
 
 1)автотрофы; 2)анаэробы; 3)гетеротрофы; 4)аэробы.
 
 4.Пластический обмен в организме направлен на:
 
 1)биологическое окисление с освобождением энергии; 2)синтез веществ, специфичных для данного организма; 3)удаление из организма продуктов распада; 4)использование организмом генетической информации.
 
 5.Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них:
 
 1)хлоропластов; 2)плазматической мембраны; 3)оболочки из клетчатки; 4)вакуолей с клеточным соком.
 
 6.Хроматиды- это: 1)части удвоенной хромосомы; 2)участки хромосомы, содержащие гены; 3)кольцевые молекулы ДНК; 4)весь хромосомный набор клетки.
 
 7.Какой из приведенных факторов может свидетельствовать о единстве всего живого на Земле?
 
 1)сходство химического состава живых и неживых тел природы; 2)сходство в строении между животными и человеком; 3)наличие ископаемых форм растений и животных; 4)универсальность генетического кода.
 
 8.Как называется органоид, участвующий в сборке молекул белка? 1)митохондрия; 2)лизосома; 3)комплекс Гольджи; 4)рибосома.
 
 9.Какие клетки способны выполнять в организме фагоцитарную функцию? 1)нейроциты; 2)миоциты; 3)лейкоциты; 4)тромбоциты.
 
 10.Аппарат Гольджи особенно хорошо развит в клетках: 1)эритроцитов; 2)кожного эпидермиса; 3)железистого эпителия; 4)поперечно - полосатых мышц.
 
 11.Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов?
 
 1)клеточная мембрана; 2)вакуоль; 3)хлоропласт; 4)ядро
 
 12.Какое вещество является полимером?
 
 1)АТФ; 2)глюкоза; 3)и-РНК; 4)рибоза
 
 13.В состав каких органоидов не входят молекулы ДНК?
 
 1)хромосом; 2)рибосом; 3)хлоропластов; 4)митохондрий
 
 14.Какой органоид клетки обеспечивает распад сложных органических веществ?
 
 1)ЭПС; 2)вакуоль; 3)рибосома; 4)лизосома
 
 15.В каком органоиде происходит синтез всех видов РНК?
 
 1)в цитоплазме; 2)в ЭПС; 3)в ядре; 4)в рибосомах
 
 16.Какой из организмов не имеет оформленного ядра?
 
 1)споровики; 2)синезеленые водоросли; 3)пеницилл; 4)хламидомонада
 
 17.В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
 
     | органоид
 
 | ткань
 
 |   | Митохондрия
 
 | …………………………………..
 
 |   | рибосома
 
 | Железистый эпителий
 
 |  На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)кровь; 2)нервная; 3)мышечная; 4)костная
 
 18. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
 
     | Структура белка
 
 | Химические связи
 
 |   | …………………………..
 
 | пептидная
 
 |   | вторичная
 
 | водородная
 
 |  На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)третичная; 2)первичная; 3)четвертичная; 4)нет правильного ответа
 
 19. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
 
     | Этап энергетического обмена
 
 | Место протекания
 
 |   | Гликолиз
 
 | …………………….
 
 |   | Клеточное дыхание
 
 | митохондрии
 
 |  На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)цитоплазма; 2)рибосома; 3)ядро; 4)пищеварительная система
 
 20. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
 
     | Химический элемент
 
 | Молекула
 
 |   | магний
 
 | хлорофилл
 
 |   | железо
 
 | …………………
 
 |  На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)гемоглобин; 2)инсулин; 3)соматотропин; 4)тирокси
 
 Часть В: 1.Аппарат Гольджи в клетке участвует в следующих процессах:
 
 1)синтез углеводов; 2)расщепление белков; 3)преобразование синтезированных веществ; 4)образование лизосом; 5)вынос веществ из клетки; 6)гидролиз липидов.
 
 2. Вставьте в текст «Питание» пропущенные термины из предложенных, используя для этого цифровые обозначения (напротив буквы поставьте цифру)
 
 Питание.
 
 По способу получения органических веществ все организмы делят на ………… (А) и ………..(Б). Первые способны самостоятельно синтезировать необходимые им вещества либо за счет энергии Солнца - ………..(В), либо за счет энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ - ………….(Г). Вторые могут быть сапротрофами, …………(Д) и …………(Г).
 
 Термины: 1)голозои; 2)анаэробы; 3)фототрофы; 4)паразиты; 5)гетеротрофы; 6)аэробы; 7)хемотрофы; 8)автотрофы; 9)конкуренты.
 
 3.Задание тоже.
 
 Обмен веществ.
 
 Образование энергии и новых органических веществ в организме происходит в процессе ……..(А). В нем различают ……..(Б) и пластический обмены. Основой первого является процесс ………(В) сложных органических веществ, в результате чего выделяется энергия, запасающаяся в виде ……..(Г). Пластический обмен направлен на …………(Д) сложных органических веществ, …….. (Е) для данного организма.
 
 Термины: 1)АТФ; 2)пластический; 3)метаболизм; 4)синтез; 5)информационный; 6)энергетический; 7)углекислый газ; 8)окисление; 9)специфичные.
 
 4. Прочитайте предложенный текст «Свойства генетического кода» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
 
 Свойства генетического кода.
 
 1.В настоящее время генетический код расшифрован частично, стали известны его следующие свойства, которые перечислены ниже. 2.Избыточность, т.е.многим аминокислотам соответствует не один, а два, четыре или шесть различных триплетов. 3.Наличие бессмысленных триплетов- это три нуклеотида, которые не кодируют аминокислоты, а указывают начало или конец нуклеотида. 4.Специфичность- один нуклеотид всегда обозначает только одну единственную аминокислоту. 5.Универсальность, т.е. для всех живых организмов, от бактерий до человека, кодоны ДНК передаются в виде кодонов и-РНК.
 
 Часть С: Реализуйте наследственную информацию в процессе биосинтеза белка:
 
 если одна цепь ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: -Г-Г-А-А-Ц-Т-Ц-А-Т-Ц-Т-Г-
 
 Какую последовательность нуклеотидов будет иметь 2-ая цепь ДНК?(запишите)
 
 На 2-ой цепи ДНК идет синтез и-РНК (укажите последовательность нуклеотидов в и-РНК)
 
 Выделите триплеты и-РНК. Используя таблицу генетического кода, определите - какие аминокислоты кодируются данными кодонами?
 
 Обозначьте: белок, ген, процессы транскрипции и трансляции.
 
 Запишите определения: транскрипция и трансляция.
 
 Контрольная работа № 3 «Организменный уровень организации»
 
 Вариант №1
 
 Задание 1 . тест
 1. При бесполом размножении образующиеся особи по сравнению с родительской:
 а. сходны по своим наследственным признакам;
 б. могут иметь незначительные наследственные различия;
 в. различны по своим наследственным признакам.
 2 . Размножение – это процесс:
 а) увеличения числа клеток; б) воспроизведения себе подобных;
 в) развития организмов в процессе эволюции; г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.
 3. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:
 
 а) закон расщепления;
 б) закон сцепленного наследования;
 в) правило доминирования;
 г) закон независимого распределения генов.
 
 4. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:
 
 а) окраске и форме семян;
 б) двум парам признакам;
 в) одной паре признаков;
 г) форме и размерам семян.
 
 5. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:
 
 а) гибридологическим;
 б) биохимическим;
 в) цитогенетическим;
 г) генеалогическим.
 
 6. Определите среди перечисленных генотипов рецессивный гомозиготный генотип:
 
 а) АА;
 б) Аа;
 в) Bb;
 г) аа.
 
 7. Среди перечисленных генотипов укажите гетерозиготный генотип:
 
 а) Аа;
 б) АА;
 в) аа;
 г) bb.
 
 8. Из перечисленных генов доминантным является:
 
 а) а;
 б) b;
 в) с;
 г) A.
 
 9. У особи с генотипом ААВВ могут образоваться гаметы:
 
 а) АА;
 б) АB;
 в) ВВ;
 г) Ab.
 
 10. Определите фенотипический признак растения гороха с генотипом aaBb (семена желтые – А, зеленые – а, гладкие – В, морщинистые – b):
 
 а) семена зеленые гладкие;
 б) семена зеленые морщинистые;
 в) семена желтые гладкие;
 г) семена желтые морщинистые.
 11. Модификационная изменчивость- это:
 
 а) генотипическая стабильность особей;
 б) изменение генотипа под влиянием среды;
 в) изменение фенотипа под влиянием среды;
 г) норма реакции.
 
 12. С изменением последовательности нуклеотидов ДНК связаны:
 
 а) генные мутации;
 б) хромосомные мутации;
 в) геномные мутации;
 г) все виды мутаци
 
 Задание 2. Задача.
 У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Какова вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью, если известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения?
 Задание 3. Выберите верные утверждения:
 
 1. Древнейшим способом размножения на Земле было бесполое размножение.
 2. Делением тела на несколько частей могут размножаться иглокожие, плоские и кольчатые черви.
 3. Гаметы – это специализированные диплоидные клетки.
 4. Процесс образования половых клеток называется гаметогенезом.
 5. Постэмбриональный период онтогенеза длится с момента рождения до полового созревания особи.
 6. Бластула – это однослойный зародыш с полостью внутри.
 7. Наружный слой клеток гаструлы называется энтодермой.
 8. На стадии нейрулы начинают формироваться ткани и органы будущего организма.
 9. Совокупность всех генов организма называется фенотипом.
 10. Модификационные изменения передаются из поколения в поколения
 
 | 
 |  |