|
"Молекулярный уровень" Приложение № 1
Контрольный тест по теме "Молекулярный уровень"
-
Тест.
1.сходство элементарного состава клетки и тел неживой природы свидетельствует…
А-о материальном единстве живой и неживой природы
Б-о зависимости живой природы от неживой
В-о изменении живой природы под влиянием факторов среды
Г-о их сложном химическ.составе
2.на каком уровне организации жизни существует сходство между органическим миром и неживой природой?
А-на тканевом
Б-на молекулярмом
В-на клеточном
В-на атомном
3.необходимим для всех химических реакций веществом в клетке,играющим роль растворителя большинства веществ,является…
А-поленуклеотид
Б-полипептид
В-вода
Г-полисахарид
4.Вода составляет значительную часть клетки,она…
А-регулирует процессы жизнедеятельности
Б-обеспечивает клетку энергией
В-придает клетке упругость
Г-способтвует делению клетки
5.какую долю в среднем составляет в клетке вода?
А-80% В-1%
Б-20%
6.Вещества,хорошо растворим.в воде-называются:
А-гидрофильные В-амфифильные
Б-гидрофобные
7.Какие ионы обеспечивают проницаемость клеточных мембран?
А-Ca2+ В-Zn2+
Б- Na+ K+ Cl- Г-Mg2+ 8.В состав какого жизненно важного соединения входит железо?
А-хлорофилла В-ДНК
Б-гемоглобина Г-РНК
9.какое химическ. Соединение играет большую роль в поддержании осмотического давления в клетке?
А-белок В-NaCl
Б-АТФ Г-Жир
10.как называется органическое вещество,в молекулах которого содержатся атомы С,О,Н,выполняющее энегретическую и строительную функцию?
А-нуклеиновая кислота В-белок
Б-углевод Г-АТФ
11.какие углеводы относятся к полимерам?
А-моносахариды
Б-дисахариды
В-полисахариды
12.к группе моносахаридов относят:
А-глюкозу
Б-сахарозу
В-целлюлозу
13.какие из углеводов нерастворимы в воде?
А-глюкоза,фруктоза В-крахмал
Б-рибоза,дезоксирибоза
14.какие полисахариды характерны для живой клетки?
А-целлюлоза В-гликоген,хитин
Б-крахмал
15.молекулы жиров образуются:
А-из глицерина,высших карбоновых кислот В-из глюкозы
Б-из аминокислот,воды Г-из этилового спирта,высших карбоновых кислот
16.жиры выполняют в клетке функцию:
А-транспортную В-энергетическую
Б-каталитическую Г-информационную
17.к каким соединениям по отношению к воде относятся липиды?
А-гидрофильным Б-гидрофобным
18.какое значение имеют жиры у животных?
А-структура мембран В-теплорегуляция
Б-источник энергии Г-источник воды Д-все перечисленное
19.в каких растворителях жиры растворимы?
А-вода Б-спирт,эфир,бензин
20.мономерами белков являются:
А-нуклеотиды В-аминокислоты
Б-глюкоза Г-жиры
21важнейшее органическое вещество,входящее в состав клеток всех царств живой природы,обладающее первичной линейной конфигурацией,относится:
А-к полисахаридам В-к липидам
Б-к АТФ Г-к полипептидам
22.сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белков?
А-20 В-100
Б-23
23.какую функцию белки не выполняют в клетке?
А-информационную В-каталитическую
Б-растворителя Г-запасающую
24.молекулы белков,связывающие и обезвреживающие чужеродные данной клетке вещества ,выполняют фенкцию…
А-защитную В-энергетическую
Б-каталитическую Г-транспортную
25.какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга?
А-радикал В-карбоксильная группа
Б-аминогруппа
26.посредством какой химическ. связи соединены между собой аминокислоты в молекуле белка первичной структуры?
А-дисульфидной В-водородной
Б-пептидной Г-ионной
27.как называется обратимый процесс нарушения структуры одного из важнейших органических соединений клетки,происходящий под влиянием физических и химических факторов?
А-полимеризация глюкозы В-денатурация белка
Б-удвоение ДНК Г-окисление жиров
28.какие соединения входят в состав АТФ?
А-азотистое основание аденин,углевод рибоза,3 молекулы фосфорной кислоты
Б-азотистое основание гуанин, сахар фруктоза, остаток фосфорной кислоты.
В-рибоза,глицерин и какая-либо аминокислота
29.Какова роль молекул АТФ в клетке?
А-обеспечивают транспортную функцию В-передают наследственную информацию
Б-обеспечивают процессы жизнедеятельности энергией Г-ускоряют биохимические реакции
30.мономерами нуклеиновых кислот являются:
А-аминокислоты В-жиры
Б-нуклеотиды Г-глюкоза
31.какие вещества входят в состав нуклеотида?
А-аминокислота,глюкоза В-глицерин,остаток фосфорной кислоты,углевод
Б-азотистое основание,сахар пектоза,остаток фосфорной кислоты Г-углевод пектоза,3остатка фосфорн.кислоты,аминокислота.
32.К какому классу химическ.веществ относится рибоза?
А-белок В-углевод
Б-липид
33.какой нуклеотид не входит в состав молекулы ДНК?
А-адениловый В-уридиловый
Б-гуаниловый Г-тимидиловый
34.какая из нуклеиновых кислот имеет наибольшую длину и молекулярную массу?
А-ДНК Б-РНК
35.РНК представляет собой:
А-нуклеотид,содержащий две богатые энергией связи
Б-молекулу,имеющую форму двойной спирали,цепи которой соеденены водородными связями
В-одиночную спираль
Г-длинную полипептидную цепь.
36.нуклеиновые кислоты выполняют в клетке функцию:
А-каталитическую В-строительную
Б-энергетическую Г-информационную
37чему соответствует информация одного триплета ДНК?
А-аминокислоте В-гену
Б-белку
38индивидуальныеразличия организмов обусловлены:
А-ДНК,РНК В-жирами и углеводами
Б-нуклеиновыми кислотами и белками
39.гуаниловому нуклеотиду комплементарен нуклеотид:
А-тимидиловый В-цитидиловый
Б-адениловый Г-уридиловый
40.процесс удвоения молекул ДНК называется:
А-репликацией В-транскрипцией
Б-комплементарностью Г-трансляцией.
Ответы:
1-а 21-г
2-г 22-а
3-в 23-б
4-в 24-а
5-а 25-а
6-а 26-б
7-б 27-в
8-б 28-а
9-в 29-б
10-б 30-б
11-в 31-б
12-а 32-в
13-в 33-в
14-в 34-а
15-а 35-б
16-в 36-г
17-б 37-а
18-д 38-б
19-б 39-в
20-в 40-а
Контрольная работа №2 «Клеточный уровень организации живого» Работа рассчитана на 45 минут.
Максимальное количество баллов-37 баллов:
Часть А: 20 баллов(за каждый правильно выполненный тест 1 балл)
Часть В: 12 баллов(за каждое правильно выполненное задание 3 балла)
Часть С: 5 баллов(за каждый правильно выполненный шаг 1 балл)
Система оценивания: 34-37 баллов-«5»
28-33 балла-«4»
20-27 баллов-«3»
Часть А: 1.Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
1)клеточную мембрану; 2)ЭПС; 3)вакуоль; 4)рибосому.
2.Между терминами «клетка» и «митохондрия» существует определенная связь. Такая же связь существует между термином «растение» и одним из 4-ех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин.
1)вакуоль; 2)корень; 3)фотосинтез; 4)минеральное питание.
3.Как называются организмы, которым для жизнедеятельности необходим свободный кислород?
1)автотрофы; 2)анаэробы; 3)гетеротрофы; 4)аэробы.
4.Пластический обмен в организме направлен на:
1)биологическое окисление с освобождением энергии; 2)синтез веществ, специфичных для данного организма; 3)удаление из организма продуктов распада; 4)использование организмом генетической информации.
5.Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них:
1)хлоропластов; 2)плазматической мембраны; 3)оболочки из клетчатки; 4)вакуолей с клеточным соком.
6.Хроматиды- это: 1)части удвоенной хромосомы; 2)участки хромосомы, содержащие гены; 3)кольцевые молекулы ДНК; 4)весь хромосомный набор клетки.
7.Какой из приведенных факторов может свидетельствовать о единстве всего живого на Земле?
1)сходство химического состава живых и неживых тел природы; 2)сходство в строении между животными и человеком; 3)наличие ископаемых форм растений и животных; 4)универсальность генетического кода.
8.Как называется органоид, участвующий в сборке молекул белка? 1)митохондрия; 2)лизосома; 3)комплекс Гольджи; 4)рибосома.
9.Какие клетки способны выполнять в организме фагоцитарную функцию? 1)нейроциты; 2)миоциты; 3)лейкоциты; 4)тромбоциты.
10.Аппарат Гольджи особенно хорошо развит в клетках: 1)эритроцитов; 2)кожного эпидермиса; 3)железистого эпителия; 4)поперечно - полосатых мышц.
11.Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов?
1)клеточная мембрана; 2)вакуоль; 3)хлоропласт; 4)ядро
12.Какое вещество является полимером?
1)АТФ; 2)глюкоза; 3)и-РНК; 4)рибоза
13.В состав каких органоидов не входят молекулы ДНК?
1)хромосом; 2)рибосом; 3)хлоропластов; 4)митохондрий
14.Какой органоид клетки обеспечивает распад сложных органических веществ?
1)ЭПС; 2)вакуоль; 3)рибосома; 4)лизосома
15.В каком органоиде происходит синтез всех видов РНК?
1)в цитоплазме; 2)в ЭПС; 3)в ядре; 4)в рибосомах
16.Какой из организмов не имеет оформленного ядра?
1)споровики; 2)синезеленые водоросли; 3)пеницилл; 4)хламидомонада
17.В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
органоид
| ткань
| Митохондрия
| …………………………………..
| рибосома
| Железистый эпителий
| На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)кровь; 2)нервная; 3)мышечная; 4)костная
18. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
Структура белка
| Химические связи
| …………………………..
| пептидная
| вторичная
| водородная
| На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)третичная; 2)первичная; 3)четвертичная; 4)нет правильного ответа
19. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
Этап энергетического обмена
| Место протекания
| Гликолиз
| …………………….
| Клеточное дыхание
| митохондрии
| На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)цитоплазма; 2)рибосома; 3)ядро; 4)пищеварительная система
20. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
Химический элемент
| Молекула
| магний
| хлорофилл
| железо
| …………………
| На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)гемоглобин; 2)инсулин; 3)соматотропин; 4)тирокси
Часть В: 1.Аппарат Гольджи в клетке участвует в следующих процессах:
1)синтез углеводов; 2)расщепление белков; 3)преобразование синтезированных веществ; 4)образование лизосом; 5)вынос веществ из клетки; 6)гидролиз липидов.
2. Вставьте в текст «Питание» пропущенные термины из предложенных, используя для этого цифровые обозначения (напротив буквы поставьте цифру)
Питание.
По способу получения органических веществ все организмы делят на ………… (А) и ………..(Б). Первые способны самостоятельно синтезировать необходимые им вещества либо за счет энергии Солнца - ………..(В), либо за счет энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ - ………….(Г). Вторые могут быть сапротрофами, …………(Д) и …………(Г).
Термины: 1)голозои; 2)анаэробы; 3)фототрофы; 4)паразиты; 5)гетеротрофы; 6)аэробы; 7)хемотрофы; 8)автотрофы; 9)конкуренты.
3.Задание тоже.
Обмен веществ.
Образование энергии и новых органических веществ в организме происходит в процессе ……..(А). В нем различают ……..(Б) и пластический обмены. Основой первого является процесс ………(В) сложных органических веществ, в результате чего выделяется энергия, запасающаяся в виде ……..(Г). Пластический обмен направлен на …………(Д) сложных органических веществ, …….. (Е) для данного организма.
Термины: 1)АТФ; 2)пластический; 3)метаболизм; 4)синтез; 5)информационный; 6)энергетический; 7)углекислый газ; 8)окисление; 9)специфичные.
4. Прочитайте предложенный текст «Свойства генетического кода» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
Свойства генетического кода.
1.В настоящее время генетический код расшифрован частично, стали известны его следующие свойства, которые перечислены ниже. 2.Избыточность, т.е.многим аминокислотам соответствует не один, а два, четыре или шесть различных триплетов. 3.Наличие бессмысленных триплетов- это три нуклеотида, которые не кодируют аминокислоты, а указывают начало или конец нуклеотида. 4.Специфичность- один нуклеотид всегда обозначает только одну единственную аминокислоту. 5.Универсальность, т.е. для всех живых организмов, от бактерий до человека, кодоны ДНК передаются в виде кодонов и-РНК.
Часть С: Реализуйте наследственную информацию в процессе биосинтеза белка:
если одна цепь ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: -Г-Г-А-А-Ц-Т-Ц-А-Т-Ц-Т-Г-
Какую последовательность нуклеотидов будет иметь 2-ая цепь ДНК?(запишите)
На 2-ой цепи ДНК идет синтез и-РНК (укажите последовательность нуклеотидов в и-РНК)
Выделите триплеты и-РНК. Используя таблицу генетического кода, определите - какие аминокислоты кодируются данными кодонами?
Обозначьте: белок, ген, процессы транскрипции и трансляции.
Запишите определения: транскрипция и трансляция.
Контрольная работа № 3 «Организменный уровень организации»
Вариант №1
Задание 1 . тест 1. При бесполом размножении образующиеся особи по сравнению с родительской: а. сходны по своим наследственным признакам; б. могут иметь незначительные наследственные различия; в. различны по своим наследственным признакам. 2 . Размножение – это процесс: а) увеличения числа клеток; б) воспроизведения себе подобных; в) развития организмов в процессе эволюции; г) изменения особи с момента рождения до ее смерти. 3. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:
а) закон расщепления; б) закон сцепленного наследования; в) правило доминирования; г) закон независимого распределения генов.
4. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:
а) окраске и форме семян; б) двум парам признакам; в) одной паре признаков; г) форме и размерам семян.
5. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:
а) гибридологическим; б) биохимическим; в) цитогенетическим; г) генеалогическим.
6. Определите среди перечисленных генотипов рецессивный гомозиготный генотип:
а) АА; б) Аа; в) Bb; г) аа.
7. Среди перечисленных генотипов укажите гетерозиготный генотип:
а) Аа; б) АА; в) аа; г) bb.
8. Из перечисленных генов доминантным является:
а) а; б) b; в) с; г) A.
9. У особи с генотипом ААВВ могут образоваться гаметы:
а) АА; б) АB; в) ВВ; г) Ab.
10. Определите фенотипический признак растения гороха с генотипом aaBb (семена желтые – А, зеленые – а, гладкие – В, морщинистые – b):
а) семена зеленые гладкие; б) семена зеленые морщинистые; в) семена желтые гладкие; г) семена желтые морщинистые. 11. Модификационная изменчивость- это:
а) генотипическая стабильность особей; б) изменение генотипа под влиянием среды; в) изменение фенотипа под влиянием среды; г) норма реакции.
12. С изменением последовательности нуклеотидов ДНК связаны:
а) генные мутации; б) хромосомные мутации; в) геномные мутации; г) все виды мутаци
Задание 2. Задача. У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Какова вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью, если известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения? Задание 3. Выберите верные утверждения:
1. Древнейшим способом размножения на Земле было бесполое размножение. 2. Делением тела на несколько частей могут размножаться иглокожие, плоские и кольчатые черви. 3. Гаметы – это специализированные диплоидные клетки. 4. Процесс образования половых клеток называется гаметогенезом. 5. Постэмбриональный период онтогенеза длится с момента рождения до полового созревания особи. 6. Бластула – это однослойный зародыш с полостью внутри. 7. Наружный слой клеток гаструлы называется энтодермой. 8. На стадии нейрулы начинают формироваться ткани и органы будущего организма. 9. Совокупность всех генов организма называется фенотипом. 10. Модификационные изменения передаются из поколения в поколения
|
|
|