|
Тема: «Звук и буква «С» Февраль 2 неделя
Тема: «Звук и буква «С».
Цели:
Образовательная: Закрепить звуки «с, с'», особенности их артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «с, с'» в потоке речи, определять место звука в слове, подбирать слова с заданной позицией звука в слове. Закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку. Ход занятия:
1. Повторение.
- Давайте повторим, что такое «звук» и «буква» (по схемам, со зрительной опорой).
- Какие звуки мы выучили с вами?
- Назовите гласные звуки. Назовите согласные. 1. Артикуляционная зарядка 1. Губы в улыбку. 2. «Ветерок» (дуем на кончик языка). 3. «Кошка выгибает спинку.» 4. «Забор». 2. Правильная артикуляция звука «С» Губы принимают положение следующего гласного.
Губы сближены на расстояние около 1 мм.
Кончик языка упирается в нижние резцы.
Спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам.
Боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов.
Нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос.
Голосовые связки разомкнуты. Выделение звуков с – сь. Уточнение артикуляции. -Что вы узнали о звуках с - сь? (с) – согласный, глухой, твёрдый. (сь) – согласный, глухой, мягкий. Чем отличается звук с от звука сь? 3. Игра «Назови слово»
Придумайте слова со звуком с ( с твердым)
4. Развитие фонематического восприятия.
а) воспроизведение слоговых рядов: са – со – су – сы сы – са – со – су ста – сто – сты - сту ас – ос – ус – ыс ус – ыс – ас – ос аст – ост – уст – ыст б) « Ч и сто го во р к и ». Дети повторяют:
са-са— вот летит оса
со-со— у Вовы колесо
су-су— было холодно в лесу
ос-ос— на поляне много ос
сы-сы— у Алены две косы
са-са— вот бежит лиса
5. Физминутка. (по сюжету)
Слон по Африке гулял,
Длинным хоботом вилял,
А потом раз! – и исчез:
Превратился в букву… (С)
Страус – птица-пешеход
Не летает, не поет.
Если в гости не спешит,
То идет, а не бежит.
Если все наоборот,
То бежит, а не идет.
Пережив погони стресс,
Стал наш страус буквой… (С)
6.«Да— нет».
Логопед выставляет на доску картинки, дети называют их и говорят «да»,
если в слове есть звук [с], и— «нет», если звука [с] в слове нет: сова, санки, бусы,
рак, колос, собака, автобус, кукла, лес, капуста, луна, носок. 7. Вставьте слово «лиса» в текст правильно.
В густом лесу живёт хитрая …
Однажды охотник встретил …
Он подкрался к …
Хотел подстрелить …
Она заметила охотника, побежала.
Ему долго пришлось гнаться за …
Вечером в семье он рассказал о … 8. Развитие навыков звукового анализа. (работа со звуковыми линейками и кубиками) На доске картинки: лиса, снежинка, компас, снеговик, лось, апельсин. Определите, какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале, середине или в конце слова. Определите, какой звук в слове с или сь, картинки со звуком с – синяя сторона кубика , картинки со звуком сь – в зелёный сторона.
9.Знакомство с буквой «С».
1. Теперь мы наш звук «С» обозначим буквой «С».
На что похожа буква С? Радугою до небес
Изогнулась
Буква «С».
Напрягла
Свои бока -
Подпирает
Облака.
И моста
Огромный вес
Тоже держит
Буква «С».
Под мостом течёт
Река -
Мост бетонный
На века.
Буква «С» -
Тяжеловес.
Людям
Служит
Буква «С»!
Полуовальчик без языка,
Смотрит вправо.
2. Написать в воздухе.
3. Чтение и печатание слогов. (если после согласного звука стоит гласный звук «и», то читаем согласный звук мягко). Графические схемы. 10. Работа в прописях. 11 Итог.. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «С» (вырезать, нарисовать). |
|
|