Главная страница


Тема: «Звук и буква «С»



Скачать 32.66 Kb.
НазваниеТема: «Звук и буква «С»
Дата14.04.2016
Размер32.66 Kb.
ТипДокументы

Февраль 2 неделя

Тема: «Звук и буква «С».

Цели:

Образовательная: Закрепить звуки «с, с'», особенности их артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «с, с'» в потоке речи, определять место звука в слове, подбирать слова с заданной позицией звука в слове. Закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов.

Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.

Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:

1. Повторение.

- Давайте повторим, что такое «звук» и «буква» (по схемам, со зрительной опорой).

- Какие звуки мы выучили с вами?

- Назовите гласные звуки. Назовите согласные.
1. Артикуляционная зарядка
1. Губы в улыбку.
2. «Ветерок» (дуем на кончик языка).
3. «Кошка выгибает спинку.»
4. «Забор».
2. Правильная артикуляция звука «С»
Губы принимают положение следующего гласного.

Губы сближены на расстояние около 1 мм.

Кончик языка упирается в нижние резцы.

Спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам.

Боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов.

Нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос.

Голосовые связки разомкнуты.
Выделение звуков с – сь. Уточнение артикуляции.
-Что вы узнали о звуках с - сь?
(с) – согласный, глухой, твёрдый.
(сь) – согласный, глухой, мягкий.
Чем отличается звук с от звука сь?
3. Игра «Назови слово»

Придумайте слова со звуком с ( с твердым)


4. Развитие фонематического восприятия.

а) воспроизведение слоговых рядов:
са – со – су – сы сы – са – со – су ста – сто – сты - сту
ас – ос – ус – ыс ус – ыс – ас – ос аст – ост – уст – ыст
б) « Ч и сто го во р к и ». Дети повторяют:

са-са— вот летит оса

со-со— у Вовы колесо

су-су— было холодно в лесу

ос-ос— на поляне много ос

сы-сы— у Алены две косы

са-са— вот бежит лиса

5. Физминутка. (по сюжету)

Слон по Африке гулял,

Длинным хоботом вилял,

А потом раз! – и исчез:

Превратился в букву… (С)

Страус – птица-пешеход

Не летает, не поет.

Если в гости не спешит,

То идет, а не бежит.

Если все наоборот,

То бежит, а не идет.

Пережив погони стресс,

Стал наш страус буквой… (С)

6.«Да— нет».

Логопед выставляет на доску картинки, дети называют их и говорят «да»,

если в слове есть звук [с], и— «нет», если звука [с] в слове нет: сова, санки, бусы,

рак, колос, собака, автобус, кукла, лес, капуста, луна, носок.
7. Вставьте слово «лиса» в текст правильно.

В густом лесу живёт хитрая …

Однажды охотник встретил …

Он подкрался к …

Хотел подстрелить …

Она заметила охотника, побежала.

Ему долго пришлось гнаться за …

Вечером в семье он рассказал о …
8. Развитие навыков звукового анализа. (работа со звуковыми линейками и кубиками)
На доске картинки: лиса, снежинка, компас, снеговик, лось, апельсин.
Определите, какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале, середине или в конце слова.
Определите, какой звук в слове с или сь, картинки со звуком с – синяя сторона кубика , картинки со звуком сь – в зелёный сторона.


9.Знакомство с буквой «С».

1. Теперь мы наш звук «С» обозначим буквой «С».

На что похожа буква С?
Радугою до небес

Изогнулась

Буква «С».

Напрягла

Свои бока -

Подпирает

Облака.

И моста

Огромный вес

Тоже держит

Буква «С».

Под мостом течёт

Река -

Мост бетонный

На века.

Буква «С» -

Тяжеловес.

Людям

Служит

Буква «С»!

Полуовальчик без языка,

Смотрит вправо.

2. Написать в воздухе.

3. Чтение и печатание слогов. (если после согласного звука стоит гласный звук «и», то читаем согласный звук мягко). Графические схемы.
10. Работа в прописях.
11 Итог.. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «С» (вырезать, нарисовать).