|
Журова О. В. Моу сош пгт. Новокручининский Журова О. В.
МОУ СОШ пгт. Новокручининский
Читинского района Забайкальского края
Работа с анимациями как одна из форм организации
деятельностного подхода в обучении химии.
Одной из современных тенденций в образовании является использование деятельностного подхода в процессе обучения школьников. В обучении химии формы работы с учащимися в рамках этого подхода чаще всего выражаются в выполнении упражнений, решении задач, в работе с текстом (составление конспекта, плана, тезисов), выполнении опытов в ходе лабораторной или практической работы. Эти формы работы учителя химии на уроке традиционны и используются очень давно. Внедрение ИКТ в процесс преподавания позволяет учителю использовать на уроке анимации и видеоматериалы. Их демонстрация может быть использована для организации эвристических бесед на этапе изучения нового учебного материала. Эта работа может быть проведена по плану:
1. Первый просмотр анимации или видеоматериала от начала до конца с целью дать общее представление о сути вопроса;
2. Второй просмотр с остановками в нужных местах и в сочетании с беседой по вопросам. Учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее, учитель корректирует ответы учащихся;
3. Третий просмотр с проговариванием текста, который составлен из ответов на вопросы. Желательно, чтобы текст проговаривался не учителем, а учащимися.
Для работы подбираются яркие динамичные анимации и видеоматериалы длительностью не более 4-5 минут.
В качестве примера приведем план беседы при просмотре анимации «Ионная связь» (мультимедийное учебное пособие «Химия. 8 класс», электронная библиотека «Просвещение»), которая используется на уроке «Ионная связь» (Тема «Атомы химических элементов», 8 класс, программа Габриеляна О. С.)
Кадр анимации
| Задаваемый вопрос
| Ожидаемый ответ
|
| Какое строение имеют атомы натрия и хлора? К каким группам элементов они принадлежат?
| Атом натрия – металл, у него три электронных уровня, на внешнем - 1 электрон;
Атом хлора - неметалл, у него три электронных уровня, на внешнем - 7 электронов.
|
| Какой процесс наблюдаем?
| Наблюдаем переход одного электрона с внешнего уровня атома натрия на внешний уровень атома хлора.
|
| Какие частицы образуются в результате этого процесса?
| Атом натрия превратился в положительный ион, у него на внешнем втором уровне – 8 электронов, атом хлора превратился в отрицательный ион, у него на внешнем третьем уровне 8 электронов.
|
| Почему частицы притягиваются друг к другу?
| Эти частицы притягиваются, т. к. имеют противоположные заряды.
|
| Дайте определение ионной связи.
| Ионная связь – это притяжение между разноименно заряженными ионами металла и неметалла.
| Таким образом, при организации работы с электронными материалами реализуется позиция учителя: не предоставление готового знания (рассказ, объяснение), а совместное изучение вопроса. Подобная работа позволяет активизировать и тренировать мыслительную деятельность учащихся. |
|
|