Главная страница


Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с онр



Скачать 31.72 Kb.
НазваниеИспользование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с онр
Дата14.04.2016
Размер31.72 Kb.
ТипДокументы

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Фонематическое восприятие - это способность воспри­нимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием чаще других достаточно рано овладевают чистым звукопроизношением.

Недостаточность развития фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Дети с нарушением фонематического восприятия часто иска­жают или пропускают в речи даже те звуки, которые умеют произносить правильно. В дальнейшем дети школьники пропускают буквы при чтении и письме, ес­ли у них не сформировался фонематический слух.

Развитие фонематического слуха надо начинать с воспитания слухового внимания. Очень простые задания можно выполнять дома:

  • подпрыгни столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;

  • постучи так, как я (стучать по столу в разном темпе и ритме 2-4 раза);

  • Предложить ребёнку закрыть глаза и угадать, кто его по­звал (шёпотом или в полголоса): мама, папа или брат.

  • Определение ребенком направления звука музыкального инструмента с закрытыми глазами: вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.


В логопедической группе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, необходимо работать над развитием всех фонематических процессов (анализ, синтез, представления).

Указанные ниже приемы можно использовать и как фрагменты отдельных занятий, и как различные этапы работы над развитием фонематических процессов:

  • ”Хлопни в ладоши, если услышишь звук” (взрослый называет звуки, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит определенный заданный звук).

  • Игра ”Прочитай слово по первым звукам картинок”:





  • ”Подбери слово к схеме”:

○○○○○

○○○○○

○○○○○

○○○○


○○○

  • ”Выложи гусеницу” (Перед ребенком выкладываются кружки зеленого, красного и синего цвета. Взрослый называет фонемы, а ребенок определяет, какой звук прозвучал: гласный, твердый или мягкий согласный, и выкладывает кружочки поочередно перед собой):












  • ”Какое слово спряталось?” - Ребенку предлагаются картинки, каждая из которых пронумерована определенной цифрой. Необходимо определить каким по счету является искомый звук, а затем составить слово из получившихся звуков, например:





3 2 1

(сок).




1 4 1 2 3

(школа).






1 3 3 5 2



(санки).




  • Придумывание слов на заданный звук.

  • Игра ”Твердый-мягкий” – ребенку показываются две куклы, одну называют Нина, а другую – Надя. Имя первой куклы начинается на мягкий согласный, а второй – на твердый. А рядом в хаотичном порядке лежат предметы (картинки), начинающиеся на мягкие или твердые согласные звуки. Ребенку необходимо “помочь” куклам выбрать те предметы, которые сходны с их именами по первым звукам; например:


Надя Нина




и т.д.

Таким образом, работа над развитием фонематических процессов способствует совершенствованию звукопроизношения, развитию связной речи и, как следствие, становлением письменной речи.