|
Как из родительского собрания сделать собрание родителей «Шапка вопросов» Как из родительского собрания сделать собрание родителей «Шапка вопросов» (придумала А.П. Ершова).
Суть «шапки вопросов» в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают – кому какая достанется. Как отвечать – совещаются в парах, тройках (тройки стабильнее: если вдруг коса найдет на камень, то здесь нужен третий).
Чтобы все шло как по маслу, желательно соблюдать социоигровую режиссуру. Она нехитрая – давать задания маленькими шажками: «Разберите листочки. Готово? Тогда приготовьте ручки. Теперь сочините первый вопрос. Кто готов, отнесите свою записку в «шапку». И т.д.
Типы вопросов – «классические». Первый тип – вопрос «формальный». Он на взаимную проверку родителями своего знания школьной жизни и порядков: когда в последний раз был диктант? Проверяют ли они, родители, «сменку»? сколько?... Где?... Куда?... И т.д. Со вторым вопросом учителю лучше не спешить. Когда почти все родители прогуляются по классу к первой парте, чтобы положить свои записки в шапку, вот тогда можно переходить к объяснению типологии второго вопроса. Его нужно построить на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы? (По любому поводу, связанному с учебой : «Я думаю, что мой сын лодырь, а вы?»
Третий тип – я не знаю: «Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя» и т.д. и т.п.
Напоминаем, если учитель свалит все в одну кучу (в одно задание): сейчас, дескать, вы возьмете, потом напишете, затем положите и тогда начнете отвечать, то в результате все будут сидеть, сложа руки. Если продвигаться маленькими шажками, то режиссура сработает: родители потихоньку и расшевелятся и разговорятся. Главное - запастись сочувствием, терпением и мужеством их не перебивать.
«Шапка вопросов» удобна тем, что родители видят, что к рупору истины может быть допущен каждый из них. Это возвышает их в собственных глазах. Вообще –то многие социоигровые заморочки могут помочь родителям как-то сплотиться, найти общий язык и друг с другом, и с учителем. А в результате – выигрывают дети! «Викторина»
Учитель выкладывает на свой сто листочки из ученических тетрадок (исписанных, старых). Задание родителям: по почерку определить листок своего сына или дочери. Учитель должен заранее листочки пронумеровать и составить для себя расшифровку, чтобы оперативнее помогать родителям и решать спорные вопросы.
Листочки из старых тетрадей лучше выбирать те, где меньше (или нет совсем) ошибок. Иначе некоторым родителям будет казаться, что викторина затеяна, чтобы выставить на позор успеваемость их ребенка.
Учителю начальных классов можно провести викторину в два этапа. Сначала выложить листочки с цифрами и уж потом - со словесностью. «Рассказ по картине»
Накануне собрания ученики изображают свои летние каникулы в нескольких рисунках – клеймах. На родительском собрании эти рисунки раздаются родителям. Во-первых, им предлагается рассказать о том, что изобразил (или хотел изобразить) их ребенок своим рисунком. Тут для некоторых родителей и учителей могут возникать разные поучительные неожиданности.
Во-вторых, родителям предлагается прокомментировать, как исполнение рисунка соотносится с особенностями характера их ребенка.
И первое и второе задание лучше проводить не в виде пресловутого фронтального опроса, а по парам. Конечно, учитель не будет в курсе многих тем, обсуждаемых родительскими парами. Зато сами родители будут в выигрышном положении.
По материалам журнала «Директор школы»,7/2004, Букатов В.М., стр.75-77. |
|
|