|
Вопросы: Что будет с нами и нашей страной, если мы забудем, что было раньше? Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 159
с углублённым изучением математики, физики»
г. Новосибирска Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Банникова Наталья Анатольевна Посвящается 1150-летию Российской государственности.
"Откуда есть пошла русская земля" Значимость правления Ярослава Мудрого для Руси
Целевая аудитория: 4-5 классы. Цель: донести до потомков память о благих деяниях Ярослава Мудрого.
Рассказать детям о том, что сохранение выбранных князем Владимиром Красное Солнышко принципов самобытности и приверженности православию укрепило и возвысило Русь при его сыне Ярославе Мудром. Слайд 2. Актуальность исследования заключается в необходимости постоянно поддерживать в памяти знания по истории своей Родины. Вопросы:
Что будет с нами и нашей страной, если мы забудем, что было раньше?
Цари и князи на Руси – это сказочные персонажи или они существовали в реальности? Приведите примеры.
Как вы думаете, за что князю Ярославу дали прозвище «Мудрый»?
Кто из наших правителей сыграл значимую роль в истории России?
Кого из современных государственных деятелей мы можем сравнить с князем Ярославом Мудрым?
Как уберечь историю от искажения?
Исходя из наших целей, попытались напомнить своим ближним современникам о некоторых событиях в нашей истории. Все, конечно же, понимают, что необходимо помнить о том, что было раньше, иначе нас неминуемо ждет если не война и раздор, то исчезновение как нации. Ученики 4 класса уже знают о том, что страной управляли князья или цари и, как это ни странно, упоминают прежде всего именно самых давних правителей (Ивана Грозного, Петра Первого) и только один мальчик отметил В.И. Ленина. На самом деле, многие знают, чем был славен Ярослав Мудрый. Он укрепил православие на Руси и тем самым укрепил саму страну, объединив разрозненные княжества. Слайд 3. Отцом Ярослава Мудрого был киевский князь Владимир, который до принятия крещения имел жестокий нрав и за непочитание языческих богов сжигал людей с избами. Приняв крещение, князь Владимир изменился. Он снаряжал обозы с продуктами, которые, следуя по улицам Киева, раздавал нищим. Он отменил смертную казнь, которую из-за возросших бесчинств купцы просили вернуть. В характере князя Владимира изменения были настолько сильны, что люди впоследствии стали называть его с любовью «Красно Солнышко». 15 июля 1015 года он скончался.
Борьба с братьями.
После смерти князя Владимира старший сын Святополк решил завладеть отцовским престолом. Для этого он убил трех своих братьев: (слайд 4) Бориса, Глеба и Святослава. За такой поступок народ прозвал его еще при жизни Окаянным. Слайд 5. Ярослав, правящий в то время в Новгороде, предупрежденный о злодеяниях старшего брата, собрав дружину из новгородцев и варягов, выступил против Святополка. Он был разбит, и Ярослав сел в Киеве. Но Святополк не отказался от своего намерения править единовластно и обратился за помощью к печенегам и полякам. В союзе с ним выступили немцы и венгры. В борьбе силы были неравны, дружину Ярослава разбили, и только слова ближнего ратника Вячки уберегли Ярослава от дальнейшей схватки с врагами и возможной гибели:
- Крепись, княже! Не мертвый – живой нужен ты Руси! Не оскудела еще земля наша - есть на кого опереться.
Здравые слова простого дружинника вразумили Ярослава, и он поехал в Великий Новгород собирать новую дружину.
Русь страдала от польских завоевателей. Чаша терпения русичей переполнилась. Разом поднявшись, стали они избивать польские отряды, рыскавшие повсюду в поисках поживы. Некогда грозное польское войско стало таять на глазах. Тогда хитрый польский король Болеслав предпочел убраться из Киева. Разграбив город и забрав с собой все княжеское и церковное имущество, сестер Ярослава Мстиславу и Представу и множество пленных, отбыл в Польшу.
Новгородцы оказали помощь Ярославу, который, взяв в помощь варягов, пошел в Киев.
Святополк Окаянный, не вразумившись, что против него идут русичи, вновь прибег к помощи их врагов – печенегов. Так случилось, что оба войска встретились на реке Альте близ того места, где злодейски убит был князь Борис. Узнав об этом, Святополк помрачнел, увидев в этом дурное для себя знамение. Но, успокаивая себя, говорил, здесь убили по моему приказу убили Бориса здесь убью и Ярослава.
Наутро обе рати сошлись в поле. Сеча была страшная. Кровь текла реками, писали летописцы. Трижды сходились биться обе рати, раненые задыхались под грудой мертвых тел.
Наконец к вечеру Ярослав разбил печенегов. У пораженного ужасом Святополка отнялись руки и ноги и, проскакав всю Польскую землю, он бесследно сгинул в лесах между ляхами и чехами. Так с позором нашел свою смерть братоубийца Святополк Окаянный. Были и другие славные битвы у Ярослава. В 1016 году он окончательно разрушил хазарское царство – оплот иудеев, скупавших за бесценок русских пленников и продававших их на невольничьих рынках Турции, Грузии, Ирана.
Родной брат Ярослава Мстислав, правивший в Тмутаракани, хотел тоже присоединить к себе земли братьев. Собрав большую рать, в 1023 году он вторгся в русские пределы. Ярослав, не желавший войны с братом, послал ему гонца с грамотой: «Не хочу биться с тобой. Хочу жить в мире и братской любви. Возьми, если хочешь, Муром и владей им». Мстиславу мало показалось одного Мурома и, не прислушавшись к словам брата, он продолжил свой поход. Полки братьев сошлись близ города Листвена, что к северу от Чернигова. Утром Мстислав ударил со своей дружиной. Ярослав вынужден был отступить и вернуться в Новгород. Одумавшись, Мстислав послал ему вслед гонца с грамотой.
Ярослав-просветитель.
После Лиственской битвы образ жизни Ярослава резко меняется. Возможно, причиной отказа от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава показало, что у него была перерублена нога, в конце жизни он вряд ли мог передвигаться без посторонней помощи. Во всяком случае, с 1025 года основная деятельность князя связана с просветительством и христианизацией Руси. В 1036-1037 годах в Киеве по его приказу были построены крепостные укрепления («город Ярослава»), Слайд 7 Золотые ворота с надвратной Благовещенской церковью, Слайд 8 Софийский собор, основаны монастыри святых Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира.
Завершение строительства совпало с созданием «Слова о законе и благодати», которое было произнесено 25 марта 1038 года. Тогда же была написана первая русская летопись — Древнейший свод. В «Повести временных лет» содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь заботился о переводе на русский язык греческих книг, которые составили основу библиотеки Софийского собора. Ярославу приписывается также составление первого свода «Русской Правды». Слайд 9.
РУССКАЯ ПРАВДА Слайды 10, 11- это свод древнерусского права. Основой Русской правды послужило обычное право, княжеское законодательство, судебная практика. В тексте Русской правды отразилось развитие общественных отношений на Древней Руси 11-13 веков. Правда Ярослава Мудрого включала и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя. При сыновьях и внуках Ярослава нормы Русской правды получили свое дальнейшее развитие и совершенствование. Правда Ярославичей увеличивала ответственность общины за убийства княжеских дружинников, старост, отроков, совершенных на ее территории; предусматривала тяжелые наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за посягательства на имущество зажиточных людей.
Русская правда защищала здоровье и честь свободных людей, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В ней детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности. Специальный устав был посвящен наследственному и семейному праву. Розыск преступников проводился по свидетельским показаниям или по следам; наметились первичные элементы судебной экспертизы. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклеп). Нормы Русской правды действовали до конца 15 века и легли в основу украинского, белорусского и литовского права.
При Ярославе Мудром завершился процесс объединения под властью киевского князя всех восточнославянских земель.
Внешняя политика Ярослава в последние годы жизни.
Во внешней политике Ярослав добился укрепления авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир Ярославич в 1043 году предпринял поход Руси на Византию, который, впрочем, завершился неудачей. Около 1050 года киевским митрополитом впервые стал русский уроженец Иларион, отстаивавший независимость своей епархии от Константинополя. Многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центральной и Западной Европы.
Летописные данные о смерти Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, но эта дата оспаривается многими историками. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказал сыновьям жить в мире. Слайд 12. «Вот я отхожу от этого света, дети мои! Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга; свой стол - Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: пусть он будет вам вместо меня». А Изяславу еще добавил: «Если кто захочет обидеть брата, то ты помогай обиженному».
Великий киевский князь Ярослав Мудрый умер 8 февраля 1054 года.
Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в российской истории во второй половине 19 века, но, по-видимому, большая часть наших современников считает, что оно было дано ему еще при жизни за его ученость и стремление привить любовь к знаниям у всего населения. Именно при Ярославе стали переписываться и переводиться с греческого на русский книги. Есть предположение, что в то время уже были организованы школы для обучения грамоте. Он создал большую библиотеку русских и греческих книг.
Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава, начиная с «похвалы книгам», которая состояла в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской.
В этих делах Ярослава Мудрого и заключалась его основная мудрость как правителя.
Итог
В сведениях о жизни Ярослава Мудрого, в описании его деяний много противоречивости: одни историки что-либо предполагают, другие эти предположения опровергают. Как уберечь историю от искажения? Необходимо самим историкам ДОБРОСОВЕСТНО излагать факты, а нам по возможности изучать первоисточники, а не комментарии. Это на самом деле неосуществимо. Поэтому история будет неизбежно искажаться.
К сожалению, по данным опроса детей, из современных правителей сравнить с Ярославом Мудрым некого, кроме В.В. Путина. А нам хотелось бы надеяться, чтобы и в наше время русским народом управлял человек чистый душой, по-настоящему любящий свою страну и в самом деле мудрый.
Используемые материалы:
Емец Д. Защитники земли русской. Ярослав Мудрый. Издательство Сретенского монастыря, 2001. – 47с.
Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М.: Вече, 1998. –640с.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2008 года.
https://ru.wikipedia
http://www.russlawa.info/post/202
http://to-name.ru/biography/jaroslav-mudryj.htm
|
|
|