Главная страница

Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа, 1 час в неделю). Номер и тема урока формирование универсальных учебных действий деятельность учащихся



Скачать 435.42 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа, 1 час в неделю). Номер и тема урока формирование универсальных учебных действий деятельность учащихся
страница1/3
Дата10.04.2016
Размер435.42 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
  1   2   3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС (34 часа, 1 час в неделю).


НОМЕР И ТЕМА УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Дата

ПО ПЛАНУ

ПО ФАКТУ

I четверть (9 ч)

Лирико-эпическая опера Н. Римского-Корсакова

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Урок № 1.

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Древнерусский эпос (легенды, предания, повествования) как основа либретто оперы.

Завязка лирической линии оперы.

Урок №2.

Действие 1. Пустыня

(три разворота)

Выразительность и изобразительность музыкальной характеристики

места и времени действия. Экспозиция образов Февронии и Всеволода: отношение к миру, нравственные ценности.

Характерные интонации музыкальной речи героев.

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)

Понимать душевное состояние героя и сопереживать ему. (Л.)

Составлять целое из частей. (П.)

Устанавливать причинно-следственные связи. (П.)

Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)

Предвосхищать развитие музыкальной истории. (П.)

Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.)

Выявлять повторяющиеся попевки и сравнивать варианты их звучания. (П.)

Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.)

Ставить исполнительские задачи и решать их. (Р.)

Обсуждать с одноклассниками смысл переданных в музыке событий. (К.)

Аргументировать собственную точку зрения в процессе обсуждения музыкального произведения. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Предполагают характер действия в опере-сказании, особенности её музыкального языка.

Читают слова диалога Всеволода и Февронии, разбираются в значении незнакомых слов. По ключевым словам определяют обстановку действия. Импровизируют диалог по ролям.

Слушают диалог Всеволода и Февронии, характеризуют их музыкальные образы. Определяют певческие голоса героев и характерные интонации музыкальной речи.

Слушают вступление к опере, напевают и пластически интонируют его темы. По выразительным и изобразительным особенностям музыки предполагают место действия. Размышляют над значением слова «пустыня» в названии вступления.

Слушают и разучивают ариозо Февронии, дают названия его основным темам. Размышляют над причинами общности тем вступления и ариозо Февронии.

Слушают «разговор» Февронии с лесными животными, характеризуют круг её общения.

Предполагают развитие разговора Февронии со Всеволодом.

Слушают диалог Всеволода и Февронии, выделяют его этапы и анализируют изменения в отношениях героев.

Выявляют круг повторяющихся и варьирующихся интонаций в партиях героев и напевают их.

Слушают диалог Поярка и Февронии. Характеризуют фанфарную тему в оркестре, дают ей название (тема Китежа).

Смотрят и обсуждают видеофрагмент первого действия.







Урок №3.

Действие 2.

Малый Китеж

(пять разворотов)

Жанровая палитра сцены народного гуляния (медвежья потеха, былина гусляра, корительная, свадебная). Музыкальный портрет Гришки Кутерьмы, жанровые истоки и основные интонации его музыкальной характеристики.

Столкновение нравственных позиций Февронии и Кутерьмы, интонационно-жанровый контраст их музыкального языка.

Завязка героико-патриотической линии оперы, музыкально-образные

характеристики русских и татар. Русская историческая песня «Про татарский

полон» – одна из характеристик образа татар. Драматические события финала второго действия.

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)

Понимать душевное состояние героя и сопереживать ему. (Л.)

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Предвосхищают построение оперной сцены массового гуляния.

Слушают и разучивают песню Медведчика, подыскивают «движения» для сценического образа медведя, передают в пантомиме впечатления людей, разыгрывают сцену потехи.

Слушают песню гусляра, характеризуют склад его музыкальной речи, размышляют над смыслом предсказаний, разучивают былину гусляра с комментариями народа.

Слушают и разучивают реплики Гришки Кутерьмы, выявляют характерные интонации и жанровые основы его музыкальной речи, импровизируют его сценический образ, размышляют о его отношении к жизни, себе и другим людям.

Обсуждают причины подкупа Гришки богатыми людьми.

Слушают и разучивают хор «С кем не велено стреваться», передают в своём исполнении отношение людей к поведению Гришки.

Разыгрывают фрагмент сцены гуляния, передают изменения в настроении людей.

Моделируют, слушают, исполняют музыку свадебного поезда, характеризуют выразительные и изобразительные особенности звучания симфонического оркестра.

Импровизируют диалог Гришки и Февронии: читают слова, подбирают к ним попевки из музыкальной речи героев. Слушают звучание этого диалога в опере, делятся на пары и разыгрывают фрагменты диалога. Сопоставляют реакции народа и Февронии на глумление Гришки.

Слушают и разучивают свадебный хор, передают в своём исполнении отношение народа к Февронии.

Слушают и разучивают хор «Ой, беда идёт, люди», анализируют средства передачи в музыке нарастания напряжения.

Составляют исполнительский план сцены перелома действия и разыгрывают её в классе.

Слушают финал второго действия, выявляют и разучивают темы-характеристики монголо-татар, включая мелодию песни «Про татарский полон».

Напевают реплики Гришки, выявляют в них новые интонации.

Размышляют над смыслом поступка Гришки, дают ему нравственную оценку.

Напевают и характеризуют звучание темы Китежа в завершении действия, предполагают дальнейшее развитие событий.







Урок №4.

Действие 3. Картина 1.

Большой Китеж

(три разворота)

Рассказ Поярка о событиях

в Малом Китеже. Реакции

китежан на трагическую весть, интонационно- жанровые истоки их музыкальной речи (молитва китежан, плач отрока, монолог-размышление Юрия, походная дружинников).

Чудесное преображение Большого Китежа. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» – музыкальные характеристики противоборствующ их сил, этапы развёртывания действия», исход битвы.

Развитие патриотических чувств. (Л.)

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)

Понимание душевного состояния героев и сопереживание им. (Л.)

Соотношение желаний и поступков героев с нравственными нормами. (Л.)

Прогнозировать целое на основе его части. (П.)

Понимать смысл преобразования музыкального материала. (П.)

Объяснять поведение героев в конфликтной ситуации. (П.)

Выявлять характерные интонации музыкальной речи героев и оперировать этими интонациями при выполнении творческих заданий. (П.)

Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. (П.)

Самостоятельно достраивать недостающие компоненты. (П.)

Устанавливать причинно-следственные связи. (П.)

Устанавливать интонационно-тематические связи между различными частями произведения. (П.)

Опираться на графическую запись при решении учебных задач. (Р.)

Обсуждать разные точки зрения на одно явление. (Р.)

Соотносить разные точки зрения на одно явление. (Р.)

Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Участвовать в коллективном обсуждении фрагмента художественного произведения. (К.)

Слушают сцену Поярка с китежанами, разучивают реплику народа, расспрашивающего Поярка о случившемся, разучивают мелодию рассказа Поярка. Импровизируют послание китежанам татар на основе их лейттем, слушают этот эпизод в опере, определяют его построение. Моделируют реакции разных групп китежан на страшное известие.

Разучивают фрагменты монолога князя Юрия, определяют круг интонаций, характерных для его музыкальной речи.

Разучивают молитву китежан, выявляют особенности её мелодии, сравнивают три проведения темы и приёмы её развития.

Разучивают и инсценируют солдатскую песню.

Сравнивают звучание темы Китежа на протяжении сцены, объясняют изменения в её характере.

Слушают сцену волшебного преображения Китежа, характеризуют выразительные и изобразительные средства музыки, определяют смысл включения интонаций из оперы «Князь Игорь» А. Бородина в сцену преображения Китежа.

Моделируют драматургию симфонической картины боя, напевают темы для музыкальных характеристик русских и татар.

Слушают, воссоздают события боя по музыке, пластически импровизируют музыкальную картину «Сеча при Керженце», передают в движении взаимодействие приводят музыкальные примеры.

Слушают и напевают плач Февронии, характеризуют интонационно-жанровую основу музыки, выявляют родство темы плача с предшествующими темами Февронии, напевают примеры.

Озвучивают слова диалога Февронии и Гришки: подбирают попевки к репликам героев, импровизируют их музыкальную речь, разыгрывают диалог в парах.

Смотрят диалог в видеозаписи, обсуждают его сценическое воплощение.

Слушают завершение картины.

Размышляют об отношении Гришки к своему предательству, о решении Февронии отпустить его на волю. Обсуждают реакцию татар на чудесное преображение Китежа.

Слушают начало картины, объясняют причины беспокойства монголо-татар, Февронии и Гришки







Урок №5.

Действие 3. Картина 2.

Берег озера Светлый Яр

Развитие образов Февронии и Гришки. Плач Февронии и его

интонационно-жанровая

характеристика. Реакция татар на чудесное преображение Большого Китежа.







Урок №6.

Действие 4. Картина 1.

Лесная чаща

(два разворота)

Вступление – музыкальная

характеристика обстановки

действия. Развитие образов Февронии и Гришки (продолжение). Молитва и «свистопляска» Гришки. Трансформация интонаций Кутерьмы в сцене безумия. Этапы чудесного преображения природы. Восхождение Февронии и призрака Всеволода.

Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)

Понимать душевное состояние героев и сопереживать им. (Л.)

Выявлять нравственную идею произведения. (Л.)

музыкальным занятиям. (Л.)

Сравнивать разные фрагменты оперы. (П.)

Определять этапы развития произведения. (П.)

Принимать разные точки зрения на одно явление. (П.)

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Выявлять конструктивную общность контрастных тем оперы. (П.)

Выявлять композиционные функции разных разделов произведения. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений в музыке. (К.)

Уметь слушать собеседника и участвовать в коллективном обсуждении. (К.)

Моделируют музыкальную картину лесной чащи. Слушают и сравнивают начало четвёртого действия со вступлением к опере.

Слушают диалог Февронии и Гришки, размышляют о влиянии на них свершившегося чуда, анализируют изменения их музыкальной речи.

Читают слова молитвы, моделируют её интонационное содержание и сочетание голосов.

Слушают сцену молитвы, размышляют о влиянии молитвы на Гришку. Инсценируют фрагмент сцены молитвы.

Напевают мелодию пляски, анализируют конструктивное родство темы пляски и темы похвалы пустыне.

Слушают и поют колыбельную Февронии, выявляют её жанровые признаки.

Слушают симфоническую картину преображения леса: определяют темы, на развитии которых она построена; анализируют «краски» симфонического оркестра; сравнивают голоса реальных и волшебных птиц; в пластическом интонировании передают «колыхание листвы» и «зажигающиеся звёзды».

Слушают сцену встречи Февронии и призрака Всеволода, сравнивают её со встречей героев в первом действии. Определяют композиционные функции этих сцен в опере.

Слушают и пластически интонируют фрагмент перехода призрака Всеволода и Февронии в преображённый Китеж, определяют мелодию, которая развивается в музыке перехода. Находят тему, подтверждающую появление героев в Большом Китеже, и передают в своём исполнении характер её звучания.

Вспоминают свадебную песню, прерванную появлением врагов, и разучивают её продолжение.

Слушают сцену, в которой Феврония пишет письмоГришке. Размышляют о причинах отказа композитора сократить эту сцену.

Сочиняют своё письмо Гришке (и другим героям оперы).







Урок №7.

Действие 4. Картина 2.

Невидимый град Китеж

Музыкальная характеристика волшебного Китежа. Завершение лирической линии оперы – свадебный обряд.

Завершение нравственно-этической линии оперы – письмо Февронии к Гришке. Нравственно- философская идея оперы.







Урок №8.

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Обобщение (два разворота)

Эпическая опера. Многоплановость драматургии:

столкновение китежского

и татарского «миров»,

лирическая линия Февронии и Всеволода, нравственный «поединок» Февронии и Кутерьмы.

Лейттемы и лейтинтонации в опере. Разнообразие народно-жанровых истоков музыкального языка оперы. Композиция оперы.

Развитие патриотических чувств. (Л.)

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Гордость за творческие достижения деятелей национальной культуры. (Л.)

Ориентироваться в графической записи музыкальных тем произведения. (П.)

Выявлять общность контрастных тем оперы. (П.)

Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.)

Анализировать видеофрагмент оперы, соотносить музыкальные и сценические образы героев оперы. (П.)

Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой (П).

Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников (Р).

Исполнять музыку индивидуально, в группах, коллективно (К).

Коллективно обсуждать художественное произведение, аргументировать собственное мнение, опираясь на музыку произведения (К).

Напевают темы, записанные на с. 38–39 учебника, ищут основание их объединения в группы, подыскивают темы, дополняющие эти группы.

Напевают лейттемы, слушают их варианты и определяют, в какой момент действия звучат эти темы.

Определяют и напевают темы, записанные на с. 40–41 учебника.

Характеризуют три сюжетные линии оперы, дают им обобщённое название, выявляют ключевые моменты в развитии каждой линии. Приводят примеры пересечения разных сюжетных линий в судьбах героев оперы. Смотрят две интерпретации одного фрагмента оперы и обсуждают особенности сценического воплощения в каждой версии.







Урок №9.

Мини-проект:

«История создания оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова»;

«Легенды и предания о святых Петре и Февронии Муромских».

II четверть (7 ч)

Эпическая симфония. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина

Урок № 10.

А. П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»)

Симфонический цикл, его строение, характер частей (на примере пройденных симфоний).

Предполагаемый круг образов «Богатырской» симфонии А. П. Бородина.

Часть 1. Главная тема

Главная тема в экспозиции, репризе, коде – этапы становления героя

симфонии. Увеличение.

Предполагаемые варианты преобразования глав-

ной темы в разработке.

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Расширение представлений о возможностях отражения жизни в инструментальной музыке. (П.)

Углублять представление о связях отечественной и зарубежной музыкальной культуры. (П.)

Выявлять круг образов, характерных для творчества композитора А. П. Бородина. (П.)

Моделировать образы произведения в вербальной и звуковой формах. (П.)

Предвосхищать развитие музыкальной истории до её прослушивания. (П.)

Охватывать явление в единстве процессуальной и композиционной сторон. (П.)

Переводить художественный образ с языка одного искусства на другой. (П.)

Соотносить звуковую, пластическую и графическую модели музыки и оперировать ими в ходе выполнения творческих заданий. (П.)

Сопоставлять контрастные образы одного произведения. (П.)

Ставить исполнительские задачи и добиваться их воплощения. (Р.)

Сочетать индивидуальную и коллективную деятельность. (Р.)

Обсуждать с одноклассниками развитие музыкальной истории и аргументировать своё мнение музыкальными примерами. (К.)

Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (К.)

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (К.)

Вспоминают построение симфонического цикла, характер каждой его части. Напевают основные темы частей Пятой симфонии Бетховена, Четвёртой симфонии Чайковского, Сороковой симфонии Моцарта в опоре на графическую схему.

Предполагают круг образов и характер частей Богатырской симфонии Бородина. Вспоминают музыку пройденных произведений Бородина и напевают темы для частей «Богатырской» симфонии.

Слушают, характеризуют и разучивают главную тему симфонии.

Слушают и сравнивают проведения главной темы в экспозиции, репризе и коде первой части, выявляют изменения характера темы и средств выражения в каждом последующем её проведении. Предполагают возможные варианты дальнейших преобразований темы и переинтонируют её (вопросительно, грозно, призывно и др.).

Вспоминают соотношение героев в первой части Пятой симфонии Бетховена, предполагают характер второго героя симфонии Бородина, сочиняют его мелодию.

Слушают, характеризуют, пластически интонируют тему второго героя симфонии. Анализируют интонационные связи музыки первого и второго героев.

Слушают развитие двух тем в связующей, анализируют происходящие в них изменения, пластически интонируют в опоре на графическую запись.

Предполагают характер побочной темы в симфонии Бородина в опоре на представление о характере побочной темы.

Подбирают из музыки главной и связующей тем подходящие интонации для побочной темы и импровизируют её мелодию.

Слушают, анализируют и исполняют побочную тему, характеризуют её развитие, передают в пластическом интонировании изменения темы в опоре на графическую запись.

Слушают и разучивают заключительную тему, выявляют в ней сближение интонаций главной и побочной тем в опоре на графическую запись.

Пластически интонируют экспозицию первой части.

Выявляют направление развития тем в экспозиции, предполагают характер их дальнейших преобразований в разработке.



  1   2   3