|
|
|
| Урок №11.
Часть 1. Экспозиция
(два разворота)
Композиционные функции основных тем экспозиции. Музыкальные
образы экспозиции и их взаимодействие. Народно-жанровые основы тематизма, ритмические, тембровые, динамические особенности. Акцент.
Тенденции развития основых тем-образов.
|
|
| Урок №12.
Часть 1. Разработка
Композиционные функции разработки. Этапы развития музыкального действия в разработке.
Изменение характера тем, способы их преобразования. Мотивно-тематическое развитие. Остинато, маркато, стретта.
Реприза и кода
Композиционные функции репризы и коды. Изменения тематизма по сравнению с экспозицией, разработкой. Увеличение, уменьшение, секвенции
| Формирование патриотических чувств на основе постижения шедевров отечественной музыкальной классики. (Л.)
Развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству. (Л.)
Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)
Осваивать музыкальное произведение как процесс (развёрнуто) и как результат (конспективно). (П.)
Анализировать особенности языка художественного произведения. (П.)
Выявлять логику вариативных повторений тем-образов в разных разделах музыкального произведения. (П.)
Определять этапы развёртывания музыкальной истории симфонии. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)
Развивать навыки учебного сотрудничества. (Р.)
Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.)
Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)
| Слушают разработку, определяют этапы в её развитии, характеризуют преобразования и взаимодействие тем, напевают примеры.
Составляют исполнительский план разработки, подбирают жесты для разных проведений тем (перекличек, наложений и т. д.) и пластически интонируют разработку.
Слушают и пластически интонируют репризу, сравнивают её с экспозицией в опоре на графическую запись, характеризуют произошедшие в темах изменения.
Осмысливают характер звучания интонаций главной и побочной в заключительной теме, их преобразование и взаимодействие.
Слушают коду, выявляют этапы развития, сравнивают музыку в начале и завершении первой части.
Обобщают первую часть симфонии в разных видах музыкальной деятельности, ориентируясь по графическому конспекту.
Пластически интонируют первую часть симфонии.
|
|
|
| Урок № 13.
Часть 1.
Графический конспект
Соотнесение музыкальной истории первой части симфонии А. П. Бородина с её графическим
конспектом.
Темы-образы и их взаимодействие. Этапы развития музыкальной истории первой части.
|
|
| Урок № 14.
Часть 2. Скерцо
Картина «богатырских игрищ». Основные темы части, сопоставление «русских» и «восточных» интонаций. Средства выразительности. Остинато. Синкопа. Построение скерцо (трёхчастная форма). Интонационно-образные связи с первой частью.
Часть 3. Анданте
Содержание медленной части симфонии и особенности её построения.
Образ сказителя Баяна: музыкальное воплощение традиций былинного распева, звукоподражание переборам гуслей. Интонационные связи тематизма с музыкой предшествующих частей.
| Развитие позитивного мировосприятия. (Л.)
Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)
Предвосхищать развитие художественного произведения. (П.)
Составлять целое из его частей. (П.)
Составлять графическую схему части. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в произведении. (П.)
Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.)
Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)
Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе обсуждения и исполнения музыкального произведения. (К.)
| Вспоминают скерцо симфоний Л. Бетховена, П. Чайковского, напевают их темы, предполагают, какую картину из жизни богатырей «нарисует» в скерцо композитор. Моделируют темы для скерцо: выбирают в музыке первой части подходящие для скерцо интонации и импровизируют на их основе мелодии.
Слушают вторую часть целиком, характеризуют выразительные и изобразительные особенности её музыки. Поют и пластически интонируют основные темы скерцо.
Выявляют интонационные связи между музыкой первой и второй частей. Определяют построение скерцо и составляют его графическую схему. Пластически интонируют скерцо в опоре на графическую схему.
|
|
| Урок №15.
Часть 4. Финал
Картина народного праздника. Основные темы финала. Обобщение образных сфер симфонии.
Интонационные связи частей симфонии.
Обобщение
Своеобразие музыкальных образов и их развёртывания в «Богатырской» симфонии А. П. Бородина.
Характер частей и их последовательность в эпической симфонии.
Интонационно-тематические связи между частями симфонии.
Интонационно-образные связи «Богатырской»
симфонии с оперой
«Князь Игорь».
Сравнение двух интерпретаций фрагмента симфонии (по выбору).
Особенности стиля
А. П. Бородина.
«Конкурс дирижеров».
| Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)
Эмоционально откликаться на шедевры отечественной музыки. (Л.)
Составлять целое из частей. (П.)
Осваивать музыкальное произведение как процесс (развёрнуто) и как результат (конспективно). (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в произведении. (П.)
Делить целое на смысловые части. (П.)
Действовать по аналогии. (Р.)
Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.)
Развивать навыки учебного сотрудничества. (Р.)
Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)
| Предполагают характер образов финала симфонии А. П. Бородина в опоре на представления о музыке финалов симфоний В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского.
Слушают финал симфонии Бородина, разучивают исполняют основные темы, анализируют средства музыкальной выразительности.
Выявляют интонационные связи тем финала с музыкой предшествующих частей.
Выявляют особенности финала как завершающего этапа развитии музыкальной истории симфонии. Выбирают фрагмент финала симфонии, составляют его исполнительский план и пластически интонируют.
|
|
|
| Развитие патриотических чувств. (Л.)
Уважение к творческим достижениям отечественного композитора. (Л.)
Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)
Расширение представлений о возможностях отражения жизни в симфонической музыке. (П.)
Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.)
Постигать произведение
искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)
Выявлять общие черты в разных музыкальных произведениях одного композитора. (П.)
Воспринимать индивидуальные особенности музыкальной речи композитора-классика. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном наследии композитора. (Р.)
Развивать навыки учебного сотрудничества, сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. (Р.)
Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.)
Составлять план и выступать с презентацией проекта перед одноклассниками. (Р.)
| Напевают, пластически интонируют основные этапы развёртывания музыкальной истории Второй симфонии А. П. Бородина.
Напевают и характеризуют сходные темы из Второй симфонии и оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, ориентируются на графическую запись тем на с. 62–63 учебника.
Вспоминают и напевают сходные темы из Второй симфонии и романса «Спящая княжна» А. П. Бородина.
Определяют характерные черты музыки А. П. Бородина.
Слушают разные интерпретации одного фрагмента симфонии, выявляют их особенности.
Проводят в классе конкурс знатоков музыки А. П. Бородина (поют, пластически интонируют, инсценируют).
Предъявляют результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности.
|
|
| Урок № 16.
Мини – проект:
«История создания «Богатырской» симфонии А. П. Бородина»;
«Образы русских богатырей в музыке и изобразительном искусстве»
| III четверть (9 ч)
Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»
| Урок №17.
П. И. Чайковский.
Опера «Пиковая дама»
Литературная основа оперы. Интродукция: сопоставление трёх интонационных сфер (повествовательная, драматическая, лирическая). Моделирование идеи оперы по характеру тем интродукции и их последовательности.
| Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)
Понимание жизненных обстоятельств, чувств других людей и сопереживание им. (Л.)
Моделировать содержание художественного произведения. (П.)
Расширять представление об образном содержании диалогов и полилогов в музыке. (П.)
Распознавать содержание художественного произведения, представленное в неявном виде. (П.)
Ориентироваться в графической записи музыкальных тем. (П.)
Сопоставлять контрастные образы одного произведения. (П.)
Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (П.)
Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.)
Ставить исполнительские задачи и решать их. (Р.)
Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.)
Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)
Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.)
| Слушают интродукцию к опере «Пиковая дама», напевают и пластически интонируют её основные темы. Соотносят образы интродукции с похожими образами пройденных произведений П. Чайковского и характеризуют их.
Предполагают основные сюжетные линии и идею оперы, ориентируясь по названию оперы, характерам тем и их последовательности.
Слушают музыку начальной сцены, напевают и пластически интонируют её основную тему, характеризуют общую атмосферу действия.
Определяют и напевают характерные интонации разных групп гуляющих, разучивают хор мальчиков.
Составляют композицию сцены и разыгрывают её по ролям.
Слушают диалог Сурина и Чекалинского и составляют первоначальное представление об образе Германа.
Слушают два ариозо Германа, разучивают их темы в опоре на нотную и графическую запись, характеризуют музыкальную речь героя.
Слушают дуэт Елецкого и Германа, размышляют о причинах противоположных состояний героев (счастлив – страдает).
Предполагают музыкальную характеристику невесты князя Елецкого. Подбирают из известных тем оперы подходящую для характеристики невесты князя.
Слушают музыку появления Лизы в сопровождении Графини, определяют героя, которого она характеризует, и предполагают, что эта музыка предвещает.
Слушают квинтет Лизы, Графини, Томского, Елецкого и Германа, обсуждают причины страха, который испытывают все его участники.
Слушают и разучивают балладу Томского, выявляют ключевые интонации баллады, вспоминают фрагменты оперы, где эти интонации звучали.
Напевают тему, записанную графически на с. 72 учебника, характеризуют её звучание в припеве баллады, дают ей название.
Слушают завершение картины и характеризуют реакцию Германа на балладу Томского и сложившуюся жизненную ситуацию.
Размышляют над тем, почему грозе Герман открывает свою душу.
|
|
| Урок №18.
Картина 1. В Летнем
саду (четыре разворота)
Музыкальные характеристики места и времени действия, разных групп гуляющих. Музыкальные образы главных героев оперы, разнообразие форм и жанров в характеристике героев (ариозо, дуэт, квинтет, баллада и др.). Завязка лирической (ариозо Германа) и драматической (баллада Томского) линий развития оперы.
|
|
| Урок №19.
Картина 2. В комнате
Лизы (два разворота)
Музыкальная характеристика атмосферы жизни Лизы и её подруг. Вокальные жанры: романс и песня.
Сцена Лизы и Германа.
Прорастание интонаций темы любви в музыкальной речи Лизы и Германа. Ария Лизы и ариозо Германа: интонационные и жанровые особенности, построение. Драматургическая роль оркестра в опере.
Лейттемы и лейтинтонации оперы. Конструктивное родство контрастных тем.
| Понимание и адекватная оценка поступков, чувств и мыслей героев. (Л.)
Опыт эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия людям, попавшим в трудную ситуацию. (Л.)
Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)
Выявлять общую конструктивную основу контрастных тем. (П.)
Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.)
Выявлять смысловые единицы художественного текста. (П.)
Ориентироваться в графической записи музыкальных тем оперы. (П.)
Прогнозировать последовательность развития событий в художественном произведении. (П.)
Развивать навыки учебного сотрудничества. (Р.)
Корректировать результаты своей творческой деятельности. (Р.)
Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)
Обсуждать с одноклассниками смысл сценического действия. (К.)
| Слушают и разучивают дуэт Лизы и Полины, романс Полины и песню девушек в опоре на графическую запись, выявляют интонационно-образные и жанровые особенности романса и песни. По музыке характеризуют атмосферу девичника, соотносят её с внутренним миром героини.
Составляют музыкальную композицию сцены и разыгрывают её в классе.
Слушают арию Лизы, напевают её мелодии в опоре на графическую запись, выявляют этапы в развитии состояния героини.
Определяют интонации, которые преобладают в каждом разделе арии. Размышляют о тайне Лизы, которую она доверила ночи.
Определяют построение арии.
Слушают диалог Лизы и Германа, разучивают мелодии двух ариозо Германа, характеризуют развитие чувств героев.
Подбирают тему для неожиданного появления Графини и напевают её. Моделируют реакцию Лизы и Германа на вторжение Графини. Слушают продолжение картины, наблюдают за партией оркестра и выявляют его роль в раскрытии происходящих событий. Определяют тему, звучащую в завершении картины, характеризуют её и дают название.
Напевают темы, записанные на с. 78–79 учебника, вспоминают, где они звучат в опере, размышляют, можно ли их назвать лейттемами и обосновывают свою точку зрения.
Выявляют и напевают общие элементы этих тем в опоре на графическую запись, объясняют конструктивное родство контрастных тем. Напевают и сопоставляют мелодии Германа из первой и второй картин оперы в опоре на графическую запись, определяют интонации, характерные для его музыкальной речи.
|
|
|
| Урок №20.
Картина 3. Бал в доме знатного вельможи (два разворота)
Сцена великосветского бала: музыкальная характеристика, жанровые атрибуты. Музыкальный портрет Елецкого, его отношение к Лизе.
Записка Лизы. Мелодекламация. Пастораль «Искренность пастушки».
Соотношение музыкального языка в пасторали и основном действии оперы.
Выбор Лизы. Разлад в душе Германа. Шутка офицеров. Лейттемы оперы и смысл их появления в картин.
Роль оркестра в передаче состояний Графини.
Причины отчаяния Германа и Лизы.
| Эмоционально- ценностное отношение к художественному произведению. (Л.)
Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)
Понимание поступков, чувств и мыслей героев произведения. (Л.)
Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.)
Понимать смысл преобразования музыкального материала. (П.)
Сравнивать разные фрагменты одного художественного произведения. (П.)
Анализировать художественный образ и прогнозировать его развитие. (П.)
Сравнивать и обобщать язык героев художественного произведения. (П.)
Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)
Понимать прямой и переносный смысл текста художественного произведения. (П.)
Сочинять продолжение музыкальной истории до её прослушивания. (П.)
Делить целое на смысловые части. (П.)
Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.)
Ставить исполнительскую задачу и решать её. (Р.)
Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.)
Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале. (Р.)
Участвовать в индивидуальном и коллективном исполнении художественного произведения. (К.)
Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)
Участвовать в обсуждении художественного произведения, аргументировать свою точку зрения музыкальными примерами. (К.)
| Слушают начало сцены бала, характеризуют настроение гостей, определяют по музыке танец, который открывает бал, и выявляют его интонационно-жанровые признаки. Передают характер музыки в движении.
Слушают арию Елецкого, разучивают её мелодию с ориентацией на нотную запись, сравнивают и напевают характерные интонации музыкальной речи князя, Германа и Лизы.
Слушают фрагмент подшучивания офицеров над Германом, выявляют связь шутки с балладой Томского. Анализируют отношение Германа к их словам. Выявляют звучание лейттем оперы и определяют их смысл.
Слушают фрагменты интермедии, анализируют её сюжет.
Разучивают и разыгрывают дуэт Прилепы и Миловзора.
Характеризуют отличия музыки интермедии от музыки основного действия оперы. Размышляют о сходстве жизненных ситуаций героев интермедии и оперы.
Слушают завершение картины, по музыке предугадывают намерения Германа. Размышляют над жизненным содержанием сценического действия.
Предполагают обстановку сценического действия и состояние Германа в начале четвёртой картины, импровизируют музыку вступления на основе лейтинтонаций оперы. Слушают и характеризуют оркестровое вступление, определяют изменения в звучании лейтинтонаций, размышляют над их смыслом.
Слушают речитатив Германа, уточняют характеристику его состояния.
Слушают и разучивают хор приживалок, характеризуют интонации, на которых построена его мелодия, подбирают движения и инсценируют хор.
Слушают монолог и песню-воспоминание Графини, характеризуют образ Графини, подтверждают свои характеристики музыкальными примерами.
Слушают диалог Германа и Графини, определяют его смысловые этапы. Разучивают мелодию ариозо Германа, выявляют изменения его музыкальной речи по ходу развития диалога. Определяют особенности «партии» Графини в диалоге с Германом. Пластически импровизируют реакции Графини.
Слушают завершение картины, характеризуют реакции Германа и Лизы на случившееся. Выявляют смысл преобразований лейттем и лейтинтонаций в завершении картины по сравнению с её началом. Размышляют над жизненным содержанием сценического действия.
|
|
| |
|
|