Главная страница

Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа, 1 час в неделю). Номер и тема урока формирование универсальных учебных действий деятельность учащихся



Скачать 435.42 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа, 1 час в неделю). Номер и тема урока формирование универсальных учебных действий деятельность учащихся
страница2/3
Дата10.04.2016
Размер435.42 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
1   2   3







Урок №11.

Часть 1. Экспозиция

(два разворота)

Композиционные функции основных тем экспозиции. Музыкальные

образы экспозиции и их взаимодействие. Народно-жанровые основы тематизма, ритмические, тембровые, динамические особенности. Акцент.

Тенденции развития основых тем-образов.







Урок №12.

Часть 1. Разработка

Композиционные функции разработки. Этапы развития музыкального действия в разработке.

Изменение характера тем, способы их преобразования. Мотивно-тематическое развитие. Остинато, маркато, стретта.

Реприза и кода

Композиционные функции репризы и коды. Изменения тематизма по сравнению с экспозицией, разработкой. Увеличение, уменьшение, секвенции

Формирование патриотических чувств на основе постижения шедевров отечественной музыкальной классики. (Л.)

Развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству. (Л.)

Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)

Осваивать музыкальное произведение как процесс (развёрнуто) и как результат (конспективно). (П.)

Анализировать особенности языка художественного произведения. (П.)

Выявлять логику вариативных повторений тем-образов в разных разделах музыкального произведения. (П.)

Определять этапы развёртывания музыкальной истории симфонии. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Развивать навыки учебного сотрудничества. (Р.)

Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Слушают разработку, определяют этапы в её развитии, характеризуют преобразования и взаимодействие тем, напевают примеры.

Составляют исполнительский план разработки, подбирают жесты для разных проведений тем (перекличек, наложений и т. д.) и пластически интонируют разработку.

Слушают и пластически интонируют репризу, сравнивают её с экспозицией в опоре на графическую запись, характеризуют произошедшие в темах изменения.

Осмысливают характер звучания интонаций главной и побочной в заключительной теме, их преобразование и взаимодействие.

Слушают коду, выявляют этапы развития, сравнивают музыку в начале и завершении первой части.

Обобщают первую часть симфонии в разных видах музыкальной деятельности, ориентируясь по графическому конспекту.

Пластически интонируют первую часть симфонии.










Урок № 13.

Часть 1.

Графический конспект

Соотнесение музыкальной истории первой части симфонии А. П. Бородина с её графическим

конспектом.

Темы-образы и их взаимодействие. Этапы развития музыкальной истории первой части.







Урок № 14.

Часть 2. Скерцо

Картина «богатырских игрищ». Основные темы части, сопоставление «русских» и «восточных» интонаций. Средства выразительности. Остинато. Синкопа. Построение скерцо (трёхчастная форма). Интонационно-образные связи с первой частью.

Часть 3. Анданте

Содержание медленной части симфонии и особенности её построения.

Образ сказителя Баяна: музыкальное воплощение традиций былинного распева, звукоподражание переборам гуслей. Интонационные связи тематизма с музыкой предшествующих частей.

Развитие позитивного мировосприятия. (Л.)

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)

Предвосхищать развитие художественного произведения. (П.)

Составлять целое из его частей. (П.)

Составлять графическую схему части. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в произведении. (П.)

Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе обсуждения и исполнения музыкального произведения. (К.)

Вспоминают скерцо симфоний Л. Бетховена, П. Чайковского, напевают их темы, предполагают, какую картину из жизни богатырей «нарисует» в скерцо композитор. Моделируют темы для скерцо: выбирают в музыке первой части подходящие для скерцо интонации и импровизируют на их основе мелодии.

Слушают вторую часть целиком, характеризуют выразительные и изобразительные особенности её музыки. Поют и пластически интонируют основные темы скерцо.

Выявляют интонационные связи между музыкой первой и второй частей. Определяют построение скерцо и составляют его графическую схему. Пластически интонируют скерцо в опоре на графическую схему.







Урок №15.

Часть 4. Финал

Картина народного праздника. Основные темы финала. Обобщение образных сфер симфонии.

Интонационные связи частей симфонии.

Обобщение

Своеобразие музыкальных образов и их развёртывания в «Богатырской» симфонии А. П. Бородина.

Характер частей и их последовательность в эпической симфонии.

Интонационно-тематические связи между частями симфонии.

Интонационно-образные связи «Богатырской»

симфонии с оперой

«Князь Игорь».

Сравнение двух интерпретаций фрагмента симфонии (по выбору).

Особенности стиля

А. П. Бородина.

«Конкурс дирижеров».

Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)

Эмоционально откликаться на шедевры отечественной музыки. (Л.)

Составлять целое из частей. (П.)

Осваивать музыкальное произведение как процесс (развёрнуто) и как результат (конспективно). (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в произведении. (П.)

Делить целое на смысловые части. (П.)

Действовать по аналогии. (Р.)

Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.)

Развивать навыки учебного сотрудничества. (Р.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Предполагают характер образов финала симфонии А. П. Бородина в опоре на представления о музыке финалов симфоний В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского.

Слушают финал симфонии Бородина, разучивают исполняют основные темы, анализируют средства музыкальной выразительности.

Выявляют интонационные связи тем финала с музыкой предшествующих частей.

Выявляют особенности финала как завершающего этапа развитии музыкальной истории симфонии. Выбирают фрагмент финала симфонии, составляют его исполнительский план и пластически интонируют.










Развитие патриотических чувств. (Л.)

Уважение к творческим достижениям отечественного композитора. (Л.)

Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)

Расширение представлений о возможностях отражения жизни в симфонической музыке. (П.)

Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.)

Постигать произведение

искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)

Выявлять общие черты в разных музыкальных произведениях одного композитора. (П.)

Воспринимать индивидуальные особенности музыкальной речи композитора-классика. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном наследии композитора. (Р.)

Развивать навыки учебного сотрудничества, сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. (Р.)

Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.)

Составлять план и выступать с презентацией проекта перед одноклассниками. (Р.)

Напевают, пластически интонируют основные этапы развёртывания музыкальной истории Второй симфонии А. П. Бородина.

Напевают и характеризуют сходные темы из Второй симфонии и оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, ориентируются на графическую запись тем на с. 62–63 учебника.

Вспоминают и напевают сходные темы из Второй симфонии и романса «Спящая княжна» А. П. Бородина.

Определяют характерные черты музыки А. П. Бородина.

Слушают разные интерпретации одного фрагмента симфонии, выявляют их особенности.

Проводят в классе конкурс знатоков музыки А. П. Бородина (поют, пластически интонируют, инсценируют).

Предъявляют результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности.







Урок № 16.

Мини – проект:

«История создания «Богатырской» симфонии А. П. Бородина»;

«Образы русских богатырей в музыке и изобразительном искусстве»

III четверть (9 ч)

Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»

Урок №17.

П. И. Чайковский.

Опера «Пиковая дама»

Литературная основа оперы. Интродукция: сопоставление трёх интонационных сфер (повествовательная, драматическая, лирическая). Моделирование идеи оперы по характеру тем интродукции и их последовательности.

Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.)

Понимание жизненных обстоятельств, чувств других людей и сопереживание им. (Л.)

Моделировать содержание художественного произведения. (П.)

Расширять представление об образном содержании диалогов и полилогов в музыке. (П.)

Распознавать содержание художественного произведения, представленное в неявном виде. (П.)

Ориентироваться в графической записи музыкальных тем. (П.)

Сопоставлять контрастные образы одного произведения. (П.)

Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (П.)

Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.)

Ставить исполнительские задачи и решать их. (Р.)

Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.)

Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.)

Слушают интродукцию к опере «Пиковая дама», напевают и пластически интонируют её основные темы. Соотносят образы интродукции с похожими образами пройденных произведений П. Чайковского и характеризуют их.

Предполагают основные сюжетные линии и идею оперы, ориентируясь по названию оперы, характерам тем и их последовательности.

Слушают музыку начальной сцены, напевают и пластически интонируют её основную тему, характеризуют общую атмосферу действия.

Определяют и напевают характерные интонации разных групп гуляющих, разучивают хор мальчиков.

Составляют композицию сцены и разыгрывают её по ролям.

Слушают диалог Сурина и Чекалинского и составляют первоначальное представление об образе Германа.

Слушают два ариозо Германа, разучивают их темы в опоре на нотную и графическую запись, характеризуют музыкальную речь героя.

Слушают дуэт Елецкого и Германа, размышляют о причинах противоположных состояний героев (счастлив – страдает).

Предполагают музыкальную характеристику невесты князя Елецкого. Подбирают из известных тем оперы подходящую для характеристики невесты князя.

Слушают музыку появления Лизы в сопровождении Графини, определяют героя, которого она характеризует, и предполагают, что эта музыка предвещает.

Слушают квинтет Лизы, Графини, Томского, Елецкого и Германа, обсуждают причины страха, который испытывают все его участники.

Слушают и разучивают балладу Томского, выявляют ключевые интонации баллады, вспоминают фрагменты оперы, где эти интонации звучали.

Напевают тему, записанную графически на с. 72 учебника, характеризуют её звучание в припеве баллады, дают ей название.

Слушают завершение картины и характеризуют реакцию Германа на балладу Томского и сложившуюся жизненную ситуацию.

Размышляют над тем, почему грозе Герман открывает свою душу.







Урок №18.

Картина 1. В Летнем

саду (четыре разворота)

Музыкальные характеристики места и времени действия, разных групп гуляющих. Музыкальные образы главных героев оперы, разнообразие форм и жанров в характеристике героев (ариозо, дуэт, квинтет, баллада и др.). Завязка лирической (ариозо Германа) и драматической (баллада Томского) линий развития оперы.







Урок №19.

Картина 2. В комнате

Лизы (два разворота)

Музыкальная характеристика атмосферы жизни Лизы и её подруг. Вокальные жанры: романс и песня.

Сцена Лизы и Германа.

Прорастание интонаций темы любви в музыкальной речи Лизы и Германа. Ария Лизы и ариозо Германа: интонационные и жанровые особенности, построение. Драматургическая роль оркестра в опере.

Лейттемы и лейтинтонации оперы. Конструктивное родство контрастных тем.

Понимание и адекватная оценка поступков, чувств и мыслей героев. (Л.)

Опыт эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия людям, попавшим в трудную ситуацию. (Л.)

Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)

Выявлять общую конструктивную основу контрастных тем. (П.)

Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.)

Выявлять смысловые единицы художественного текста. (П.)

Ориентироваться в графической записи музыкальных тем оперы. (П.)

Прогнозировать последовательность развития событий в художественном произведении. (П.)

Развивать навыки учебного сотрудничества. (Р.)

Корректировать результаты своей творческой деятельности. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)

Обсуждать с одноклассниками смысл сценического действия. (К.)

Слушают и разучивают дуэт Лизы и Полины, романс Полины и песню девушек в опоре на графическую запись, выявляют интонационно-образные и жанровые особенности романса и песни. По музыке характеризуют атмосферу девичника, соотносят её с внутренним миром героини.

Составляют музыкальную композицию сцены и разыгрывают её в классе.

Слушают арию Лизы, напевают её мелодии в опоре на графическую запись, выявляют этапы в развитии состояния героини.

Определяют интонации, которые преобладают в каждом разделе арии. Размышляют о тайне Лизы, которую она доверила ночи.

Определяют построение арии.

Слушают диалог Лизы и Германа, разучивают мелодии двух ариозо Германа, характеризуют развитие чувств героев.

Подбирают тему для неожиданного появления Графини и напевают её. Моделируют реакцию Лизы и Германа на вторжение Графини. Слушают продолжение картины, наблюдают за партией оркестра и выявляют его роль в раскрытии происходящих событий. Определяют тему, звучащую в завершении картины, характеризуют её и дают название.

Напевают темы, записанные на с. 78–79 учебника, вспоминают, где они звучат в опере, размышляют, можно ли их назвать лейттемами и обосновывают свою точку зрения.

Выявляют и напевают общие элементы этих тем в опоре на графическую запись, объясняют конструктивное родство контрастных тем. Напевают и сопоставляют мелодии Германа из первой и второй картин оперы в опоре на графическую запись, определяют интонации, характерные для его музыкальной речи.










Урок №20.

Картина 3. Бал в доме знатного вельможи (два разворота)

Сцена великосветского бала: музыкальная характеристика, жанровые атрибуты. Музыкальный портрет Елецкого, его отношение к Лизе.

Записка Лизы. Мелодекламация. Пастораль «Искренность пастушки».

Соотношение музыкального языка в пасторали и основном действии оперы.

Выбор Лизы. Разлад в душе Германа. Шутка офицеров. Лейттемы оперы и смысл их появления в картин.

Роль оркестра в передаче состояний Графини.

Причины отчаяния Германа и Лизы.

Эмоционально- ценностное отношение к художественному произведению. (Л.)

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Понимание поступков, чувств и мыслей героев произведения. (Л.)

Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.)

Понимать смысл преобразования музыкального материала. (П.)

Сравнивать разные фрагменты одного художественного произведения. (П.)

Анализировать художественный образ и прогнозировать его развитие. (П.)

Сравнивать и обобщать язык героев художественного произведения. (П.)

Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)

Понимать прямой и переносный смысл текста художественного произведения. (П.)

Сочинять продолжение музыкальной истории до её прослушивания. (П.)

Делить целое на смысловые части. (П.)

Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.)

Ставить исполнительскую задачу и решать её. (Р.)

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.)

Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале. (Р.)

Участвовать в индивидуальном и коллективном исполнении художественного произведения. (К.)

Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Участвовать в обсуждении художественного произведения, аргументировать свою точку зрения музыкальными примерами. (К.)

Слушают начало сцены бала, характеризуют настроение гостей, определяют по музыке танец, который открывает бал, и выявляют его интонационно-жанровые признаки. Передают характер музыки в движении.

Слушают арию Елецкого, разучивают её мелодию с ориентацией на нотную запись, сравнивают и напевают характерные интонации музыкальной речи князя, Германа и Лизы.

Слушают фрагмент подшучивания офицеров над Германом, выявляют связь шутки с балладой Томского. Анализируют отношение Германа к их словам. Выявляют звучание лейттем оперы и определяют их смысл.

Слушают фрагменты интермедии, анализируют её сюжет.

Разучивают и разыгрывают дуэт Прилепы и Миловзора.

Характеризуют отличия музыки интермедии от музыки основного действия оперы. Размышляют о сходстве жизненных ситуаций героев интермедии и оперы.

Слушают завершение картины, по музыке предугадывают намерения Германа. Размышляют над жизненным содержанием сценического действия.

Предполагают обстановку сценического действия и состояние Германа в начале четвёртой картины, импровизируют музыку вступления на основе лейтинтонаций оперы. Слушают и характеризуют оркестровое вступление, определяют изменения в звучании лейтинтонаций, размышляют над их смыслом.

Слушают речитатив Германа, уточняют характеристику его состояния.

Слушают и разучивают хор приживалок, характеризуют интонации, на которых построена его мелодия, подбирают движения и инсценируют хор.

Слушают монолог и песню-воспоминание Графини, характеризуют образ Графини, подтверждают свои характеристики музыкальными примерами.

Слушают диалог Германа и Графини, определяют его смысловые этапы. Разучивают мелодию ариозо Германа, выявляют изменения его музыкальной речи по ходу развития диалога. Определяют особенности «партии» Графини в диалоге с Германом. Пластически импровизируют реакции Графини.

Слушают завершение картины, характеризуют реакции Германа и Лизы на случившееся. Выявляют смысл преобразований лейттем и лейтинтонаций в завершении картины по сравнению с её началом. Размышляют над жизненным содержанием сценического действия.






1   2   3