|
Урок №21.
Картина 4. В покоях
графини
(два разворота).
Музыкальная характеристика места и времени действия, состояния Германа.
Выразительность и изобразительность музыки. Остинато струнных инструментов. Монолог Германа.
Музыкальный портрет Графини, её окружение (хор приживалок). Монолог и песенка Графини.
Диалог-поединок Графини и Германа – трагическая кульминация оперы. Интеграция и переинтонирование лейтинтонаций оперы.
|
| Урок №22.
Картина 5. В казарме.
Комната Германа
Многоплановость музыкальной характеристики действия: жанровые атрибуты военного быта (сигнал трубы и дробь барабана), воспоминания (хорал) и страдания Германа (диалог в оркестре).
Речитатив и мелодекламация. Преобразования лейттем в сцене призрака Графини и Германа.
Картина 6. На набережной
Завершение развития образа Лизы. Вступление к картине: жанровая основа (траурный марш), интонационные связи с музыкой второй картины.
Содержание и построение арии Лизы, интонационные истоки её мелодии.
Этапы развития дуэта Лизы и Германа. Крушение мечты Лизы о счастье.
| Приобретение опыта сопереживания жизненным проблемам других людей, сочувствие людям, находящимся в трудной ситуации. (Л.)
Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)
Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям отечественных композиторов. (Л.)
Понимание и адекватная оценка поступков, чувств и мыслей героев произведения. (Л.)
Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.)
Делить целое на смысловые части. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении. (П.)
Осмысленно воспринимать содержание художественного произведения. (П.)
Понимать прямой и переносный смысл художественного текста. (П.)
Анализировать развитие художественного образа. (П).
Устанавливать причинно-следственные связи. (П.)
Выполнять творческие задания, ориентируясь на графическую запись. (Р.)
Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.)
Ставить исполнительские
задачи и добиваться их решения. (Р.).
Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале. (Р.)
Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)
Участвовать в коллективном обсуждении художественного произведения, подтверждать свое мнение музыкальными примерами. (К.)
| Слушают, напевают, пластически интонируют и характеризуют оркестровое вступление к пятой картине, выявляют разнообразие его жанровых истоков.
Определяют по музыке обстановку действия, состояние героя.
Импровизируют чтение послания Герману от Лизы по аналогии со сходным фрагментом из третьей картины.
Подбирают интонации для музыкальной речи призрака Графини.
Напевают по графической записи начало послания Графини и импровизируют его продолжение.
Слушают картину до конца, характеризуют необычные исполнительские приёмы в вокальных партиях героев, объясняют их связь со сценическим действием.
Размышляют о выборе, который предстоит сделать Герману.
Слушают и пластически интонируют вступление к шестой картине, определяют его жанровые истоки и интонационные связи предшествующими темами оперы. Предвосхищают продолжение музыкальной истории.
Слушают и разучивают арию Лизы, характеризуют её состояние, выявляют интонационные истоки мелодии, анализируют построение арии.
Слушают сцену Лизы и Германа, выявляют этапы их диалога, характеризуют трагическое завершение сцены.
Слушают и характеризуют хор гостей игорного дома в седьмой картине, размышляют над образом жизни, который они воспевают. Слушают продолжение картины и определяют цели прихода в игорный дом князя Елецкого и Германа.
Слушают заключительную сцену оперы, выявляют лейтинтонации, звучащие в оркестре во время игры Германа. Слушают ариозо Германа, напевают его мелодию, определяют лейтинтонации, которые композитор вплетает в мелодию арии.
Размышляют над изменением отношения к жизни ослеплённого удачей Германа.
Слушают музыку завершения оперы, характеризуют изменения в оценке Германом собственных поступков. Размышляют над характером звучания темы любви в завершении оперы, объясняют смысл её появления.
Смотрят видеофрагмент картины, обсуждают особенности его сценического воплощения.
|
|
|
| Урок №23.
Картина 7.
В игорном доме
Хор гостей игорного
дома, их отношение к
жизни. Заключительная сцена, её построение.
Ариозо ослеплённого
удачей Германа: синтез и преобразование контрастных лейтинтонаций
оперы.
Просветление сознания Германа: прощание с Лизой и Елецким. Тема любви как нравственный итог оперы.
|
|
| Урок №24.
П. И. Чайковский.
Опера «Пиковая дама».
Обобщение (два разворота)
Сюжетные линии, этапы развития конфликта, композиция оперы. Лейттемы и лейтинтонации оперы, развитие основных тембразов.
Баллада Томского и её роль в музыкальной драматургии оперы. Сравнение конфликтов в операх «Пиковая дама» П. Чайковского и «Иван Сусанин» М. Глинки.
| Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыкальной культуры. (Л.)
Ориентация в нравственном содержании поступков героев оперы. (Л.)
Составлять целое из частей. (П.)
Устанавливать причинно-следственные связи. (П.)
Анализировать сквозное развитие художественных образов, приводить музыкальные примеры. (П.)
Сопоставлять и выявлять существенные связи фрагментов художественного произведения. (П.)
Сравнивать музыкальную речь героев художественного произведения. (П.)
Выявлять конструктивное родство контрастных тем оперы. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)
«Пересказывать» музыкальное произведение подробно и сжато. (К.)
Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагментов художественного произведения. (К.)
| Вспоминают героев оперы и происходящие с ними события (рассказывают, напевают, инсценируют).
Характеризуют завязку, кульминацию и развязку действия.
Анализируют построение оперы, её экспозицию, разработку, репризу. Раскрывают содержание основных сюжетных линий оперы, выявляют отличие конфликта в операх «Пиковая дама» П. Чайковского и «Иван Сусанин» М. Глинки.
Напевают балладу Томского, анализируют её интонационное содержание, размышляют – почему тема баллады открывает оперу и служит источником остальных тем интродукции.
Проводят в классе игру «Знатоки оперы «Пиковая дама» П. Чайковского»: слушают, напевают разные темы оперы, определяют, что происходит на сцене во время их звучания, смотрят соответствующие видео фрагменты оперы и проверяют себя.
|
|
| Урок №25.
Мини-проект:
«Образы Германа и Лизы в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» и одноименной опере П. И. Чайковского» и др.
| IV четверть (6 ч)
Традиции музыкальной культуры моего народа
| Урок №26.
Народная музыка в произведениях русских композиторов
Разнообразие жанров народной музыки (гимн, колыбельная, хороводная, былина, историческая, солдатская, корительная, свадебная, лирическая, шуточная, частушка, плясовая, плач).
Опера как панорама народной жизни, жанры народной музыки в характеристике обстановки действия, чувств и мыслей героев.
Народно-жанровые истоки инструментальной музыки русских композиторов.
Музыкальный
материал:
Г. Свиридов. Кантата «Курские песни».
Р. Щедрин «Озорные частушки».
Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.
| Формирование эмоционально-ценностного отношения к народной музыке как основе отечественной музыкальной культуры. (Л.)
Расширение представления детей о собственных познавательных возможностях. (Л.)
Расширять представление о связи музыки и жизни. (П.)
Выявлять жизненные основы музыкального образа. (П.)
Осуществлять сравнение, обобщение и классификацию по видовым признакам. (П.)
Выявлять интонационно-образные связи народной композиторской музыки.
(П.)
Распознавать информацию, представленную в неявном виде. (П.)
Сравнивать разные варианты решения одной творческой задачи. (П.)
Ориентироваться в графической и нотной записи музыкальной темы. (П.)
Расширять шаг ориентировки в отечественной музыкальной культуре. (Р.)
Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами. (К.)
Совершенствовать выразительность исполнения музыки. (К.)
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах и группах. (К.)
Переводить музыкальный образ с языка одного вида искусства на язык другого. (К.)
Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.)
Ставить исполнительские задачи и добиваться их решения. (Р.)
Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении художественного произведения. (К.)
Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)
| Напевают мелодии, записанные на с. 98–101 учебника, вспоминают произведения, где звучат эти фрагменты. Размышляют над жанровой основой мелодий, дают характеристику каждому жанру народной музыки в соответствии с жизненным предназначением и особенностями музыкального языка.
Соотносят свою характеристику с определением жанра в словаре в конце учебника. Дополняют перечень музыкальных примеров жанров (по выбору).
Участвуют в конкурсе знатоков народной музыки: поют, пластически интонируют, разыгрывают народные песни и танцы, фрагменты композиторской музыки, в которой претворяются жанры народной музыки.
Читают слова курской народной песни «Зелёный дубок», сочиняют зерно-интонацию и «выращивают» из неё мелодию песни, характеризуют приёмы мелодического развития.
Слушают первую часть кантаты Г. Свиридова, анализируют композиторскую интерпретацию песни, отмечают особенности звучания симфонического оркестра. Слушают кантату целиком, характеризуют музыкальную историю, которую сочинил композитор, компонуя народные песни, дают своЁ название каждой её части и анализируют средства музыкальной выразительности.
Слушают фрагмент концерта для оркестра «Озорные частушки» Р. Щедрина, характеризуют особенности жанра частушки, выраженные в оркестровой музыке.
Выявляют моменты звукоподражания симфонического оркестра игре на народных инструментах.
Напевают мелодию частушки, приводят примеры её симфонического варьирования и пластически интонируют фрагмент концерта. Сочиняют в классе частушки и исполняют их.
|
|
| Урок №27.
Образы природы в произведениях русских композиторов
Разнообразие образов природы, выразительность и изобразительность их характеристик.
Связь образов природы с жизнью героев произведений разных музыкальных жанров.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Романс «Здесь хорошо», Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.
Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.
| Формирование эмоционально- ценностного отношения к родной земле, природе, своему народу. (Л.)
Развитие эмпатии, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.)
Распознавать жизненное содержание музыкального образа. (П.)
Понимать прямой и переносный смысл текста художественного произведения. (П.)
Проводить аналогии. (П.)
Ориентироваться в графической и нотной записи музыкальной темы. (П.)
Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)
| Слушают и исполняют музыкальные фрагменты, представленные на с. 104–107 учебника.
Характеризуют выразительные и изобразительные особенности музыки, выявляют связь образов природы с жизнью героев этих произведений.
Слушают, разучивают и характеризуют романс С. Рахманинова «Сирень», наблюдают за развёртыванием в
мелодии начальной интонации.
Слушают медленную часть Второго концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, напевают и пластически интонируют основную тему.
Подыскивают движения для разных вариантов звучания темы, наблюдают за её тембровым развитием, характеризуют соотношение партии солиста и оркестра.
Делятся на группы и пластически исполняют музыку: одна группа исполняет партию солиста, другая – партию оркестра.
Сопоставляют музыку медленной части Второго концерта С. Рахманинова с музыкой медленных частей симфоний Л. Бетховена, П. Чайковского, В. А. Моцарта, выявляют сходство и различие их образов.
|
|
| Урок №28.
Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов
Многоплановость образов защитников Отечества, интонационное родство их музыкальных характеристик с образами народа. Образы врагов и столкновение противоборствующих сил.
Музыкальный материал
Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.
| Становление гражданской идентичности в процессе освоения героико-патриотических произведений отечественных композиторов. (Л.)
Принятие нравственных ценностей своего народа. (Л.)
Уважение к защитникам Родины. (Л.)
Развитие патриотических чувств. (Л.)
| Вспоминают произведения, представленные на с. 110–113 учебника. Напевают музыкальные характеристики защитников и врагов народа.
Приводят примеры воплощения в музыке столкновения противоборствующих сил, напевают темы, которыми эти силы представлены. Исполняют один из фрагментов произведения (по желанию учащихся), смотрят и обсуждают его видеозапись.
Слушают и разучивают Государственный гимн России, приводят примеры звучания гимна России у нас в стране и за рубежом.
|
|
| Развитие эмпатии, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.)
Ориентация в нравственном содержании поступков героев. (Л.)
Сравнивать и обобщать музыкальный язык противоборствующих сил произведения. (П.)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. (Р.)
Совершенствовать выразительность исполнения произведения. (Р.)
Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)
Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)
|
|
| Урок №29.
Государственный
гимн России.
Музыка А. В. Александрова
Слова С. В. Михалкова
Гимн – символ государства России
|
|
| Урок №30.
По страницам произведений русской музыкальной классики
Эпический, драматический, лирический характеры отражения жизни в музыке.
Включение композитором в свою музыку известных интонаций и тем, написанных другим композитором. Смысл реминисценций в музыке.
Музыкальный материал
Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.
| Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)
Развитие позитивной самооценки и положительного отношения к занятиям. (Л.)
Углубление представления о неразрывной связи музыки и жизни. (П.)
Соотносить различные художественные интерпретации одного жизненного явления. (П.)
Иметь представление об эпическом, драматическом, лирическом типах художественных образов и их развитии, оперировать этими определениями при анализе музыки. (П.)
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)
| Смотрят видеофрагменты хора «Ой, беда идёт, люди» и рассказа Поярка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Сравнивают отражение одного события в разных сценах оперы, соотносят эти сцены с определениями «эпический» и «драматический» в словаре в конце учебника. Приводят примеры лирических сцен из этой оперы.
Вспоминают и исполняют начало сцены затмения в опере А. П. Бородина «Князь Игорь», размышляют о смысле привлечения композитором известной интонации из Пятой симфонии Бетховена
|
|
| Урок №31.
Мир музыки моего народа
Палитра образов, жанров, стилей музыки русских композиторов.
Музыкальный материал
Музыкальные произве-
дения разных жанров,
пройденные в начальной
школе.
| Выявлять особенности музыкальной речи композиторов-классиков. (П.)
Увеличивать шаг ориентировки в отечественной музыкальной культуре. (Р.)
Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.).
Сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. (Р.)
Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.)
Приходить к общему решению в совместной деятельности. (Р.)
Совместно с одноклассниками вырабатывать правила проведения конкурсов и соблюдать их. (Р.)
Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.)
| Сравнивают музыку начала сцены преображения Большого Китежа из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и эпизода появления княгини Ярославны из интродукции оперы «Князь Игорь», определяют смысл звучания интонаций А. П. Бородина в опере Н. А. Римского-Корсакова.
Вспоминают произведения, отражённые на с. 116–117 учебника, напевают темы из пройденных музыкальных историй.
Проводят в классе игру знатоков русской классической музыки: рассказывают, поют, определяют на слух, импровизируют, пластически интонируют, инсценируют и др.
|
|
| Урок №32.
Музыкальные проекты2 (два разворота)
Разновидности музыкальных проектов: исполнительские, исследовательские.
Организация проектной деятельности.
Формы представления результатов: конкурсы, фестивали, презентации и др.
| Развитие потребности в общении с произведениями отечественной и зарубежной Музыкальной культуры. (Л.)
Расширение и углубление представлений о музыкальной культуре. (Л.)
Осуществлять поиск способов выполнения задания. (П.)
Подбирать и систематизировать информацию по заданным параметрам. (П.)
Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.)
Применять освоенные способы работы в новых условиях. (Р.)
Ставить задачу (исполнительскую, исследовательскую) и решать её. (Р.)
Уметь действовать по инструкции. (Р.)
Развивать навыки учебного сотрудничества. (Р.)
Самостоятельно планировать свою деятельность. (Р.)
Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)
Адекватно воспринимать чужую точку зрения. (К.)
Публично выступать с презентацией. (К.)
Участвовать в коллективном обсуждении проектных работ. (К.)
| Исполнительский проект: Определяют музыку для исполнения перед слушателями, учитывают исполнительские возможности (собственные и одноклассников), определяют состав участников проекта. Слушают, разучивают, анализируют произведение, составляют его исполнительский план, отрабатывают выразительность исполнения музыки (в пении, пластическом интонировании, инсценировке, инструментальном музицировании). Принимают участие в создании костюмов, декораций при подготовке инсценировки. Составляют краткое вступительное слово, выступают перед слушателями.
Анализируют процесс подготовки и публичного исполнения произведения (возможно в видеозаписи).
Исследовательский проект: Определяют исследовательскую проблему, композитора, с творчеством которого они хотели бы глубже познакомиться, формулируют тему проекта, определяют состав участников.
Намечают порядок действий (подбор информации, знакомство с произведением, его анализ, сравнение разных интерпретаций и т. д.).
Подготавливают сообщение и презентацию, выступают перед ребятами в классе или на конкурсе проектных работ.
Анализируют процесс подготовки и представления результатов проекта.
|
|
| Урок №33.
Темы музыкальных проектов: «Моё любимое произведение», «Мой любимый композитор»;
«М. И. Глинка – основатель русской композиторской школы»
(аналогично: Э. Григ, Ф. Шопен, Я. Сибелиус и др.);
«Музыкальные герои фортепианного цикла Р. Шумана «Карнавал»; «Русская народная музыка» и др.
| Урок №34.
Резерв
| |
|
|