Главная страница


«Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе



Скачать 66.72 Kb.
Название«Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе
Дата15.03.2016
Размер66.72 Kb.
ТипДокументы

Тема: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.
Цели:

  1. Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.

  2. Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления обучающихся, продолжить развитие умений наблюдать, анализировать, объяснять эксперимент.

  3. Воспитательная: содействовать формированию представлений о причинно-следственных связях и отношениях, мировоззренческого понятия о познаваемости природы и формирования естественнонаучной картины мира; развитие коммуникативных навыков.


Задачи:

  1. Закрепить, систематизировать расширить и углубить знания учащихся о том, что одна и та же химическая реакция на основе различных критериев может быть отнесена к различным типам реакций.

  2. Сформировать представления о специфических особенностях протекания химических реакций различных типов, закрепить навыки в составлении ионных уравнений, реакций ионного обмена и электронного баланса окислительно-восстановительных реакций.

  3. Продолжить формирование навыков исследовательской деятельности на основе решения экспериментальных задач и выполнения опытов.


Оборудование:

1. Плакаты: - «Важнейшие кислоты и их соли», «Кислотность среды».

2. Приборы и реактивы для демонстрационных опытов:

( пищевая сода, уксусная кислота, раствор перекиси водорода., оксид марганца, пробирки, спички, лучина, шпатель.)

3. Приборы для лабораторных опытов: ( растворы сульфата меди, гидроксида натрия, соляной кислоты, цинк, медь, железный гвоздь на ниточке, пробирки)

4. Раздаточный материал на парты учащихся:

инструктивные карты по проведению лабораторных опытов учащимися.

ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Ряд активности металлов.

Таблица растворимости кислот, солей, оснований в воде.

5. Мультимедийная система: диск учебного электронного издания «Химия. Виртуальная лаборатория), презентация по уроку.

6. Учебник О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. Химия 11 класс ( профильный уровень)
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: урок-поиск
Методы обучения: -

  • практический

  • наглядный

  • объяснительно-иллюстративный

  • работа с текстом

Формы организации познавательной деятельности:

      • - индивидуальная

      • - групповая

      • - фронтальная

Ход урока:




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, подводит обучающихся к осознанию своей учебной деятельности.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места, настраиваются на работу.

2

Целеполага

ние и мотивация

Используя мультимедиа подводит учащихся к формулированию целей урока и знакомит с планом изучения темы и задач.

Исходя из прослушанной информации, формулируют цели урока, выражают свои мысли в соответствии с задачами урока.

2

Актуализация знаний.

Проводит анализ таблицы из учебника « Классификация химических реакций», организует воспроизведение и коррекцию знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач «Мозговой штурм»

Работают с учебником, вспоминают определения различных типов реакций, участвуют в выполнении пробных упражнений.



3.

Совершенствование знаний, умений, навыков.

Рассказывает об особенностях типов химических реакций в органической и неорганической химии с использованием мультимедиа, организует работу по учебнику.

Анализируют материал, излагаемый учителем с использованием слайдов, записывают в тетрадях сходство и отличие типов реакций в органической и неорганической химии, работают с учебником.







Демонстрирует опыт реакции обмена (приложение №2, опыт 1), помогает в записи уравнения на доске, организует индивидуальный

опрос.

Помогают в проведении опыта, наблюдают, анализируют, записывают в тетради вывод и уравнение реакции.







Проводит фронтальную беседу на повторение знания правил техники безопасности при проведении опытов, руководит проведением учащимися лабораторного опыта «Реакция обмена» (приложение №1, опыт 1) , записью уравнения реакции на доске.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют опыт в парах, записывают вывод, уравнение реакции в тетради.







Проводит повторение вопросов из тестов ЕГЭ с использованием мультимедиа.

Вспоминают, анализируют, делают и сравнивают записи в тетради.







Проводит демонстрационный опыт «Реакция разложения ».

( приложение №2, опыт 2) Организует фронтальный опрос и взаимоконтроль в парах.

Наблюдают, анализируют, делают вывод, записывают уравнения в тетрадь. Осуществляют взаимоконтроль в парах.






Проводит объяснение с использованием презентаций, поясняет, руководит рассуждениями учащихся, организует проведение учащимися л/о « Реакция замещения» (приложение №1, опыт 2), контролирует.

Выполняют л/о, анализируют, делают вывод, записывают уравнения реакции в тетрадях и на доске.







Объясняет реакции замещения в органической химии с использованием диска для мультимедиа

«Виртуальная химическая лаборатория». Организует проведение взаимоконтроля по парам.


Смотрят, делают вывод и записи уравнения в тетради. Производят взаимоконтроль.




Закрепление учебного материала

Проводит фронтальную беседу, используя презентацию.

Отвечают. Проводят самопроверку с использованием слайда.




домашнее задание

Дает инструкции по выполнению д/з.

Записывают д/з.


5

Рефлексия

Подводит итог урока, предлагает составить синквейн о химии.

Составляют синквейн о химии.




Литература для учителя:

  1. Габриелян О.С. Лысова Г.Г.. Химия 11 класс ( профильный уровень)

  2. .Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. – Москва. Дрофа. 2002

  3. festival.1september.ru

  4. uroki.net›docxim/docxim44.htm

  5. https://pedsovet.org

  6. https://openclass.ru/


Литература для учащихся:

  1. Габриелян О.С. Лысова Г.Г.. Химия 11 класс (профильный уровень)

  2. xumuk.ru›Химическая энциклопедия

  3. https://ru.wikipedia.org



Приложение1

Лабораторная работа « Типы химических реакций»

Внимание:

Строго следуй указаниям учителя.

Работай внимательно и аккуратно, особенно с едкими веществами.

Запрещается пробовать вещества на вкус.

Лабораторный опыт №1

«Реакция обмена ».
Налить в пробирку 1 мл. раствора сульфата меди добавить по каплям раствор гидроксида натрия до появления признаков реакции. Наблюдать. Сделать вывод. Составить молекулярное, полное, сокращенное ионное уравнение реакции. Указать признак реакции, по которому определяется, что РИО происходит до конца.
Лабораторный опыт №2.
« Реакция замещения.»
Налить в две пробирки по 1 мл. раствора соляной кислоты. В одну пробирку поместить гранулу цинка, в другую медную проволоку. Наблюдать. Сделать вывод. Составить молекулярное уравнение реакции. Указать окислитель и восстановитель, если реакция относится к окислительно-восстановительной.

Приложение 2

Инструктивная карта по проведению демонстрационных опытов.

Опыт№1

«Реакция обмена»

Налить в пробирку 2 мл. карбоната натрия. Добавить 1 мл. уксусной кислоты.
Вопросы для обсуждения с учащимися:

1.Определить признак химической реакции.

2. Составить молекулярное уравнение реакции. К какому типу реакций относится.

3. Составить полное ионное и сокращенное ионное уравнение реакции.

4. Определить признак, по которому реакция происходит до конца.

Опыт №2

« Реакция разложения»

Налить в лабораторный стакан 3 мл. перекиси водорода. Добавить катализатор – оксид марганца (lV). Испытать выделяющийся газ тлеющий лучиной.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

1.Определить признак химической реакции.

2. Составить молекулярное уравнение реакции. К какому типу реакций относится.

3. Определить окислитель, восстановитель.