|
Протокол № г. Программа элективного курса
Рассмотрено на заседании Утверждено:
МО Приказ №
«……» ……………..2013г.
Директор школы:……./………………/ Принята на заседании
педагогического совета Протокол № …….
«……..»……………..2013г.
Программа элективного курса
«Решение расчетных задач по неорганической химии»
для учащихся 10 классов.
Составитель: Сабурова С.А., учитель химии,
педагогический стаж 26 лет,
первая квалификационная категория. 2013, п. Кез Пояснительная записка Элективный курс предназначен для учащихся десятых классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов предпрофильного образования. Курс рассчитан на 34 часа. Календарное время - предположительно сентябрь – декабрь, так как учащиеся уже прошли курс химии второй ступени обучения (девятый класс). Главным назначением данного курса является:
совершенствование качества обучения подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
обеспечение сознательного усвоения школьниками теоретического материала, формирование умений использовать при решении задач приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, формирование необходимых навыков работы с источниками информации.
Цель курса: Формирование у школьников умений решать качественные и расчетные задачи по химии (типовые и
комбинированные). Задачи курса:
формирование умений комплексного осмысления знаний;
развитие умений применять полученные знания для решения расчетных задач;
формирование умений составлять условия типовых и комбинированных задач по различным темам элективного курса;
создание условий для развития у школьников умений самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, другими источниками информации
оказание помощи выпускникам в подготовке к поступлению в высшие учебные заведения.
При изучении элективного курса предполагается использовать следующие методы: рассказ, беседа, объяснение способов решения новых типовых задач, самостоятельное решение задач. В результате освоения содержания данного элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Требования к знаниям и умениям учащихся: После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач;
способы решения различных задач.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
производить расчеты по химическим формулам: рассчитывать отношение масс и массовой доли элементов в веществе, выводить молекулярную формулу вещества по массовым долям элементов;
выполнять расчеты по химическим уравнениям: рассчитывать массы и объемы реагентов или продуктов реакции;
вычислять по химическим уравнениям, если исходное вещество взято в избытке или содержит примеси, а также с учетом выхода продукта реакции от теоретически возможного;
производить вычисление состава раствора с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества в растворе»;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.
Изучение данного элективного курса позволяет научиться школьникам:
Самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
Участвовать в групповой работе;
Самостоятельно решать задачи поискового и творческого характера, формулировать полученные результаты;
Извлекать необходимую информацию из различных источников;
Объективно определять свой вклад в общий результат.
Учебно-тематический план
№
|
Наименование блока
|
Количество
часов
| Из них
| Лекции
| Практические
занятия
| Семинарские
занятия
| 1.
| Количественные характеристики вещества.
| 4
| 1
| 3
| -
| 2.
| Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции.
| 6
| 1
| 5
| -
| 3.
| Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
| 6
| 1
| 5
| -
| 4.
| Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции.
| 6
| 1
| 5
| -
| 5.
| Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.
| 6
| 1
| 5
| -
| 6.
| Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжения металлов.
| 6
| 1
| 5
| -
|
Содержание программы
№
| Тема занятия
| Изучаемые вопросы
| 1-4.
| Количественные характеристики вещества. (приложение № 1)
| Количество вещества, моль, число Авогадро, объемная и молярная доли вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении. Простейшая формула (эмпирическая), молекулярная формула.
| 5-10.
| Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции. (приложение № 2)
| Количества вещества, химические уравнения, масса и объем реагирующих веществ, продукты реакции.
| 11-16.
| Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. (приложение № 3)
| Избыток, недостаток, количество вещества реагентов.
| 17-22.
| Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции. (приложение №4)
| Теоретический выход, практический выход, выход продукта реакции.
| 23-28.
| Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией. (приложение № 5)
| Растворы – гомогенные (однородные), концентрация раствора, массовая доля, молярная концентрация, растворимость.
| 29-34.
| Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжения металлов. (приложение №6)
| Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжения металлов). Восстановление, окисление. Восстановитель, окислитель.
|
Литература для учащихся
Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: «Новая волна» 2006.
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: «Новая волна» 2009.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы – М.: «Новая волна» 2008.
Литература для учителя
Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. М.: Дрофа, 2004.
Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс. М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век»2005.
Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: «Новая волна» 2006.
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: «Новая волна» 2009.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы – М.: «Новая волна» 2008.
Приложение №1
Тема № 1. Основные количественные характеристики вещества
Приложение № 2
Тема № 2 Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции.
Приложение № 3
Тема № 3 Расчеты массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Приложение № 4
Тема №4 Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции.
Приложение № 5
Тема № 5 Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.
Приложение № 6
Тема № 6 расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.
|
|
|