Главная страница


Протокол № г. Программа элективного курса



Скачать 80.09 Kb.
НазваниеПротокол № г. Программа элективного курса
Дата16.03.2016
Размер80.09 Kb.
ТипПротокол


Рассмотрено на заседании Утверждено:

МО Приказ №

«……» ……………..2013г.

Директор школы:……./………………/
Принята на заседании

педагогического совета
Протокол № …….

«……..»……………..2013г.


Программа элективного курса

«Решение расчетных задач по неорганической химии»

для учащихся 10 классов.

Составитель: Сабурова С.А., учитель химии,

педагогический стаж 26 лет,

первая квалификационная категория.
2013, п. Кез
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся десятых классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов предпрофильного образования. Курс рассчитан на 34 часа. Календарное время - предположительно сентябрь – декабрь, так как учащиеся уже прошли курс химии второй ступени обучения (девятый класс).
Главным назначением данного курса является:


  • совершенствование качества обучения подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;

  • обеспечение сознательного усвоения школьниками теоретического материала, формирование умений использовать при решении задач приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, формирование необходимых навыков работы с источниками информации.



Цель курса: Формирование у школьников умений решать качественные и расчетные задачи по химии (типовые и

комбинированные).
Задачи курса:

  • формирование умений комплексного осмысления знаний;

  • развитие умений применять полученные знания для решения расчетных задач;

  • формирование умений составлять условия типовых и комбинированных задач по различным темам элективного курса;

  • создание условий для развития у школьников умений самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, другими источниками информации

  • оказание помощи выпускникам в подготовке к поступлению в высшие учебные заведения.


При изучении элективного курса предполагается использовать следующие методы: рассказ, беседа, объяснение способов решения новых типовых задач, самостоятельное решение задач.
В результате освоения содержания данного элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:


  • основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

  • стандартные алгоритмы решения задач;

  • способы решения различных задач.


По окончании курса учащиеся должны уметь:


  • производить расчеты по химическим формулам: рассчитывать отношение масс и массовой доли элементов в веществе, выводить молекулярную формулу вещества по массовым долям элементов;

  • выполнять расчеты по химическим уравнениям: рассчитывать массы и объемы реагентов или продуктов реакции;

  • вычислять по химическим уравнениям, если исходное вещество взято в избытке или содержит примеси, а также с учетом выхода продукта реакции от теоретически возможного;

  • производить вычисление состава раствора с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества в растворе»;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.


Изучение данного элективного курса позволяет научиться школьникам:


  • Самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;

  • Участвовать в групповой работе;

  • Самостоятельно решать задачи поискового и творческого характера, формулировать полученные результаты;

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • Объективно определять свой вклад в общий результат.



Учебно-тематический план






Наименование блока


Количество

часов

Из них

Лекции

Практические

занятия

Семинарские

занятия

1.

Количественные характеристики вещества.

4

1

3

-

2.

Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции.

6

1

5

-

3.

Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

6

1

5

-

4.

Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции.

6

1

5

-

5.

Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.

6

1

5

-

6.

Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжения металлов.

6

1

5

-


Содержание программы




Тема занятия

Изучаемые вопросы

1-4.

Количественные характеристики вещества. (приложение № 1)

Количество вещества, моль, число Авогадро, объемная и молярная доли вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении. Простейшая формула (эмпирическая), молекулярная формула.

5-10.

Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции. (приложение № 2)

Количества вещества, химические уравнения, масса и объем реагирующих веществ, продукты реакции.

11-16.

Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. (приложение № 3)

Избыток, недостаток, количество вещества реагентов.

17-22.

Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции. (приложение №4)

Теоретический выход, практический выход, выход продукта реакции.

23-28.

Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией. (приложение № 5)

Растворы – гомогенные (однородные), концентрация раствора, массовая доля, молярная концентрация, растворимость.

29-34.

Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжения металлов. (приложение №6)

Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжения металлов). Восстановление, окисление. Восстановитель, окислитель.



Литература для учащихся


  1. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: «Новая волна» 2006.

  2. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: «Новая волна» 2009.

  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы – М.: «Новая волна» 2008.



Литература для учителя


  1. Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. М.: Дрофа, 2004.

  2. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс. М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век»2005.

  3. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: «Новая волна» 2006.

  4. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: «Новая волна» 2009.

  5. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы – М.: «Новая волна» 2008.



Приложение №1

Тема № 1. Основные количественные характеристики вещества



Приложение № 2

Тема № 2 Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции.







Приложение № 3

Тема № 3 Расчеты массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.







Приложение № 4

Тема №4 Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции.





Приложение № 5

Тема № 5 Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.



Приложение № 6

Тема № 6 расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.