|
Классный час «Права детей»
Классный час
«Права детей». Цели: ознакомить учащихся справами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости. Ход мероприятия. 1. Вступление. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и с юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, покланялись разным богам.
Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было воин, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Но придти к единому мнению они не смогли… Почему? (не было общего Закона – правил, которые уравнивали бы права всех людей)
Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. Одинаковы ли права взрослых и детей?
С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд. Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации , где ребенок оказывается в трудном положении.
Учащиеся:
* Дети, оставшиеся без попечения родителей
* Безнадзорные и бездомные дети
* Дети-инвалиды
* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)
* Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий ( в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)
* Дети - жертвы насилия
* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы
* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.
Ошибочным является мнение, что область применения прав ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку. Поэтому нам нужны правовые знания. (предлагается игра «Составь пару»)
Действия в соответствии с законом. (Обязанность). Законные возможности. (Права) Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями. (Семья). То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания) То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности) Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин) Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок) Открытое столкновение. (Конфликт) Норма, поддерживаемая государством. (Закон) Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)
Давайте познакомимся с основными моментами принятия Декларации.
Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года.
Во всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества.
С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года.
В соответствие с этим международным договором Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога К.Заслоффа.
«У детей с момента рождения ,как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»
Вы имеете право:
• Иногда ставить себя на первое место • Просить о помощи и поддержке • Протестовать против несправедливого обвинения • Иметь собственное мнение • Говорить «нет» • Побыть одному • На свои чувства- независимо от того, понимают ли их окружающие • Добиваться изменения договорённости, которая вас не устраивает Вы не обязаны: • Быть безупречной(ым) на все 100% • Следовать за толпой • Любить людей, приносящих вам вред • Мириться с неприятной ситуацией • Сохранять отношения, ставшие унизительными
Но помните!
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!
2.Практическая работа. Сейчас вы по группам выполните следующее задание.
Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?
Потребности человека со временем меняются. И в 12 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-ти летнего ребенка.
Обсуждение. На доске - таблица потребностей 2-х месячного и 12-ти летнего ребенка.
Потребности 2-х месячного ребенка
| Потребности 12-ти летнего ребенка
| Имя
Уход
Медицинская помощь
Питание
Любовь и ласка
Забота
Защита
| Медицинская помощь
Образование
Друзья, общение
Жилище, питание
Родители, семья
Свобода слова
Свобода мысли
Поддержка родителей
Собственность
|
Учитель. Как с возрастом изменяются потребности ребенка? Учитель. Сейчас вам будет предоставлен небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией. - «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (ст.1, согласно определению Конвенции);
- Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.1);
- С момента рождения ребенок имеет право на имя, приобретение гражданства (ст.1);
- Ребенок имеет право свободно выражать свою мысль (ст.13);
- Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14);
- Ребенок имеет право на образование (ст.28);
- Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37);
- Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31). Учитель. Сравните свои списки, вы заметили, что много совпадений.
3. Сценка «Чужое письмо»
(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).
Вика: А ты не пойдешь на физкультуру?
Лена: Нет, я освобождена.
(Все уходят кроме Лены. Она садится и начинает рисовать.) Лена: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Вики посмотрю. (Лена роется в портфеле Вики. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Вика.
Вика: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?
Лена: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела?. Разве нельзя?
Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение? 4. Ситуация «Громкая музыка» (Имеет ли право мальчик включать громко музыку, даже если он считает, что таким образом проводит свой досуг?) 5. Ситуация. «На уроке истории»
Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и Вы сами истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории дадут, который поумнее Вас. Учитель истории. Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать? Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я вчера от него пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый. Учитель. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13)
6. Ситуация. «Я получаю образование»
Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин. Сын. Мама, у меня завтра контрольная. Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак! Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. Учитель. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.) 7. Путешествие.
Ребята, сейчас мы с вами отправимся с небольшое путешествие.
Наша первая остановка будет на станции «Право на жизнь».
В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Вот несколько исторических примеров. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных переходах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения)
«Снежная королева»
Какие права Кая были нарушены? Кем?
В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь в международной конвенции о защите прав ребенка законах России, и все обязаны соблюдать это право.
А теперь давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции. Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?
3.«Право на защиту от разлучения с родителями»
Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были насильно разлучены с родными.
(«Гуси-лебеди», «Маша и Медведи», «Снежная королева». Возможен вариант просмотра отрывков из названных мультфильмов)
Учитель. Кто героям наших сказок помог вернуться домой? Кто поможет вам, если случиться беда?
Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. 8. Подведение итогов.
Подведем итог и проверим, как вы усвоили сегодняшний урок. 1) Иллюстрация сказки «Гадкий утенок»
- Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?
- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
- Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?
Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? Выберите правильный ответ:
А) он был самый умный;
Б) он был всем не похож на других;
В) он был самый красивый;
Г) он был самый вежливый.
- поступают ли ребята нашего класса как обитатели двора? 2) Иллюстрация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:
а) право на жизнь;
б) право на получение образования;
в) право на владение имуществом.
- Чьи права нарушены в этой сказке?
3) Иллюстрация сказки «Серая Шейка»
_ Чья жизнь в опасности?
- Кто посягает на жизнь?
- Назови героев этой сказки.
4) Иллюстрация сказки «Теремок».
- Выберите право, которое изображено на экране (рисунке):
а) право на жизнь;
б) право на свободу;
в) право на справедливый суд;
г) право на труд.
- Кто нарушал это право?
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
5) Иллюстрация сказки «По щучьему веленью» (фрагмент мультфильма).
- Вспомните сказку «По щучьему веленью». Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
- Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?
- Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?
- Какое право нарушил Емеля в этом случае? Какие документы защищают ваши права?
Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?
Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам). Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку). Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца). Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино). Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии? (Мышь –
Дюймовочку).
Какое образование ты должен получить бесплатно по Конвенции? (Начальное) Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ? (Девятилетнее) Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?
(До 14 лет)
С какого возраста ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?
(С 14 лет)
С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?
(С 16 лет)
9. Заключение. Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В детстве нет забот, становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовь себя к этому! Защищая индивидуальность, Конвенция помогает созданию свободного общества. Индивидуальность – это великий дар природы. Способности каждого из вас и ваших друзей – это будущее богатство нашего народа. Вот почему Конвенция дает каждому право оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.
Древний мудрей Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.
Учитель. Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам.
Творческая работа в группах. Рассмотрев все официальные документы о правах человека, мы можем приступить к творческому заданию, которое заключается в том, что вам нужно будет составить декларацию прав 6В класса.
Примеры прав:
• Учащиеся 8 б класса имеют право просить помощи у своих одноклассников • Учащиеся 8 б класса имеют право получать отличные оценки и т.д
Но учтите:
1. Непременным условием реализации прав является то, что эти права не должны нарушать прав других людей 2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от самого себя ( в течении 2 минут дети придумывают свои права как учащихся класса, записывают их на стикерах и клеят на ватман. Далее 1 из учеников зачитывает все права и проходит голосование).
Действия в соответствии с законом.
Законные возможности.
Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями.
То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись.
Человек, принадлежащий к постоянному населению государства.
Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет.
Открытое столкновение.
Норма, поддерживаемая государством.
Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок.
Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64)
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Статья 20: каждый имеет право на жизнь Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей Статья 40: каждый имеет право на жилище Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь Статья 43: каждый имеет право на образование
Каждый из вас имеет право на:
• Имя • Гражданство • Надлежащее питание • Жилище • Медицинское обслуживание • Здоровый рост и развитие • Защиту от жестокости • Выражение своих мыслей и др.
- «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (ст.1, согласно определению Конвенции);
- Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.1);
- С момента рождения ребенок имеет право на имя, приобретение гражданства (ст.1);
- Ребенок имеет право свободно выражать свою мысль (ст.13);
- Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14);
- Ребенок имеет право на образование (ст.28);
- Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37);
- Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31).
Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года.
Во всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества.
С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года.
В соответствие с этим международным договором Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.
Сценка «Чужое письмо»
Вика: А ты не пойдешь на физкультуру?
Лена: Нет, я освобождена.
(Все уходят кроме Лены. Она садится и начинает рисовать.) Лена: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Вики посмотрю. (Лена роется в портфеле Вики. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Вика.
Вика: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?
Лена: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела?. Разве нельзя? Ситуация «Громкая музыка» (Имеет ли право мальчик включать громко музыку, даже если он считает, что таким образом проводит свой досуг?)
Ситуация. «На уроке истории»
Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и Вы сами истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории дадут, который поумнее Вас. Учитель истории. Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать? Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я вчера от него пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Ситуация. «Я получаю образование»
Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин. Сын. Мама, у меня завтра контрольная. Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак! Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. |
|
|