|
Кодекс школьной чести Разговор о взаимоотношениях учеников и учителей очень актуален. Сейчас отношение учителей и учеников совершенно другие, не такие как 20 лет назад. Наша педагогика отличается от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, в совместный труд учителя и ученика. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества. Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача, чтобы все и мальчики, и девочки стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества.
Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. И между ними возникают отношения: между учителями, между учениками, между учителем и учеником.
И если у людей общее дело, если они много времени проводят вместе и вступают в сложные взаимоотношения, то становятся необходимыми такие нормы поведения, которые облегчают их совместную жизнь в школе. И эти правила существуют – это правила для учащихся.
Все сходятся во мнении, что учитель должен быть жизнерадостным, остроумным, энергичным, веселым, с чувством юмора, справедливым, добрым, чутким, отзывчивым..
А каким должен быть ученик по отношению к учителю?
Хочу вам рассказать все же, что наши ребята по-настоящему глубоко уважают и любят учителей, считаются с их мнениями, ценят их похвалу, обращаются к ним за советом и помощью во всех делах. И если вдруг у учителя случилась беда, многие готовы помочь ему. Но в обычной повседневной школьной жизни кое-кто стесняется проявить хорошее отношение к учителю особой внимательностью, предупредительностью, добрым словом, маленькой услугой. Ложное чувство стыда одолевает ребят: как бы кто-нибудь не подумал что-нибудь. Пора бы таким взглядам уйти в прошлое.
Пусть будет все просто и искренне. И пусть хорошее отношение ученика к учителю найдет внешнее выражение в словах и поступках. Причем речь идет не только в соблюдении элементарных норм вежливости: пропустить в дверях, приветливо поздороваться, помочь отнести тяжелую пачку тетрадей или книг, подать упавшую указку, уступить место и т.д. – это настолько, само собой разумеется, что тут и задумываться нечего. Надо отдать должное многим ребятам, у них такое поведение стало привычным.
Бывает, что учитель нездоров, а на занятия все равно приходит. В такие дни стоит ребятам между собой договориться, чтобы в классе была особенная, прямо-таки идеальная дисциплина и чтобы даже самые болтливые не смели шептаться и мешать уроку. Вообще-то, к этому всегда надо стремиться, но в такие дни особенно. Внимание, забота, помощь… а иногда просто немного радости.
Представьте себе, как приятно учителю, когда на его столе вдруг появляется пусть самый скромный и маленький букет цветов. Не в день Учителя, не в другой праздничный день, а в обычный будний день. Ваше доброе отношение к учителю подскажет вам многое. И не стесняйтесь быть заботливыми и чуткими учениками. Замечательно высказывание Сухомлинского В.А.: “Уважай, почитай учителя. Учитель отдает свою энергию, свой ум и талант свою жизнь во имя того, чтобы ты стал настоящим гражданином своей Родины – человеком с благородной душой, беспокойным сердцем, ясным умом, чистой совестью, золотыми руками”.
И хочу закончить беседу несколькими правилами, которых вы должны придерживаться, если хотите быть хорошим, воспитанным, умным, вежливым человеком:
1. Никогда не бойся неудач, они временные. Соберись с силами, с духом и преодолей препятствия, ибо в этом – смысл жизни. 2. Никогда не бойся остаться один и быть не понятным, ищи единомышленников. 3. Никогда не бойся сказать правду, в жизни нужно уметь защищаться. 4. Никогда не бойся быть добрым, добрый человек умеет прощать. 5. Никогда не бойся доверять, открывай душу, делись сокровенным искренно, радостно и бескорыстно. 6. Никогда не бойся трудностей, иди вперед. 7. Никогда не бойся начинать, испытания только увеличивают твою способность сопротивляться. 8. Никогда не бойся попросить прощение. 9. Никогда не бойся любить и показаться смешным в своем чувстве. 10. Никогда не бойся высказывать свои мысли, если очень хочется сказать, не будь рабом своего страха. 11. Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи. 12. Никогда не бойся понять и простить. 13.Никогда не бойся быть искренним. 14. Никогда не бойся ошибиться… ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Вот этих норм поведения нужно придерживаться на протяжении всей своей жизни.
А сейчас, выполним практическую работу и узнаем, насколько вы можете быть уверены в себе. Тест “Насколько вы уверены в себе?” (Прихожан А.М., 1997)
1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Вы : а) поищете удобного случая выяснить отношения; б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.
2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы: а) громко протестуете; б) молча пытаетесь пробраться вперед; е) ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.
3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы: б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его; д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.
4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы : б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание; д) без колебаний направляетесь в первый ряд.
5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах: д) нет; ) да.
6. трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми: а) нет б) да.
7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку: а) нет; б) да.
8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы: а) нет; б) да.
9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения: а) нет; б) да.
10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы: д) используете эту возможность; е) не используете.
11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы: б) под любым предлогом избегаете этого; в) звоните без колебаний; е) звоните после долгих, мучительных колебаний.
12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы: б) молча переживаете; г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.
13. Вы не понимаете объяснений. Вы: б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым; в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений; г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.
14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы: д) долго терпите, а затем срываетесь на крик; в) вежливо просите их перестать разговаривать; е) молча терпите.
15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы: б) глотаете про себя обиду; д) даете ему отпор.
16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам: б) очень трудно; не знаю, что сказать; в) легко; г) начинаю с большим трудом, но потом “разговариваюсь” и не испытываю серьезных затруднений.
17. Умеете ли вы торговаться: а) да; б) нет.
18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом: а) да; б) нет.
19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы: б) не знаете, что сказать в ответ; д) благодарите за похвалу; е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность.
20. При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать письменный или устный экзамен: а) устный б) письменный; в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.
Теперь подсчитаем полученные баллы. Ответ “а” – 3 балла, “б” – 0 баллов, “в” – 5 баллов, “г” – 2 балла, “д” – 4 балла, “е” – 1 балл. Определите общую сумму. Оценка:
менее 12 баллов – сильная неуверенность в себе, 12 – 32 балла – низкая уверенность в себе; 33 – 60 баллов – средний уровень уверенности в себе; 61 – 72 балла – высокая уверенность в себе; более 72 баллов – очень высокий уровень уверенности в себе. |
|
|