Главная страница


Комитет образования администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Муниципальное общеобразовательное учреждение



Скачать 180.63 Kb.
НазваниеКомитет образования администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дата18.04.2016
Размер180.63 Kb.
ТипРеферат

Комитет образования администрации муниципального района

«Город Валуйки и Валуйский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уразовская средняя общеобразовательная школа №2»

Валуйского района Белгородской области

Номинация «Ландшафтное проектирование

и озеленение территории образовательного

учреждения»

«ВОДОЁМ НАШЕЙ МЕЧТЫ»

(творческий проект)


Автор: КОЛОМЫЦЕВА ВАЛЕРИЯ

обучающаяся 10 класса

МОУ «Уразовская СОШ №2»

Руководитель: ЦЫМБАЛЕНКО

ЕЛЕНА ГЕННАДИЕВНА

учитель биологии

МОУ «Уразовская СОШ №2»
Уразово 2013 г.



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Уразовская средняя общеобразовательная школа №2» Валуйского района Белгородской области

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

Назначение водоемов 7

Сооружение водоема 9

Уход за водоемами 10

Водоём нашей мечты 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

ПРИЛОЖЕНИЯ 17

ВВЕДЕНИЕ.

Процесс благоустройства и озеленения пришкольной территории очень важное и ответственное дело. Наша работа предназначена для тех, кто воспитывает подрастающее поколение (педагоги, родители) и для всех тех, кому не безразличен моральный облик подрастающего поколения. Под благоустройством и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора. Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в детях, как подчеркивают педагоги, чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. И от того, что представляет собой пришкольная площадка, зависит престиж и самого учебного заведения.

Культура ландшафтного дизайна развивается с каждым днем все больше и больше. На выставках демонстрируются новые дизайнерские идеи, строительные фирмы предлагают огромный ассортимент строительных материалов на любой вкус, а питомники стремятся приобрести все больше новых и интересных сортов и видов растений. Это можно объяснить растущим спросом людей иметь грамотно организованное место как для отдыха, так и для работы. Любому человеку приятно жить в красивом месте и наслаждаться природой.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

Идея нашего проекта заключается в создании на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка, с последующим использованием данной территории для учебной, опытнической, исследовательской и экологической деятельности.

Основной характерной особенностью ландшафтного дизайна и архитектуры в целом являются «живые строительные материалы» - вода, растительность, камни, почва, особенности природного рельефа и даже животного мира. Главная задача при создании ландшафтных композиций - гармонично соотнести и употребить эти материалы в совокупности с искусственной средой. В зависимости от этого созданный ландшафт каждый сезон будет динамично развиваться и приобретать новую, загадочную и удивительную форму. С каждым годом меняются пространственные восприятия природных объектов, деревьев, растительности, рельефа, поэтому так важна мысль автора при составлении проекта. Впервые термин «ландшафтный дизайн» появился чуть больше, чем сто лет назад в США, когда там началась закладка первых национальных парков, но это не означает, что история ландшафтного искусства такая короткая. Отнюдь, своими корнями она уходит в далекое прошлое и имеет богатый опыт и бесценное наследие, которое дошло до наших дней. Первые садовые и полевые опыты (приблизительно 10 тыс. лет назад) возникли в долинах Междуречья. Там появились одни из первых очагов коренного земледелия. Затем появились и другие (Эфиопский, Среднеазиатский, Индийский, Китайский, Среднеземноморский, Индонезийский, Западносуданский, Мексиканский, Перуанский) очаги земледелия, так возникли первые антропогенные ландшафты (это ландшафт, созданный человеком или природный ландшафт, подвергнувшийся сильному изменению). Затем эти очаги земледелия стали и основными населенными центрами и люди больше внимания стали уделять эстетической части ландшафта. Создавались сады для отдыха и целые комплексы озеленения, однако, стоит учитывать, что это делалось преимущественно знатными особами или в религиозных целях. Уже в то время ценились три основных вида человеческой деятельности - наука, техника и искусство.

Именно эстетическое восприятие ландшафта оказывает самое сильное влияние на человека, поэтому не удивительно, что всегда стремились выделить чем-либо сад или поразить сдержанной красотой. Ландшафтный дизайн - это искусство, которое является отображением культуры общества. Однако без функциональных и технических сооружений создаваемый ландшафт приобретёт свою ненужность и погибнет с течением времени. Ландшафтная архитектура - это огромное творческое и общекультурное наследие всех людей.

Таким образом, ландшафтный дизайн — это искусство создания на определенной территории при помощи растений, камней, воды и малых архитектурных форм атмосферы гармонии естественного и антропогенного пейзажа

Актуальность проекта вызвана необходимостью обустройства территории школы современными формами ландшафтного дизайна.

Цель исследования: разработать проект по созданию и благоустройству искусственного водоема.

Задачи:

1. Изучение литературных источников.

2. Оценка своих возможностей в области ландшафтного дизайна.

3. Разработка и выполнение проекта.

Объектом исследования является: территория МОУ «Уразовская средняя общеобразовательная школа №2»

Предмет исследования: ландшафтный дизайн и его формы (искусственные водные объекты).

Гипотеза основана на предположении о том, что знакомство с усадебной культурой и садово-парковым искусством способствует духовному развитию детей, учит их нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно людьми будущего.

Научная новизна исследуемой темы состоит в том, что данный проект дает возможность создать водоем на территории учреждения с учетом возможностей территории, финансовых затрат.

Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдение, практические.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Назначение водоемов

Как известно - вода является символом жизни, ее необходимость присутствия в создании ландшафта неоспорима, ведь она задаёт характер и настроение сада. Декоративный водоем в наше время является центральной композицией ландшафта, являясь его украшением. Различные народы издавна использовали воду и камни в саду, данные элементы, бесспорно, оживляют ландшафтный дизайн. Садовый пруд является своеобразной изюминкой сада, вокруг которого вырастают элементы ландшафта, дополняя его. Если Вы поставили перед собой задачу украшения ландшафта водоемом, важно выбрать определенный стиль водоема и прочим сооружениям основного сада. При выборе стиля будущего водоема, необходимо определиться какую роль отвести воде, а затем выбрать, в какой форме воплотить задуманное.

Нужно иметь в виду то, что состояние воды в пруду является практически самым важным моментом привлекательности садового водоема. Кристально чистая вода без сомнения мечта многих владельцев водоемов, особенно тех, в которых содержится рыба.

Нет никаких сомнений, что вода в ландшафте населенных мест играет не только утилитарную, но и эстетическую роль. И в ландшафтном проектировании вода считается одним из ключевых элементов, без которых невозможно обойтись. В ландшафтном дизайне работа с водоемами имеет два основных направления. Первое - это использование естественных водоемов, начиная от морей и океанов и заканчивая прудами и ручейками. А второе - это создание искусственных водоемов (прудов, ручьев, фонтанов), которые тоже имеют широкий диапазон размерных классов.

Искусственный грот с тонкой струйкой журчащей воды и многокилометровое водохранилище, образованное плотиной, перегородившей реку - это рукотворные водоемы, при создании которых необходимо учитывать, как они будут сочетаться с окружающим ландшафтом, как естественным, так и преобразованным усилиями человека. Невозможно представить себе парк без фонтанов и прудов, каналов и канавок. Даже в маленьком саду, полном роскошных деревьев и цветов, чего-то не хватает, если в нем нет водоема. На территории нашей школы мы создали 2 искусственных водоема, которые хорошо вписались в ландшафт территории школы. (приложение3)

Декоративные водоемы

Хорошим дополнением к любому участку являются небольшие водоемы, создающие свой особый микроклимат, так необходимый для отдыха на природе. Вода действует успокаивающе и дарит прохладу.

Современные материалы и технологии позволяют делать пруды, дно которых покрыто пленкой иди глиной, ручьи с бетонированным дном и «отмытым» в бетоне галечником, дающим полную иллюзию каменистого дна. Взяв за основу классическое сочетание материалов — вода и камень, - можно почти из любого участка сделать декоративный водоем, соответствующий определенному стилю. Для размещения водоема лучше выбрать открытый участок, освещенный солнцем и защищенный от сильных ветров. Не рекомендуется располагать водоем под кронами деревьев, так как они дают тень, препятствующую росту и цветению водных растений, а опавшая листва засоряет водоем и плохо действует на его обитателей. К тому же, корни деревьев могут повредить его дно.

Форма и размеры водоема могут быть произвольными, но лучше следовать некоторым правилам, существующим на этот счет. Наиболее приемлемая форма для прудика — округлая. Это связано не только с эстетической, но и с практической целью, так как водоем округлой формы легче чистить, чем квадратный или прямоугольный, в углах которых часто скапливается мусор, а удалить его не так просто.

Что касается размеров водоема, то они, конечно, в первую очередь зависят от размеров участка. Как правило, его площадь не превышает 5 м", а глубина равна 50 см. Хотя надо иметь в виду: чем больше объем пруда, тем прозрачнее и чище он будет. Чтобы водоем не промерзал, его глубина должна быть около 1,5 м. На небольших участках сооружают прудики размером 1x2 м, а также делают мини-водоемы из закопанных в землю всевозможных емкостей — бочек, ведер и т. п. Более естественно смотрятся водоемы с пологими берегами, вода в них должна быть почти на уровне почвы. Дно водоема лучше делать в виде террас шириной 50 —100 см. Первую террасу размещают немного ниже уровня воды. С одной стороны берег оставляют обрывистым, чтобы он не зарастал. Чтобы водоем во время осадков не выходил из берегов, нужна переливная труба, которую устанавливают на самом высоком уровне воды. Труба может быть из металла, пластмассы, чугуна с минимальным диаметром 50 мм. Через переливную трубу лишняя вода стекает в водосточную канаву или в местную канализацию.

Изучив литературу по этой теме, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, существует много разных типов устройства искусственных водоемов. Наиболее распространенные такие:

  1. Водоем с использованием пленки и бутиловой резины;

  2. Водоем из бетона;

  3. Водоем из пластмассовой формы

  4. Искусственный ручей

  5. Фонтаны и водопады.

Сооружение водоема

Материалы для водоема

Для гидроизоляции дна и стенок водоема необходимо применять специальные материалы, иначе вода может просто уйти в землю. Среди таких материалов: полимерная пленка, готовая пластмассовая форма, бетон, асфальтовое покрытие, утрамбованная глина и др.

Самым простым материалом для водонепроницаемого дна является полиэтиленовая пленка, сложенная в несколько слоев. Такая пленка прозрачная, она не тянется и не отличается долговечностью, ее хватает всего на два года. Немного долговечнее черный полиэтилен, но он скоро приходит в негодность. В связи с этим, полиэтиленовые пленки применяются при сооружения временных водоемов и для выращивания водных растений. Более прочная и долговечная пленка из поливинилхлорида (ПВХ). Она растягивается и легко принимает любую форму, что позволяет избежать складок. В ней хорошо заклеиваются порезы и проколы. Пленка из ПВХ может быть однослойной, двухслойной и усиленной териленовым волокном. Толщина ее бывает 0,5 мм, 1 мм и 1,5 мм. Пленку выпускают черного, коричневого, кремового и голубого цветов. Более естественно смотрится пруд с использованием черной или коричневой пленок, имитируют простой грунт. Срок годности пленки из ПВХ— 10—15 лет. Самым прочным гидроизолирующим покрытием для дна и стенок водоема является бутиловая резина — бутил каучук. Она отличается гибкостью, морозостойкостью, отражающей способностью и большой долговечностью. Резина может принимать любую форму и хорошо поддается ремонту. Она выпускается матового цвета толщиной 1 мм. Срок службы бутиловой резины — до 50 лет. Единственный ее недостаток — высокая цена. Стенки и дно водоема можно забетонировать, но дело это весьма трудоемкое. Правда, бетон не лучший материал для естественного водоема. Небольшой пруд можно сделать, используя готовую форму. В последнее время в продаже появилось много таких форм для водоемов, изготовленных из пластика или стекловолокна. Их долговечность зависит от материала, из которого они сделаны. Соответственно от него же зависит и их стоимость. Готовые формы из обычной пластмассы плохо переносят солнечный свет и легко расклеиваются при изгибе, поэтому они самые недолговечные и дешевые. Формы из усиленного пластика не боятся солнца, отличаются большой прочностью и пластичностью. Срок их службы доходит до 20 лет. Самые надежные и дорогие готовые формы выполняются из стекловолокна на резиновой основе. Формы для водоемов бывают разных конфигураций, размеров и цветов. Некоторые из них имеют несколько выступов для разноуровневой посадки водных растений.

Готовые формы выпускаются не только для создания водоемов, но и для оборудования ручьев. Такая форма имеет несколько уровней, на которые высаживаются водные растения.

Лучшим временем для сооружения водоема принято считать позднюю весну или лето, когда уже установилась сухая погода и низок уровень грунтовых вод. После того, как выбрали подходящее место для пруда, необходимо разметить его контуры. Для этого можно использовать шланг или канат — изменяя их конфигурацию, добиться нужной формы водоема. Далее по периметру забивают деревянные колышки, служащие отметками, по которым и будет выкапываться котлован. При создании водоема с использованием готовой пластиковой формы, ее нужно просто положить на нужное место и при помощи лопаты обвести контуры. После этого выкапывают котлован, повторяющий саму готовую форму. Если водоем планируется делать из бетона, его контуры должны быть как можно проще, а размеры котлована превышать будущий пруд по длине и ширине на 45 см, а по глубине — на 25 см. Этот запас нужен для гидроизоляционного слоя из бетона. Котлован для водоема, в котором предполагается сажать водные растения, должен иметь ступенчатое дно, так как не все растения любят одну и ту же глубину. Уклон между ступенями не должен превышать 30° чтобы избежать возможного смещения грунта. После выкапывания котлована необходимо очистить его дно от камней и корней растений и хорошо утрамбовать грунт.

Уход за водоемом

Нередко водная поверхность водоемов становится зеленой, вода зацветает и загнивает. Это происходит из-за развития в ней некоторых микроскопических водорослей. При первых признаках «цветения» сорные растения и водоросли нужно удалять ситом, совком или граблями. Если в пруду поменять воду, то это лишь нарушит процесс водоема и «цветение» появится вновь. Если водоем имеет достаточную глубину и необходимое количество водных растений, в нем происходит естественный процесс самоочищения и «цветение» исчезает довольно быстро без посторонней помощи. Нередко воду водоема загрязняют продукты жизнедеятельности рыб, неиспользованный корм и растительные остатки. Правда, с этой проблемой в силах справиться микроорганизмы и бактерии находящиеся в воде, они перерабатывают вредные остатки в питательные вещества, служащие кормом обитателям водоема.

В случае переизбытка питательных веществ может нарушиться биологическое равновесие водоема. Чтобы этого не произошло, надо избегать перекармливания рыб и использования минеральной подкормки. В водоемах часто бывает недостаточное количество кислорода, что приводит к гибели мелководных растений и рыб. Нехватка кислорода происходит в прудах, где нет глубоководных растений и тех приспособлений, гоняющих воду, обогащая ее кислородом. Для того чтобы решить эту проблему, в воду можно добавить перекись водорода или другой оксидатор. В маленьких прудах используют 6 %-й раствор перекиси водорода, а в больших — 30%-й. В летний период вода в водоеме быстро испаряется и. ее надо доливать, чтобы поддерживать нужный уровень. Для этого используют отстоявшуюся и нагретую на солнце воду, которую наливают в пруд небольшими порциями.

В конце сезона необходимо привести в порядок все водные растения: удалить погибшие и ослабленные части, срезать листву, оставив только несколько сантиметров у корневища, цветки после их увядания удалить. Во время осеннего листопада с поверхности водоема нужно удалять все листья, не допуская их гниения. Содержать пруд в чистоте в этот период можно при помощи специальных сеток, которые натягивают над его поверхностью и тем самым защищают гладь воды от опадающих листьев и веток. К подобным относятся и различные насосы, фильтры, используемые для очистки и поддержания биологического равновесия в водоеме, представляющим собой экологическую систему.

Водоем нашей мечты

Изучив литературу об искусственных водных объектах, я обошла территорию нашей школы и нашла место, где в наш школьный ландшафт вписался бы еще один искусственный водоем. Посоветовавшись с учителем биологии Цымбаленко Еленой Геннадиевной и учителем технологии Буц Виктором Евгеньевичем., мы решили воплотить в наш школьный ландшафт водоем мечты. Это воплощение состояло из нескольких этапов:

  1. выбор места;

  2. выполнение эскиза;

  3. составление сметы затрат на необходимые материалы;

  4. изготовление водоема.

Согласно проекта, водоем должен разместится в фасадной части нашей школы, с одной стороны от него размещен розарий, а с другой – русло сухого ручья (приложение4). Здесь, как нельзя, кстати, наш водоем вписывается в имеющийся ландшафт. Сделали схему водоема (приложение 1).

Для изготовления водоема была выбрана методика изготовления декоративного бассейна из бетона.

Прежде всего, определиться с размерами бассейна, которые в решающей степени зависят от величины участка. Форма бассейна избиралась произвольно - овал.

Я, совместно с учителем технологии, разработала подробный план строительства бассейна. В данном проекте я отразила работу в пошаговой инструкции:

  1. Сначала, при помощи измерительной ленты, шнура и колышков необходимо произвести разметку границ бассейна.

  2. Затем выкопать котлован. Он должен быть несколько больше (на 40-50 см) предполагаемого бассейна. Дно также опускается на большую глубину, чем глубина будущего бассейна, которая в предпочтительном варианте должна составлять 1,3-1,6 м.

  3. Стенки котлована мы должны сделать с некоторым уклоном (3-7 градусов) во внешнюю сторону, что предотвратит осыпание грунта, а в дальнейшем обеспечит надежность стенок бассейна.

  4. Затем грунт на дне котлована выровнять и тщательно утрамбовать, на него уложить песчаную подушку (20-30 см). Сверху положить гидроизоляцию - 2 слоя рубероида на битумной мастике. Лучше, если рубероид будет несколько (на 20-25 см) заходить на стенки бассейна.

  5. По периметру будущего бассейна устанавливается опалубка. В пространство (30-40 см) между грунтовой стенкой котлована и опалубкой укладывается жидкий бетон.

  6. Для придания стенке большей прочности, его необходимо усилить стальной сеткой. Для этого взять проволоку-катанку диаметром 4-8 мм, нарезать прутьями, соответствующими длине стенок. В местах перехлестки прутья между собой связать мягкой проволокой, сторона квадратной ячейки сетки должна составлять 20-25 см. Арматуру уложить так, чтобы она оказалась в толще бетонной конструкции.

  7. В опалубке сделать отверстие для сливной трубы, которую надо установить наклонно в сторону слива. Заранее надо сделать пробку для отверстия, чтобы при сооружении пруда его можно было закрыть (для этого мы использовали горлышко от пластиковой бутылки с винтовой крышкой). Трубу должна быть диаметром не менее 50 мм, чтобы она меньше забивалась листвой и другим мусором.

  8. Бортики водоема сделаем из гравия на цементном растворе.

Итак, в течение 3-х месяцев, у нас должен появиться наш бассейн. Это третий на нашей школьной территории. В бассейне мы еще хотим установить стационарный фонтан-источник, который состоит из пластиковой чаши, насоса с трубкой и декоративного камня. Такой фонтан полностью должен скрываться в бассейне и создать иллюзию природного родника, бьющего из бассейна.

Для создания бассейна на 5 тысяч литров воды, нам потребуется:

  • 3 тонны гравия;

  • 1 тонна цемента М500;

  • вода;

  • песок;

  • стальная сетка;

  • железная арматура:

  • пластиковая трубка 2 м;

  • 1,5 литровая пластиковая бутылка.

Неотъемлемой частью завершенного ландшафтного дизайна, является посадка растительности вокруг нового водоема. Для этого мы с учителем биологии, разработали схему посадки растительности вокруг нового объекта, чтобы она вписывалась в существующий ландшафт. В подборе необходимых растений нам помогла книга «1000 советов и идей для вашего сада». Решено было обсадить наш водоем калужницей болотной, астильбой китайской, незабудкой, примулой и ветреницей дубравной. Таким подбором растений, мы решили и еще одну проблему – цветение весь весенне-осенний период (приложение 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день предъявляются новые требования к внешнему облику образовательных учреждений, поэтому озеленение территорий является неотъемлемым элементом благоустройства. Ландшафтный дизайн - это творческий процесс при составлении колористической гаммы цветников в сочетании с различными типами газонных посадок; создание миниатюрных пейзажей посредствам компоновки камня, земли, воды и растений.

Территория школы — это огромная составляющая в жизни каждого школьника, от того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, какими взрослыми станут нынешние ученики.

С этой целью в нашей школе были сделаны искусственные водоёмы силами учеников старшего звена под руководством учителя технологии Буц Виктора Евгеньевича (приложение 4). Совместными усилиями нам удалось сделать территорию яркой, красивой, что создает положительный настрой для обучающихся, учителей, жителей микрорайона. Школа является «зеленым оазисом» среди «каменистых джунглей» архитектуры микрорайона. Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в пришкольную территорию, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, мы повышаем уровень культуры не только обучающихся школы, но и жителей поселка. Красивое, яркое цветочное оформление школьного двора способствует проявлению и развитию творческих способностей детей:

Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в людях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Кроме того, во многом от того, что представляет собой пришкольная площадка, зависит престиж и самого учебного заведения.

В заключение хочется привести слова выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского «…Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». И это замечание справедливо по отношению к ландшафту участка школы. Мы проделали огромную работу по благоустройству школы, сделали красивым свой двор, но останавливаться на достигнутом не намерены. Мы в начале интересного творческого пути. Много идей и замыслов, которые ещё предстоит воплотить в жизнь.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Современный дизайн участка. М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», «ИД РИПОЛ классик», 2007

2. Ландшафтный дизайн от А до Я - М: ОЛМА-ПРЕСС Гранд; ОЛМА Медиа Групп, 2007

3. Елыкин Л.А. Как благоустроить участок // Сделай сам, №3 М., 2001

4. Кудрявцев Д.Б., Петренко Н.А. Современное планирование и дизайн участка. - М: Просвещение, 2003

5. «1000 советов и идей для вашего сада», перевод с английского 2000 ЗАО «Издательский Дом РИДЕРЗ ДАЙДЖЕСТ»