|
Консультация «рекомендации по оформлению презентации» КОНСУЛЬТАЦИЯ «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ»
Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн презентации не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Наглядный материал, по мнению М.П. Концевого, «не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна» (2002).
Какие же аспекты использования презентаций обычно считаются проблемными?
Во-первых, это наличие нескольких параллельных потоков информации (инструкции и объяснения педагога отдельно, зрительный и/или звуковой ряд отдельно).
Во-вторых, слишком быстрый темп смены слайдов.
В-третьих, мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков. Хуже всего, когда все эти негативные черты сочетаются в одной презентации: каждые 10-20 секунд меняются перегруженные рисунками и мельчайшим текстом слайды, все это происходит под музыку и с обилием анимации, а педагог очень быстро комментирует материал, не связывая его с показываемыми иллюстрациями. Однако, должно быть понятно, что все перечисленные минусы связаны не использованием презентаций, а с их неудачным построением. Значительно улучшить общее впечатление от занятия с использованием мультимедийной презентации может следование нескольким советам.
1. Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть довольно крупный — 35 - 60 пунктов и более для заголовков и 25 - 50 пунктов для основного текста. Предпочтительно не пользоваться курсивом или шрифтами с засечками, так как при этом иногда восприятие текста ухудшается. В некоторых случаях лучше писать большими (заглавными) буквами (тогда можно использовать меньший размер шрифта). В ряде случаев хорошо смотрится жирный шрифт. При выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать, что прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75.
2. Стоит учитывать, что на большом экране текст и рисунки будет видно также (не лучше и крупнее), чем на экране компьютера. Часто для подписей к рисункам или таблицам выставляется мелкий шрифт (менее 10 пунктов) с оговоркой: "на большом экране все будет видно". Это заблуждение: конечно шрифт будет проецироваться крупнее, но и расстояние до зрителя будет значительно больше. Можно провести следующий расчет: если шрифт можно прочитать на экране компьютера с обычного расстояния (около 40 - 60 см, или иначе это — 1-2 диагонали экрана, то и в аудитории шрифт будет хорошо виден на расстоянии 1 - 2 диагоналей экрана).
3. Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К наиболее значимым из них относят (Кречетников К.Г., 2002):
• стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый;
• дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый;
• нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;
• сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);
• составление цветовой схемы презентации начинается с выбора трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности;
3. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон — светлый, а шрифт - темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. Черный текст — белый фон не всегда можно назвать удачным сочетанием для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить (особенно если шрифт мелкий), а, кроме того, иногда не достигается того визуального эффекта, который необходим для аффективного восприятия материала. Хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.
4. Использование фотографий в качестве фона также не всегда удачно, из-за трудностей с подбором шрифта. В этом случае надо либо использовать более-менее однотонные, иногда чуть размытые фотографии, либо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке. В ряде случаев целесообразно использование "тематического" фона: сочетание цветов, несущее смысловую нагрузку и т. п. Важно помнить, что любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала. Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.
5. Слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для запоминания информации не останется. При продолжительности занятия 35 минут слайдов должно быть максимум 17 -20, так чтобы смена происходила каждые 2 (1,5) минуты.
6. Слайды не надо перегружать ни текстом, ни картинками. Лучше избегать дословного "перепечатывания" текста занятия на слайды. Слайды, перегруженные текстом, вообще не смотрятся. Лучше не располагать на одном слайде более 2-3 рисунков, так как иначе внимание детей будет рассеиваться. При той легкости, с которой презентации позволяют показывать иллюстративный материал, хочется продемонстрировать как можно больше картинок. Однако не стоит злоупотреблять этим. Скорее всего, не все слайды презентации будут предназначены для запоминания. Тогда стоит использовать различное оформление (шрифты, цвета, специальные значки, подписи) слайдов только для просмотра и слайдов для запоминания. Это облегчит восприятие материала.
7. Пожалуй, одним из самых сложных и важных является следующее условие. Слайды должны быть синхронизированы с комментарием педагога. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. При этом сна не должна становиться главной частью занятия, и не должна полностью дублировать изучаемый материал. Идеальным вариантом является такое сочетание текста и презентации, когда ребенок, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит педагог, и наоборот увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал. Естественно, что для этого педагогу лучше самому управлять сменой слайдов или же, если это невозможно и проектором управляет другой человек, настолько точно рассчитать смену слайдов, чтобы от оператора, следящего за проектором, требовалось лишь начать показ слайдов, а дальше иллюстрации уже менялись бы автоматически. Однако, даже с тем, чтобы начать показ слайдов у некоторых операторов бывают проблемы (часто они просто не работали с соответствующими программами). Если вы работаете с "Microsoft PowerPoint", то выходом может быть сохранение итоговой презентации не в формате "Презентация PowerPoint" (.ppt), а в формате "Демонстрация PowerPoint" (сокращение .pps). Тогда при запуске программы сразу же начнется показ слайдов.
8. Усилить эффект от использования презентаций можно раздавая распечатки сложных рисунков, схем, особенно тех, которые приводятся лишь в качестве дополнительного иллюстративного материала, а не для запоминания. В случае если рисунок или схема действительно важны для понимания сути занятия, стоит показывать их не в окончательном варианте, а выводить постепенно (как при рисовании на доске). Это позволит пояснить, как зарисовать схему или рисунок и будет способствовать лучшему запоминанию, развитию логики.
9. В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание дошкольников — трудно одновременно слушать педагога и музыку. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.
В принципе тоже относится и к анимационным эффектам: они не должны использоваться как самоцель. Не стоит думать, что чем больше различных эффектов — тем лучше. Чаще всего неудобочитаемые быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи или картинки не вызывают ничего кроме раздражения. Любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.
Анимация допустима либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть сдержанна и хорошо продумана), либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка). Большое влияние на подсознание ребенка оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее.
10. Если презентация предназначена только для показа (не для печати), то целесообразно "сжимать" картинки до экранного разрешения (76 точек на дюйм), а также использовать рисунки в формате джипег (расширение "jpg"). Это уменьшит объем презентации и значительно ускорит и упростит работу.
Конечно, все приведенные советы не универсальны. Бывают случаи, когда музыкальное сопровождение идет презентации только на пользу и когда фотографический фон лишь усиливает эффект. Что касается приведенных цифр, относящихся к размеру шрифтов, то данный совет лучше всего подходит для аудитории объемом с обычный школьный класс и экран с диагональю около 2-3 метров.
Учет указанных особенностей оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача - усилить, упростить и придать убедительность презентации.
Использование средств наглядности усилит воздействие презентации на детскую аудиторию, поскольку даст возможность донести до воспитанников вашу мысль более доступным невербальным способом. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти, поскольку в этом случае будут использованы различные каналы передачи информации. Эффективные приемы:
• Используйте средства наглядности только тогда, когда они могут реально усилить воздействие вашего высказывания.
• Следует стоять с левой стороны (от детей) от изображения (предмета). При демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того, что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на вас, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.
• Педагог будет выглядеть более естественно, если будет располагаться под небольшим углом к детской аудитории, тем самым позволяет присутствующим легко усваивать предлагаемую информацию. Можно занять более «сильную» позицию, полностью развернуться лицом к дошкольникам.
При объяснении сложных графических изображений можно развернуться спиной на 45° к их плоскости.
Можно кратко посмотреть на изображение (предмет) и жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории.
Жест должен быть очень коротким; затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории.
При временном выключении проекционного оборудования, перерыве в показе или по его окончании постарайтесь переместиться в центр кабинета и продолжить свою презентацию.
Если вы более не планируете использовать средств наглядности, встаньте вполоборота к детям слева от вашего оборудования и продолжите занятие.
Не следует:
Говорить, повернувшись спиной к детям. Читать конспект занятия. Загораживать демонстрируемое изображение.
Допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в вашей презентации.
Выдавать раздаточный материал во время презентации. |
|
|