Главная страница

Компетентностный подход в изучении русского языка в 5-7 класса Содержание



НазваниеКомпетентностный подход в изучении русского языка в 5-7 класса Содержание
страница2/3
Дата10.04.2016
Размер0.54 Mb.
ТипРеферат
1   2   3

Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу: надо – нужно, автор – писатель, смелый – храбрый, аплодировать – хлопать и т.д. Принято обычно различать две основные группы синонимов: понятийные, или идеографические, связанные с дифференциацией оттенков одного и того же значения (враг – противник, влажный – сырой – мокрый), и стилистические, связанные прежде всего с экспрессивно-оценочной характеристикой того или иного понятия (лицо – рожа, рука – длань – лапа).
Синонимические отношения пронизывают весь язык. Они наблюдаются между словами (везде – повсюду), между словом и фразеологизмом (мчаться – бежать сломя голову), между фразеологизмами (ни то ни се – ни рыба ни мясо).
Многозначные слова в разных своих значениях входят в состав различных синонимических рядов. Так, слово говорить, обозначая знание какого-либо языка, входит в синонимический ряд говорить – владеть, а в значении вести беседу оно стоит в ряду говорить – беседовать.
Синонимы близки по своему значению, но, как правило, не тождественны. Каждое слово синонимического ряда отличается от других слов того же ряда каким-нибудь дополнительным оттенком значения, который необходимо учитывать для того, чтобы с наибольшей точностью выражать мысли. Например, в синонимическом ряду наречий быстро – скоро – моментально выделяется общее значение этих слов – характеристика действия, протекающего с определенной степенью интенсивности. Наречие быстро указывает на быстроту протекания самого действия (Мой брат быстро ходит); скоро – на то, что действие осуществляется через короткое время (Подождите, он скоро придет); в наречии моментально скорость протекания действия предельно велика (Он моментально исчез).

Синонимы, обозначающие признак, часто отличаются друг от друга большей или меньшей степенью проявления этого признака. Так, в синонимическом ряду влажный – сырой – мокрый прилагательные расположены в порядке возрастания признака: сырой – сильнее пропитанный жидкостью, чем влажный; мокрый – более обильно пропитанный жидкостью, влагой, чем сырой.

Прилагательные большой – огромный также различаются по степени проявления признака. Общее значение, объединяющее эти слова, – «имеющий размер, величину, превышающую норму». Однако в каждом из них степень данного качества различна: огромный больше, чем большой.

Существительные враг – противник обозначают человека (или группу людей), находящегося в состоянии вражды с кем-либо. В слове враг понятие враждебности сильнее, нежели в слове противник: в последнем преобладает значение «тот, кто занимает противоположную позицию». Например: Быть беспощадным к врагу. Победить противника в соревновании.

Слова-синонимы могут отличаться друг от друга широтой своего значения (автор – писатель). Значение слова автор шире, чем писатель. Писателями называют тех, кто пишет литературные произведения, причем не только поэтические, а авторами – также и создателей научных трудов, проектов и т.д.

Различие между синонимами проявляется и в способности к сочетанию с другими словами. Одни из них обладают способностью вступать в сочетание с большим, подчас неограниченным кругом слов; другие имеют ограниченную сочетаемость. Например, пожилой – старый. Можно сказать старый дом, старое пальто, старая книга и т.д. Синоним же пожилой употребляется только по отношению к человеку: пожилой человек, пожилая женщина.

Слова храбрый и смелый имеют одинаковое значение: храбрый воин, смелый воин, храбрый юноша, смелый юноша и т.д. В сочетании с существительными, называющими людей, эти прилагательные могут взаимно заменять друг друга, но с такими словами, как решение, поступок, проект и др., употребляется только прилагательное смелый (нельзя сказать храброе решение или храбрый проект).
Стилистические функции синонимов разнообразны. Общность значения синонимов позволяет употреблять одно слово вместо другого, что разнообразит речь, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов.

Функция замещения – одна из основных функций синонимов. Писатели уделяют большое внимание тому, чтобы избежать надоедливого повторения слов.
М.Горький осуждал переводчиков, не умеющих пользоваться синонимами. Писатель К.Чуковский вспоминает: «Взяв у меня чьи-то переводы рассказов

английского писателя Джекобса, он [Горький] тщательно выправил эти переводы и прислал мне такую записку: «Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени, что дает читателю право упрекнуть переводчика в небрежности или безграмотности. Кроме говорить, можно употреблять формы сказал, заметил, отозвался, откликнулся, повторил, воскликнул, заявил, дополнил».
Синонимы не только разнообразят речь. Они помогают также уточнить, более четко и ярко передать мысль. Например, в рассказе И.Тургенева «Живые мощи» читаем: «– И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? – А что делать будешь? Лгать не хочу – сперва тошно было, а потом привыкла, обтерпелась...». Лукерья сначала употребляет слово привыкла, но оно не выражает полностью ее состояния. К таким страшным страданиям, которые она терпит, привыкнуть нельзя – можно именно обтерпеться, и она добавляет это выразительное народное слово.
В той же функции уточнения выступают синонимы в следующих предложениях: «Что же теперь делать ему, как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви?» (И.Бунин); «Много раз в жизни не оправдывались, не сбывались ее [Аксиньи] надежды и чаяния» (М.Шолохов).
В речевой практике широкое применение находит прием нагнетания синонимов с нарастанием экспрессивности. Этот прием придает речи напряженный, в известной мере патетический тон: «Николка припал к холодному дереву кобуры, трогал пальцами хищный маузеров нос и чуть не заплакал от волнения. Захотелось драться сейчас же, сию минуту, там, за Постом, на степных полях» (М.Булгаков).
Вот как с помощью синонимов передается драматизм первых лет Великой Отечественной войны:
Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!
(Д.Самойлов)
Или ширь и простор Родины:
На сотни верст, на сотни миль,

На сотни километров

Лежала соль, шумел ковыль,

Чернела роща кедров.
(А.Ахматова)
Особой экспрессивностью отличаются стилистические синонимы: рот – уста (устар.), лицо – рожа (прост.), актер – лицедей (устар.), жилище – жилье (разг.) и т.д.
Упражнения с отдельными словами нужны как для обогащения словарного запаса учащихся, так и для усвоения ими грамматических особенностей слов-синонимов. Выполняя упражнения с отдельными словами, учащиеся усваивают, что синонимами являются слова, относящиеся к одной и той же части речи.
Для понимания природы языкового эстетического эффекта, механизмов художественного преобразования слова в тексте важно обратиться к поэтической символике. Переносное значение слов, выполняющих особую функцию в тексте, не совсем обычно: за словом скрыт определенный поэтический символ. Это поэтическая лексика, куда обычно включают устойчивые традиционно-поэтические метафоры, слова-символы, поэтизмы.

Берёза родная, со стволом серебристым,

О тебе я в тропических чащах скучал.

(К.Бальмонт)

Начинать работу по обогащению словаря учащихся, развитию у них навыков связной речи целесообразно с синонимов, которые практически не различаются по значению (везде – всюду, довольно – достаточно, друг – товарищ, затем – потом и т.д.).
Учащимся предлагаются задания следующего типа:
1. Назовите синонимы к данным словам:

Близко, вдруг, всюду, здесь, между, настойчиво, неужели, после, раньше.

Ключи: недалеко, внезапно, везде, тут, среди, упорно, разве, потом, прежде.

Составьте словосочетания с этими синонимами.
2. Подберите синонимы к выделенным существительным:

Роман известного автора, стремительное наступление, большая беда, встреча друзей, жестокая битва, смелый боец, секретная бумага, вредное влияние, отнестись со вниманием к работе, опытный водитель, сложный вопрос, разбить врага, прийти к выводу.

Ключи: писатель, атака, несчастье, товарищ, бой, воин, документ, действие, интерес, шофер, проблема, неприятель, заключение.


При работе над синонимами следует учитывать явление полисемии. Полисемия (многозначность) лучше всего раскрывается в работе над словосочетаниями, так как каждому из значений слова соответствует свой синоним.

Учащимся могут быть даны задания типа:
1. Подберите синонимы к прилагательным-определениям в разных значениях:

а) большие дети, большой успех, большой вопрос; б) влажный лоб, влажная земля; в) всякий раз, всякие книги; г) крепкая рука, крепкий лед; д) легкая задача, легкий ветер; е) молодая женщина, молодой сад; ж) мягкий хлеб, мягкий климат.

Ключи: а) взрослый, крупный, важный; б) мокрый, сырой; в) каждый, разный; г) сильный, прочный; д) простой, слабый; е) юный, новый; ж) свежий, умеренный
Понимание семантических оттенков синонимов при введении новой лексики достигается, помимо комментирования, специальными упражнениями: путем расположения синонимов по степени возрастания признака, выделения в данном синонимическом ряду стилистически нейтральных синонимов, слов более широкого значения, вставки соответствующих слов в текст с пропусками и т.д. Например:
1. К каждому из синонимических рядов добавьте слово со значением, общим для всего ряда.

Спешить – торопиться – лететь; находиться – присутствовать; гасить – тушить; разговаривать – беседовать; совершать – допускать; оканчивать – переставать; следить – наблюдать; создавать – устраивать; подбирать – поднимать; подходить – подъезжать; приезжать – приходить; справляться – спрашивать.

Ключи: бежать, быть, выключать, говорить, делать, кончать, смотреть, организовывать, собирать, приближаться, прибывать, узнавать.
2. К следующим словам подберите синонимы, в которых признак выражен сильнее.

Влажный, большой, известный, нехороший, темный, небольшой, полный, пожилой, неинтересный.

Ключи: сырой, огромный, знаменитый, плохой, черный, маленький, толстый, старый, скучный.
Не менее важны упражнения со словосочетаниями, помогающими понять различия в значении слов-синонимов. Как уже указывалось, синонимы могут различаться своей сочетаемостью. Покажем это с помощью специальных упражнений.
1. Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное храбрый?

Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок.

Ключи: решение, проект, план, предложение.
2. Согласуйте с данными существительными прилагательное толстый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное полный?

Мужчина, женщина, мальчик, книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, веревка, нитка, стекло, стена, ребенок, школьница.

Ключи: книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, веревка, нитка, стекло, стена.
3. Согласуйте с данными существительными прилагательное старый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное пожилой?

Человек, собака, лошадь, дерево, дом, друг, мебель, книга, квартира, женщина, учитель.
Предложение – основная коммуникативная единица языка. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на развитие у учащихся умения составлять стилистически правильные предложения, для чего могут быть рекомендованы следующие задания.
1. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Звание ... обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив ... (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь, ... отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос ... дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).
2. Расскажите о вашем любимом писателе, используя данные синонимы.

Крупный – большой; замечательный – известный; изображать – показывать – описывать – воспроизводить – передавать – рисовать; автор – художник слова – писатель; жизнь – действительность; разный – различный; герой –персонаж – образ – тип – характер; правдиво – реалистически; сюжет – фабула; значение – роль.
3. Вставьте вместо точек наречие быстро или скоро.

Помните, что наречие быстро указывает на быстроту протекания действия, а скоро – на то, что действие осуществляется, завершается через короткое время, в ближайшем будущем.

1) Слух о самозванце ... распространялся (А.Пушкин). 2) Пятнадцать лет мне ... минет (А.Пушкин). 3) Но ... день за днем умчался (А.Пушкин). 4) Акулина выучилась азбуке удивительно ... (А.Пушкин). 5) Не ... ели предки наши, не ... двигались кругом ковши, серебряные чаши с кипящим пивом и вином (А.Пушкин).

Составьте предложения со словосочетаниями: быстро идти, скоро вернуться, скоро окончить, быстро лететь, скоро наступать.
4. Вместо точек вставьте существительное долг или обязанность.

Слово долг (только ед. ч.) обозначает то же, что и обязанность. Кроме того, оно имеет значение: то, что взяли взаймы. Но лишь слово долг употребляется в выражениях: по долгу чего-либо, человек долга, долг службы, присяги, чести, в долгу перед кем, чем-либо, у кого-либо. Обязанность же обозначает то, что входит в круг обязательных действий, поступков кого-либо согласно закону или общественным требованиям, а также внутреннего побуждения.

1. По ... гостеприимства он не мог допустить Дарью Александровну нанимать из его дома лошадей (Л.Толстой). 2) Очень благодарен вам и в ... не останусь, особенно у Маши: шелковых платьев накуплю ей, как куколку одену (И.Гончаров). 3. Я болен и ... старшего офицера выполнять не могу (К.Станюкович).

4. В ... студента входит посещение всех лекций и практических занятий.

Составьте предложения со словосочетаниями: человек долга, по долгу службы, права и обязанности граждан, прямая обязанность, вменить в обязанность (обязать делать что-то).
5. Вместо точек вставьте существительные дорога или путь.

1. «В продолжение этого времени он имел удовольствие испытать приятные минуты, известные всякому путешественнику, когда в чемодане все уложено и в комнате валяются только веревочки, бумажки да разный сор, когда человек не принадлежит ни к ..., ни к сидению на месте» (Н.Гоголь). 2. «С ... бы следовало поесть чего-нибудь, да пора-то ночная, приготовить нельзя» (Н.Гоголь).

3. В книге рассказывалось о первопроходцах, которые прокладывали новые ... через пустыни, горы, океаны. 4. «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону ... избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины» (Н.Гоголь). 5. «В ... героев снаряжал, наводил о прошлом справки и поручиком в отставке сам себя воображал» (Б.Окуджава).

Для справок. Существительное дорога имеет значение «полоса земли, служащая для езды и ходьбы». Слово путь, также обозначая полосу земли, предназначенную для передвижения, указывает на линию движения в пространстве, обозначает маршрут, направление развития чего-либо, чьей-либо деятельности. Кроме того, слова путь и дорога могут обозначать процесс езды, передвижения (т.е. поездку, путешествие), а также время поездки, путешествия.

Существительное путь может обозначать способ, средство достижения чего-либо, образ действия, а существительное дорога такого значения не имеет.
6. Объясните значение глаголов достигать – достигнуть (достичь) – добиваться – добиться.

1. Достиг я высшей власти: шестой уж год я царствую спокойно (А.Пушкин). 2. Молва о вашей подвижнической жизни достигла уже и до столиц (А.Островский). 3. Мороз здесь [в Якутске] достигал, говорят, до 48 градусов (И.Гончаров). 4. Она во что бы то ни стало хотела быть разведчицей и день за днем настойчиво добивалась своего (А.Барто). 5. Так вот вы и добиваетесь, чтобы его арестовали? (М.Булгаков).

Составьте предложения со словосочетаниями: добиться своего (настоять на своем), не добиться ничего, достичь леса, достичь человеческого роста.
7. Вместо точек вставьте слова нельзя, невозможно. В каком предложении можно употребить оба слова?

1. – Котам ...! Брысь! Слезай, а то милицию позову! (М.Булгаков) 2. С раннего детства овладела Надей привычка нянчиться с Нюрой, учить ее, что надо делать, что ... (С.Сергеев-Ценский). 3. ... ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (А.Грибоедов) 4. Лошадь его славилась в целой Кабарде, – точно, лучше этой лошади ничего выдумать ... (М.Лермонтов). 5. Муромский принял своих соседей как ... ласковее (А.Пушкин).

Для справок. Слова нельзя и невозможно являются синонимами в значении «неосуществимо». (Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится. – Цицерон). Эти слова синонимичны и в значении «неприятно, невыносимо». В комнате холодно и сыро, в ней нельзя (невозможно) жить. Кроме того, слово нельзя имеет значение «не разрешается, не рекомендуется». В этом значении оно не является синонимом слова невозможно и употребляется в сочетании с инфинитивом глагола несовершенного вида.
8. Объясните значение слов весь и целый. В каком предложении они являются синонимами?

1. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой (А.Пушкин). 2. Конь, весь в пыли, почуя волю, дико мчался (А.Пушкин). 3. Я прочел всего Пушкина (Ф.Достоевский). 4. Пустяков увидел на его груди орден. И то был не Станислав, а целая Анна (А.Чехов). 5. Вот парадный подъезд. По торжественным дням, одержимый холопским недугом, целый город с каким-то испугом подъезжает к заветным дверям (Н.Некрасов).

Составьте предложения со словосочетаниями: во все времена, на все руки (мастер), целый и невредимый, в общем и целом (вообще, без подробностей).

Для справок. Местоимение весь указывает на полный охват однородных предметов. Прилагательное целый, выступая в роли местоимения, обозначает до краев наполненный, такой, от которого ничего не убавлено, не начатый, нетронутый. Со словами весь и целый сочетаются: а) существительные, обозначающие меру (пачка, коробка, мешок, стакан, тарелка); б) существительные, обозначающие отрезки времени (день, сутки, ночь, неделя, месяц, год).

Со словами весь сочетаются: а) существительные, имеющие собирательное значение и обозначающие твердые или жидкие вещества (весь сахар, все молоко, весь уголь, вся вода и т.д.); б) существительные, обозначающие части тела (весь нос, вся грудь, все лицо и т.д.); в) существительные, обозначающие какую-либо поверхность (весь потолок, вся крыша, вся дорога и т.д.); г) абстрактные существительные (вся власть, весь ум, вся энергия и т.д.).

Со словом целый сочетаются существительные, обозначающие единицы измерения длины, объема, веса (целый килограмм, целый литр, целый метр).

Со стилистической функцией синонимов знакомить учащихся целесообразно только на продвинутом этапе обучения. Они должны усвоить, что синонимы употребляются для разнообразия речи и как средство уточнения высказанных мыслей. Точность в выражениях мысли достигается путем сопоставления или противопоставления синонимов. В первом случае каждый из синонимов вносит нечто новое в высказываемое положение: Это уж, друг мой, глумление, издевательство (А.Чехов), во втором – точность мысли достигается в результате отрицания одного положения другим (Тут, на берегу, овладевают не мысли, а именно думы... (А.Чехов).
Вниманию учащихся предлагаются упражнения главным образом аналитического характера.
1. Выпишите синонимы и определите их стилистическую функцию.

1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л.Толстой). 2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев). 4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными, в то время как сотни интеллигентов пошли «в народ» и многие попали уже в тюрьму, в ссылку (М.Горький). 5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А.Чехов).

Ключи: 1, 2. Усиливают экспрессивность высказывания. 3, 4, 5. Функция уточнения.
2. Определите функции синонимов.

1. Лузгин! ... по-прежнему ли одолевает тебя твоя молодость, которую тщетно усиливался ты растратить и вкривь и вкось: до того обильна, до того неистощима была животворная струя ее (М.Салтыков-Щедрин). 2. Стало быть, того поспрошаю, у другого наведаюсь – ну и дойду как-нибудь до настоящего (М.Салтыков-Щедрин). 3. Наш полк побывал всюду и везде ремонтировался хорошенькими женщинами (М.Салтыков-Щедрин). 4. Конечно, я был бы не прав, если б утверждал, что в моих глазах происходило прямое воровство, или кража, или грабеж (М.Салтыков-Щедрин). 5. А жилец прямо горой за Лешку. Он, говорит, не дурак, Лешка-то. Он, говорит, форменный идиот (Тэффи).

Ключи: 1. Усиливает экспрессивность высказывания. 2 и 3. Функция уточнения. 4. Градация с целью повышения экспрессии. 5. Противопоставление.
3. Как с помощью синонимов достигаются экспрессивность выражения мысли и ее точность?

1) Старику захотелось важных, серьезных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять (А.Чехов). 2) Мне хочется не есть в человеческом смысле желания пищи, а жрать, как голодному волку (Л.Леонов). 3) Я стал не большим, а огромным (Я.Смеляков). 4) Через двести–триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (А.Чехов).
4. Выпишите из данных предложений синонимы и объясните их стилистические функции.

1) Им она не прекословит,
Не перечат ей они.

Так идут за днями дни.
(А.Пушкин)
2) Он отправился в буфет покупать себе билет. А потом помчался в кассу покупать бутылку квасу. Побежал он на перрон, влез в отцепленный вагон (С.Маршак).
3) Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает».
(А.Пушкин)
4) Да, скучно. Мямлишь, канитель разводишь, слюнями давишься (М.Салтыков-Щедрин).
5) За двугривенный человек рисковал, что его в бараний рог согнут, и в табак сотрут, и туда зашвырнут, куда ворон костей не заносил (М.Салтыков-Щедрин).
Ключи. В предложениях № 1, 2 синонимы разнообразят речь, позволяют избежать повторения одних и тех же глаголов. В предложении № 3 усиливают экспрессивность высказывания, как и в предложениях № 4, 5, где использован прием нагромождения синонимических выражений.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: вопрос – ответ, глупый – умный, громко – тихо, вспомнить – забыть. Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку: день и ночь – по времени, легкий и тяжелый – по весу, вверху и внизу – по положению в пространстве, горький и сладкий – по вкусу и т.д.

Отношения антонимии могут быть между словами (север – юг), между словами и фразеологизмами (победить – потерпеть поражение), между фразеологизмами (одержать победу – потерпеть поражение).

Различаются также разнокоренные и однокоренные антонимы: бедный – богатый, прилететь – улететь.

Многозначное слово в разных своих значениях может иметь разные антонимы. Так, антонимом слова легкий в значении «незначительный п4 Изучение морфологических средств выразительности на уроках русского языкав 5-7 классах

Морфология прежде всего ассоциируется в сознании ребенка с системой частей речи. Можно начать с того, как «работают» части речи в художественных произведениях. Каждая из них выполняет определенную экспрессивную роль.

Имя существительное

Безглагольность текста (Фет А.А «Шёпот, робкое дыханье…») не мешает автору передать динамику жизни, её пульсирующий ритм. Тот же приём безглагольности, нанизывания имён существительных, подкреплённых ещё и указательным местоимением это, видим и в другом стихотворении А.Фета «Это утро, радость эта..». Анализ его проводим на занятии, с которого лучше начать рассмотрение способов стилистического использования имён существительных в художественной речи.

Насыщение текста именами существительными может стать средством языковой изобразительности. Тем же целям служит и экспрессивное использование разных категорий имен существительных, например, категории падежа. Так, конструкция с творительным сравнения придаёт особую живописность, непринуждённость описанию.

Сравним стилистические и смысловые различия выражений петь щеглёнком и петь как щеглёнок. Не случайно именно первый вариант (конструкцию с творительным сравнения) находим в басне И.А. Крылова «Скворец»: она лаконична и образна.

Какой-то смолоду Скворец

Так петь щегленком научился,

Как будто бы щегленком сам родился.

Игривым голоском весь лес он веселил.

И всякий Скворушку хвалил.

Иной бы был такой доволен частью;

Но Скворушка услышь, что хвалят соловья, -

А Скворушка завистлив был, к несчастью, -

И думает: «Постройте же, друзья,

Спою не хуже я

И соловьиным ладом».

И подлинно запел,

Да только лишь совсем особым складом:

То он пищал, то он хрипел,

То верещал козленком,

То не путем

Мяукал он котенком;

И, словом, разогнал всех птиц своим он пеньем.

Мой милый Скворушка, ну, что за прибыль в том?

Пой лучше хорошо щегленком,

Чем дурно соловьем.

Интересно, что в этом тексте употребляются конструкции с творительным, имеющим разные значения (творительный сравнения, творительный орудия, творительный образа действия) – так появляется возможность оценить образность таких конструкций со значением сравнения. Организовать языковой анализ этой басни помогут, например, такие задания.


  1. Прочитайте текст, установите его основную мысль.

  2. Найдите в басне фонетические, интонационные, словообразовательные и лексические средства выразительности.

  3. Попробуйте проанализировать некоторые морфологические средства выразительности. Для этого выпишите из текста свосочитания, соответствующие схеме: глагол + сущ. тв. пад. Докажите, что выписанные вами словосочетания передают разные значения: 1) творительный сравнения (петь соловьем); 2) творительный орудия или средства (взмахнуть крылом, рубить топором); 3) творительный образа действия без сравнительного оттенка (ехать поездом).

Покажите, что творительный сравнения можно заменить сравнительным оборотом. В каком из этих вариантов усиливается экспрессия и образность текста? Докажите. Сделайте вывод об изобразительных возможностях формы творительного падежа со значением сравнения.

  1. Как вы понимаете выражение иной бы был такой доволен частью? Какое лексическое значение имеет существительное частью? Отвечая на этот вопрос, используйте материалы словаря В.Даля, где дается толкование устаревшего значения этого слова: часть – участь, доля, жребий, удел, достояние жизни, счастье, судьба, рок, предназначение. Некоторые примеры из словаря В.И. Даля: Своей части не минуешь. Злая напасть – и то часть. Час придает, и часть принесет.

  2. Проведите интонационный анализ басни «Соловей». Научитесь выразительно читать ее в соответствии с графическими обозначениями особенностей интонации текста.


Имя прилагательное

О прилагательном как источнике особой образной экспрессии ученики хорошо знают из уроков русского языка, на которых каждый учитель специальное внимание уделяет этому вопросу не только при изучении темы «Прилагательное как часть речи», «Употребление прилагательных в речи», но и на уроках связной речи, когда идет языковая подготовка к написанию текста изложения или сочетания.
Разнообразную и интересную информацию об эпитетах содержит «Словарь эпитетов русского языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло. Используя данные этого словаря можно организовать такую работу. Ученикам будет интересно узнать, что в этом словаре зафиксировано почти 600 эпитетов к слову лицо.

Пусть дети сами попробуют подобрать такие выразительные имена прилагательные и причастия, которые бы давали, например, психологическую характеристику человека, изображённого на полотнах русских портретистов. Учащиеся подбирают эпитеты к слову лицо и затем сравниваются с теми, что даны в словаре: бессмысленное, брезгливое, вежливое, величественное, взволнованное, встревоженное, гневливое, дерзкое, жалкое, задумчивое, замкнутое, капризное, конфетное, лукавое, наивное, недовольное, нервное, неулыбчивое, ожесточённое, оскорблённое, поникшее, просветлённое, пылающее, сияющее и др.

Сбор эпитетов можно организовать и перечнем тропов к существительному звук. Работая с ними, учащиеся лучше понимают, как имя прилагательное меняет значение, каким неповторимым оказывается в каждом случае тот художественный образ, который всплывает в сознании читателя. Свои ощущения ученики могут проверить, анализируя следующие фрагменты из художественных произведений.

Водной избе стоял шум, слышались визгливые звуки гармоники, нестройный галдёж и песни.

(В.Короленко)

- Н-ну? – промычал товарищ прокурора, потянув в себя воздух и издавая жевательные звуки.

(А.Чехов)
Ясные, хрустальные звуки колоколов один за другим покатились вниз.

(В.Катаев))
Анализ эпитетов-прилагательных можно построить и по-другому: рассматриватьразнообразные художественные сочетания с конкретным прилагательным, например, в словосочетаниях типа бархатный + сущ. Фонд эпитетов русского литературного языка включает в свой состав немало подобных сочетаний: бархатная трава (И.Тургенев), бархатное небо (С.Надсон),бархатные ресницы (А.Фет), бархатный снег (И.Бунин), бархатная темнота (А.Куприн) и др.

Наблюдение за фрагментами художественных произведений помогает лучше почувствовать образное использование этих прилагательных в тексте, их роль в передаче сложных ощущений, настроений автора и литературных героев:

«Ещё огонь в гостиной», - сказала она, указывая на окна дома, красиво блестящие в мокрой, бархатной темноте ночи.

( Л.Толстой)
Мы рухнули в бархатную тьму ночи.

(Ю. Нагибин)

Волна возвратного прилива

Бросает в бархатную ночь

(В.Брюсов)


Разговор об эпитете начинается в 5-м классе и продолжается до 9-го. Ведь это языковое средство не так просто, как кажется на первый взгляд. В 5-м классе, рассматривая стихотворение Пушкина «Зимняя дорога», мы видим эпитеты: волнистые туманы; печальные поляны; льет печально свет; по дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный; утомительно гремит. При этом замечаем, что эпитетами могут служить не только прилагательные, но и наречия.

Предложим школьникам высказать свое мнение о том, для чего поэт использует эпитеты, и запишем их слова на доске: «показывают, как выглядит предмет», «мы видим предмет», «передает настроение». Учитель обобщит: поэт запечатлел в словах картину и свое отношение к ней, и мы представили себя среди зимних бескрайних равнин, нам передалась грусть поэта. Значит это художественный образ.
Теперь прочитаем определение эпитета в учебнике: «Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему».
Осмыслим, что написано в учебнике дальше: «Эпитетами могут служить слова как в прямом, так и в переносном значении». Слова печальные, печально употреблены в переносном значении, состояние человека перенесено на неодушевленные предметы. Остальные эпитеты – слова в прямом значении: дорога скучная, то есть вызывающая скуку, тройка борзая, то есть быстрая, резвая, колокольчик однозвучный, то есть издающий один и тот же звук, гремит утомительно, то есть вызывает утомление.
Затем пятиклассники попытаются найти собственные эпитеты, рассматривая репродукцию картины В.Д. Поленова «Московский дворик» и натюрморта В.Ф. Стожарова «Чай с калачами» (они помещены на цветных вклейках в учебнике).
Разговор об эпитете продолжается в 6-м классе. Школьники вспомнят то, что они знают об эпитетах, найдут их в отрывке из книги И.С. Соколова-Микитова и подумают об их значении. Ребята увидят, что одни из них («милее всех мне наша береза») прежде всего выражают чувство, другие («голубые и белые подснежники») главным образом помогают нам увидеть предмет, а большинство эпитетов выполняет обе эти задачи: «Хороши и чисты березовые светлые рощи», «смолистые душистые почки» и др.
Предложив ребятам вспомнить, что такое эпитет, прочитаем в учебнике более точное, чем в 5-м классе, определение: «Эпитеты в художественном произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение автора». Опираясь на эти знания, учащиеся подготовят описание собственного впечатления от репродукции картины А.И. Куинджи «Березовая роща».
В 7-м классе мы развиваем понимание того, как обогащается смысл слова в художественном произведении, и, прежде всего в стихах, благодаря взаимодействию слов друг с другом. Так, в стихотворении Лермонтова «Утес» эмоциональные характеристики героев, представленные очень значимыми эпитетами: весело играя (о тучке) и задумался глубоко, тихонько плачет (об утесе) – создают основную антитезу. Эпитет золотая изображает тучку и передает чувство света, легкости, радости, и мы видим тучку на фоне серого, мрачного, темного утеса. Этих эпитетов нет в тексте, но такой смысл возникает из общей антитезы. В свою очередь, эпитеты, характеризующие утес, помогают нам представить себе тучку: утес-великан – значит, тучка маленькая; утес старый – значит, тучка юная.
В стихотворении Пушкина «Зимнее утро» эпитеты помогли передать радостное чувство при виде солнечного зимнего утра. Они или прямо называют эмоцию (чудесный, великолепными), или несут ее, изображая предмет (блестя на солнце). При этом смысл слов обогащается оттого, что в стихах значимы все стороны языка. Например, эпитет веселым становится более ярким, эмоциональным от аллитерации, и мы не только слышим треск поленьев в печи, но и ощущаем радость, читая: Веселым треском трещит затопленная печь.

Глагол

Глагол используется прежде всего для передачи движения. Этими словами как бы выражается динамика, непрерывное движение окружающего мира, а также духовной жизни человека. Продемонстрировать эту возможность глагола можно, взяв любой текст, поэтический или прозаический.

Частое употребление глаголов передаёт быструю смену действий, состояний, придаёт повествованию динамичность. Огромное значение в построении олицетворения принадлежит глаголу, который, употребляясь в переносном значении, способен наделить животных и неодушевлённые существа качествами человека (солнце смеётся, ветер рыдает, ласточки шепчутся, река устала, лес спит и т.п.).

К любопытным выводам могут прийти ребята, сравнив некоторые стихотворения о природе С.Есенина и Б.Пастернака. Поэты широко используют в пейзажной лирике приём олицетворения, однако грамматическая основа этого приёма у Есенина и пастернака отличается. У С.Есенина в основном неодушевлённые предметы и явления приобретают облик людей, животных, и поэтому олицетворение строится на внутренних языковых сравнениях и сопоставлениях: ветер – рыжий ласковый ослёнок, месяц – жеребёнок, телёнок. Очеловеченные образы деревьев имеют портретные подробности: у березы – стан, бёдра, ножка, причёска, подол; у клёна - нога, голова и т.д. Пастернак не подчёркивает наружное сходство с человеком, животным, но очеловечиваются сами повадки, действия природы – своенравной, озорной, суматошной, неугомонной: Небо в бездне проводов, чтоб набедокурить, врывается весна нахрапом, за окнами давка, толпится листва, сад тормошится, рушится степь, вьюга вяжет из хлопьев чулок, пыль глотала дождь в пилюлях и т.д.

Таким образом, пастернаковские олицетворения в большей мере используют изобразительные возможности русского глагола.
Несколько слов об использовании причастия в художественных текстах. Писателей и поэтов оно привлекает тем, что не только образно описывает предмет, явление, но и представляет его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Объясняется это тем, что причастие соединяет в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного.
Задание для 7 класса. 1.Прочитайте отрывок из стихотворения М.Волошина «Заклинание (от усобиц)». Как вы понимаете это название и содержание стихотворения?

Из крови, пролитой в боях,

Из праха, обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь.
(М.Волошин)
2. Какие виды языковых повторов встретились в этом тексте? Чем объясняется обилие этих повторов?

3.Определите, сколько причастий в тексте? Какие из них употреблены в значении имён существительных? Сделайте вывод.

Исследователи давно заметили, что проза Пушкина содержит большое количество глаголов. Однако эта «глагольность» всегда оправдана характером повествования. Так, в текстах, рисующих «статичные» картины, глагольных форм мало. Однако динамика событий, действий и поступков героев передаётся с помощью глаголов (например, начало поэмы «Полтава» и описание Полтавской битвы).

Приведем пример задания для 6 класса 1.Выразительно прочитайте текст. Объясните, о какой языковой особенности сказок А.Пушкина говорит С.Маршак.

Туча по небу плывёт,

Бочка по морю плывёт.

Здесь очень мало слов – все наперечёт. Но какими огромными кажутся нам из-за отсутствия подробностей и небо, и море, занимающее в стихах по целой строчке.

И как не случайно то, что небо помещено в верхней строчке, а море в нижней.

В этом пейзаже, нарисованном несколькими чертами, нет берегов, и море с одинокой бочкой кажется нам безбрежным и пустынным.

Правда, в том же «Салтане» есть и более подробное изображение морских волн, но и оно лаконично до предела:

В сете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар, горя,

Тридцать три богатыря…

(С.Маршак))

2. Спишите строки А.Пушкина. Подчеркните глаголы и объясните, какую роль они выполняют в художественном описании.
Задание для 7 класса. Выразительно прочитайте текст. Докажите, что с помощью глаголов ярко, красочно описывает деревенкую ярмарку, живописует повествование, которое становится динамичным, зримым.

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется –

Шумит, поёт, ругается,

Качается, валяется,

Дерётся и целуется

У праздника народ.

(Н.Некрасов)


Задание для 7 класса. 1.Прочитайте отрывок из стихотворения М.Волошина «Заклинание (от усобиц)». Как вы понимаете это название и содержание стихотворения?

Из крови, пролитой в боях,

Из праха, обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь.
(М.Волошин)
2. Какие виды языковых повторов встретились в этом тексте? Чем объясняется обилие этих повторов?

3.Определите, сколько причастий в тексте? Какие из них употреблены в значении имён существительных? Сделайте вывод.
Имя числительное
Употребление числительных в художественных текстах ограничено.

Ребятам можно рассказать, что числительные не употреблялись поэтами «чистого искусства», поскольку «язык богов» - поэзия чужда конкретной, заземлённой информации. Эта традиция была нарушена поэтами-демократами 19 в., и прежде всего Н.Некрасовым. Он с особой настойчивостью использовал числительные в своих поэтических текстах. Его современники, враждебные демократическому напрвлению в искусстве, сочли, например, непозволительным «прозаизмом» указание времени в поэтических строчках:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на сенную.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Но Некрасов не желал делать уступки условностям и законам поэтической речи и расширял сферу употребления числительных в своих произведениях.
Местоимение

Особой изобразительной силой обладают местоимения разных разрядов. По богатству экспрессивных красок на первом месте личные местоимения. Они придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности.

Большой экспрессивностью обладают и неопределённые местоимения. Объясняется это тем, что их значения никогда до конца не выявляются в тексте.

Служебные части речи

Роль служебных частей речи в создании художественной образности также велика. Один из приёмов известен под названием отрицательное сравнение. Речь идёт о такой разновидности сравнения, в котором явления не сопоставляются, а противопоставляются. Такой приём является излюбленным в произведениях устного народного творчества:

Не ветра шумят холодные,

Не пески бегут зыбучие, -

Снова горе подымается,

Словно злая туча чёрная.
1   2   3