Главная страница

Компетентностный подход в изучении русского языка в 5-7 класса Содержание



НазваниеКомпетентностный подход в изучении русского языка в 5-7 класса Содержание
страница3/3
Дата10.04.2016
Размер0.54 Mb.
ТипРеферат
1   2   3

Анализ полученных результатов

С целью выявления уровня подготовки по русскому языку учащихся 5 «Б» класса в середине учебного года был проведен мониторинг в виде комплексного анализа текста. (Текст№1)

Текст№1

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги.

(А. И. Куприн).

(52 слова)

1. Определите стиль текста.

2. Определите тему текста.

3.Найдите ключевые слова текста.

4.Найдите метафоры. Попробуйте определить их роль в тексте.

5.Найдите сравнения. Какова их роль в тексте?

6. Озаглавьте текст.

Ключ 1. Художественный стиль текста:

Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса),

2. Тема (про что?): осень в тайге.

3. Ключевые слова : осень, сентябрь, денечек (время года);

солнечный, погожий летний денечек, на солнце;

прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха);

цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).
3.Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок «Бабье лето в тайге» соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок «Таежная красота увядания», соотносящийся с основной мыслью текста.
4. Метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили).

5.Сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть).

6. «Таежная красота увядания»

При проведении комплексного анализа текста ошибки в определении стиля текста сделали 40% учащихся, неправильно определили ключевые слова текста - 70%, не смогли найти метафоры – 80%, допустили ошибки в нахождении сравнений – 60% учащихся, не понимают роли эпитетов и сравнений 90% учащихся. Это говорит о том, что у детей не сформировался интерес к учению, они не чувствуют эстетическую функцию языка.

Обобщая опыт работы по проведению уроков по формированию лингвистической компетенции, было замечено, что у детей активизировалось внимание, вырос интерес к предмету, учащиеся стали понимать функцию различных частей речи в тексте. Предложив детям итоговую работу в форме диктанта с заданием (Текст №2) в 7 «Б» классе, мы получили следующие результаты.

Текст№2

Среди ночи выбрался я из палатки и остановился поражённый: ночь цвела огнями! Огнями всех мыслимых расцветок!

Над головой высоко зелёный листок луны, вокруг него – серебряные брызги росинок-созвездий…

Тут и там вдруг перечёркивают глубинную черноту неба таинственные капельки падающих метеоритов. Даже чудится, будто, падая, звякают они, расшибаясь о камни ущелий. И тогда вспышки далёких пастушьих костров на склонах представляются искрами, высеченными звездой.

Над чёрными копнами кустов мерцают искорки светляков. Точь-в-точь искры над буйным костром, когда в него тычут палкой!

Из чащи куста светят глаза непонятные, какие-то неуловимые и неверные. То вдруг нальются розоватым туманом, то вдруг холодно позеленеют, как будто накаляются и остывают. В кустах затаился барханный кот.

Праздник ночных огней. Звёзды, горящие, как глаза, и глаза, мерцающие так же, как звёзды . (124 слова) (По Н.Сладкову)

1.Докажите, что это текст.

2.Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

3.Определите тип речи. Докажите своё мнение.

4. Определите роль глаголов в тексте.

5.Что привносят в текст причастия?

6.Найдите в тексте сравнительные обороты. Для чего они используются в тексте?

7. Найдите другие изобразительно-выразительные средства и определите их роль в тексте.

8.Озаглавьте текст.

Ключ. 1.Предложения связаны по смыслу и грамматически. Цепная связь предложений (Повторы, местоимения, союзы: ночь цвела огнями! Огнями всех мыслимых расцветок! Капельки - они; и тогда вспышки далёких пастушьих костров…).

2. Художественный стиль. Цель - воздействовать на чувства и мысли читателя с помощью образов и картин. Используются изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты).

3.Описание ночи.

4. Цвела, перечеркивают, чудится, звякают, мерцают, светят, нальются, позеленеют, накаляются, остывают. Динамизм в описании ночи, звук, цвет.

5. Привносят в текст дополнительные оттенки: расшибаясь, высеченными, горящие, мерцающие.

6. Даже чудится, будто, падая, звякают они…- слышим звук; Над чёрными копнами кустов мерцают искорки светляков. Точь-в-точь искры над буйным костром, когда в него тычут палкой!- цвет, свет.

7. Метафоры: ночь цвела огнями, листок луны, брызги росинок-созвездий, капельки метеоритов, искорки светляков, праздник ночных огней. Эпитеты: огни мыслимых расцветок, зеленый листок луны, глубинная чернота неба, таинственные капельки, глаза непонятные, неуловимые и неверные, искры, высеченные звездой. Помогают автору воздействовать на чувства и мысли читателя.

8. Живые огни.

Выполняя задание, все учащиеся справились с доказательством текста, с определением стиля справились 95%; не вызвало затруднений и определение типа речи 100%; определили роль глаголов 80% учащихся; нашли изобразительно-выразительные средства 80 %; правильно озаглавили 98% учащихся.

Выводы
Подведем итоги. В чем преимущества такого подхода по сравнению с традиционной системой изучения грамматики? Такой подход:
1) учит видеть реальную картину языковой системы, связи и взаимодействия (взаимоотношения) единиц разных уровней языка, а главное – согласованную жизнь языковых единиц в речи, их совместное функционирование в тексте;
2) содействует развитию логического и ассоциативного мышления школьников: учит видеть одинаковые, сходные значения и функции во внешне (формально) различных языковых средствах;
3) развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по выбору языковых средств при формировании высказывания; позволяет овладеть комплексом средств, выражающих близкие значения; ставит вопросы о различиях, правилах выбора, функциональных возможностях;
4) стимулирует развитие как рецептивных, так и продуктивных речевых действий учащихся;
5)развивает интерес к языку, формирует речевые, творческие способности при создании собственных текстов, демонстрирует возможность оперировать единицами разных уровней, искать и находить связи и взаимодействия языковых единиц в художественном тексте.
Так осуществляется переход от анализа языковых единиц к их синтезу в речи, от анализа готовых текстов к созданию собственных. И, значит, от пассивной грамматики – к грамматике динамической, активной.

Литература
1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М, 1988

2.Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других

гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества / М. М.Бахтин. – М.,

1979.

3. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 1983

4. Виноградов В.В. Русский язык - М.,1986.- С.102

5. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке.- В кн.: Сборник статей по языкознанию. – М., 1958

6. Григорьев, В. П. Поэт и слово / В. П. Григорьев. - М., 1973. С 60.

7. Голуб, И. Б. Грамматическая стилистика современного русского

языка / И. Б. Голуб. – М., 1989.

8.Голуб, И. Б. Занимательная стилистика / И. Б. Голуб,

Д. Э. Розенталь. – М., 1988.

9. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ текста. - М., 1989.

10. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1986. С.262.

11. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л, 1979 12. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

13. Журавлёв А.П. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. М., 1991. С.99.

14. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. - М., 1981.

15.Зинина Е.А. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста.-М., 2006

16.Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. - М., 1992.

17. Кожин А.Н. Образные сравнения и фразеологизмы //Русский язык в школе. 1980.№3.

18.Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974

19.Лисоченко Л.В. Лингвистический анализ художественного текста. - Таганрог, 1997.

20.Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка 5-6 классы.-М., 1997

21.Лотман Ю.М.Анализ поэтического текста. Л., 1978. С.86.

22. Львова С.И. Уроки словесности 5-9 классы. – М, Дрофа, 2000

23. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи.-М.,2005

24.Максимов В.И. Точность и выразительность слова. Л., 1968.

25. Потебня А.А. Мысль и язык. – Харьков, 1913. С.84.

26.Служевская Т.Л. Уроки русской словесности.-Санкт-Петербург, 1994

27. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.

28. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. М: Просвещение, 2009

29. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1958

30. 400 наиболее употребительных слов русского языка. (Под ред. Н.М.Шанского). М, 1981

31.Цветкова Н.Е.Лексический повтор в стихотворной речи //Русский язык в школе. 1986.№1.

32.Чубинидзе Н.К. О некоторых народнопоэтических словах в поэзии Есенина// Русский язык в школе. 1983.№5

33.К.Чуковский. Из воспоминаний. – М, Советский писатель, 1959. С.220

34. Шанский Н.М. Русское языкознание и лингвистика. М., 1985

35.Шанский Н.М. художественный текст под лингвистическим микроскопом.-М., 1986

36. Шанский Н.М.О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (10-11 кл.)//Русский язык в школе. 1994. №5. С. 35.

37. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова.-М. 2001

38. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974
1   2   3