Главная страница


Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов Объяснительная записка



Скачать 249.03 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов Объяснительная записка
Дата29.08.2016
Размер249.03 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие

Отечественная война 1812 года как основа культурного и общественного явления.

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов

Объяснительная записка. Мероприятие составлено таким образом, что его можно проводить как в классе, так и в актовом зале школы. Его можно провести в качестве закрепления пройденного материала, или как внеклассное или школьное мероприятие, посвященное 200- летию Отечественной войны. Форма музыкально-поэтической композиции выбрана потому, что нестандартная подача традиционного материала способна увлечь и заинтересовать учеников. Дает возможность проявить им свои поэтические, музыкальные способности. Заранее ученики готовят стихи, песни, посвященные этому событию. Вторая часть мероприятия проходит в форме игры-викторины.

В композиции использованы стихотворения:

  • Ф. Глинка «Солдатская песня»,

  • М.Лермонтов «Бородино»,

  • А.С. Пушкин «Перед гробницею святой», отрывок из «Евгения Онегина», гл.7, строфа 37, «Полководец».

  • Д. Давыдов «Партизан».

А так же песни:

  • В. Берковского «Через поле гусар скачет»,

  • Б. Окуджавы «Батальное полотно», «Песенка о молодом гусаре»,

  • Ю. Кима «Гренадеры»,

  • на стихи М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года»,

  • на стихи А. Гладкова «Давным-давно».

Композиция сопровождается видеорядом, на котором показываются портреты русских генералов. Образцы формы русской и французской армии, пейзаж с пожаром Москвы, фрагменты Бородинской панорамы Ф. Рубо, фрагменты из кинофильма «Гусарская баллада», музыкальные фрагменты из увертюры П.И. Чайковского «1812 год», кадры и фильма Ф. Бондарчука «Война и мир»:

Цели и задачи:

  • расширение исторических знаний учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года;

  • широкое использование краеведческого материала по данной тематике на уроках истории и во внеурочной деятельности;

  • формирование у учащихся представления о многогранности исторических явлений,

  • развитие умений сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;

  • повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования; воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

Ведущий: В 2012 году исполняется 200 лет историческому событию – Отечественной войне 1812 года, которое имело огромное значение для политического общественного и культурного развития России.

            На российской земле произошли решающие сражения с армией Наполеона. Беспримерный подвиг героизма, мужества и стойкости проявил наш народ в противостоянии врагу. Одним из первых откликнулся на военные события «Военной песнью» поэт, офицер Ф. Глинка, который был адъютантом у Милорадовича и находился в походе до 1814 г.:
Чтец
Раздался звук трубы военной,

Гремит сквозь бури бранный гром:

Народ, развратом воспоенный,

Грозит нам рабством и ярмом!

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем — и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!


Хор: Поет песню Окуджавы «Батальное полотно» под гитару

Сумерки. Природа. Флейты голос нервный.

Позднее катанье.

На передней лошади едет император в голубом кафтане.

Белая кобыла с карими глазами, с челкой вороною.

Красная попона. Крылья за спиною, как перед войною.

Вслед за императором едут генералы, генералы свиты,

Славою увиты, шрамами покрыты, только не убиты.

Следом - дуэлянты, флигель-адъютанты.

Блещут эполеты.

Все они красавцы, все они таланты, все они поэты.

Все слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые.

Только топот мерный, флейты голос нервный

Да надежды злые.

Все слабее запах очага и дыма, молока и хлеба.

Где-то под ногами и над головами - лишь земля и небо.

Изобразительные и музыкальные темы в тексте песни


Ведущий: Начинает выходить журнал «Сын отечества», произведения о первой отечественной войне, опубликованные на его страницах, сплачивали, воодушевляли и укрепляли духовно русских людей в трагическое и грозное время. Осенью 1812 года в «Сыне отечества» печатаются басни И. А. Крылова «Обоз», «Волк на псарне», «Ворона и курица». Они связаны непосредственно с военными событиями, в них Крылов проявил себя как «политический писатель», поддерживающий и оправдывающий тактику Кутузов.

Инсценировка басни И. А. Крылова «Ворона и курица»

ВОРОНА И КУРИЦА 
Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
"А ты что ж, кумушка, в дорогу?-
Ей с возу Курица кричит.-
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат".
"Мне что до этого за дело?-
Вещунья ей в ответ.- Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры - как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!"
Ворона подлинно осталась;
Но вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал гостей -
Она сама к ним в суп попалась.
                ____________

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься;
А как на деле с ним сочтешься -
Попался, как ворона в суп!


 Ведущий: В басне «Ворона и курица» отразилась сложная нравственная ситуация, сложившаяся в русском обществе к 1812 г . Часть высшего дворянства обожествляла Наполеона, наиболее романтично настроенные ее представители ожидали, что император освободит «рабскую» Россию от невежества, снимет ярмо крепостного права, а некоторые «по -смердяковски» надеялись, что под французами жить будет уж точно не хуже, лукаво предполагали договориться с врагом. Эти настроения до поры до времени не совпадали с отношением основной части дворянства и простого народа к общенациональному делу – отечественной войне против жестокого и безнравственного врага. И. А. Крылову удалось соединить в русской басне не только нравственную, но и историческую и политическую проблематику, раскрыть русский характер и подлинно народную суть войны.

Импровизация "Танец огня" под музыку И.С. Баха "Токката".

Чтец:А.С. Пушкин, отрывок из «Евгения Онегина», гл.7, строфа 37,

Ведущий: Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде не знала Россия такого пробуждения нации, какое произошло в дни нашествия Наполеона. Именно поэтому война получила название Отечественной. Весь народ, а не только армия, поднялся на борьбу с врагом. Возникло партизанское движение.

Звучит старинная солдатская песня "Солдатушки, браво, ребятушки", муз. и сл. народные.

Чтец: Читает стихотворение Д. Давыдова «Партизан».

Умолкнул бой. Ночная тень

Москвы окрестность покрывает;

Вдали Кутузова курень

Один, как звездочка, сверкает.

Громада войск во тьме кипит,

И над пылающей Москвою

Багрово зарево лежит

Необозримой полосою.
И мчится тайною тропой

Воспрянувший с долины битвы

Наездников веселый рой

На отдаленные ловитвы.

Как стая алчущих волков,

Они долинами витают:

То внемлют шороху, то вновь

Безмолвно рыскать продолжают.
Начальник, в бурке на плечах,

В косматой шапке кабардинской,

Горит в передовых рядах

Особой яростью воинской.

Сын белокаменной Москвы,

Но рано брошенный в тревоги,

Он жаждет сечи и молвы,

А там что будет - вольны боги!
Давно незнаем им покой,

Привет родни, взор девы нежный;

Его любовь - кровавый бой,

Родня - донцы, друг - конь надежный.

Он чрез стремнины, чрез холмы

Отважно всадника проносит,

То чутко шевелит ушьми,

То фыркает, то удил просит.
Еще их скок приметен был

На высях за преградной Нарой,

Златимых отблеском пожара,

Но скоро буйный рой за высь перекатил,

И скоро след его простыл...

Демонстрируются сцены сражений из кинофильма С. Бондарчука "Война и мир" (1967 г.)

(Дети исполняют танец-импровизацию "Гусары с саблями", муз. с диска "Классика в современных ритмах" в исполнении В. Мэй. Затем продолжается демонстрация кадров из фильма "Война и мир".

Ведущий: Наконец, у деревни Бородино русская армия дала решительное сражение французам. Это была знаменитая Бородинская битва.

Чтец: Читает отрывки из стихотворения Лермонтова «Бородино».

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

 

Ведущий: Стихотворение «Бородино» было написано в канун 25-летия Отечественной войны. Именно так, глазами простого человека, народа захотел Лермонтов взглянуть на те события. Неслучайно, что именно это стихотворение зазвучало в годы Великой Отечественной войны. Его читали по радио и цитировали в публицистике. Фронтовая газета «Уничтожим врага!» вышла зимой 1941 г . с призывом «Ребята, не Москва ль за нами!» Политрук Клочков обратился к своим ребятам со строками из «Бородина» накануне легендарного боя. Так объединились эти две Отечественные войны, в которых проявились главные черты русского народа – его мужество, стойкость, бодрость духа, его умение сплачиваться, «преодолевая рознь мира сего».
Ведущий: Багратион, Барклай де Толли, генералы Раевский, Тучков, Ермолов, Милорадович, Кутайсов, атаман Платов – эти военачальники Руссой армии покрыли неувядаемой славой и свои имена, и русскую армию в целом. Никогда не было в России ни до войны, ни после нее такого единения всего народа – от беднейшего крестьянства до виднейших представителей российского дворянства.

Хор: Поет песню на стихи М.И. Цветаевой «Генералам 1812 года».(Демонстрация слайдов»Генералы 1812 года»

Ведущий: В Бородинском сражении в полной мере проявился полководческий талант М.И. Кутузова, которому в это время было уже 67 лет.

Чтец: Читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Перед гробницею святой».

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал — и спас...

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!

Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм — в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон...

Ведущий: В 1831 г ., когда в связи с польским восстанием стали раздаваться призывы к новому походу на Россию, Пушкин написал стихотворение «Перед гробницею святой», посвященное М. И. Кутузову, о котором поэт отзывался восторженно и уважительно: «Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории. Его титло – спаситель России; его памятник – скала святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы еще радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?.. Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю; один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты, ибо Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!». « Перед гробницею святой», «Бородинская годовщина» и «Клеветникам России» – все эти стихотворения напоминают о народной войне, о славе русского оружия, и об участи любого завоевателя, рискнувшего напасть на Россию.

Ведущий: В 1835 г . Пушкин пишет стихотворение «Полководец», в котором раскрывается трагическое судьба и высокое предназначение выдающегося полководца – Барклая де Толли.
Тактика полководца, который уклонялся от решительных сражений, заманивая противника вглубь страны, не находила понимания и поддержки у царя и армии. Но Пушкин восхваляет мудрость и стойкость Барклая, которого обвиняли в трусости и даже измене: «Ты был неколебим пред общим заблужденьем».

Чтец : А.С.Пушкин «Полководец»
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой…
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой...

Но в сей толпе суровой

Один меня влечет всех больше. С думой новой

Всегда остановлюсь пред ним - и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию тяжелой.

Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,
Высоко лоснится, и, мнится, залегла

Там грусть великая. Кругом - густая мгла;
За ним - военный стан. Спокойный и угрюмый,
Он, кажется, глядит с презрительною думой.
Свою ли точно мысль художник обнажил,
Когда он таковым его изобразил,
Или невольное то было вдохновенье, -
Но Доу дал ему такое выраженье.

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
И тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал...
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полупути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко, -
И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там, устарелый вождь! как ратник молодой,
Свинца веселый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, -
Вотще! -

О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и в умиление.

Чтец: В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов»

Хвала вам, чада прежних лет,

Хвала вам, чада славы!

Дружиной смелой вам вослед

Бежим на пир кровавый;

Да мчится ваш победный строй

Пред нашими орлами;

Да сеет, нам предтеча в бой,

Погибель над врагами;

Наполним кубок! меч во длань!

Внимай нам, вечный мститель!

За гибель- гибель, брань - за брань,

И казнь тебе, губитель!
В о и н ы
Наполним кубок! меч во длань!

Внимай нам, вечный мститель!

За гибель - гибель, брань - за брань,

И казнь тебе, губитель!
П е в е ц
Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?
Там все - там родших милый дом;

Там наши жены, чада;

О нас их слезы пред творцом;

Мы жизни их ограда;

Там девы - прелесть наших дней,

И сонм друзей бесценный,

И царский трон, и прах царей,

И предков прах священный.

За них, друзья, всю нашу кровь!

На вражьи грянем силы;

Да в чадах к родине любовь

Зажгут отцов могилы.


Ведущий:В. А. Жуковский осенью 1812 г ., в Тарутино, создал знаменитую оду «Певец во стане русских воинов», в которой прославил поименно многих погибших и живых героев войны. В 1812 году Жуковский в чине поручика вступил в Московское ополчение. В день Бородинского сражения он находился в резерве, всего в двух верстах от места боя; после сдачи Москвы его прикомандировали к штабу М. И. Кутузова. В декабре того же года ода появилась в журнале «Вестник Европы» с подзаголовком «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине». Ода сразу же приобрела огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. «Певец во стане русских воинов» надолго определил поэтическую репутацию Жуковского и обратил на поэта внимание двора. Лиричный, восторженный слог Жуковского, хранящий наследие величественной державинской лиры, воспел и Кутузова, и Багратиона, и Раевского, и «рушителя-сил» Кульнева, «вихрь-атамана» Платова и Давыдова, Кутайсова и Воронцова. Поэт прославляет личные, особые качества каждого из своих героев, их главный подвиг. Все они – живые люди, современники, творцы личной судьбы и исторической: «по всем рассыпаны путям, невидимы и зримы; сломили здесь, сражают там и всюду невредимы. Поэма построена по принципу гусарских застольных песен, поэтому неудивительно, что с два русских композитора Д. Бортнянский и А. Верстовский положили ее на музыку.

Хор: Поет песню Ю. Кима «Гренадеры».

Слово учителя:

Отечественная война 1812 г . оказала огромное воздействие на развитие общественной мысли 19 века, события 1812 г . вызвали рост национального самосознания и патриотический подъем в стране. Во время борьбы с Наполеоном манифесты славянофила Шишкова стали средством обращения к русскому народу, к его национальному чувству. В канун войны он говорил: «Вера, воспитание и язык суть самые сильнейшие средства к возбуждению и вкоренению в нас любви к отечеству. Найденные Шишковым три элемента – вера, воспитание и язык – подготовили ступень уваровской триады «православие, самодержавие, народность». Деятельность славянофилов того периода оживила благотворный интерес к русскому народу и его старине. Результат этой деятельности – собрание русских песен И. Киреевского, словарь В. Даля, труды Самарина и Беляева, которые заложили основу научного изучения русского крестьянства, духовных основ его быта и многое, многое другое. «Двенадцатый, потрясши всю Россию из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил… возбудил народное сознание и народную гордость… – писал Белинский.

Пожалуй, главный урок этой войны – в эволюции сознания русского общества, отразившейся в литературе – в баснях Крылова, в лирике Пушкина, Лермонтова, Жуковского, а главным образом у Толстого: от атмосферы полного равнодушия дворянства, не понимающего масштабов бедствия, волнующихся лишь о том, что крестьяне наберутся вольного духа – до сострадания Наташи, готовой отдать подводы, приготовленные для перевозки имущества – для раненых.

Гвардейское столичное офицерство, некоторые представители которого не знали толком русского языка, будущие декабристы дневали и ночевали вместе со своими солдатами, от взаимопонимания между ними зависела не только победа, но и жизнь. «Неразумный невежественный народ», и вдруг – одевающий перед боем чистые рубашки, отказывающийся пить водку – «не такой день». «Чудесный, бесподобный народ!» – говорит, узнав об этом, Кутузов в «Войне и мире». Они сохраняют бодрость духа, сосредоточенность – и на батарее Раевского, в дружеской и радостной атмосфере, где царит «одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление», Пьер впервые понимает « …ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти». Благодаря этой общей войне «наш барин» (так ласково и снисходительно прозвали Пьера Безухова солдаты) впервые ощутил «то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному, человеческому, ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира».
(Песня "Давным-давно", муз. Т. Хренникова, сл. Г. Гладкова, из фильма "Гусарская баллада".)
  Ведущий: Традиционно юбилеи победы в Отечественной войне 1812 г. отмечались на высоком государственном уровне и сопровождались проведением масштабных торжеств. Для подготовки к 100-летнему юбилею Николай II учредил в 1910 г. Особую комиссию из представителей  12 ведомств. В рамках юбилея на Бородинском поле были построены 36 монументов, в Москве возведен Бородинский мост, художником Ф.А. Рубо написана панорама «Бородинская битва», открыты памятники в Смоленске, Малоярославце, Полоцке, создан Музей 1812 года, учреждены юбилейная наградная медаль и специальный «бородинский» рубль, организован массовый выпуск патриотической и научной литературы.

             При подготовке к 150-летнему юбилею ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли несколько специальных постановлений. В рамках юбилея в 1960-х гг. был построен Музей-панорама «Бородинская битва», учрежден Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, имена героев 1812 года присвоены десяти улицам Москвы и двум станциям метро, на Кутузовском проспекте воссоздана Триумфальная арка, сняты фильмы «Гусарская баллада» и «Война и мир», выпущены почтовые марки, научная и научно-популярная патриотическая литература.

           

Два века отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не умаляет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. У войны нет срока давности, нет цены. Подвиг русских солдат бессмертен.

В рамках мероприятия проводится игра- соревнование 2 команд.

    1. команда «Гренадеры», 2 команда «Гусары»

Первый конкурс: «Памятники Отечественной войны 1812 года в Москве»

- Кто больше назовет памятников Отечественной войны 1812 года в Москве?

Памятники Отечественной войны 1812 года в Москве

Улицы Москвы:

  • Большая и Малая Филевские;

  • Улица 1812 года;

  • Первая и Вторая Бородинские улицы;

  • Кутузовский проспект;

  • Багратионовский проезд;

  • Улица Барклая;

  • Улица генерала Ермолова;

  • Улица Раевского;

  • Суворовский бульвар;

  • Улица Дениса Давыдова;

  • Улица генерала Дорохова;

  • Смоленская улица;

  • Площадь Победы;

  • Поклонная улица;

  • Манежная улица.

Памятники:

  • Бородинский мост. Сооружен в 1912 г. через реку Москву и соединяет Смоленскую и Б. Дорогомиловскую улицы.

  • Панорама "Бородинская битва". Сооружена Францем Алексеевичем Рубо и открыта в 1912 г. в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 г. она была демонтирована и после длительной реставрации вновь открыта для всеобщего обозрения к 150-летию битвы в 1962 г. в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.

  • Кутузовская изба. Стоит в месте, где в начале XIX в. действительно находился дом главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова. Это был первый музей Отечественной войны 1812 года.

  • Памятник М.И. Кутузову и славным сынам русского народа. Поставлен в 1973 г., в год 160-летия кончины главнокомандующего, перед музеем-панорамой "Бородинская битва" (скульптор Н.В. Томский).

  • Триумфальная арка. Была построена в 1829–1834 гг. (восстановлена в 1968 г.) по проекту архитектора О.И. Бове. Она повторяла триумфальные постройки Древнего Рима, возводилась из кирпича и была облицована белым известняком. Арку высотой 28 м венчает колесница, запряженная шестеркой лошадей, которой правит крылатая Богиня Победы.

  • Храм Христа Спасителя. В самом центре Москвы на народные пожертвования был воздвигнут этот огромный и величественный памятник героям 1812 года. Лучшие живописцы Отечества трудились над украшением храма. Внутри на мраморных досках были начертаны названия всех полков, участвовавших в освободительной войне, и имена особо отличившихся офицеров и солдат. Золотой купол храма был виден за 30 верст от Москвы.

  • Московский Манеж. Был построен в честь 5-й годовщины победы над Наполеоном для проведения парадов, смотров войск, строевых занятий и верховой езды. Сейчас это Выставочный зал.

  • Александровский сад. Назван в честь Александра I. Был открыт после Великого пожара 1812 г. Здесь протекала небольшая речка Неглинка, которую решили заключить в кирпичную трубу и в 1820 г. устроить сад, ставший местом памяти. Сюда к Вечному огню москвичи и гости столицы постоянно приносят цветы.

Второй конкурс: «Поймай дату!»

- Необходимо назвать даты (в хронологической последовательности).

Задание выполняют капитаны письменно.

Основные события 1812 годы

12 (24) июня - переход французской армии через Неман;

 4-6 (16-18) августа - Смоленское сражение, неудачная попытка Наполеона разгромить основные силы русских войск;

 8 (17) августа - назначение главнокомандующим М. И. Кутузова;

 26 авг. (7 сент.) - Бородинское сражение;

 1 (13) сентября - военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву;

2 (14) сентября - вступление французских войск в Москву;

 2-6 (15-18) сентября - пожар Москвы;

 сентябрь-октябрь - Кутузов проводит Тарутинский марш-маневр, вынуждая французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге; развертывание партизанской войны;

 14-16 (28-29) ноября - сражение у реки Березине;

 ноябрь-декабрь - гибель французской армии;

 25 декабря (6 янв.)- манифест Александра I об окончании Отечественной войны.

 Третий конкурс «Назови автора цитаты»

- Команды получают список дат и список авторов, необходимо установить соответствие.

Стихи и цитаты об Отечественной войне 1812 года

«Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём»

Александр I

 

«Новая Россия начинается с 1812 года».

А. И. Герцен

 

«Уничтожение огромной наполеоновской армии при отступлении из Москвы послужило сигналом к всеобщему восстанию против французского владычества на Западе».

Ф. Энгельс

 

«Уж постоим мы головою за Родину свою».

М. Ю. Лермонтов

 

«...Каждый горел усердием. Каждый превосходил себя».

А. П. Ермолов, генерал, участник войны 1812 г.

 

«Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи...»

М. Ю. Лермонтов

 

«И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой».

М. Ю. Лермонтов

 

«И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел».

М. Ю. Лермонтов

 

«С потерей Москвы не потеряна Россия».

М. И. Кутузов

 

«Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России...»

В. Г. Белинский

 

«Русская кампания 1812 г. поставила Россию в центре войны. Русские войска составляли основное ядро, вокруг которого лишь позднее сгруппировались пруссаки, австрийцы и остальные».

Ф. Энгельс

 

«Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый».

М. Ю. Лермонтов

 

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

М. Ю. Лермонтов

 

 

«Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою».

А. С. Пушкин

 

«Земля тряслась, как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Смелись в протяжный вой...»

М. Ю. Лермонтов

 

«Если я возьму Киев,

Я схвачу Россию за ноги.

Если я овладею Петербургом,

Я возьму ее за голову.

Заняв Москву, я поражу ее в сердце».

Наполеон

 

«В России ожесточение народа против вторгшегося неприятеля росло с каждым месяцем... Желание отстоять Россию и наказать дерзкого и жестокого завоевателя — эти чувства постепенно охватили весь народ».

Е. В. Тарм, писатель.

 

«Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой».

Наполеон

 

«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Наполеон

 

Двенадцатый   год   -  это   народная  эпопея,   память   о которой   перейдёт   в  века    и    не    умрёт,  покуда    будет жить  русский народ.                                              

 М.Е. Салтыков-Щедрин 

 

«Славный год сей минул, но не пройдут и не  умолкнут  содеянные  в нем громкие дела и подвиги…»

М. Кутузов

 

Раевский, слава наших дней,  Хвала! Перед рядами  Он первый грудь против мечей  с отважными сынами.

 В. А. Жуковский 

 

Четвертый конкурс: «Оружие и обмундирование 1812 года»

- Команды получают иллюстрации боевого оружия 1812 года и называют их.

Пятый конкурс: «Герой Отечественной войны 1812 года»

- Каждая команда готовит презентацию о герое войны 1812 года

Шестой конкурс: «Тамбовцы на Бородинском поле»

- Домашнее задание ( Необходимо подобрать материал, подготовить выступление, презентацию, стихотворение или подобрать музыкальное сопровождение)

Литература

  1. Алексеев, А. «Недаром помнит вся Россия…» // Наука и жизнь. – 2010. – № 9. – С. 81-87.

  2. Алексеев, А. «Недаром помнит вся Россия…» // Наука и жизнь. – 2010. – № 10. – С. 90-94. 

  3. Безотосный, В. Вихорь-атаман // Родина. – 2004. – № 5. – С. 43 - 47. - О герое Отечественной войны 1812 года Платове Матвее Ивановиче.

  4. Бессонов, В. ...Не считая шаромыжников : численность военнопленных 1812 года в России / В. Бессовнов // Родина. — 2002. — N 8. — С. 55-59.

  5. Васильев, А. Лукавая цифирь Авантюриста: потери подлинные и придуманные / А. Васильев // Родина. — 1992. — N 6/7. — С. 68.

  6. Герои 1812 года: сборник/ [сост. В. Левченко]. – М. : Мол. гвардия, 1987.

  7. Дементьев, А. «...Исполнял все обязанности как храбрейший и достойнейший генерал»:Дмитрий Петрович Неверовский (1771-1813)] / Анатолий Дементьев // Наука и жизнь. — 2004. — N9. — С. 114-122.

  8. https://patrio.ru/index.htm

  9. https://museum.ru/1812/Library/poetry/index.html

  10. https://warstar.info/borodino_pruntsov/borodino.htm