|
Конкурс «Педагогическое акме»
Материалы на региональный конкурс
«Педагогическое АКМЕ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МАСТЕР-КЛАССА
«Формирование универсальных учебных действий
при обучении математике
как средство реализации ФГОС ООО»
Заявитель:
Полякова Галина Михайловна, учитель математики МОУ СОШ №2
г. Алексеевки Белгородской области
Заявляемая номинация: «Проектировщик»
Алексеевка, 2013
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА
«Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО»
1. Пояснительная записка
| Аннотация разработки
| В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты остро стоит вопрос профессиональной подготовки педагогов к осуществлению педагогической деятельности с учетом современных требований. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Каждому учителю необходимо осознать важность и необходимость достижения обучающимися универсальных учебных действий (УУД). На этапе введения ФГОС для учителя актуально отбирать содержание учебного материала, формы организации образовательного процесса, чтобы в рамках урока осуществлять формирование результатов обучения. Необходимость осознанного отбора учителями математики заданий, нацеленных на формирование УУД, определила тему и структуру предлагаемой разработки мастер-класса.
| Тема разработки
| «Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС основного общего образования»
| Форма проведения
| Мастер-класс с использованием индивидуальных и групповых форм работы участников мероприятия, модераций.
| Цель мастер-класса
| Повышение уровня профессиональной компетентности учителей математики в вопросах организации образовательного процесса на основе использования системы заданий, формирующих универсальные учебные действия
| Задачи мастер-класса
| -совершенствование знаний о видах УУД;
-представление заданий для диагностики и формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;
- проведение анализа практической части раздела учебников, учебных пособий на предмет наличия заданий для формирования УУД;
- формирование умений составлять систему заданий с определенным шагом трудности
| Категория участников
| Учителя математики
| Оборудование
| Компьютер, мультимедийный проектор
| Дидактический и раздаточный материал
| 1)презентация;
2)учебники математики 5,6 классы (Н.Я. Виленкин, 2008 и 2012 годы издания), 5 класс (Муравин Г.К., Муравина О.В. ,2012 год издания), рабочие тетради к учебникам, электронные приложения к учебникам, сборники заданий для подготовки к ГИА и ЕГЭ, дидактический материал;
3) памятка для учителя по формированию УУД «Чему учить? Как учить? Что ожидать?» (приложение № 3);
4) лист «Оценка деятельности на занятии» (приложение№1);
5) текст «Универсальные учебные действия)» с комментариями по работе (приложение №2);
6) карточка «Почтовая корзина» (приложение № 5);
7) лист по итогам работы на этапе «моделирование» (приложение №4)
| Литература
| Асмолов, А.Г., Карабанова,О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий.-М.:Просвещение, 2010
Браунек,П,Беккер,Г. Методическая копилка. Новые идеи и примеры для модерации. Материалы по повышению квалификации учителей в Земле Северный Рейн-Вестфалия. Под научной редакцией и с предисловием М.Н. Костиковой, 1998.
Материалы сборника III Педагогического марафона «Новой школе – новое качество».Часть 2.ФГОС ООО :Формирование универсальных учебных действий на уроках математики. Пособие для учителя //Отдел образования Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа.П-К., 2012-42с.
Петров, В.А.Математика.5-11 кл. Прикладные задачи: учебно-методическое пособие.-М.:Дрофа,2010.-252с.
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА
Этапы мастер-класса
| Деятельность
учителя-мастера
| Деятельность участников мастер-класса
| 1.Презентация педагогического опыта
| Введение в тему мастер-класса.
Организация входной диагностики. Заполнение листа «Оценка деятельности на занятии» (Приложение 1).
Организация проработки текста «Универсальные учебные действия» с использованием приема технологии развития критического мышления «ИНСЕРТ».
| Индивидуальная работа. Заполнение листа «Оценка деятельности на занятии»
Парная работа. Активное чтение текста с выставлением пометок на полях
| 2.Представление системы заданий
| Классификация видов заданий для диагностики и формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.
| Участие в обсуждении
| 3.Проведение имитационной игры
| Разбор заданий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий.
| Участие в обсуждении. Работа с «Памяткой для учителя «Чему учить? Как учить? Что ожидать?»
| 4.Моделирование
| Организация групповой работы по отбору заданий на формирование УУД.
Организация презентации групп. Формирование «Нашей общей почтовой корзины»
| Групповая работа по отбору заданий из различных источников на формирование УУД. Презентуют работу групп. 6. Ранжирование «Почтовой корзины»
| Рефлексия
| Подведение итогов мастер-класса.
Рефлексия
| Заполнение листа «Оценка деятельности на занятии». Рефлексия.
|
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
«Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО»
I. Презентация педагогического опыта
«Великая цель образования, - как сказал английский философ и социолог Герберт Спенсер, - это не знания, а действия!». Это высказывание четко определяет важнейшую цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с переходом на ФГОС встает вопрос о необходимости формирования у школьников универсальных учебных действий.
Основная цель мастер – класса: повышение уровня профессиональной компетентности учителей математики в вопросах организации образовательного процесса на основе использования системы заданий, формирующих универсальные учебные действия
С целью оценки владения понятием «универсальные учебные действия» я предлагаю вам заполнить первую колонку (Универсальные учебные действия- это…на начало семинара) в листе «Оценки деятельности на занятии» (Приложение №1.) Индивидуальная работа. 2-3-м участникам семинара предлагается озвучить свое определение УУД.
По итогам работы отдельные учителя испытывали затруднения в записи определения, записаны разные определения. На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, участникам мастер-класса предлагается проработать текст по теме «Универсальные учебные действия». Используя технологический прием «ИНСЕРТ», участники делают соответствующие пометки на полях (Приложение №2.). Парная работа. II.Представление системы учебных занятий Обзор литературы и обобщение опыта преподавания математики показали, что в формировании регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль
взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)
диспут
заучивание материала наизусть в классе
«ищу ошибки»
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
2. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;
мнемотурнир
«пластилин»
3. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ»;
«опиши устно»;
«объясни» и т.д.
Для формирования личностных универсальных учебных действий учащимся можно предлагать следующие задания:
участвовать в проектах;
подводить итоги урока ;
выполнять творческие задания;
развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие;
давать самооценку событию, происшествию;
оформлять дневник достижений.
III. Проведение имитационной игры
Рассмотрим примеры заданий на формирование универсальных учебных действий. Используя «Памятку для учителя «Чему учить? Как учить? Что ожидать?» (Приложение №3) предлагаю определить:
1) какие УУД (коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные), формируются в ходе выполнения следующих заданий;
2)определить содержание учебной деятельности. Фронтальная работа.
Задание
| Вид УУД.
Содержание учебной деятельности
| «Свойства сложения и вычитания натуральных чисел»
1) 45-(25+17)=37
2) 90-67=23
3) 764- (264+40)=460
4) 301-(20+201)=120
5) 56 – 36 – 7=13
6) (200+67)-100=33
7) 1200-1100-40=1060
8) 32+13-5=40
9) 56+8+12-26=50
10) 75-31-9+15=50
| Регулятивные УУД.
Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы
| Задания: 1.Составьте и заполните таблицу соответствия общепринятых мер массы, расстояния и времени с указанными в тексте, учитывая следующие соотношения:
Длина ступни вождя Быстронога первого – 40 см, масса одной раковины- 50 г, длина стрелы, хранящейся у старейшины долгоруков – 45 см, масса наконечника – 200 г, пленник, сброшенный с высоты 50 футов летит 2 секунды, лиана в 10 локтей сгорает за 25 секунд.
2. Какой массы валун поднимает папа долгорука?
3. Действительно ли «пять ваших раковин на захудалый наконечник не тянут»?
4. Составьте алгоритм по определению своего роста в футах.
| Познавательные УУД. Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
| Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в спортивных соревнованиях
Участницы
| Прыжки в длину
| Метание мяча
| Бег
| Маша
| 185 см
| 0,01 км
| 420с
| Оля
| 19 дм
| 1200см
| 5 мин30с
| Катя
| 1м7дм6 см
| 135 дм
| 0,1 часа
| Сравните результаты их выступлений и запишите в таблицу, какое место заняла каждая из участниц.
Укажите победительницу соревнований, подсчитав сумму мест.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Познавательные УУД.
Общеучебные действия: поиск и выделение информации. Логические действия: классификация объектов, структурирование знаний.
| Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной земли ?
| Регулятивные УУД.
Анализ текста, диалог с автором, нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов. Анализ собственной работы.
Познавательные УУД. Общеучебные действия (знаково-символические действия):моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель.
| 1. Задание «Угадай, о чем спросили»
Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке.
Например:
это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?)
надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д.
2. «Определи понятие», при этом задаются только вопросы Зачем? Почему? Как? Что?
| Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
| Исследовательская задача. Квадрат и прямоугольник имеют одинаковые периметры. Площадь какой фигуры больше? Проведите исследование, если периметр равен:1)16см; 2) 32см.Выскажите гипотезу.
| Познавательные УУД. Общеучебные действия:постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.
| 3. Рассмотреть понятие «масштаб» с точки зрения географа, математика и фотографа.
4. «Нет ли здесь ошибки: Вычитаемые и прибавляемые, есть такие числа?», «Какой смысл содержит фраза: «Твой ум без числа ничего не представляет? (Н.Кузанский, немецкий философ)»
| Регулятивные УУД.
Учатся изменять собственную точку зрений, смотреть на объект исследования с разных сторон
|
IV.Моделирование
Уважаемые коллеги! А теперь предлагаю вашему вниманию практическое задание.
Групповая работа.
1)Используя различные источники (дидактический и раздаточный материал), вам нужно подобрать задания:
1 группа – для формирования познавательных УУД;
2группа-для формирования регулятивных УУД;
3группа-для формирования коммуникативных УУД. По результатам работы групп заполнить таблицу (приложение №4).
2) Оценить практическую значимость материалов, использованных в ходе выполнения задания, и рассортировать «почтовую корзину» (карточка «почтовая корзина», приложение №5).
Участники мастер-класса работают в группах. Выдвигают свои предположения. Обсуждают. Учитель-мастер координирует работу групп, оказывает консультативную помощь. Учитель-мастер организовывает презентация работы групп. По итогам листов обратной связи формируется «Наша общая почтовая корзина». V.Рефлексия
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам заполнить лист «Оценки деятельности на занятии» (Приложение №1.). В завершение участникам мастер-класса предлагается прокомментировать свои ответы.
Приложение №1 Лист «Оценка деятельности на занятии»
Универсальные учебные действия –это…..
| Как была организована работа на занятии/как я работал (оценить по 5 системе)
| Что возьму себе на заметку? Какие вопросы имели практическую направленность?
| Белые пятна
| На начало семинара
| На конец семинара
|
|
|
|
|
|
Приложение №2
Комментарий. Одним из приемов активного чтения в рамках использования технологии развития критического мышления является «маркировка с использованием значков». На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, участникам мастер-класса предлагается текст по теме «Универсальные учебные действия». Используя технологический прием «ИНСЕРТ», участники делают соответствующие пометки на полях.
«v»
| «+»
| «-»
| «?»
| (то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете)
| (то, что вы читаете является для вас новым)
| (то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете)
| (то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу)
| Текст «Универсальные учебные действия»
Веденные ФГОС приоритетным направлением образования выделяют развитие личности, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В соответствии с требованиями ФГОС результаты обучения могут быть:
1)предметными, ориентированными на формирование у учащихся конкретных знаний, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области;
2)метапредметными, направленными на расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;
3) личностными, предполагающими ценностно-смысловую ориентацию учащихся в содержании учебного материала, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностныхУУД.
Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
общеучебные,
логические,
действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
—самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; — поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
Приложение №3
Памятка для учителя по формированию УУД «Чему учить? Как учить ? Что ожидать»
Чему учить?
| Как учить?
| Что ожидать?
| Коммуникативные УУД
сотрудничеству с учителем и сверстниками
умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
разрешению конфликтов
управлению поведением партнера
|
составить задание партнеру
отозваться о работе партнера
организовать групповую работу по составлению кроссворда
выполнить задания «отгадай, о ком говорим»
сформулировать вопросы для обратной связи в диалоговое слушание
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
| Умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее
умения подтверждать аргументы фактами
критичного отношения к своему мнению
понимать точку зрения другого (в том числе автора)
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений
| Познавательные УУД
формулирование цели
поиск и выделение необходимой информации
выбор наиболее эффективных способов решения задач
постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
подведение под понятие, выведение следствий
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
выдвижение гипотез и их обоснование
самостоятельное создание способов решения проблем различного характера
| Выполнить задания:
«Найди отличия» (можно задать их количество)
«Поиск лишнего»
«Лабиринты»
упорядочивание
«цепочки»
«хитроумные решения»
Составить схем-опор
Работать с разного вида таблицами
Составить и распознать диаграммы
| Умение находить литературу
умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
умение выявлять причины и следствия явлений
умение делать выводы
умение использовать полученную информацию в проектной деятельности
умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ
составлять план текста
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде
| Регулятивные УУД
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
| Найти информацию в предложенных источниках
взаимоконтроль
взаимный диктант
диспут
заучивать материал наизусть в классе
выполнить задание «Ищу ошибки»
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
| Составлять план выполнения проекта
совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки
в ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам
| Личностные УУД
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
|
Участвовать в проектах
подводить итоги урока
выполнять творческие зададния
развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие
давать самооценку событию, происшествию
оформлять дневник достижений
| Оценивать поступки
прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей
учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
объяснять оценки поступков
объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми
объяснять самому себе:
– свои некоторые черты характера; – свои отдельные ближайшие цели саморазвития; – свои наиболее заметные достижения
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений
стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур
осуществлять добрые дела
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
|
Приложение №4
1 группа. Практическое задание (групповая работа.)
Используя различные источники, разработать (найти) задания, нацеленные на формирование регулятивных УУД. Записать результаты работы в таблицу.
Задание
| Содержание учебной деятельности
| Источник
| Примечание
|
|
|
|
| 2 группа. Практическое задание (групповая работа.)
Используя различные источники, разработать (найти) задания, нацеленные на формирование познавательных УУД. Записать результаты работы в таблицу.
Задание
| Содержание учебной деятельности
| Источник
| Примечание
|
|
|
|
| 3 группа. Практическое задание (групповая работа.)
Используя различные источники, разработать (найти) задания, нацеленные на формирование коммуникативных УУД. Записать результаты работы в таблицу.
Задание
| Содержание учебной деятельности
| Источник
| Примечание
|
|
|
|
|
Приложение №5
|
|
|