Главная страница

Конкурс «Педагогическое акме»



Скачать 244.1 Kb.
НазваниеКонкурс «Педагогическое акме»
Дата18.04.2016
Размер244.1 Kb.
ТипКонкурс

Полякова Галина Михайловна, учитель математики МОУ СОШ № 2

г. Алексеевки Белгородской области



Материалы на региональный конкурс

«Педагогическое АКМЕ»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МАСТЕР-КЛАССА

«Формирование универсальных учебных действий

при обучении математике

как средство реализации ФГОС ООО»

Заявитель:

Полякова Галина Михайловна, учитель математики МОУ СОШ №2

г. Алексеевки Белгородской области

Заявляемая номинация: «Проектировщик»

Алексеевка, 2013

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА

«Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО»


1. Пояснительная записка

Аннотация разработки

В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты остро стоит вопрос профессиональной подготовки педагогов к осуществлению педагогической деятельности с учетом современных требований. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Каждому учителю необходимо осознать важность и необходимость достижения обучающимися универсальных учебных действий (УУД). На этапе введения ФГОС для учителя актуально отбирать содержание учебного материала, формы организации образовательного процесса, чтобы в рамках урока осуществлять формирование результатов обучения. Необходимость осознанного отбора учителями математики заданий, нацеленных на формирование УУД, определила тему и структуру предлагаемой разработки мастер-класса.

Тема разработки

«Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС основного общего образования»

Форма проведения

Мастер-класс с использованием индивидуальных и групповых форм работы участников мероприятия, модераций.

Цель мастер-класса

Повышение уровня профессиональной компетентности учителей математики в вопросах организации образовательного процесса на основе использования системы заданий, формирующих универсальные учебные действия

Задачи мастер-класса

-совершенствование знаний о видах УУД;

-представление заданий для диагностики и формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

- проведение анализа практической части раздела учебников, учебных пособий на предмет наличия заданий для формирования УУД;

- формирование умений составлять систему заданий с определенным шагом трудности

Категория участников

Учителя математики

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Дидактический и раздаточный материал

1)презентация;

2)учебники математики 5,6 классы (Н.Я. Виленкин, 2008 и 2012 годы издания), 5 класс (Муравин Г.К., Муравина О.В. ,2012 год издания), рабочие тетради к учебникам, электронные приложения к учебникам, сборники заданий для подготовки к ГИА и ЕГЭ, дидактический материал;

3) памятка для учителя по формированию УУД «Чему учить? Как учить? Что ожидать?» (приложение № 3);

4) лист «Оценка деятельности на занятии» (приложение№1);

5) текст «Универсальные учебные действия)» с комментариями по работе (приложение №2);

6) карточка «Почтовая корзина» (приложение № 5);

7) лист по итогам работы на этапе «моделирование» (приложение №4)


Литература

  1. Асмолов, А.Г., Карабанова,О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий.-М.:Просвещение, 2010

  2. Браунек,П,Беккер,Г. Методическая копилка. Новые идеи и примеры для модерации. Материалы по повышению квалификации учителей в Земле Северный Рейн-Вестфалия. Под научной редакцией и с предисловием М.Н. Костиковой, 1998.

  3. Материалы сборника III Педагогического марафона «Новой школе – новое качество».Часть 2.ФГОС ООО :Формирование универсальных учебных действий на уроках математики. Пособие для учителя //Отдел образования Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа.П-К., 2012-42с.

  4. Петров, В.А.Математика.5-11 кл. Прикладные задачи: учебно-методическое пособие.-М.:Дрофа,2010.-252с.





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

Этапы мастер-класса

Деятельность

учителя-мастера

Деятельность участников мастер-класса

1.Презентация педагогического опыта

    1. Введение в тему мастер-класса.

    2. Организация входной диагностики. Заполнение листа «Оценка деятельности на занятии» (Приложение 1).

    3. Организация проработки текста «Универсальные учебные действия» с использованием приема технологии развития критического мышления «ИНСЕРТ».

  1. Индивидуальная работа. Заполнение листа «Оценка деятельности на занятии»

  2. Парная работа. Активное чтение текста с выставлением пометок на полях

2.Представление системы заданий

  1. Классификация видов заданий для диагностики и формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.

  1. Участие в обсуждении

3.Проведение имитационной игры

  1. Разбор заданий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий.

  1. Участие в обсуждении. Работа с «Памяткой для учителя «Чему учить? Как учить? Что ожидать?»

4.Моделирование

  1. Организация групповой работы по отбору заданий на формирование УУД.

  2. Организация презентации групп. Формирование «Нашей общей почтовой корзины»

  1. Групповая работа по отбору заданий из различных источников на формирование УУД. Презентуют работу групп. 6. Ранжирование «Почтовой корзины»




  1. Рефлексия

  1. Подведение итогов мастер-класса.

Рефлексия

  1. Заполнение листа «Оценка деятельности на занятии». Рефлексия.


ХОД МАСТЕР-КЛАССА

«Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО»



I. Презентация педагогического опыта

«Великая цель образования, - как сказал английский философ и социолог Герберт Спенсер, - это не знания, а действия!». Это высказывание четко определяет важнейшую цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с переходом на ФГОС встает вопрос о необходимости формирования у школьников универсальных учебных действий.

Основная цель мастер – класса: повышение уровня профессиональной компетентности учителей математики в вопросах организации образовательного процесса на основе использования системы заданий, формирующих универсальные учебные действия

С целью оценки владения понятием «универсальные учебные действия» я предлагаю вам заполнить первую колонку (Универсальные учебные действия- это…на начало семинара) в листе «Оценки деятельности на занятии» (Приложение №1.) Индивидуальная работа. 2-3-м участникам семинара предлагается озвучить свое определение УУД.

По итогам работы отдельные учителя испытывали затруднения в записи определения, записаны разные определения. На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, участникам мастер-класса предлагается проработать текст по теме «Универсальные учебные действия». Используя технологический прием «ИНСЕРТ», участники делают соответствующие пометки на полях (Приложение №2.). Парная работа.
II.Представление системы учебных занятий
Обзор литературы и обобщение опыта преподавания математики показали, что в формировании регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;

  • поиск информации в предложенных источниках;

  • взаимоконтроль

  • взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)

  • диспут

  • заучивание материала наизусть в классе

  • «ищу ошибки»

  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)


2. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  • «найди отличия» (можно задать их количество);

  • «на что похоже?»;

  • поиск лишнего;

  • «лабиринты»;

  • упорядочивание;

  • «цепочки»;

  • хитроумные решения;

  • составление схем-опор;

  • работа с разного вида таблицами;

  • составление и распознавание диаграмм;

  • работа со словарями;

  • мнемотурнир

  • «пластилин»


3. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;

  • отзыв на работу товарища;

  • групповая работа по составлению кроссворда;

  • «отгадай, о ком говорим;

  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

  • «подготовь рассказ»;

  • «опиши устно»;

  • «объясни» и т.д.

    1. Для формирования личностных универсальных учебных действий учащимся можно предлагать следующие задания:

  • участвовать в проектах;

  • подводить итоги урока ;

  • выполнять творческие задания;

  • развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие;

  • давать самооценку событию, происшествию;

  • оформлять дневник достижений.


III. Проведение имитационной игры

Рассмотрим примеры заданий на формирование универсальных учебных действий. Используя «Памятку для учителя «Чему учить? Как учить? Что ожидать?» (Приложение №3) предлагаю определить:

1) какие УУД (коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные), формируются в ходе выполнения следующих заданий;

2)определить содержание учебной деятельности. Фронтальная работа.


Задание

Вид УУД.

Содержание учебной деятельности

  • Тест «Найди ошибку» Тема

«Свойства сложения и вычитания натуральных чисел»

1) 45-(25+17)=37

2) 90-67=23

3) 764- (264+40)=460

4) 301-(20+201)=120

5) 56 – 36 – 7=13

6) (200+67)-100=33

7) 1200-1100-40=1060

8) 32+13-5=40

9) 56+8+12-26=50

10) 75-31-9+15=50

Регулятивные УУД.

Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы


Задания: 1.Составьте и заполните таблицу соответствия общепринятых мер массы, расстояния и времени с указанными в тексте, учитывая следующие соотношения:

Длина ступни вождя Быстронога первого – 40 см, масса одной раковины- 50 г, длина стрелы, хранящейся у старейшины долгоруков – 45 см, масса наконечника – 200 г, пленник, сброшенный с высоты 50 футов летит 2 секунды, лиана в 10 локтей сгорает за 25 секунд.

2. Какой массы валун поднимает папа долгорука?

3. Действительно ли «пять ваших раковин на захудалый наконечник не тянут»?

4. Составьте алгоритм по определению своего роста в футах.

Познавательные УУД. Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в спортивных соревнованиях

Участницы

Прыжки в длину

Метание мяча

Бег

Маша

185 см

0,01 км

420с

Оля

19 дм

1200см

5 мин30с

Катя

1м7дм6 см

135 дм

0,1 часа

Сравните результаты их выступлений и запишите в таблицу, какое место заняла каждая из участниц.

Укажите победительницу соревнований, подсчитав сумму мест.

















































Познавательные УУД.

Общеучебные действия: поиск и выделение информации. Логические действия: классификация объектов, структурирование знаний.


  • Тема «Проценты»

Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной земли ?

Регулятивные УУД.

Анализ текста, диалог с автором, нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов. Анализ собственной работы.

Познавательные УУД. Общеучебные действия (знаково-символические действия):моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель.

1. Задание «Угадай, о чем спросили»

Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке.

Например:

это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?)

надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д.

2. «Определи понятие», при этом задаются только вопросы Зачем? Почему? Как? Что?

Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Исследовательская задача. Квадрат и прямоугольник имеют одинаковые периметры. Площадь какой фигуры больше? Проведите исследование, если периметр равен:1)16см; 2) 32см.Выскажите гипотезу.

Познавательные УУД. Общеучебные действия:постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Рассмотреть понятие «масштаб» с точки зрения географа, математика и фотографа.

4. «Нет ли здесь ошибки: Вычитаемые и прибавляемые, есть такие числа?», «Какой смысл содержит фраза: «Твой ум без числа ничего не представляет? (Н.Кузанский, немецкий философ)»

Регулятивные УУД.

Учатся изменять собственную точку зрений, смотреть на объект исследования с разных сторон


IV.Моделирование

Уважаемые коллеги! А теперь предлагаю вашему вниманию практическое задание.

Групповая работа.

1)Используя различные источники (дидактический и раздаточный материал), вам нужно подобрать задания:

1 группа – для формирования познавательных УУД;

2группа-для формирования регулятивных УУД;

3группа-для формирования коммуникативных УУД. По результатам работы групп заполнить таблицу (приложение №4).

2) Оценить практическую значимость материалов, использованных в ходе выполнения задания, и рассортировать «почтовую корзину» (карточка «почтовая корзина», приложение №5).

Участники мастер-класса работают в группах. Выдвигают свои предположения. Обсуждают. Учитель-мастер координирует работу групп, оказывает консультативную помощь. Учитель-мастер организовывает презентация работы групп. По итогам листов обратной связи формируется «Наша общая почтовая корзина».
V.Рефлексия

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам заполнить лист «Оценки деятельности на занятии» (Приложение №1.). В завершение участникам мастер-класса предлагается прокомментировать свои ответы.

Приложение №1
Лист «Оценка деятельности на занятии»


Универсальные учебные действия –это…..

Как была организована работа на занятии/как я работал (оценить по 5 системе)

Что возьму себе на заметку? Какие вопросы имели практическую направленность?

Белые пятна

На начало семинара

На конец семинара
















Приложение №2

Комментарий. Одним из приемов активного чтения в рамках использования технологии развития критического мышления является «маркировка с использованием значков». На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, участникам мастер-класса предлагается текст по теме «Универсальные учебные действия». Используя технологический прием «ИНСЕРТ», участники делают соответствующие пометки на полях.


«v»

«+»

«-»

«?»

(то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете)

 (то, что вы читаете является для вас новым)

 (то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете)

 (то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу)

Текст «Универсальные учебные действия»

Веденные ФГОС приоритетным направлением образования выделяют развитие личности, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В соответствии с требованиями ФГОС результаты обучения могут быть:

1)предметными, ориентированными на формирование у учащихся конкретных знаний, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области;

2)метапредметными, направленными на расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;

3) личностными, предполагающими ценностно-смысловую ориентацию учащихся в содержании учебного материала, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностныхУУД.

Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).

Личностные универсальные учебные действия:

— на личностное самоопределение;

— на развитие Я-концепции;

— на смыслообразование;

— на мотивацию;

— на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • общеучебные,

  • логические,

  • действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

—самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия включают в себя:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей,

  • построение логической цепи рассуждений,

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем это:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

Приложение №3

Памятка для учителя по формированию УУД «Чему учить? Как учить ? Что ожидать»

Чему учить?

Как учить?

Что ожидать?

Коммуникативные УУД

сотрудничеству с учителем и сверстниками

умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

разрешению конфликтов

 управлению поведением партнера



составить задание партнеру

отозваться о работе партнера

организовать групповую работу по составлению кроссворда

выполнить задания «отгадай, о ком говорим»

сформулировать вопросы для обратной связи в диалоговое слушание

«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее

умения подтверждать аргументы фактами

критичного отношения к своему мнению

понимать точку зрения другого (в том числе автора)

организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений

Познавательные УУД

формулирование цели

поиск и выделение необходимой информации

выбор наиболее эффективных способов решения задач

постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

подведение под понятие, выведение следствий

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

выдвижение гипотез и их обоснование

самостоятельное создание способов решения проблем различного характера

Выполнить задания:

«Найди отличия» (можно задать их количество)

 «Поиск лишнего»

 «Лабиринты»

 упорядочивание

 «цепочки»

 «хитроумные решения»

Составить схем-опор

Работать с разного вида таблицами

Составить и распознать диаграммы


Умение находить литературу

умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

умение выявлять причины и следствия явлений

умение делать выводы

умение использовать полученную информацию в проектной деятельности

умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ

составлять план текста

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде


Регулятивные УУД

целеполагание

планирование

прогнозирование

контроль

коррекция

оценка

саморегуляция




 Найти информацию в предложенных источниках

 взаимоконтроль

 взаимный диктант

 диспут

 заучивать материал наизусть в классе

 выполнить задание «Ищу ошибки»

 КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)


Составлять план выполнения проекта

 совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки

 в ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам


Личностные УУД

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация



Участвовать в проектах

подводить итоги урока

выполнять творческие зададния

развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие

давать самооценку событию, происшествию

оформлять дневник достижений


Оценивать поступки

прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей

учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями

объяснять оценки поступков

объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми

объяснять самому себе:

– свои некоторые черты характера; свои отдельные ближайшие цели саморазвития; свои наиболее заметные достижения

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений

стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур

осуществлять добрые дела

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта


Приложение №4

1 группа. Практическое задание (групповая работа.)

Используя различные источники, разработать (найти) задания, нацеленные на формирование регулятивных УУД. Записать результаты работы в таблицу.

Задание

Содержание учебной деятельности

Источник

Примечание












2 группа. Практическое задание (групповая работа.)

Используя различные источники, разработать (найти) задания, нацеленные на формирование познавательных УУД. Записать результаты работы в таблицу.

Задание

Содержание учебной деятельности

Источник

Примечание












3 группа. Практическое задание (групповая работа.)

Используя различные источники, разработать (найти) задания, нацеленные на формирование коммуникативных УУД. Записать результаты работы в таблицу.

Задание

Содержание учебной деятельности

Источник

Примечание













Приложение №5