|
Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования” Скурко Марина ВладимировнаМОУ “СОШ №38” г. Воркуты Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования
Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках
информатики, как одно из решений задач модернизации образования”
Ни одно знание не надежно, основу надежности дает лишь прогресс поиска знаний, длящийся всю жизнь.
Уокке
В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. Очевидно, что учителю ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами. К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений). Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Можно сравнить эффективность двух типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия или самому совершить виртуальное путешествие. Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.
Современный электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:
Интерактив. Содержание предметной области представляется учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций. Мультимедиа. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов. Моделинг - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, дающее адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. Моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов. Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. Производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
Сегодня огромное количество электронных образовательных ресурсов, разработанных солидными организациями и энтузиастами-одиночкам – к услугам современных педагогов и их учеников: образовательные порталы, электронные учебники, словари и энциклопедии, виртуальные библиотеки, on-line-переводчики, дистанционные курсы и олимпиады, электронные газеты и журналы.
Передо мной, так же как и перед другими педагогами, которые хотят проводить интересные ИКТ-насыщенные уроки, возникают новые вопросы, неведомые нашим предшественникам. Вот далеко не полный их перечень:
- каким цифровым образовательным ресурсом воспользоваться в данном конкретном случае?
- в каком соотношении с традиционными учебными пособиями организовать подачу электронных учебных материалов?
- как логически выстроить структуру ИКТ-насыщенного урока и, при этом, не нарушить санитарно-гигиенические нормы?
- какому электронному учебнику отдать предпочтение для длительного использования в качестве учебного пособия?
- какие дистанционные курсы и тесты рекомендовать учащимся на разных этапах их учебной деятельности?
При подготовке таких уроков я тщательно продумываю план, отбираю (часто, отфильтровывая) и последовательно собираю воедино (теперь уже не на бумаге, а в компьютере) материал к занятиям.
Но предстоит решить и еще одну проблему: “Как в режиме обычного урока успеть провести опрос учащихся, рассказать новый материал, закрепить его, сохранить баланс между теоретическим и технологическим содержанием урока?”
Я уже давно поняла, что без применения на уроке ЭОР – это практически невозможно. Стала разрабатывать презентации, составлять компьютерные тесты. Однако моя работа не всегда была системной: затрагивала лишь некоторые темы, определенные этапы урока.
Ситуация заметно изменилась в связи с требованием включать в состав учебно-методических комплектов (УМК) электронные образовательные ресурсы (ЭОР). При этом особо выделяются ЭОР, разработанные к учебникам информатики. Они продаются в комплекте с учебными пособиями, но их можно и бесплатно скачать с портала «Единой коллекции ЦОР», или со странички авторской мастерской автора учебника.
В своей работе я использую локальные версии ЭОР, взятые с сайта авторской мастерской. Что же они собой представляют?
По базовому курсу информатики электронных и цифровых образовательных ресурсов разработано уже более 500. Это иллюстрации к теории, интерактивные справочники пользователя, тесты, кроссворды, тренажеры, интерактивные задачники, исполнители, домашние и практические задания. Чтобы не “заблудиться” в таком большом ассортименте, для каждого класса авторами УМК разработан учебный план, в содержании занятий которого указаны рекомендации по применению конкретных ЭОР. При разработке рабочей программы я старалась придерживаться авторского учебного плана, что и позволило мне максимально внедрить ЭОР в учебный процесс.
На каких уроках я их использую? Абсолютно на всех.
На этапе объяснения нового материала:
1) иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных;
2) программы-тренажеры;
3) исполнители.
На этапе закрепления
1) программы-тренажеры;
2) исполнители;
3) тренировочные тесты.
Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать:
4) Интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.
На этапе практического закрепления
1) практические задания (разного уровня сложности);
2) домашние задания.
На этапе контроля
1) интерактивные задачники;
2) контрольные тесты;
3) исполнители.
Возможно, у кого-то может сложиться впечатление, что при наличии такого полного комплекта ЭОРов учитель теряет свою индивидуальность, пропадает творческое начало в работе. Однако учителю предоставляется право выбора, теперь начинается творчество уже по использованию самих ЭОР.
Не затормозит ли урок большое количество ЭОР? Нужны ли они все для урока? Не дублируют ли друг друга? Нет ли однообразия в подаче материала? Не лучше ли использовать собственные ЭОРы, в том числе и ранее разработанные? Как лучше использовать практические задания разного уровня сложности для осуществления личностно-ориентированного, гуманного обучения?
Какие результаты принесет применение комплекта ЭОР?
На этот вопрос я могу ответить следующим образом:
Успешное прохождение программного материала (даже при наличии карантина, актированных в учебном году).
Успешное усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий. Возможность отработать пробелы, исправить отметки.
Интерес к предмету. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие ученики становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.
Что же нового дают ЭОР нашим ученикам?
Прежде всего - возможность действительно научиться. Ведь учебная работа теперь включает не только занятия с учителем, но и самостоятельные (дома). ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков. С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Ведь одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, а совсем другое - увидеть их и самостоятельно исследовать в интерактивном режиме.
Система обучения с помощью ЭОР сегодня еще продолжает выстраиваться, и я тоже нахожусь в поиске формы эффективного взаимодействия ученика и “электронного учителя”.
Главная задача для меня - разумное использование ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге - для каждого ученика.
В заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя. Для себя я сделала вывод – нельзя стоять на месте, необходимо постоянно совершенствовать свои приемы и методы, и только тогда возможно достичь успеха в своей профессиональной деятельности.
|
|
|