|
Конспект профориентационного занятия с использованием игровых технологий для учащихся 3-4 классов Методист ГБОУ ДОД ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга
Лисина Тамара Васильевна
Конспект профориентационного занятия
с использованием игровых технологий
для учащихся 3-4 классов
«Чем пахнут ремесла» Цель занятия: знакомство с профессиями посредством органов чувств.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представления о роли органов чувств в профессиональной деятельности.
-знакомство с новыми и редкими профессиями
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к труду .
Развивающие:
- активизация познавательного интереса,
- развитие навыков совместной работы
Тип урока: урок-игра
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК
Методическое обеспечение урока: карточки с задания, цветные картинки, «волшебный мешочек»
Время проведения: 45-60мин
Возраст учащихся: 8-10лет
Ход занятия
Ведущий: Ребята сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир профессий. Профессий много на земле, но надо знать, какая тебе по душе и какая профессия тебе подходит. Как вы думаете сколько профессий в мире? Оказывается в мире начитывается более 40 тысяч профессий и с каждым годом появляется все новые профессии.
Давайте вспомним, какие профессии вы знаете.
Игра- разминка: «Доскажи словечко» В школе учит нас…(учитель)
А дворцы возвел…(строитель)
Вам лекарство даст….(аптекарь)
Почитать….(библиотекарь)
Булку испечет вам….(лекарь)
Сварит снадобье вам….(лекарь)
Привезет домой…(шофер)
В школе у дверей…(вахтер)
Вам укол назначит…(врач)
Скрипку в руки взял…(скрипач)
Снимок сделает…(фотограф)
И оставит вам автограф
В космос мчится …(космонавт)
Или смелый…(астронавт)
Самолетом правит….(летчик)
Трактор водит…(трактор
Стену выкрасил….(маляр)
Доску выстругал….(столяр)
В шахте трудится …(шахтер)
В доме свет провел…(монтер)
В жаркой кузнице…(кузнец)
Кто все знает молодец! Появилось очень много новых и необычных профессий. Вот некоторые из них.
Мерчендайзер- занимается продвижением продукции в розничной торговле.
Маркетолог-анализирует соотношение спроса и предложения на рынке товаров или услуг, составляет планы мероприятий по проведению рекламных компаний, дает рекомендации по рекламной политике.
Арт-директор-организует процесс производства фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей, руководитель художественного направления деятельности компании.
Логистик-разработчик схем товародвижения, в которые входит поставка сырья, производство, транспортировка и продажа продукции
Давайте попробуем узнать профессии используя наши органы чувств: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. По ходу игры заполним таблицу.(Приложение1)
Задание №1 «Зрение»
Назовите слова, обозначающие оттенки красного цвета и покажите предметы, иллюстрирующие эти слова?
(Алый, пунцовый, кумачовый, багровый, малиновый, коралловый, гранатовый, рубиновый).
Цветовосприятие –важное свойство зрение. Такими качествами должны обладать специалисты в текстильной промышленности, художники, фотографы, ювелиры.
Как называется заболевание, при котором человек не различает цвета? (дальтонизм). Кем нельзя работать таким людям?(Нельзя быть водителем, так как они не смогут различать сигналы светофора)
С помощью зрения мы различаем форму и размер предметов, их расположение в пространстве.
Профессии: геолог, учитель, врач, водитель, архитектор.
Задание №2 «Осязание»
Игра «Волшебный мешочек»
Определить на ощупь, что за предметы лежат в «Волшебном мешочке» ( размер, форму, фактуру, температуру)
Предметы: ключ, еловая шишка, мягкая игрушка, деревянный кубик, ручка.
Назовите профессии, в которых специалист контактирует с предметами труда.(ветеринар, животновод, парикмахер, портной, строитель, массажист, повар).
Задание №3 «Слух»
Послушайте стихотворение Элеоноры Фарджен «Утренние звуки»
С утра, спозаранку я слышу во сне,
Как с улицы звуки стучатся ко мне:
Шаги почтальона, шуршанье газет,
И ветра и веток привет и ответ,
Подков лошадиных размеренный звон,
Скрипучих повозок кряхтенье и стон.
И голос молочницы издалека,
И грохот бидонов, и плеск молока.
Я слышу мычание сонных коров,
Как будто дыханье далеких лугов.
Когда прогоняют овец под окном,
Мне слышится эхо в овраге лесном.
Но звуки все громче - лай, щебет, возня,
И солнце сквозь ставни находит меня
И шепчет: « Глаза поскорее протри!»
Довольно подслушивать, встань и смотри!»
Какой орган служит для восприятия звуков? Для каких профессий необходим хороший слух?
Профессии: музыкант, учитель, воспитатель, водитель, полицейский, радист, охотник, акустик.
Задание №4 «Вкус»
Рассказ Евгения Пермяка «Про нос и язык»
«У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос один.
-Скажи, бабушка, -просит Катя. -почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
- А потому, милая внучка,-отвечает бабушка,- чтобы ты больше видела, больше слышала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.»
Не даром говорится в пословицах: «Язык мой-враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет», «Слово –серебро, а молчание-золото»
Как выдумаете для чего человеку нужен язык?
( Чтобы различать вкус продуктов)
Назовите основные вкусы продуктов?(кислый, сладкий, горький, соленый).
Для каких профессий важно различать вкус продуктов?
Профессии: повар, кондитер, дегустатор, технолог.
Задание№5 «Обоняние»
Вкус неразрывно связан с обонянием-способностью чувствовать и распознавать запахи.
В Германии есть такая официальная профессия «Нюхательница подмышек».На работу принимаются некурящие женщины преклонного возраста, которые определяют эффект дезодорантов, готовя продукцию ведущих брендов к последующему попаданию на прилавки магазинов.
Обоняние человеку нужно для защиты от опасных веществ, для удовольствия, для усиления вкуса продуктов питания.
Для каких профессий важно различать запахи?
Профессии: повар, кондитер, дегустатор, парфюмер, химик, лаборант, врач.
Ведущий: Отгадайте кроссворд и запишите новые профессию в таблицу по органам чувств.
Вопросы по вертикали:
1 .Человек этой профессии умеет работать с компьютером. Он получает и отправляет факсы и распечатывает деловые бумаги.
(Секретарь)
2. Это человек в зале суда выступает в роли обвинителя и от него зависит судьба подсудимого.
(Прокурор)
3. В руках человека данной профессии имеются ножницы, расческа и фен
(Парикмахер)
4. Человек этой профессии часто гастролирует по странам и континентам
(Певец)
5. А его руках мягкая глина превращается в изумительные горшки.
(Гончар)
6. Человек этой профессии точно знает, сколько зубов во рту каждого гражданина
(Зубной врач)
7. Это человек может работать с человеческим телом.
(Хирург)
8. Она помогает наводить чистоту и порядок в медицинских кабинетах
(Санитарка)
9. Человек этой профессии создает проект будущего дворца или школы.
(Архитектор)
10. Его работу мы видим в альбомах, в журналах и газетах
(Фотограф)
Ведущий: Мы сегодня поговорили об органах чувств с помощью которых мы получаем информацию об окружающем мире и профессиях , в которых эти чувства имеют особое значение. Но нет профессий не нужных и профессии все важны и все нужны. Профессии это ремесла, которые помогают человеку жить и работать. Ведь не даром, профессия означает вид трудовой деятельности, которая требует определенных знаний и умений и может служить источником дохода. Чтобы быть успешным и счастливым человеком надо учиться и трудиться.
Послушайте стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?».
У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет Тестом и сдобой. Мимо столярной
Идёшь мастерской, — Стружкою пахнет И свежей доской. Пахнет маляр Скипидаром и краской. Пахнет стекольщик Оконной замазкой. Куртка шофёра Пахнет бензином. Блуза рабочего — Маслом машинным. Пахнет кондитер Орехом мускатным. Доктор в халате — Лекарством приятным. Рыхлой землёю, Полем и лугом Пахнет крестьянин, Идущий за плугом. Рыбой и морем Пахнет рыбак. Только безделье Не пахнет никак. Сколько ни душится Лодырь богатый, Очень неважно Он пахнет, ребята!
| Ведущий: Ребята, понравилось ли вам занятие? Что интересного вы для себя узнали? (ответы детей)
Список литературы:
Бетехтина О.Ф. «По труду и честь»// Газета для классных руководителей «Досуг в школе».- 2011.-№10
Выбор профессии/методики тесты рекомендации.- Ростов-на-Дону.: КРЕДО, 2006
Резапкина Г.В. «Я познаю профессию» игра самоисследование для младших школьников//. «Школьный психолог».-2015.-№4
Приложение1
ТАБЛИЦА «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
Глаза
| Кожа
| Уши
| Язык
| Нос
| Зрение
| Осязание
| Слух
| Вкус
| Обоняние
| Цвет
Форма
Размер
Положение в пространстве
| Гладкий
Шершавый
Твердый
Мягкий
Холодный
Теплый
| Звон
Шелест
Скрип
Шорох
Треск
Свист
| Кислый
Сладкий
Горький
Соленый
Острый
| Свежий
Сладкий
Терпкий
Ароматный
| художник фотограф архитектор ювелир геолог учитель водитель
маляр
врач
секретарь
| животновод
растениевод
портной парикмахер строитель повар массажист
слесарь
электрик
гончар
санитарка
| учитель воспитатель продавец психолог музыкант певец
врач
полицейский
водитель
прокурор
радист
| повар кондитер дегустатор
технолог
| повар кондитер дегустатор парфюмер химик лаборант врач
| |
|
|