|  | Конспект профориентационного занятия с использованием игровых технологий для учащихся 3-4 классов| 
 Методист ГБОУ ДОД ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга
 
 Лисина Тамара Васильевна
 
 Конспект профориентационного занятия
 
 с использованием игровых технологий
 
 для учащихся 3-4 классов
 
 «Чем пахнут ремесла»
 Цель занятия: знакомство с профессиями посредством органов чувств.
 
 Задачи:
 
 Образовательные:
 
 - формирование представления о роли органов чувств в профессиональной деятельности.
 
 -знакомство с новыми и редкими профессиями
 
 Воспитательные:
 
 - воспитание уважительного отношения к труду .
 
 Развивающие:
 
 - активизация познавательного интереса,
 
 - развитие навыков совместной работы
 
 Тип урока: урок-игра
 
 Оборудование: мультимедийный проектор, ПК
 
 Методическое обеспечение урока: карточки с задания, цветные картинки, «волшебный мешочек»
 
 Время проведения: 45-60мин
 
 Возраст учащихся: 8-10лет
 
 Ход занятия
 
 Ведущий: Ребята сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир профессий. Профессий много на земле, но надо знать, какая тебе по душе и какая профессия тебе подходит. Как вы думаете сколько профессий в мире? Оказывается в мире начитывается более 40 тысяч профессий и с каждым годом появляется все новые профессии.
 
 Давайте вспомним, какие профессии вы знаете.
 
 Игра- разминка: «Доскажи словечко»
 В школе учит нас…(учитель)
 
 А дворцы возвел…(строитель)
 
 Вам лекарство даст….(аптекарь)
 
 Почитать….(библиотекарь)
 
 Булку испечет вам….(лекарь)
 
 Сварит снадобье вам….(лекарь)
 
 Привезет домой…(шофер)
 
 В школе у дверей…(вахтер)
 
 Вам укол назначит…(врач)
 
 Скрипку в руки взял…(скрипач)
 
 Снимок сделает…(фотограф)
 
 И оставит вам автограф
 
 В космос мчится …(космонавт)
 
 Или смелый…(астронавт)
 
 Самолетом правит….(летчик)
 
 Трактор водит…(трактор
 
 Стену выкрасил….(маляр)
 
 Доску выстругал….(столяр)
 
 В шахте трудится …(шахтер)
 
 В доме свет провел…(монтер)
 
 В жаркой кузнице…(кузнец)
 
 Кто все знает молодец!
 Появилось очень много новых и необычных профессий. Вот некоторые из них.
 
 Мерчендайзер- занимается продвижением продукции в розничной торговле.
 
 Маркетолог-анализирует соотношение спроса и предложения на рынке товаров или услуг, составляет планы мероприятий по проведению рекламных компаний, дает рекомендации по рекламной политике.
 
 Арт-директор-организует процесс производства фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей, руководитель художественного направления деятельности компании.
 
 Логистик-разработчик схем товародвижения, в которые входит поставка сырья, производство, транспортировка и продажа продукции
 
 Давайте попробуем узнать профессии используя наши органы чувств: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. По ходу игры заполним таблицу.(Приложение1)
 
 Задание №1 «Зрение»
 
 Назовите слова, обозначающие оттенки красного цвета и покажите предметы, иллюстрирующие эти слова?
 
 (Алый, пунцовый, кумачовый, багровый, малиновый, коралловый, гранатовый, рубиновый).
 
 Цветовосприятие –важное свойство зрение. Такими качествами должны обладать специалисты в текстильной промышленности, художники, фотографы, ювелиры.
 
 Как называется заболевание, при котором человек не различает цвета? (дальтонизм). Кем нельзя работать таким людям?(Нельзя быть водителем, так как они не смогут различать сигналы светофора)
 
 С помощью зрения мы различаем форму и размер предметов, их расположение в пространстве.
 
 Профессии: геолог, учитель, врач, водитель, архитектор.
 
 Задание №2 «Осязание»
 
 Игра «Волшебный мешочек»
 
 Определить на ощупь, что за предметы лежат в «Волшебном мешочке» ( размер, форму, фактуру, температуру)
 
 Предметы: ключ, еловая шишка, мягкая игрушка, деревянный кубик, ручка.
 
 Назовите профессии, в которых специалист контактирует с предметами труда.(ветеринар, животновод, парикмахер, портной, строитель, массажист, повар).
 
 Задание №3 «Слух»
 
 Послушайте стихотворение Элеоноры Фарджен «Утренние звуки»
 
 С утра, спозаранку я слышу во сне,
 
 Как с улицы звуки стучатся ко мне:
 
 Шаги почтальона, шуршанье газет,
 
 И ветра и веток привет и ответ,
 
 Подков лошадиных размеренный звон,
 
 Скрипучих повозок кряхтенье и стон.
 
 И голос молочницы издалека,
 
 И грохот бидонов, и плеск молока.
 
 Я слышу мычание сонных коров,
 
 Как будто дыханье далеких лугов.
 
 Когда прогоняют овец под окном,
 
 Мне слышится эхо в овраге лесном.
 
 Но звуки все громче - лай, щебет, возня,
 
 И солнце сквозь ставни находит меня
 
 И шепчет: « Глаза поскорее протри!»
 
 Довольно подслушивать, встань и смотри!»
 
 Какой орган служит для восприятия звуков? Для каких профессий необходим хороший слух?
 
 Профессии: музыкант, учитель, воспитатель, водитель, полицейский, радист, охотник, акустик.
 
 Задание №4 «Вкус»
 
 Рассказ Евгения Пермяка «Про нос и язык»
 
 «У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос один.
 
 -Скажи, бабушка, -просит Катя. -почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
 
 - А потому, милая внучка,-отвечает бабушка,- чтобы ты больше видела, больше слышала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
 
 Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.»
 
 Не даром говорится в пословицах: «Язык мой-враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет», «Слово –серебро, а молчание-золото»
 
 Как выдумаете для чего человеку нужен язык?
 
 ( Чтобы различать вкус продуктов)
 
 Назовите основные вкусы продуктов?(кислый, сладкий, горький, соленый).
 
 Для каких профессий важно различать вкус продуктов?
 
 Профессии: повар, кондитер, дегустатор, технолог.
 
 Задание№5 «Обоняние»
 
 Вкус неразрывно связан с обонянием-способностью чувствовать и распознавать запахи.
 
 В Германии есть такая официальная профессия «Нюхательница подмышек».На работу принимаются некурящие женщины преклонного возраста, которые определяют эффект дезодорантов, готовя продукцию ведущих брендов к последующему попаданию на прилавки магазинов.
 
 Обоняние человеку нужно для защиты от опасных веществ, для удовольствия, для усиления вкуса продуктов питания.
 
 Для каких профессий важно различать запахи?
 
 Профессии: повар, кондитер, дегустатор, парфюмер, химик, лаборант, врач.
 
 Ведущий: Отгадайте кроссворд и запишите новые профессию в таблицу по органам чувств.
 
 
  
 Вопросы по вертикали:
 
 1 .Человек этой профессии умеет работать с компьютером. Он получает и отправляет факсы и распечатывает деловые бумаги.
 
 (Секретарь)
 
 2. Это человек в зале суда выступает в роли обвинителя и от него зависит судьба подсудимого.
 
 (Прокурор)
 
 3. В руках человека данной профессии имеются ножницы, расческа и фен
 
 (Парикмахер)
 
 4. Человек этой профессии часто гастролирует по странам и континентам
 
 (Певец)
 
 5. А его руках мягкая глина превращается в изумительные горшки.
 
 (Гончар)
 
 6. Человек этой профессии точно знает, сколько зубов во рту каждого гражданина
 
 (Зубной врач)
 
 7. Это человек может работать с человеческим телом.
 
 (Хирург)
 
 8. Она помогает наводить чистоту и порядок в медицинских кабинетах
 
 (Санитарка)
 
 9. Человек этой профессии создает проект будущего дворца или школы.
 
 (Архитектор)
 
 10. Его работу мы видим в альбомах, в журналах и газетах
 
 (Фотограф)
 
 Ведущий: Мы сегодня поговорили об органах чувств с помощью которых мы получаем информацию об окружающем мире и профессиях , в которых эти чувства имеют особое значение. Но нет профессий не нужных и профессии все важны и все нужны. Профессии это ремесла, которые помогают человеку жить и работать. Ведь не даром, профессия означает вид трудовой деятельности, которая требует определенных знаний и умений и может служить источником дохода. Чтобы быть успешным и счастливым человеком надо учиться и трудиться.
 
 Послушайте стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?».
 
 
    | У каждого дела
 Запах особый:
 В булочной пахнет
 Тестом и сдобой.
 Мимо столярной
 
 Идёшь мастерской, —
 Стружкою пахнет
 И свежей доской.
 Пахнет маляр
 Скипидаром и краской.
 Пахнет стекольщик
 Оконной замазкой.
 Куртка шофёра
 Пахнет бензином.
 Блуза рабочего —
 Маслом машинным.
 Пахнет кондитер
 Орехом мускатным.
 Доктор в халате —
 Лекарством приятным.
 Рыхлой землёю,
 Полем и лугом
 Пахнет крестьянин,
 Идущий за плугом.
 Рыбой и морем
 Пахнет рыбак.
 Только безделье
 Не пахнет никак.
 Сколько ни душится
 Лодырь богатый,
 Очень неважно
 Он пахнет, ребята!
 
 |  Ведущий: Ребята, понравилось ли вам занятие? Что интересного вы для себя узнали? (ответы детей)
 
 Список литературы:
 
  Бетехтина О.Ф. «По труду и честь»// Газета для классных руководителей «Досуг в школе».- 2011.-№10
 
Выбор профессии/методики тесты рекомендации.- Ростов-на-Дону.: КРЕДО, 2006
 
Резапкина Г.В. «Я познаю профессию» игра самоисследование для младших школьников//. «Школьный психолог».-2015.-№4
 
 Приложение1
 
 ТАБЛИЦА «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
 
        | Глаза
 
 | Кожа
 
 | Уши
 
 | Язык
 
 | Нос
 
 |   | Зрение
 
 | Осязание
 
 | Слух
 
 | Вкус
 
 | Обоняние
 
 |   | Цвет
 
 Форма
 
 Размер
 
 Положение в пространстве
 
 | Гладкий
 
 Шершавый
 
 Твердый
 
 Мягкий
 
 Холодный
 
 Теплый
 
 | Звон
 
 Шелест
 
 Скрип
 
 Шорох
 
 Треск
 
 Свист
 
 | Кислый
 
 Сладкий
 
 Горький
 
 Соленый
 
 Острый
 
 
 | Свежий
 
 Сладкий
 
 Терпкий
 
 Ароматный
 
 
 |   | художник фотограф архитектор ювелир геолог учитель водитель
 
 маляр
 
 врач
 
 секретарь
 
 
 | животновод
 
 растениевод
 
 портной парикмахер строитель повар массажист
 
 слесарь
 
 электрик
 
 гончар
 
 санитарка
 
 | учитель воспитатель продавец психолог музыкант певец
 
 врач
 
 полицейский
 
 водитель
 
 прокурор
 
 радист
 
 | повар кондитер дегустатор
 
 технолог
 
 | повар кондитер дегустатор парфюмер химик лаборант врач
 
 |  | 
 |  |