Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение комбинированного вида д/с №6
г. Каменки
Конспект
совместной деятельности
« Посиделки у самовара. Изготовление народной куклы»
Воспитатель: Подстрешнева Светлана Ивановна
1категория
Г. Каменка
Цель: Формирование практических умений и навыков.
Задачи: 1. Продолжать знакомить с бытом, традициями и обычаями русского народа.
2. Приобщать к обрядовой культуре.
3. Знакомить с разновидностями народной куклы, технологией ее изготовления.
4. Развивать индивидуальные творческие способности.
5. Способствовать развитию интереса к совместной деятельности со взрослым.
Интеграция образовательных областей:
Познание
Труд
Социализация
Чтение художественной литературы
Коммуникация
Музыка
Предварительная работа: Посещение мини-музея «Русская изба», рассматривание коллекции игрушек, чтение пословиц и поговорок о труде, подготовка практического материала (иллюстрации народных кукол), изучение литературы по теме «Народная кукла».
Материалы и оборудование: имитация горницы, самовар сувенирный, угощения на подносах, плетеная корзина с клубками ниток и образцами самодельных кукол, перышко.
Ход совместной деятельности
Дети и гости собираются в «избе». Девочки в русских сарафанах, мальчики в рубахах.
Воспитатель-Хозяюшка: Ах, батюшки, сколько помощников ко мне сегодня пришло! Здравствуйте, гости дорогие! Какие вы нарядные и красивые! Милости прошу в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, места всем хватит. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. Я вам столько интересного и нового расскажу, только слушайте внимательно! А расскажу я вам про то, как на Руси нашей кукол мастерили. А одну из них я научу вас делать.
Знаете ли , ребятки, что на Руси люди любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня? Организовывались они вечерком, после трудового дня. Но даже на посиделках никто не сидел сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие.
Кукол мастерили из разных материалов : лоскутов, ниток, соломы. (Воспитатель показывает плетеный короб, в нем разные лоскутки, клубочки ниток, образцы кукол, дети рассматривают).
Для разных случаев делали разных кукол. Например, при рождении ребенка в семье – нянюшку. Она еще называется кукла-закрутку (показ). Ее мастерили из лоскута, который мама отрывала от подола самого счастливого платья, без ножниц и иглы, закручивали.
Ребятки, обратите внимание, что у куклы нет лица, кукла –безликая. Считалось, что если кукле нарисовать лицо, у нее появится душа, то есть она оживет и , возможно, приобретет дурной характер. Обычно ее место у подушки, чтобы оберегать младенцев от плохих снов, учить уму-разуму
Если вдруг ребеночек плакал, то мама быстренько из двух лоскутков закручивала куклу-бессонницу и приговаривала: «Сонница-бессонница, играй с этой куколкой, не играй моим дитяткой»
(Показ еще одной куклы-кубышки .Дать детям пощупать, помять, понюхать , ощутить аромат) . Эта кукла приносила в дом богатство и достаток, наполняя дом ароматом лесных трав.
Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть? Выходите сюда, будем играть в забавную игру «Перышко» (Тренировка длительного выдоха. Дети подбрасывают вверх перышко, дуют, чтобы оно продержалось в воздухе как можно дольше).
Отдохнули? А теперь от скуки берем дело в руки! Посмотрите, ребята, это кукла-стригушок. Как вы думаете, почему она так называется (ответы детей). А вы хотите научиться делать такую куклу? Для выполнения фигурки куклы нужно согнуть пучок ниток пополам. Получилась заготовка, так называемое «тулово». Затем надо перетянуть ниткой вверху – получилась голова, еще раз – туловище, вставить заготовки рук, нижнюю часть заготовки разделим пополам. Каждую часть внизу перетягиваем ниткой – ноги. (Дети с помощью воспитателя выполняют своих кукол, можно подпевать русские народные песни).
Ребята, послуашйте пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья». А ведь оно и правда! Хоть и маленькое у нас дело, а все лучше, чем сидеть сложа руки: и поговорить можно, и спеть, и посмеяться – весело и дружно проходит время. Не забывайте и помогать друг другу. Еще в народе говорят: «Долог день до вечера, коли делать нечего!» А вы знаете какие-нибудь пословицы о труде? (Ответы детей).
Вот и сладили мы своих кукол. Молодцы! Мастера и рукодельницы! Давайте подарим кукол нашим гостям, пусть они приносят им счастье и оберегают их.
Ну что ж, «поработали до поту, а теперь и поесть в охоту!» Приглашаю вас к столу, мои маленькие рукодельники, угощайтесь чайком да вкусными баранками.(Девочки угощают гостей баранками, во время чаепития проходит заключительная беседа)
Беседа по вопросам: Чем любили заниматься люди на посиделках? Какую куклу мы научились с вами делать сегодня? А каких еще делали кукол на Руси? Почему кукол делали без лица?
Хозяюшка: Молодцы, ребята, внимательно слушали, много запомнили, да и работу свою старательно и красиво выполнили. Все старались на славу! У вас получились замечательный куклы! А теперь мы с вами прощаемся до следующих встреч на посиделках!
|