|
Культура Киевской Руси в IX-XIII веках Приложение 3.
История России, 10 класс, парный урок, тема: Культура Киевской Руси в IX-XIII веках.
Цель:
создать условия для:
ознакомления учащихся с достижениями культуры Древней Руси в различных ее отраслях;
для развития умений учащихся совместно работать с учебным материалом, представлять его для других учащихся,
развития коммуникативных умений и навыков;
развития эстетического вкуса. Тип урока: изучение нового материала.
Литература:
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г, Сивохина Т.А. История России. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – С.42-49.
2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учеб. Для 10 кл.общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1998.- С.130-150.
3. Серов Б.Н, Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005. – С.64-72.
Ход урока.
Оргмомент.
Изучение нового материала.
Новый материал изучается путем самостоятельной работы учащихся с учебным материалом и составления краткосрочного проекта по теме.
Группа делится на подгруппы, каждая из которых занимается изучением части нового материала, составляет проект и представляет его для всех учащихся.
(в подгруппе учащиеся выбирают лидера, который распределяет обязанности, учащихся в группе не должно быть больше 4, чтобы не было возможности бездельничать)).
Подгруппы выполняют задания в течение 30 минут. Оформляют ответы на листах ватмана.
Актуализация знаний учащихся.
Ребята, мы с вами изучили процесс образования Древнерусского государства, его экономическое, политическое развитие, социальные отношения. Какую сферу жизни древнерусского государства нам предстоит изучить на сегодняшнем уроке? Учащиеся отвечают, что необходимо изучить культуру.
Записываем на доске тему урока, учащиеся записывают тему в тетрадь.
Вопросы учащимся:
- Что такое культура?
- Зачем изучают культуру того или иного государства на определенном этапе развития? Учащиеся отвечают, постепенно подвожу их к определению целей урока:
Цели урока: (их называют учащиеся с помощью преподавателя) Обычно, когда изучают культуру, рассматривают условия, в которых формировалась культура на определенном этапе развития.
Давайте вспомним, какие события этого периода могли повлиять на формирование культуры. Условия развития культуры в IX-XIII веках. (учащиеся записывают в тетради)
- образование единой древнерусской народности
- влияние язычества (сохранение двоеверия)
- принятие христианства (письменность, архитектура, живопись, научные знания)
- борьба с кочевниками
- влияние Византии, стран Западной Европы, стран Востока. Т.о. культура Древней Руси носила открытый и синтетический характер, она мощно опиралась на народные истоки и народное восприятие, выработанное всей многострадальной историей восточного славянства. Выясняем знание основных понятий темы: культура, архитектура, зодчество, летопись, быт, икона, фольклор, граффити, успение – разлучение души с телом. Проблемный вопрос: (записывается на доске) внимательно изучив культуру Киевской Руси этого периода, определите уровень ее развития накануне нашествия моноголо-татар. Задания для групп: I подгруппа.
Занимается изучением части нового материала.
«Письменность, грамотность, школы.» Задание группе.
Работая с материалом на листе 1, ответить на вопросы, записать ответы на листах, представить материал остальным учащимся. - Была ли письменность на Руси до принятия христианства? Какие доказательства этого существуют?
- Кто принес письменность на Русь? Что известно об этих монахах.
- Была ли распространена грамотность на Руси? Докажите. (группа получает также пакет иллюстраций)
1.Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако факты неопровержимо свидетельствуют, что славянская письменность существовала еще в начале X в.:
глиняный смоленский сосуд с надписью на славянском языке (конец IX в.);
договор (911 г.) князя Олега с Византией является одним из первых памятников славянской письменности;
Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.
2. После принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан, В сельской местности население было неграмотным. Ярослав Мудрый, его дети знали несколько языков. Ремесленники ставили надписи-клейма на своих изделиях. Появились переводы греческих, болгарских книг, исторические сочинения — знаменитая «Академия» — книга о походах Александра Македонского, книги по естествознанию и географии. Книги стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Из 130 сохранившихся книг XI—XII вв. более 80 — богослужебные.
3.Выли открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для дете духовных лиц. Сестра Мономаха устроила в Киеве школу для j девушек. Посадские люди (горожане — ремесленники, тор- говцы), как правило, были грамотны, умели хорошо считать,: Об этом говорят найденные в Новгороде и Пскове берестяные грамоты—письма, хозяйственные документы, судебные! решения, прошения, а также граффити — надписи на стенах1 церквей (жалобы, молитвы); сохранилась надпись Мономаха: «Ох, тяжко мне». У славян были достаточно обширные познания в географии, полученные из книг и в результате путешествий. Им были хорошо известны четыре действия арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии....--- II подгруппа.
Занимается изучением части нового материала.
«Летописи».
Работая с учебным материалом на стр.134-136, , ответить на вопросы, записать ответы на листах, представить материал остальным учащимся. - Что такое летописи?
- Кто занимался летописанием? Какая главная задача стояла перед летописцем?
- Как называется самая известная летопись, кто ее написал? О чем идет речь в этом историческом произведении? (группа получает пакет иллюстраций) Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей и изредка нерядски-ми делами. Первая летопись появилась в конце X в., она рассказывала об истории Рюриковичей до введения христианства. Летопись не сохранилась. Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром. Третья и четвертая создавались митрополитом Илларионом при князе Святославе.
Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Человек высокообразованный для своего времени, талантливый писатель и глубокий историк, он ставит вопрос о происхождении Русского государства и его развитии: «Откуда есмь пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Нестор не только сообщает факты, но и делает философско-религиозные обобщения, показывает историю Руси и княжеской власти Киевского государства на фоне мировой истории. Он описывает бояр, посадников, дружинников, монахов, говорит о военных походах, восстаниях, княжеских усобицах, жизни простого народа. Нестор осуждает убийства, предательство, хвалит честность и смелость. Все события летописец оценивает с позиций религиозной морали и государственности. Нестор оставил также два других выдающихся произведения: «Сказание о Борисе и Хлебе» и «Житие Феодосия». В И18 г. при Мономахе игумен Сильвестр написал новый свод, где были особо описаны деяния Владимира Мономаха. По мере распада Руси появляются центры местного летописания в Смоленске, Пскове, Галиче, Владимире, Суздале и других городах. Местные летописи писали по заказу князя приближенные бояре или дружинники . Они рассказывали о жизни князя и его семьи, его взаимоотношениях с боярами, другими князьями и т. п. Местные летописи отличались предметом повествования, стилистикой, В Киеве появилась библиотека летописных сводов. III подгруппа.
Занимается изучением части нового материала.
«Литература».
Познакомившись с учебным материалом на листе 2, ответьте на вопросы:
- Назовите самые известные литературные произведения древнерусской литературы и их авторов.
- Расскажите кратко об этих произведениях.
(подберите иллюстрации). Помимо исторических сочинений в Киевской Руси создаются произведения и других жанров. В 1049 г. митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати» — знаменитое произведение, которое свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание русских отцов церкви. В нем Илларион славит новые идеи и понятия христианства, а также Русь, русский народ, «старых» и «славных» князей земли Русской, подчеркивает право русской церкви на самостоятельность.
Наибольшую известность получило «Поучение детям» Владимира Мономаха, главная цель которого — необходимость борьбы с княжескими междоусобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе земли Русской. (прочитайте выдержки из «Поучение Владимира Мономаха своим детям»
в хрестоматии стр. 46 и скажите: Какие из поучений сохранили свою важность и в настоящем времени?) Великим памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Единственная дошедшая до Нового времени рукопись «Слова»| погибла в пожаре Москвы во время нашествия Наполеона в 1812 г. В произведении рассказывается о походе князи Игоря Святославовича в 1185 г. против половцев. Первое сражение закончилось победой русских войск. Во втором сражении русское войско потерпело поражение, а Игорь попал в плен. Половцы опустошили левобережье Днепра. Игорь бежал из плена и прибыл в Киев просить о помощи.
Автор с высоты общенародных интересов призывает князей-полководцев к единству. Он горько сожалеет о походе Игоря, «пересевшего из золотого княжеского седла в седло холопа-пленника». Он несколько раз в своей поэме обращается к князьям:
Вступите, господа, во злат стремень... за землю Русскую!.. Загородите Полю ворота своими острыми стрелами!..
«Слово о полку Игореве» написано ярким, поэтическим языком. Необычайно выразителен и лиричен знаменитый «плач Ярославны» (княгини Ефросиньи Ярославны, жены Игоря): княгиня стоит на высокой крепостной стене города Путивля; впереди расстилается далеко видимая степная равнина, на другом конце которой томится в плену князь Игорь. Ярославна упрашивает ветер, реку и солнце не причинять зла раненому князю и вернуть его в родную землю. Весь плач пронизан мотивами народной поэзии. Автор широко использует природу, одухотворяет ее, воскрешает образы старых языческих богов, использует древний славянский эпос о борьбе с готами, былины о Всеславе Полоцком и «старые словеса» певца Бояна.
Любимый образ автора — сокол, быстрая, зоркая птица, поднимающаяся на большую высоту. Автор сам, как сокол, высоко поднялся над русскими землями и дал широкую картину Руси и половецкого поля. Как могучий колокольный набатный звон, прозвучала эта патриотическая поэма с ее горячим призывом к защите родины.
IV подгруппа
Занимается изучением части учебного материала «Зодчество и архитектура»
Работая с учебным материалом «Зодчество и архитектура», (лист 3),
Ответьте на следующие вопросы:
- Расскажите о деревянном зодчестве и его особенностях.
- Расскажите о наиболее известных архитектурных произведениях Древней Руси, и особенностях архитектурного стиля того времени.
(Рассказ сопроводите иллюстрациями, а также рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 141, 142-143, 144-145, 146) 1. Археологические раскопки показывают, что вплоть до X в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева— церковь Богородицы- Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов.
2.Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича—плинфы, чередующегося с толстым слоем белой извести. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым сюжетам: на них изображены семья Ярослава Мудрого, скоморохи, кулачный бой, охота и т. д. Мозаика имела 130 оттенков. В соборе было много икон. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове — Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы).
3.В XII в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галиче, Пскове, Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружен каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.
В храмах того времени можно выделить следующие элементы:
1 - купол
2 – барабан
3 – закомары – подкрышное покрытие
4 – абсиды – выступающая часть стены, в которой помещался алтарь
5 – арктурный пояс – украшения маленькими арками
6 - пилястры – выступающие столбы с четырехугольным сечением V подгруппа
Занимается изучением части учебного материала «Искусство, музыка, устное народное творчество»
Работая с учебным материалом (лист 4)
- Рассказать о наиболее известных иконах того времени, указать на их характерные черты.
- Рассказать о ювелирных украшениях того периода.
- Рассказать об устном народном творчестве и былинах.
(сопровождая рассказ иллюстрациями) Искусство, музыка, устное народное творчество. 1. Получила распространение и иконопись. Икона — это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятни ком иконописи является икона «Владимирской Богоматери» Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир.
Один из древнейших сохранившихся памятников является икона «Оранта»
Дошли до нас новгородская икона: «Успение Богородицы» (XII в.)
2.Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику — скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили русских мастеров-златокузнецов в один ряд с западноевропейскими.
Многие изделия вывозились в Чехии Польшу, а резьбу по кости в Византии называли «русской резьбой».
3.Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Особое место занимает такой эпический жанр, как «старины» — былины, особенно киевского героического цикла. Их герои — Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и Мономах, русские богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец — народные герои, защитники Родины. Их подвиги сказочны и героичны. Постепенно устное народное творчество приобретает социальную окраску: обличаются богатеи, бояре.
4.Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, «старины». Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи — певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались баяны — сказители и певцы «старин». VI подгруппа.
Занимается изучением части учебного материала
«Быт и нравы Древней Руси»
Работая с учебным материалом (лист 5), рассказать о:
- об особенностях русских жилищ
- об особенностях русской одежды
- о пище
- об особенностях русских имен и фамилий. . Быт и нравы Древней Руси
1.Культура народа неразрывно связана с его бытом, нравами. Люди жили в городах (20—30 тысяч человек), селах (~50 человек) , деревнях (25—40 человек). Основным типом славянского жилища была усадьба, дом—бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный. Киев был большим и богатым городом: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, духовенства. Во дворцах нередко проходили пиры, женщины сидели наравне с мужчинами, пели гусляры, происходила раздача пищи, денег от имени хозяина неимущим. Любимая забава богатых—соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, кулачные бои, игрища. Очень популярна была баня.
2.Одежда шилась из домотканого холста или сукна. Основой костюма была рубаха, штаны у мужчин заправлялись в сапоги, женская рубаха—до полу, с вышивкой и длинными рукавами. Головные уборы: у князя — шапка, обрамленная яркой материей, женщины голову покрывали платком (полотенцем — замужние), украшали подвесками, крестьяне и горожане носили меховые или плетеные шапки, Верхняя одежда — плащ-вотола. из толстой льняной ткани. Князья носили на шее бармы — цепи из серебряных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями.
. В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. В летописи отмечено пристрастие киевлян к винопитию.
Новорожденным давали имена по церковному календарю. В большинстве своем они имеют еврейское или греческое происхождение. В русском языке они изменили свое звучание: Иаков — Яков, Иосиф — Осип, Абрам, Иоанн — Иван. Княжеские имена стали календарными — Владимир, Борис, Глеб, Олег. У простых людей именем нередко становилось прозвище — Молчан, Оладья, Дурак.
Группы представляет свою часть работы (5-7 минут). Эксперты оценивают работу каждой группы, учитывая при этом не только результат работы, но и его процесс (организованность группы, участие всех в работе, творческий подход).
После изучения всех вопросов темы, возвращаемся к проблемному вопросу. Учащиеся делают вывод: русская культура накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не уступала культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействовала. III. Первичное закрепление нового материала (фронтально по вопросам, или тестирование):
1.Повторим термины, которые мы использовали сегодня: культура, архитектура, зодчество, летопись, быт, икона, фольклор, граффити.
2. Какие события повлияли на развитие Киевской Руси в IX-XII вв.
3. Что нового мы узнали о появлении письменности на Руси?
4.Назовите самую известную летопись. Кто ее автор? О чем говориться в летописи?
5. С какими литературными произведениями Древней Руси вы познакомились на уроке?
6. С какими архитектурными произведениями Древней Руси вы познакомились сегодня?
7.Что из изученного у Вас вызвало удивление? Почему? Тестирование.
Тест 1.
1. Назовите автора «Повести временных лет»
A) Владимир Мономах Б) Монах Нестор
B) Ярослав Мудрый 2. Какая из стран оказала самое большое влияние на развитие культуры Киевской Руси?
A) Англия Б) Франция
B) Византия 3. Какой из храмов был построен в Киеве во времена правления Ярослава Мудрого
а) храм Покрова на Нерли
б) Софийский собор
в) Успенский собор 4. Как назывались бродячие артисты на Руси:
A) актеры Б) циркачи
B) скоморохи
5. Кто из русских князей оставил после себя литературное произведение, известное под названием «Поучение детям»
а) Владимир Красное Солнышко
б) Владимир Мономах
в) Ярослав Мудрый v Тест 2.
Соотнесите термины и их определения:
1. культура
2. граффити
3. фреска
4. икона
5. летопись A) изображение святых
Б) живопись по сырой штукатурке
B) запись событий по годам
Г) достижение людей в материальной и духовной жизни Д) надписи на стенах
На выполнение теста 5 мин.
Проверим работу (самопроверка). На доске лист с правильными ответами
Тест - 1. Тест - 2.
1-Б 1 - Г
2-В 2 -Д
3-Б 3 - Б
4-В 4 -А
5-Б 5 - В IV. Подведение итогов урока, выставление отметок с учетом мнения экспертов. V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание: §17, 18,
задания на выбор:
- сообщение об одном из архитектурных памятников Древней Руси или иконе,
- сообщение о летописце Несторе,
- сообщение о Кирилле и Мифодии.
Иллюстрации к уроку.
Нестор –летописец. '
Писала Берестяные грамоты Писала – костяные или деревянные стержни для письма на бересте. Один конец заострялся, другой затачивался в видже лопатки для заглаживания текста,
Бересту подчищали, обрезали края и распаривали для прочности.
Берестяная грамота с рисунком мальчика Онфима из Новгорода, когда он уставал писать буквы, он развлекался рисованием на бересте.
Усадьба киевлянина
Замок в Любече (Владимира Мономаха)
Одежда русских горожанок XI в. по данным раскопок и древних описаний.
Княгиня (начало XIII века)
Скоморохи, маски скоморохов
После побоища Игоря Святославича с Плач Ярославны
половцами. (В.М. Васнецов) К.А. Васильев.
Золотые ворота в Киеве Золотые ворота во Владимире
Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде
Дмитриевский собор во Владимире
Церковь Покрова на Нерли
Успенский собор Апостол Симон Фреска Дмитриевского собора. Владимир. Апостол Павел. Фреска Дмитриевского собора. Владимир
Николай Чудотворец (икона)
Петр и Павел Икона из Белозёрска (икона)
Украшения древних славян: височные привески, Образцы черни
ожерелье, браслет
Золотой колт Бармы
«Богоматерь Великая Панагия (Оранта)». Икона. Около 1224 г. 194x120.
Доска липовая. Паволока, левкас, яичная темпера. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Богоматерь Владимирская. Византийская икона XII в. Вывезена князем Андреем Боголюбским во Владимир и с тех пор стала небесной покровительницей Владимиро-Суздальской земли.
«Успение». Икона из Десятинного
монастыря в Новгороде. XIII в.
155*128. Доска липовая. Паволока,
левкас, яичная темпера. Москва.
Государственная Третьяковская галерея
|
|
|